в 6-ом классе – 2 часа в неделю, 68 часов в учебном году.
Глава 2. Организация содержания предмета «Естествознание»
9. Объем учебной нагрузки по предмету «Естествознание» составляет:
1) в 5-ом классе – 2 часа в неделю, 68 часов в учебном году;
в 6-ом классе – 2 часа в неделю, 68 часов в учебном году.
10. Содержание учебной программы по учебному предмету «Естествознание» организовано по разделам обучения.
11. Разделы состоят из подразделов, которые содержат в себе цели обучения в виде ожидаемых результатов по классам.
12. Цели обучения, обозначенные в каждом подразделе, позволяют учителю системно планировать работу с обучающимися, а также оценивать их достижения и информировать о следующих этапах обучения.
13. Содержание учебного предмета включает 7 разделов:
1) мир науки;
2) вселенная. Земля. Человек;
3) вещества и материалы;
4) процессы в живой и неживой природе;
5) энергия и движение;
6) экология и устойчивое развитие;
7) открытия, меняющие мир.
14. Раздел «Мир науки» включает следующие подразделы:
1) роль науки;
2) вопрос исследования;
3) планирование исследования;
4) сбор и запись данных;
5) анализ данных;
6) вывод и обсуждение.
15. Раздел «Вселенная. Земля. Человек» включает следующие подразделы:
1) макро- и микромир;
2) общие сведения о Земле. Происхождение планеты Земля. Строение и состав Земли;
3) сферы Земли и их составляющие;
4) жизнь на Земле;
5) способы изображения земной поверхности;
6) материки и океаны;
7) география населения.
16. Раздел «Вещества и материалы» включает следующие подразделы:
1) строение и свойства веществ;
2) классификация веществ;
3) образование и получение веществ.
17. Раздел «Процессы в живой и неживой природе» включает следующие подразделы:
1) процессы в неживой природе;
2) процессы в живой природе.
18. Раздел «Энергия и движение» включает следующие подразделы:
1) виды и источники энергии;
2) движение.
19. Раздел «Экология и устойчивое развитие» включает следующие подразделы:
1) экосистемы. Компоненты экосистемы;
2) многообразие живых организмов;
3) охрана природы.
20. Раздел «Открытия, меняющие мир» включает следующие подразделы:
1) открытия, изменившие мир;
2) открытия будущего.
Глава 3. Система целей обучения
21. Цели обучения в программе представлены с кодировкой. В коде первое число обозначает класс, второе и третье числа – раздел и подраздел программы, четвертое число показывает нумерацию учебной цели.
Обучающиеся должны:
|
Разделы
| Подразделы
| 5 класс
| 6 класс
|
1. Мир науки
| 1.1 Роль науки
| 5.1.1.1 определять функции науки как вида человеческой деятельности
| 6.1.1.1 перечислять объекты исследований естественных наук
|
1.2 Вопрос исследования
| 5.1.2.1 формулировать вопрос исследования и предположения
| 6.1.2.1 определять независимые, зависимые и контролируемые переменные
|
1.3 Планиро
вание исследования
| 5.1.3.1 составлять план исследования;
5.1.3.2 сформулировать правила техники безопасности при проведении исследования
| 6.1.3.1 проводить исследование по плану;
6.1.3.2 определять условия безопасного проведения исследования
|
1.4 Сбор и запись данных
| 5.1.4.1 определять параметры объектов в единицах измерений;
5.1.4.2 фиксировать данные наблюдений и измерений
| 6.1.4.1 использовать единицы измерения в Международной системе единиц
|
1.5 Анализ данных
| 5.1.5.1 вычислять среднее арифметическое значение при повторных измерениях и выявлять тенденции
| 6.1.5.1 графически представлять полученные данные
|
1.6 Вывод и обсуждение
| 5.1.6.1 формулировать вывод по вопросу исследования
| 6.1.6.1 представлять полученные выводы в различной форме
|
2. Вселенная. Земля. Человек
| 2.1 Макро- и микромир
| 5.2.1.1 различать и приводить примеры объектов макро- и микромира
| 6.2.1.1 называть параметры объектов макро- и микромира
|
| 2.2 Общие сведения о Земле
| 5.2.2.1 объяснять происхождение планеты Земля;
5.2.2.2 называть строение и состав Земли
| 6.2.2.1 объяснять наблюдаемые на Земле процессы и явления;
6.2.2.2 объяснять свойства Земли
|
