Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 3. Влияние государственного долга на национальную экономику.




Чем обременительнее для страны накопленный внешний долг, тем в большей мере его обслуживание вовлекается во взаимодействие с функционированием всей национальной экономики и ее финансовой сферы. Обозначим характер взаимодействия внешних заимствований с соответствующими сферами экономики страны. Прежде всего важен характер опасности чрезмерного роста внешнего долга с позиций государственного бюджета, денежно-кредитной системы, международной кредитоспособности страны. Для государственного бюджета в 3-х звеном кредитном цикле (привлечение, использование, погашение) неблагоприятные последствия чрезмерного возрастания внешнего долга связаны в основном со стадией его погашения; новые же займы для текущего бюджетного периода, наоборот сулят возможность ослабить нагрузку на налоговые и другие обычные доходные источники, позволяют более гибко маневрировать на всех стадиях бюджетного процесса. В то же время неблагоприятно может складываться график платежей по внешнему долгу. В любом случае степень и последствия взаимодействия зависят главным образом от относительной величины накопившегося внешнего долга. У платежного баланса аналогичный характер взаимодействия с долговым циклом: на смену желанным дополнительным валютным поступлениям приходит период расплаты по долгу. Здесь в целом высокая степень взаимодействия, поскольку именно сальдо по текущим статьям платежного баланса может выступать основным ограничителем во внешних заимствованиях и управлении инвалютным долгом, а при определенных обстоятельствах— даже диктовать необходимость отсрочки долговых платежей. В условиях обременительного внешнего долга существенно возрастают трудности в укреплении доверия к национальной валюте, противодействии инфляции, в обеспечении необходимыми валютными резервами и валютной конвертируемости. Особое место при этом занимает вопрос о возможных неблагоприятных последствиях в случае чрезмерной девальвации национальной валюты, относительно занижения ее реального курса. Увеличение в подобных условиях реального бремени платежей по внешнему долгу подтверждается практикой ряда стран. Согласно введенному в 1994г. Порядку формирования российского государственного бюджета все платежи в нем по внешнему долгу учитываются теперь в рублевом эквиваленте. Это ограничивает возможности России увеличивать долговые выплаты, поскольку она имеет обязательства перед МВФ в отношении предельных размеров бюджетного дефицита. При заниженном курсе рубля искусственно завышается рублевый эквивалент бюджетных расходов по долговым платежам, а тем самым и размеры бюджетного дефицита. Одним из элементов управления внешним долгом страны является разработка программы внешних заимствований. Ряд основных положений по этому вопросу предусмотрен правительственным постановлением от 16 октября 1993г. №1060 и федеральным законом от 26 декабря 1994г. №76-Ф3. Предельным размером государственных внешних заимствований является ежегодно утверждаемый в форме федерального закона максимальный объем использования кредитов на предстоящий финансовый год. Как правило, он не должен превышать годового объема платежей по обслуживанию и выплате основной суммы государственного внешнего долга. В предельных размерах не учитываются кредиты и заимствования в отношениях с другими государствами-участниками СНГ; их суммы определяются в законе о федеральном бюджете. В заимствованиях и предоставляемых внешних кредитов с выделением кредитов (займов), каждый из которых превышает 100 млн. Ограничителем размеров внешних заимствований может служить установка на поддержание в определенных пределах показателей долговой зависимости, используемых в мировой практике, в том числе на основе сопоставления задолженности и долговых платежей с ВВП и экспортом. Необходимо учитывать, что для России, как и для других стран с большой территорией, объективно закономерен относительно низкий удельный вес экспорта в национальном продукте. Именно по этой причине, а также из-за неполной еще интеграции в мировую экономику нам, видимо, следует отдавать предпочтение не ВВП, а экспорту в качестве базы для индикатора уровня долговой зависимости. Для оценки остроты долговой проблемы существуют разные критерии. Наиболее типичные из них связывают размер долга и потребности его погашения и выплаты процентов с величиной экспорта, от которого зависят потенциальные возможности обслуживания кредитов. Границей опасности считается превышение суммы долга по сравнению с экспортом в 2 раза, повышенной опасности – в 3 раза. По данным за 1995 год, величина задолженности превышала общую сумму экспорта немногим более чем в 1,5 раза, а экспорта в страны дальнего зарубежья – примерно в 1,9 раза. Она по этому критерию не достигла еще опасной черты, хотя нужен тщательный контроль, чтобы вплотную не приблизиться к ней. Сложнее ситуация с проблемой погашения долга и уплаты процентов по нему. Границей опасности считается отношение процентных платежей к экспорту 15-20%, границей повышенной опасности: 25-30%. В 1995 году обязательства страны по погашению кредитов и платежам процентов составляли (без учета реструктуризации) 27,6 млрд. Долларов (35% к общей сумме экспорта и 43% к экспорту в дальнее зарубежье), фактически было выплачено 14,4 млрд. Долларов (18 и 25% соответственно). Поскольку указанные суммы содержат не только проценты, но и погашение долга, пока ситуация с учетом отсрочек платежей еще не достигла критической черты, хоть и приближается к ней. В настоящее время полное обслуживание внешнего долга стране не по силам. Отказ же от платежей означал бы неплатежеспособность государства, что не только стало бы тяжелым ударом по его престижу в мире, но и парализовало бы импорт, оголив внутренний рынок и нанеся непоправимый урон населению, поставив на повестку дня вопрос о введении карточной системы.

