Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 41 Понятие и предмет международного уголовного права, категории преступления




Формирование международного уголовного права (далее — МУП) началось в глубокой древности, однако временные интервалы между появлениями его отдельных институтов исчисляются веками. Отдель­ные институты международного уголовного права появились практи­чески одновременно с возникновением государств, — например, вы­дача преступников (экстрадиция).

Впервые в правовой науке термин «международное уголовное пра­во» появился в конце XIX в. Тогда предмет международного уголовно­го права был ограничен вопросами оказания правовой помощи (в ос­новном, выдачи преступников) и определением пространственной сферы действия уголовного закона.

Советская наука 70—80-х гг. XX в. в принципе отказалась от упот­ребления термина «международное уголовное право», заменив его вы­ражением «международно-правовое сотрудничество государств в борь­бе с уголовной преступностью». В работах наиболее известных специа­листов в этой области отрицалось наличие международного уголовного права как самостоятельной отрасли международного права.

До сих пор в отечественной доктрине термин «международное уго­ловное право» не является общепризнанным. Однако подавляющее большинство современных российских ученых применяют термин«Международное уголовное право», считая его самостоятельной отрас­лью международного права. Аналогичная позиция уже давно была выражена в работах зарубежных ученых и поддерживается КомиссиейМеждународного права.

Предмет регулирования международного уголовного права — это совокупность международно-правовых норм, определяющих составы международных преступлений и преступлений международного характера; регулирующих деятельность органов международной уголовной юстиции и оказание правовой помощи по уголовным делам.

Для определения предмета международного уголовного права существенное значение имеют принципы действия уголовного закона в пространстве. В области международного уголовного права почти безусловно господствует принцип экстерриториальной юрисдикции любое государство имеет право преследовать лиц, совершивших международные преступления или преступления международного характера, вне зависимости от их гражданства, места совершения преступ­ления и того факта, есть ли в уголовном законе данного государства соответствующий состав преступления.

При отсутствии в национальном уголовном праве какого-либо предусмотренного в международных соглашениях состава междуна­родного преступления или преступления международного характера государство может непосредственно применять нормы международ­ного уголовного права либо уголовное законодательство других госу­дарств (места совершения преступления, гражданства преступника, гражданства потерпевшего, государства, против интересов которого направлено преступное деяние).

МУП представляет собой комплексную отрасль права, сочетаю­щую в себе и материальные, и процессуальные нормы. Например, проблема международной уголовной юстиции — это проблема судоус­тройства и судопроизводства, т.е. процессуальная проблема. От во­просов организации международной уголовной юстиции неотделимы материальные вопросы (определение составов преступлений, подсуд­ных международным уголовным судам).

Важнейшей частью предмета международного уголовного права является определение составов международных преступлений и пре­ступлений международного характера. Большинство ученых опреде­ляют МУП именно как совокупность принципов и норм, регулирую­щих сотрудничество государств по борьбе с подобными деяниями.

Понятие международных преступлений употребляется в различ­ных аспектах. Большинство ученых определяют международные пре­ступления как международно-противоправные деяния, совершенныегосударством, т.е. их субъект — это государство в целом, а не физиче­ское лицо. Однако не менее часто термин «международное преступле­ние» применяется к деяниям, совершенным индивидами. В данномслучае международное преступление терминологически отождествля­ется с понятием преступления против человечества.

Впервые классификация подобных деяний была произведена в уставе Нюрнбергского трибунала: преступления против мира, военные преступления, преступления против человечности. В настоящее время эта классификация дополнена еще одним видом международных преступлений — преступления против человеческой цивилизации-Составы международных преступлений определены в многосторонних универсальных конвенциях — Конвенции о борьбе с геноцидом 1948 г., Конвенции о борьбе с апартеидом 1973 г.и др. Представляется, что такие преступления следует называть «преступления против человечества» или «международные преступления индивидов» с целью их терминологического отграничения от международных преступлений государства.