2.3 Сферы
Земли и их составляю
щие
| 5.2.3.1 характеризовать сферы Земли и их составляющие
| 6.2.3.1 объяснять способы взаимодействия внешних оболочек Земли
|
2.4 Жизнь на Земле
| 5.2.4.1 описывать возникновение жизни на Земле;
5.2.4.2 определять условия существования жизни
| 6.2.4.1 сравнивать гипотезы возникновения жизни на Земле;
6.2.4.2 оценивать современные условия существования человека на Земле
|
2.5 Способы изображения земной поверхности
| 5.2.5.1 объяснять понятия «план» и «условные знаки»;
5.2.5.2 читать планы местности, используя условные знаки;
5.2.5.3 осуществлять съемку местности по одному из способов;
5.2.5.4 составлять простые планы местности в соответствии с правилами оформления планов
| 6.2.5.1 классифицировать географические карты и условные знаки;
6.2.5.2 читать географиические карты, используя условные знаки;
6.2.5.3 рассчитывать расстояния, используя масштаб;
6.2.5.4 определять географические координаты;
6.2.5.5 определять время, используя карту часовых поясов
|
2.6 Материки и океаны
| 5.2.6.1 характеризовать историю освоения и изучения материков и частей света;
5.2.6.2 характеризовать историю изучения океанов
| 6.2.6.1 определять особенности природы материков и их физико-географических регионов по плану;
6.2.6.2 определять особенности природы океанов по плану
|
2.7 География населения
| 5.2.7.1 определить расовый состав населения мира и регионы распространения основных рас и межрасовых групп;
5.2.7.2 факторы формирования расовых признаков;
5.2.7.3 равенство рас
| 6.2.7.1 определять закономерности размещения населения;
6.2.7.2 оценивать показатели плотности населения;
6.2.7.3 определять регионы с высокой и низкой плотностью населения и объяснять причины
|
3. Вещества и материалы
| 3.1 Строение и свойства веществ
| 5.3.1.1 объяснять распространение частиц в жидкостях и газах;
5.3.1.2 объяснять структуру твердых, жидких и газообразных веществ согласно теории частиц;
5.3.1.3 описывать свойства вещества: текучесть, плотность, теплоэлектро-
проводность, ковкость, пластичность;
5.3.1.4 различать физические и химические явления
| 6.3.1.1 различать атомы и молекулы, простые и сложные вещества;
6.3.1.2 описывать фундаментальные частицы атома и их расположение в атоме;
6.3.1.3 описывать свойства вещества: температуры плавления и кипения
|
3.2 Классифика
ция веществ
| 5.3.2.1 различать чистые вещества и смеси;
5.3.2.2 описывать виды смесей и предлагать способы их разделения;
5.3.2.3 готовить растворы с определенным составом;
5.3.2.4 вычислять массовую долю растворенного вещества;
5.3.2.5 классифицировать вещества по растворимости, металлы и неметаллы
| 6.3.2.1 классифицировать вещества на органические и неорганические;
6.3.2.2 различать кислые, щелочные и нейтральные среды в живой и неживой природе и определять среду с помощью универсального индикатора;
6.3.2.3 объяснять процесс нейтрализации
|
3.3 Образование и получение веществ
| 5.3.3.1 приводить примеры образования некоторых веществ в природе и веществ, полученных искусственным путем;
5.3.3.2 объяснять выделение веществ в лабораторных условиях
| 6.3.3.1 определять преимущества и недостатки природных и искусственных материалов;
6.3.3.2 объяснять области применения продуктов бытовой химии и правила безопасного обращения с ними;
6.3.3.3 определять месторождения полезных ископаемых в Казахстане и области их применения,
6.3.3.4 называть и показывать крупные добычи и переработки полезных ископаемых в Казахстане;
6.3.3.5 объяснять влияние добычи и переработки полезных ископаемых на окружающую среду
|
4. Процессы в живой и неживой природе
| 4.1 Процессы в неживой природе
| 5.4.1.1 называть процессы, происходящие в неживой природе (круговорот веществ в природе, выветривание, горообразование, климатические процессы)
5.4.1.2 объяснять причины и последствия процессов, происходящих в неживой природе
| 6.4.1.1 моделировать процессы, происходящие в неживой природе (горообразование, выветривание, круговорот веществ в природе).
