Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Конституционно-правовой статус средств массовой информации в Российской Федерации

КУРСОВАЯ РАБОТА

по учебной дисциплине - Конституционное право

на тему:

«Современное состояние категории свобода массовой информации в конституционном праве»

Научный руководитель

 к.и.н. Комлякова Ю.Ю.

                                                            (подпись)

Студента 2 курса, факультета заочного обучения, гр. 22 ЗС

Гончара Александра Владимировича

                                                            (подпись)

 

Национальная шкала _____________

Кол-во баллов: __________________
ОценкаECTS___________________

 

Донецк 2020

 

 

                                          Введение

 

Средства массовой информации - это институт гражданского общества, они позволяют выявлять и учитывать многообразие мнений и убеждений людей. Свободные и независимые средства массовой информации являются в тоже время непременным условием формирования подлинно гражданского общества и правового государства.

 

Президент Российской Федерации Д. Медведев в своем Послании Федеральному Собранию РФ в 2009 году справедливо отметил, что благотворное воздействие на развитие демократических институтов и процедур оказывает и стремительное расширение национального информационного пространства. За последний год количество зарегистрированных в России печатных средств массовой информации выросло на 20 процентов, электронных - почти в 3 раза. Но бесспорным лидером роста является, конечно, Интернет; его постоянная российская аудитория увеличилась за это время более чем в четыре раза и превысила сегодня 25 миллионов человек.

Проблема обеспечения свободы слова и права граждан России на объективную и полную информацию обо всем, что происходит в стране и мире, остается в центре внимания и Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, «Причем не только по причине своего огромного значения для гражданского общества. Но также и в связи с противоречивыми и порой остро конфликтными тенденциями, которые она порождает во взаимоотношениях как внутри общества, так и между обществом и государством».

Целью настоящего исследования является анализ предпосылок и обоснование возможностей построения единой и сбалансированной системы конституционно-правового регулирования средств массовой информации,

 

Для достижения указанной цели необходимо было решить следующие задачи:

• изучение конституционно-правовых основ свободы массовой информации;

• анализ современного состояния законодательства о средствах массовой информации с точки зрения его соответствия конституционным принципам и международно-правовым стандартам;

• исследование системы конституционно-правового обеспечения независимости средств массовой информации как основного профессионального распространителя массовой информации, а также как института гражданского Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере конституционно-правового регулирования средств массовой информации.

Предметом исследования является законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации, международно-правовые акты, а также правовые аспекты регулирования отношений средств массовой информации с гражданами, обществом и государством.

Достижение цели и решение поставленных задач осуществляется

посредством использования современных общенаучных и частных методов познания общественных явлений. Структура и содержание моей контрольной работы обусловлены целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, объединяющих три параграфа, заключения и списка литературы.

Глава 1. Конституционно-правовой статус средств массовой информации в Российской Федерации

Законодательство о средствах массовой информации

Принципы свободы массовой информации в более общем виде были зафиксированы и в других конституционных нормах. Так в общем контексте Конституции, интегрировав содержание других норма, норма свободы массовой информации обретает необходимую конкретность и системность. Так, пункт 1 статьи 29 гарантирует каждому свободу мысли и слова; пункт 3 - недопустимость принуждения человека к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них; пункт 4 - право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Защитные механизмы, которые в случае необходимости могли бы противостоять попыткам сворачивания информационного плюрализма, в том числе путем концентрации и монополизации средств массовой информации, конституционно закреплены в статьях 8, 34 и 35 Конституции, в которых идет речь о свободе экономической деятельности и праве частной собственности, а также в статье 13, предусматривающей, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной Конституционные гарантии свободы массовой информации закреплены также в нормах, устанавливающих ответственность должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей (пункт 3 статьи 41); в нормах, закрепляющих право каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды (статья 42), свободу творчества и преподавания, охрану интеллектуальной собственности (пункт 1 статьи 44), открытость заседаний палат Федерального собрания (пункт 2 статьи 100), открытость судопроизводства (пункт 1 статьи 123) и др.

Общие положения, касающиеся свободы СМИ реализуются на практике лишь в том случае, если они детально прописаны в специальном законодательстве, определяющим систему правовых отношений СМИ и государства, СМИ и общества. Систему правовых отношений, касающихся СМИ, можно определить в категориях теории права как массово-информационное право. Согласно части третьей статьи 2 Закона о СМИ под средством массовой информации понимается «форма периодического распространения массовой информации». Категория правового статуса СМИ призвана отразить юридическое опосредование их фактического положения: сначала регистрируется СМИ, а потом уже редакция организуется в форме юридического лица в соответствии общим правилам Гражданского кодекса РФ. Структура правового статуса СМИ состоит из следующих основных элементов: правовое состояние, правосубъектность, статусные права и обязанности, гарантии их реализации.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...