Вопрос 41 Понятие и предмет международного уголовного права, категории преступления
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Формирование международного уголовного права (далее — МУП) началось в глубокой древности, однако временные интервалы между появлениями его отдельных институтов исчисляются веками. Отдельные институты международного уголовного права появились практически одновременно с возникновением государств, — например, выдача преступников (экстрадиция). Впервые в правовой науке термин «международное уголовное право» появился в конце XIX в. Тогда предмет международного уголовного права был ограничен вопросами оказания правовой помощи (в основном, выдачи преступников) и определением пространственной сферы действия уголовного закона. Советская наука 70—80-х гг. XX в. в принципе отказалась от употребления термина «международное уголовное право», заменив его выражением «международно-правовое сотрудничество государств в борьбе с уголовной преступностью». В работах наиболее известных специалистов в этой области отрицалось наличие международного уголовного права как самостоятельной отрасли международного права. До сих пор в отечественной доктрине термин «международное уголовное право» не является общепризнанным. Однако подавляющее большинство современных российских ученых применяют термин«Международное уголовное право», считая его самостоятельной отраслью международного права. Аналогичная позиция уже давно была выражена в работах зарубежных ученых и поддерживается КомиссиейМеждународного права. Предмет регулирования международного уголовного права — это совокупность международно-правовых норм, определяющих составы международных преступлений и преступлений международного характера; регулирующих деятельность органов международной уголовной юстиции и оказание правовой помощи по уголовным делам.
Для определения предмета международного уголовного права существенное значение имеют принципы действия уголовного закона в пространстве. В области международного уголовного права почти безусловно господствует принцип экстерриториальной юрисдикции любое государство имеет право преследовать лиц, совершивших международные преступления или преступления международного характера, вне зависимости от их гражданства, места совершения преступления и того факта, есть ли в уголовном законе данного государства соответствующий состав преступления. При отсутствии в национальном уголовном праве какого-либо предусмотренного в международных соглашениях состава международного преступления или преступления международного характера государство может непосредственно применять нормы международного уголовного права либо уголовное законодательство других государств (места совершения преступления, гражданства преступника, гражданства потерпевшего, государства, против интересов которого направлено преступное деяние). МУП представляет собой комплексную отрасль права, сочетающую в себе и материальные, и процессуальные нормы. Например, проблема международной уголовной юстиции — это проблема судоустройства и судопроизводства, т.е. процессуальная проблема. От вопросов организации международной уголовной юстиции неотделимы материальные вопросы (определение составов преступлений, подсудных международным уголовным судам). Важнейшей частью предмета международного уголовного права является определение составов международных преступлений и преступлений международного характера. Большинство ученых определяют МУП именно как совокупность принципов и норм, регулирующих сотрудничество государств по борьбе с подобными деяниями.
Понятие международных преступлений употребляется в различных аспектах. Большинство ученых определяют международные преступления как международно-противоправные деяния, совершенныегосударством, т.е. их субъект — это государство в целом, а не физическое лицо. Однако не менее часто термин «международное преступление» применяется к деяниям, совершенным индивидами. В данномслучае международное преступление терминологически отождествляется с понятием преступления против человечества. Впервые классификация подобных деяний была произведена в уставе Нюрнбергского трибунала: преступления против мира, военные преступления, преступления против человечности. В настоящее время эта классификация дополнена еще одним видом международных преступлений — преступления против человеческой цивилизации-Составы международных преступлений определены в многосторонних универсальных конвенциях — Конвенции о борьбе с геноцидом 1948 г., Конвенции о борьбе с апартеидом 1973 г.и др. Представляется, что такие преступления следует называть «преступления против человечества» или «международные преступления индивидов» с целью их терминологического отграничения от международных преступлений государства. Что касается преступлений международного характера, то здесь имеет место еще большая несогласованность, чем в случае с международными преступлениями. В разных работах употребляются совершенно различные термины: квази международные преступления, преступления с международным элементом, уголовные преступления международного характера, уголовные международные преступления, преступления международного характера. В российской науке довольно давно утвердился термин «преступления международного характера». Этот термин не полностью учитывает специфику подобных деяний (в частности, не подчеркивается их уголовно-правовой характер), однако в целях терминологической унификации понятие «преступления международного характера» является вполне приемлемым. После принятия резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 1974 г. «Определение агрессии» работа над проектом Кодекса возобновилась. "Торой проект Кодекса был принят Комиссией международного права в 1997 г. Особое внимание Комиссии международного права было Сосредоточено на разработке перечня международных преступлений, Преступлений против мира и безопасности человечества.
В проекте Кодекса нет разграничения между преступлениями против человечества и преступлениями международного характера, а просто Предложен перечень преступлений против мира и безопасности человечества: агрессия и угроза ее применения, вмешательство во внутренние и внешние дела государства, колониализм и иные формы иностранного господства, геноцид, апартеид, грубые и массовые нарушения прав человека, военные преступления, наемничество, международный терроризм, незаконный оборот наркотиков, причинение преднамеренного ущерба окружающей среде. Проблема организации международной уголовной юстиции представляет собой часть предмета международного уголовного права раньше многие авторы отрицали само существование МУП как самостоятельной отрасли международного права именно в связи с отсутствием органов международного правосудия и ставили существование МУП в прямую зависимость от наличия международных военных трибуналов. Первая конвенция о создании органов международного правосудия была подписана под эгидой Лиги Наций — Конвенция о создании Международного уголовного суда 1937 г. (подписали 13 государств, втом числе СССР). Международный уголовный суд обладал юрисдикцией в соответствии с Конвенцией о борьбе с терроризмом 1937 г. Обе конвенции в силу не вступили. В основном международная практика идет по пути создания международных уголовных судов ad hoc — Нюрнбергского и Токийского военных трибуналов, трибуналов по Югославии и Руанде. Одновременно действуют и постоянные международные правоприменительные органы — Европейский суд по правам человека, деятельность которого частично затрагивает проблемы борьбы с международнымипреступлениями (грубыми и массовыми нарушениями прав человека). В настоящее время в связи с созданием Международного уголовного суда можно утверждать, что проблема организации международной уголовной юстиции разрешена.