6.4.1.2 объяснять химическое превращение веществ в природе
|
4.2 Процессы в живой природе
| 5.4.2.1 описывать свойства живых организмов;
5.4.2.2 описывать уровни организации живых организмов;
5.4.2.3 применять правила работы с микроскопом;
5.4.2.4 готовить временные микропрепараты;
5.4.2.5 объяснять процесс фотосинтеза;
5.4.2.6 исследовать наличие различных пигментов у растений;
5.4.2.7 исследовать необходимые условия для протекания фотосинтеза
| 6.4.2.1 определять основные компоненты клетки;
6.4.2.2 объяснять процессы, присущие живым организмам;
6.4.2.3 различать типы питания организмов;
6.4.2.4 составлять сбалансированный рацион питания;
6.4.2.5 тестировать пищевые продукты на наличие органических веществ;
6.4.2.6 моделировать транспорт питательных веществ в живых организмах;
6.4.2.7 исследовать различие в содержании вдыхаемого и выдыхаемого воздуха;
6.4.2.8 называть продукты выделения у организмов;
6.4.2.9 исследовать реакцию на раздражители у живых организмов
|
5. Энергия и движение
| 5.1 Виды и источники энергии
| 5.5.1.1 различать виды энергии;
5.5.1.2 различать температуру и тепловую энергию;
5.5.1.3 измерять температуру с помощью термометра;
5.5.1.4 объяснять использование практических методов тепловой изоляции в зданиях;
5.5.1.5 характеризовать тепловое расширение;
5.5.1.6 приводить примеры взаимопревращения энергии
| 6.5.1.1 называть источники энергии;
6.5.1.2 называть и приводить примеры процессов, протекающих с выделением и поглощением энергии;
6.5.1.3 называть единицу электрической энергии;
6.5.1.4 рассчитывать стоимость электроэнергии;
6.5.1.5 предлагать альтернативные источники получения энергии
|
5.2 Движение
| 5.5.2.1 приводить примеры и объяснять значение движения в живой и неживой природе
5.5.2.2 исследовать особенности различных видов скелетов животных
5.5.2.3 определять причины движения тел
| 6.5.2.1 приводить примеры и пояснять относительность движения;
6.5.2.2 различать давление твердых тел, жидкостей и газов;
6.5.2.3 описывать строение скелета человека;
6.5.2.4 описывать строение мышц;
6.5.2.5 приводить примеры значения давления для живых организмов;
6.5.2.6 измерять атмосферное и артериальное давление, используя соответствующие приборы и делать выводы
|
6. Экология и устойчивое развитие
| 6.1 Экосистемы
| 5.6.1.1 определять компоненты экосистемы;
5.6.1.2 классифицировать виды экосистем;
5.6.1.3 объяснять влияние экологических факторов на функционирование экосистем;
5.6.1.4 сравнивать естественные и искусственные экосистемы
| 6.6.1.1 графически представлять и объяснять взаимосвязь компонентов экосистем;
6.6.1.2 объяснять причины смены экосистем;
6.6.1.3 объяснять переход энергии и веществ в экологической пирамиде
|
6.2 Многообра
зие живых организмов
| 5.6.2.1 классифицировать организмы по царствам живой природы;
5.6.2.2 характеризовать одноклеточные и многоклеточные организмы
| 6.6.2.1 использовать характерные особенности организмов для определения видов растений и животных;
6.6.2.2 исследовать многообразие живых организмов в местных экосистемах
|
6.3 Охрана природы
| 5.6.3.1 называть экологические проблемы Республики Казахстан;
5.6.3.2 исследовать экологические проблемы своего региона;
