Вопрос « Динамика групп и лидерство в системе менеджмента»
Ответ: Большинство людей почти всю свою сознательную жизнь проводят в организациях, живут по ее законам, взаимодействуют с другими членами организации. Установление органичного взаимодействия человека и организации является одной из важнейших задач менеджмента. Входя в новую организацию, человек сталкивается с организационным окружением и прежде всего с группой, в рамках которой он будет работать. Группа - это относительно обособленное объединение небольшого количества людей (обычно не более десяти) для достижения общей цели. Характерные особенности группы: · члены группы идентифицируют себя и свои действия с группой; · взаимодействие носит характер непосредственных устойчивых контактов; · наличие не формального распределения ролей, признаваемое группой. Существуют формальные и неформальные группы. Формальные группы - это структурные подразделения организации. Неформальные группы создаются членами организации в соответствии с их общими интересами, увлечениями и взаимными симпатиями. Далее будут рассматриваться лишь формальные. Наряду с выполнением определенной работы человек в группе: · учится, перенимая опыт других; · получает признание, вознаграждение; · получает уверенность в себе; · ощущает поддержку, помощь; · избегает одиночества, состояния ненужности; · стремиться быть нужным кому то. Взаимодействие человека и группы проявляется в следующем: · группа оказывает огромное влияние на поведение человека; · поведение человека, его действий вносят определенный вклад в жизнь группы. Отношения в группе возникают между людьми как носителями определенных социальных ролей. Роль - это относительно постоянная система поведения согласно более или менее четко установленному эталону. С ролью всегда связываются определенные права, обязанности и ожидания. Индивид, не оправдывающий их, подвергается санкциям, а оправдывающий - поощрению.
Обычно выделяют "производственные и межличностные" роли. В свою очередь, эти роди также можно классифицировать по тому или иному признаку. Производственные роли и межличностные по Вестену В.Р: 1. Координатор – это организаторские способности и становится руководителем коллектива. 2. Генератор идей – это самый способный и талантливый член коллектива. 3. Контролер – обладает глубокими знаниями, опытом, эрудицией, может оценить любую идею, может подтолкнуть другого к работе. 4. Шлифовальщик – обладает широким взглядом на проблему и при необходимости умеет «увязать» ее решение с другими задачами коллектива. 5. Энтузиаст – увлекает своим примером окружающих на действия по реализации поставленной цели. 6. Испытатель выгод – это посредник во внутренних и внешних отношениях, придающий определенное внутреннее единство действиям членов коллектива. 7. Исполнитель – добросовестно реализует чужие идеи, но нуждается в постоянном руководстве. 8. Помощник – это человек, который лично ни к чему не стремится, но готов всегда оказать содействие другим в работе и в жизни. На функционирование группы оказывают влияние следующие факторы: - размер группы; - статус членов группы; - система вознаграждения; - нормы поведения; - личностные характеристики членов группы; - сплоченность.
Размер группы – предпочтительная численность группы должна составлять 5 – 10 человек. Меньшие по численности группы принимают более точные решения и испытывают наибольшую удовлетворенность работой. С увеличением размера группы усложняется общение, контроль, труднее достигается согласие, эффективность работы снижается.
Статус членов группы – члены группы, чей статус выше, оказывают большее влияние на решение группы. Поэтому для повышения эффективности деятельности группы, необходимо, чтобы решения принимались сознательно. Система вознаграждения – оказывает существенное влияние на поведение членов группы в целом. Более эффективно работают группы, в которых при низкой взаимозависимости между членами группы допускается высокая дифференциация в оплате труда, и наоборот. Нормы поведения – оказывают сильное влияние на человека и определяют эффективность деятельности группы: - честность; - добросовестное отношение к группе; - повышение квалификации. Личностные характеристики группы: - способность; - жизненный опыт; - оказывают большое влияние на функционирование группы. Сплоченность группы – мера тяготения друг к другу, сплоченность группы повышает производительность труда, там в группах меньше напряженности, непонимание друг друга, враждебности и недоверия. Повышению сплоченности способствуют проведение собраний, обсуждение итогов работы, выделения вклада каждого члена группы в достижение общих целей. Формальное лидерство – это влияние через способности, умение или другие ресурсы, необходимые людям. Лидер – это руководитель, который идет впереди, воодушевляет работников. Лидеры сами устанавливают свои цели и используют их для изменения отношения последователей к делу. Менеджеры работают над достижением кем-то установленных целей. Выделяют три группы качеств присущих руководителю-лидеру: - профессиональные; - личные; - деловые. Профессиональные качества: - компетентность в соответствующей профессии; - общая эрудиция, глубокое знание своей и смежной деятельности; - стремление к приобретению новых знаний; - поиск новых форм и методов работы; - умение планировать свою работу. Личные качества: - высокие моральные стандарты; - интеллектуальные способности; - физическое и психологическое здоровье; - впечатляющая внешность; - высокий уровень внутренней культуры; - отзывчивость, благожелательность по отношению к людям; - уверенность в себе; - активность, энергичность;
- способность управлять собой. Деловые качества: - господство над другими; - умение создать организацию и обеспечить ее деятельность; - оперативность в решении проблем, умение выбрать главное и сконцентрироваться на нем; - расположить к себе людей, убедить в правильности своей точки зрения, повести за собой; - оперативность в решении проблем; - стремление к преобразованиям. Недостатки теории лидерских качеств: 1. Перечень лидерских качеств бесконечен; 2. Лидерские качества не универсальны для всех случаев жизни; 3. Не удалось установить лидерские качества и лидерством. (Гитлер, Наполеон, Сталин не обладали всем набором качеств и стали руководителями великих держав). Теории лидерского поведения: - три стиля руководства (К. Левин); - лидерство, ориентированное на работу или на работников (Ликерт, Р. Блейк, Д. Моутон) I Три стиля руководства
Пассивный В наше время поставленная задача быстрее достигается при авторитарном руководстве. II Теория «Лидерство, ориентированное на работу или работников»; - концентрация внимания лидера на работе (производстве); - концентрация внимания на работниках. Руководитель, сосредоточенный на работе заботится о проектировании задачи и разработки системы вознаграждений для повышения производительности труда. Руководитель, сосредоточенный на человеке уделяет совершенствованию человеческих отношений, привлекает подчиненных к принятию решения, помогает решать личные проблемы, поощряет профессиональный рост. Управленческая сетка Блейка и Моутона представляет матрицу, образованную пересечениями двух переменных лидерского поведения: 1) На горизонтальной оси – интерес к производству; 2) На вертикальной оси – интерес к работникам. Горизонтальная ось ранжирует от 1 до 9 баллов. Вертикальная ось ранжирует по шкале 1 – 9. На сетке выделено пять основных стилей лидерства: 1.1 – плохое (убогое) управление (мало внимания к людям и к производству, избегание ответственности и личного участия);
1.9 – людей не принуждают работать, их ошибки принимают сквозь пальцы; 5.5 – управление посередине (умеренное принятие кнута и пряника); 9.1 – управление на основе задачи (на производстве на основе использования власти и подчинения); 9.9 – управление командой (большое внимание, как к производству, так и к людям).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|