Практически до середины 50-х гг. XX в. выдача преступников являлась наиболее развитой и значимой частью МУП; в настоящее время она утратила доминирующую роль в связи с развитием совместной борьбы государств с международными преступлениями и преступлениями международного характера. В современном мире значительно большее значение имеет передача осужденных для отбывания наказания в государстве их гражданства. 44. Вопрос 42 Правовая помощь по уголовным делам. Экстрадиция. Осуждение Раздел о правовой помощи по уголовным делам, имеющийся в большинстве договоров, включает следующие виды действий: 1) выдача лиц другому государству для привлечения к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение; 2) осуществление уголовного преследования против собственных граждан по поручению другого государства; 3) Передача предметов, которые были использованы при совершении преступления и (или) которые могут иметь значение доказательств в уголовном деле; 4) взаимное уведомление об обвинительных приговорах в отношении граждан договаривающихся государств, предоставление сведений о судимости либо иной информации. Вне рамок рассматриваемых договоров в специальных конвенциях регламентируется еще одно действие, которое также можно квалифицировать как правовую помощь, — передача лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются (сокращенный вариант: передача осужденных). Выдача не производится, если: 1) лицо, выдача которого требуется, является гражданином запрашиваемого государства; 2) на момент получения требования, согласно законодательству запрашиваемого государства, преследование не допускается вследствие истечения срока давности либо по иному законному основанию; 3) в отношении лица уже вынесен за то же преступление приговор на территории запрашиваемого государства или дело прекращено; 4) преступление по законодательству обоих государств преследуется в порядке частного обвинения. В связи с установлением правила невыдачи граждан запрашиваемого государства в договоры включены нормы относительно обязанности осуществления уголовного преследования запрашиваемым государством против собственных граждан, подозреваемых в совершении преступления на территории запрашивающего государства, если последнее обращается с таким поручением. В таком случае запрашиваемое государство производит необходимые действия в соответствии со своим законодательством и информирует запрашивающее государство о результатах уголовного преследования.
Договор с Финляндией не содержит норм о выдаче, предусмотрено лишь выполнение просьбы о возбуждении уголовного преследования. Подобный "пробел" присущ и Договору о правовой помощи с КНР, однако заключенный в дополнение к нему Договор о выдаче подробно регламентирует эту форму правового сотрудничества, оговаривая, вместе с тем, последствия невыдачи собственных граждан — возбуждение на основании просьбы уголовного преследования в соответствии со своим законодательством. Особой формой правового сотрудничества, также связанной с решением вопросов правового положения личности в процессе межгосударственных отношений, является передача осужденных лиц в государство их гражданства для отбывания наказания. В 1979 г. вступила в силу Конвенция о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются. В1983 г. в рамках Совета Европы была принята Европейская конвенция о передаче осужденных лиц. Первая из названных конвенций содержит следующие наиболее существенные положения. Согласно ст. 1, граждане каждого из государств-участников, осужденные к лишению свободы в другом государстве, будут по взаимному согласию этих государств передаваться для отбывания наказания в то государство, гражданами которого они являются.. Передача осужденного возможна после вступления приговора в законную силу. В соответствии со ст. 4, передача осужденного в порядке, предусмотренном Конвенцией, не производится, если: а) по законодательству государства, гражданином которого является осужденный, деяние, за которое он осужден, не является преступлением; б) в государстве, гражданином которого является осужденный, за совершенное деяние он понес наказание или был оправдан либо дело было прекращено, а равно если лицо освобождено от наказания компетентным органом этого государства; в) наказание не может быть исполнено в государстве, гражданином которого является осужденный, вследствие истечения сроков давности или по иному основанию, предусмотренному законодательством этого государства; г) осужденный имеет постоянное место жительства на территории государства, судом которого вынесен приговор; д) не достигнуто согласия о передаче осужденного на условиях, предусмотренных настоящей Конвенцией. Назначенное осужденному наказание отбывается на основании приговора суда того государства, в котором он был осужден. Исходя из вынесенного приговора, суд государства, гражданином которого является осужденный, принимает решение о его исполнении, определяя срок лишения свободы в соответствии с приговором. Часть наказания, отбытая осужденным в государстве, судом которого вынесен приговор, засчитывается в срок наказания. Исполнение не отбытого до передачи осужденного наказания, а также полное или частичное освобождение от наказания после принятия решения об исполнении приговора производятся в соответствии с законодательством государства, которому передан осужденный. Помилование осужденного осуществляется тем государством, которому он передан для отбывания наказания. Амнистия после передачи осужденного осуществляется в соответствии с актами об амнистии, изданными в государстве, судом которого вынесен приговор, и в государстве, гражданином которого является осужденный. Экстради́ция — форма международного сотрудничества государств в борьбе с преступностью. Заключается в аресте и передаче одним государством другому (по запросу последнего) лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, либо осуждённого преступника. В последнее время зачастую термин «экстрадиция» неправильно применяют вместо термина «депортация».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|