Недавно достигнута беспрецедентная долгосрочная (на 25 лет) реструктуризация задолженности перед иностранными государствами (Парижский клуб, общая сумма долга которому составляет около 40 млрд. Долларов реструктуризуемая часть – 37,6 млрд.) банками (Лондонский клуб, долг которому достигает 25 млрд.), которая явилась, по общей оценке, крупнейшим достижением российской экономической дипломатии. В соответствии с условиями погашение реструктуризуемой, части долга начнется в 2002 году и должно завершиться в 2020 году. Не реструктуризованными остались лишь долги коммерческим фирмам, на долю которых приходится порядка 5-6% суммы долга бывшего СССР. Все это принципиально облегчает ситуацию на ближайшую перспективу. Так, в 1996 году Россия должна будет выплатить Парижскому клубу в качестве процентов 2 млрд. Долларов вместо 8 млрд. Долларов по первоначальным обязательствам. Становится реальным уложиться в общую сумму платежей в 8,5 млрд. Долларов, предусмотренную в бюджете на 1996 год. При благоприятном сценарии дальнейшего развития есть все возможности достичь в 2002 году, когда начнется период погашения, принципиально новой ситуации в экономике, делающей эти выплаты не столь критическими. Однако проблема требует постоянного внимания и контроля. Посильность к тому времени погашения долга будет зависеть от трех основных факторов: масштабов роста производства и доходов бюджета, темпов роста экспорта, обеспечения устойчивого активного сальдо торгового и платежного балансов и накопления валютных резервов. Особого внимания требует ограничение наращивания нового долга. Целесообразно также использовать при необходимости такую форму уменьшения задолженности, как продажа в обмен на долг части акций российских предприятий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

3. Колчин С. «Внешний долг: бремя цивилизации», «Деньги и кредит», №6/1996. В настоящей работе были изучены понятия государственного долга и бюджетного дефицита. Эти экономические явления возникли вследствие финансово-хозяйственной деятельности правительств России. Умение грамотно управлять процессом реструктуризации государственного долга – задача экономической и политической безопасности нашей страны. В структуре иностранных обязательств федеральных органов управления наибольшая часть приходилась на задолженность, принятую на себя Россией в качестве правопреемницы бывшего СССР. Эта задолженность включает долг Парижскому клубу кредиторов, бывшим социалистическим странам, а также прочие иностранные пассивы. Внешний долг РФ можно условно разделить на шесть составляющих: 1) Займы международных организаций;                                                               2) Реструктуризированный долг бывшего СССР;

3) Кредиты и займы российских банков;

4) Кредиты и займы российских предприятий;

5) Валютные облигации внутреннего займа;

6) Еврооблигации и субфедеральные внешние займы и кредиты.

Как видно из работы, большую часть долга составляют долги, доставшиеся России от СССР. Судя по сравнению таблицы внешнего долга за 2000 год и таблицы внешнего долга за 2007 год, можно определить, что долг оставшийся от СССР почти погашен. Но государственный долг ещё не до конца погашен, поэтому он всё ещё будет влиять на национальную экономику. Дефицитность государственного и местных бюджетов и высокий государственный долг характерны на современном этапе для большинства промышленно развитых государств. Поэтому сокращение бюджетных дефицитов и государственного долга - одна из наиболее актуальных задач экономической политики не только России, но и других стран.

 

 

Список используемой литературы.

1. Алферов В. «Рынок внешнего долга России», «Рынок ценных бумаг», №1/1996

2. 2Борисов Е.Ф. «Экономическая теория», №1/2000

3. Луссе А.В. «Макроэкономика», №2/2001

4. Рыбалко Г.П. «О внешних заимствованиях России», «Финансы», №7/1995.

5. Селищев А.С. «Макроэкономика», №3/2002.

6. Симановский А.Ю. «Государственные долг: бремя цивилизации», «Деньги и кредит», №6/1996.

7. Статистические данные о рынке государственных ценных бумаг, сервер центрального банка РФ.9.Тихонова А. «Долги Российская империя отдавала всегда», «Рынок ценных бумаг», №1/1996

 

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...