Что касается преступлений международного характера, то здесь имеет место еще большая несогласованность, чем в случае с междуна­родными преступлениями. В разных работах употребляются совер­шенно различные термины: квази международные преступления, пре­ступления с международным элементом, уголовные преступления международного характера, уголовные международные преступления, преступления международного характера.

В российской науке довольно давно утвердился термин «преступ­ления международного характера». Этот термин не полностью учиты­вает специфику подобных деяний (в частности, не подчеркивается их уголовно-правовой характер), однако в целях терминологической унификации понятие «преступления международного характера» яв­ляется вполне приемлемым.

После принятия резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 1974 г. «Определение агрессии» работа над проектом Кодекса возобновилась. "Торой проект Кодекса был принят Комиссией международного пра­ва в 1997 г. Особое внимание Комиссии международного права было Сосредоточено на разработке перечня международных преступлений, Преступлений против мира и безопасности человечества.

В проекте Кодекса нет разграничения между преступлениями против человечества и преступлениями международного характера, а просто Предложен перечень преступлений против мира и безопасности человечества: агрессия и угроза ее применения, вмешательство во внутренние и внешние дела государства, колониализм и иные формы иностранного господства, геноцид, апартеид, грубые и массовые нарушения прав человека, военные преступления, наемничество, международный терроризм, незаконный оборот наркотиков, причинение преднамеренного ущерба окружающей среде.

Проблема организации международной уголовной юстиции представляет собой часть предмета международного уголовного права раньше многие авторы отрицали само существование МУП как самостоя­тельной отрасли международного права именно в связи с отсутствием органов международного правосудия и ставили существование МУП в прямую зависимость от наличия международных военных трибу­налов.

Первая конвенция о создании органов международного правосу­дия была подписана под эгидой Лиги Наций — Конвенция о создании Международного уголовного суда 1937 г. (подписали 13 государств, втом числе СССР). Международный уголовный суд обладал юрисдик­цией в соответствии с Конвенцией о борьбе с терроризмом 1937 г. Обе конвенции в силу не вступили.

В основном международная практика идет по пути создания меж­дународных уголовных судов ad hoc — Нюрнбергского и Токийского военных трибуналов, трибуналов по Югославии и Руанде. Одновре­менно действуют и постоянные международные правоприменитель­ные органы — Европейский суд по правам человека, деятельность ко­торого частично затрагивает проблемы борьбы с международнымипреступлениями (грубыми и массовыми нарушениями прав челове­ка). В настоящее время в связи с созданием Международного уголов­ного суда можно утверждать, что проблема организации международ­ной уголовной юстиции разрешена.

Практически до середины 50-х гг. XX в. выдача преступников явля­лась наиболее развитой и значимой частью МУП; в настоящее время она утратила доминирующую роль в связи с развитием совместной борьбы государств с международными преступлениями и преступле­ниями международного характера. В современном мире значительно большее значение имеет передача осужденных для отбывания наказа­ния в государстве их гражданства.

44. Вопрос 42 Правовая помощь по уголовным делам. Экстрадиция. Осуждение

Раздел о правовой помощи по уголовным делам, имеющий­ся в большинстве договоров, включает следующие виды дейст­вий: 1) выдача лиц другому государству для привлечения к уго­ловной ответственности или для приведения приговора в ис­полнение; 2) осуществление уголовного преследования про­тив собственных граждан по поручению другого государства; 3) Передача предметов, которые были использованы при совер­шении преступления и (или) которые могут иметь значение до­казательств в уголовном деле; 4) взаимное уведомление об об­винительных приговорах в отношении граждан договариваю­щихся государств, предоставление сведений о судимости либо иной информации.

Вне рамок рассматриваемых договоров в специальных кон­венциях регламентируется еще одно действие, которое также можно квалифицировать как правовую помощь, — передача лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются (сокращенный вариант: передача осужденных).

