Концентрированное выражение менеджмент качества продукции получил в международных стандартах ИСО серии 9000.
Вопрос № 1. Важным показателем деятельности любого предприятия является качество производимой продукции. Его повышение, одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и укрепления позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует росту спроса на неё, укреплению конкурентоспособности предприятия, его финансового положения. Качество продукции -- совокупность свойств продукции, определяющих степень её пригодности для использования по назначению (например, крахмалистость картофеля). Качество пищевых и непищевых продуктов характеризуется многообразием потребительских свойств. Свойство продукции -- объективно существующая характеристика какого-либо признака продукции. В зависимости от того, сколько признаков (свойств) мы учитываем при определении показателей оценки качества продукции, они делятся на группы. 1. Обобщающие показатели, характеризуют все качественные признаки произведённой продукции, к ним относятся: а) удельный вес новой продукции, в общем её объёме; б) удельный вес продукции высшей категории качества; в) удельный вес сертифицированной продукции; г) удельный вес экспортируемой продукции. 2. И ндивидуальные (единичные) показатели, характеризуют одно из её свойств, это: а) полезность (содержание белка и жира в молоке, крахмала в картофеле и т.д.) б) надёжность (долговечность, безотказность); в) технологичность (трудоёмкость, энергоёмкость). 3. Косвенные показатели, к ним относятся, финансовые потери, штрафы за выпуск некачественной продукции, объём и удельный вес забракованной продукции. Качество продукции в значительной мере формирует основные экономические показатели организации: себестоимость, цену продукции, прибыль, рентабельность.
Высокий уровень качества продукции способствует увеличению суммы прибыли, рентабельности за счёт: а) роста объёма продаж, т.е. зачётной массы продукции (содержание белка, жира, сахара, крахмала); б) более высоких цен (сорт молока экстра – 1000 руб. за кг, а второй сорт – 415 руб. за кг.). Для обеспечения качества производимой продукции, его необходимо постоянно и на всех уровнях контролировать. Контроль качества продукции -- процесс проверки соответствия количественных и качественных (цвет, форма, размер) характеристик продукции установленным требованиям. Эти требования определяются в процессе стандартизации и сертификации. Стандартизация -- установление стандарта, т.е. нормативного документа в котором оговариваются, для всеобщего и обязательного использования, правила, общие принципы, требования и характеристики, касающиеся данного объекта стандартизации (стандарты на молоко, зерно, овощи и т.д.). В РБ стандарты подразделяются на: а) государственные (ГОСТ РБ); б) отраслевые (ОСТ); в) технические условия (ТУ); г) предприятия и объединения (СТП); Продукция, на которую в ГОСТах установлены требования по обеспечению безопасности жизни, здоровья или имущества граждан и охраны окружающей среды, подлежит сертификации. Сертификация -- деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным в государственных стандартах требованиям, что выражается в получении сертификата. Сертификат -- документ, удостоверяющий, что на предприятии выпускается продукция, соответствующая всем требованиям стандарта. Очень важно повышать качество продукции, что может достигаться по следующим направлениям: 1) за счёт внутренних факторов, т.е. объективной способности организации выпускать продукцию нужного качества и к ним относятся: а) технические факторы (техника и технологии);
б) организационные факторы (организация и дисциплина труда); в) экономические факторы (финансы, стимулирование работников); г) социально-психологические факторы (моральный климат и т.д.). 2) за счёт внешних факторов, к ним относятся: требования рынка, конкуренция, нормативные документы в области качества продукции. Важно помнить, что на каждом этапе развития предприятия степень влияния этих факторов неодинаковая.
Вопрос №2. В сельскохозяйственном предприятии, учитывая назначение производимой продукции для изготовления продуктов питания, вопросам качества продукции должно уделяться особое внимание. Основным фактором формирования продукции высокого качества является труд. В то же время отождествлять в сельском хозяйстве, напрямую, качество продукции и качество труда не совсем правильно. В данной отрасли на качество продукции прямо влияют факторы: труд, климат, плодородие почвы, экология окружающей среды, породность скота, сортовой состав сельхозкультур и т.п. Полное управление комплексом этих факторов не возможно, поэтому контроль качества продукции в сельском хозяйстве имеет свои особенности и сложности. В сельскохозяйственной организации применяются следующие способы контроля качества продукции: а) входной - контроль качества продукции при получении её от поставщика (техника, топливо, удобрения, запчасти и т.д.); б) операционный - контроль качества продукции в процессе её производства, очень важный способ, так как он позволяет своевременно устранить выявленные недостатки (процесс доения коров, уборка урожая, внесение удобрений); в) приёмочный - контроль в процессе поступления продукции от непосредственного производителя для дальнейшего её использования и реализации (устанавливается сортность, категория, упитанность); г) инспекционный - проводится специально уполномоченным органом с целью проверки ранее выполненного контроля. Качество продукции в сельском хозяйстве определяется следующими методами (всего их 6): 1) органолептический - определение качества через восприятие органов чувств человека (зрения, обоняния, осязания, слуха, вкуса); 2) измерительный - измерение показателей качества при помощи приборов (содержание белка и жира в молоке, крахмала в картофеле);
3) регистрационный - получение информации о качестве путём регистрации и подсчёта числа определённых событий (возврат молока, влажного зерна); 4) расчётный - отслеживание и анализ зависимостей между конкретным процессом и качеством продукции (доза внесения удобрений и нитраты, сроки уборки трав и белок). Процесс контроля и управления качеством продукции называется менеджментом качества, и он входит составной частью в менеджмент организации. Менеджмент качества продукции и труда выполняет важные функции, всего их десять, но мы рассмотрим пять основных: а) планирование роста качества продукции; б) материальное и технологическое обеспечение качества продукции; в) повышение квалификации работников в вопросах обеспечения качества продукции; г) мотивация исполнителей в росте качества труда и продукции; д) внутрихозяйственный учёт и контроль качества труда и продукции. Концентрированное выражение менеджмент качества продукции получил в международных стандартах ИСО серии 9000. Эти стандарты образуют согласованную систему менеджмента качества, обеспечивающую полное взаимопонимание производителей в национальной и международной торговле. Главными целями стандартов ИСО 9000 являются: а) обеспечение производства продукции, соответствующей самым высоким требованиям заказчика; б) создание условий на предприятии, чтобы оно могло доказать заказчику о своей способности стабильно выпускать продукцию необходимого качества. Стандарты ИСО серии 9000 используются более чем в 50 странах мира, в том числе и в РБ. Основными показателями качества отдельных видов сельскохозяйственной продукции являются: а) зерно -- влажность, засоренность, содержание клейковины, белка, заражённость и т.п.; б) картофель -- содержание примесей, нестандартной продукции, крахмала; в) молоко -- кислотность, плотность, чистота, содержание белка, жира. Вопросам качества продукции каждое хозяйство должно уделять постоянное, повышенное внимание.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|