Выдача не производится, если:

1) лицо, выдача которого требуется, является гражданином запрашиваемого государства;

2) на момент получения требования, согласно законодатель­ству запрашиваемого государства, преследование не допуска­ется вследствие истечения срока давности либо по иному за­конному основанию;

3) в отношении лица уже вынесен за то же преступление приговор на территории запрашиваемого государства или дело прекращено;

4) преступление по законодательству обоих государств пре­следуется в порядке частного обвинения.

В связи с установлением правила невыдачи граждан за­прашиваемого государства в договоры включены нормы отно­сительно обязанности осуществления уголовного преследова­ния запрашиваемым государством против собственных граж­дан, подозреваемых в совершении преступления на террито­рии запрашивающего государства, если последнее обращается с таким поручением. В таком случае запрашиваемое государст­во производит необходимые действия в соответствии со своим законодательством и информирует запрашивающее государст­во о результатах уголовного преследования.

Договор с Финляндией не содержит норм о выдаче, преду­смотрено лишь выполнение просьбы о возбуждении уголовного преследования. Подобный "пробел" присущ и Договору о пра­вовой помощи с КНР, однако заключенный в дополнение к нему Договор о выдаче подробно регламентирует эту форму право­вого сотрудничества, оговаривая, вместе с тем, последствия не­выдачи собственных граждан — возбуждение на основании просьбы уголовного преследования в соответствии со своим за­конодательством.

Особой формой правового сотрудничества, также связан­ной с решением вопросов правового положения личности в про­цессе межгосударственных отношений, является передача осужденных лиц в государство их гражданства для отбыва­ния наказания.

В 1979 г. вступила в силу Конвенция о передаче лиц, осужденных к лишению сво­боды, для отбывания наказания в государстве, гражданами ко­торого они являются. В1983 г. в рамках Совета Европы была принята Европейская конвенция о передаче осужденных лиц.

Первая из названных конвенций содержит следующие наи­более существенные положения.

Согласно ст. 1, граждане каждого из государств-участни­ков, осужденные к лишению свободы в другом государстве, бу­дут по взаимному согласию этих государств передаваться для отбывания наказания в то государство, гражданами которого они являются.. Передача осужденного возможна после вступле­ния приговора в законную силу.

В соответствии со ст. 4, передача осужденного в порядке, предусмотренном Конвенцией, не производится, если:

а) по законодательству государства, гражданином которого является осужденный, деяние, за которое он осужден, не явля­ется преступлением;

б) в государстве, гражданином которого является осужден­ный, за совершенное деяние он понес наказание или был оправдан либо дело было прекращено, а равно если лицо освобо­ждено от наказания компетентным органом этого государства;

в) наказание не может быть исполнено в государстве, гра­жданином которого является осужденный, вследствие истече­ния сроков давности или по иному основанию, предусмотренно­му законодательством этого государства;

г) осужденный имеет постоянное место жительства на тер­ритории государства, судом которого вынесен приговор;

д) не достигнуто согласия о передаче осужденного на усло­виях, предусмотренных настоящей Конвенцией.

Назначенное осужденному наказание отбывается на осно­вании приговора суда того государства, в котором он был осуж­ден. Исходя из вынесенного приговора, суд государства, граж­данином которого является осужденный, принимает решение о его исполнении, определяя срок лишения свободы в соответст­вии с приговором. Часть наказания, отбытая осужденным в го­сударстве, судом которого вынесен приговор, засчитывается в срок наказания. Исполнение не отбытого до передачи осужден­ного наказания, а также полное или частичное освобождение от наказания после принятия решения об исполнении приговора производятся в соответствии с законодательством государства, которому передан осужденный.

Помилование осужденного осуществляется тем государст­вом, которому он передан для отбывания наказания. Амнистия после передачи осужденного осуществляется в соответствии с актами об амнистии, изданными в государстве, судом которого вынесен приговор, и в государстве, гражданином которого яв­ляется осужденный.

Экстради́ция — форма международного сотрудничества государств в борьбе с преступностью. Заключается в аресте и передаче одним государством другому (по запросу последнего) лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, либо осуждённого преступника. В последнее время зачастую термин «экстрадиция» неправильно применяют вместо термина «депортация».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...