5.6.3.3 определять значение Красной книги Республики Казахстан
| 6.6.3.1 анализировать причины некоторых экологических проблем своего региона;
6.6.3.2 предлагать пути решения экологических проблем
|
7. Открытия, меняющие мир
| 7.1 Открытия, меняющие мир
| 5.7.1.1 приводить примеры научных открытий, изменивших мир
| 6.7.1.1 обсуждать значение открытий, изменивших мир;
6.7.1.2 обсуждать вклад казахстанских ученых в развитие естественных наук
|
7.2 Открытия будущего
| 5.7.1.2 предложить идеи для будущих исследований в науке
| 6.7.1.3 прогнозировать направления развития исследований науки в будущем
|
22. Настоящая учебная программа реализуется в соответствии с Долгосрочным планом к Типовой учебной программе по учебному предмету «Естествознание» для 5-6 классов уровня основного среднего образования по обновленному содержанию.
23. Распределение часов в четверти по разделам и внутри разделов варьируется по усмотрению учителя.
Приложение
к Типовой учебной программе
по учебному предмету «Естествознание» для 5-6 классов уровня основного среднего образования по обновленному содержанию
Долгосрочный план по реализации Типовой учебной программы
по учебному предмету «Естествознание» для 5-6 классов уровня основного среднего образования по обновленному содержанию
1) 5 класс:
Раздел долгосрочного плана
| Содержание раздела долгосрочного плана
| Цели обучения. Обучающийся должен:
|
1 четверть
|
5.1 Мир науки
| Роль науки
| 5.1.1.1 определять функции науки как вида человеческой деятельности
|
Вопрос исследования
| 5.1.2.1 формулировать вопрос исследования и предположения
|
Планирование исследования
| 5.1.3.1 составлять план исследования;
5.1.3.2 сформулировать правила техники безопасности при проведении исследования
|
Сбор и запись данных
| 5.1.4.1 определять параметры объектов в единицах измерений;
5.1.4.2 фиксировать данные наблюдений и измерений
|
Анализ данных
| 5.1.5.1 вычислять среднее арифметическое значение при повторных измерениях и выявлять тенденции
|
Вывод и обсуждение
| 5.1.6.1 формулировать вывод по вопросу исследования
|
5.1 Человек. Земля. Вселенная
| Макро- и микромир
| 5.2.1.1 различать и приводить примеры объектов макро- и микромира
|
Общие сведения о Земле
| 5.2.2.1 объяснять происхождение планеты Земля;
5.2.2.2 называть строение и состав Земли
|
Сферы Земли и их составляющие
| 5.2.3.1 характеризовать сферы Земли и их составляющие
|
Жизнь на Земле
| 5.2.4.1 описывать возникновение жизни на Земле;
5.2.4.2 определять условия существования жизни
|
| Способы изображения земной поверхности
| 5.2.5.1 объяснять понятия «план» и «условные знаки»;
5.2.5.2 читать планы местности, используя условные знаки;
5.2.5.3 осуществлять съемку местности по одному из способов (глазомерная, полярная, маршрутная);
5.2.5.4 составлять простые планы местности в соответствии с правилами оформления планов
|
Материки и океаны
| 5.2.6.1 характеризовать историю освоения и изучения материков и частей света;
5.2.6.2 характеризовать историю изучения океанов
|
География населения
| 5.2.7.1 определять расовый состав населения мира и регионы распространения основных рас и межрасовых групп;
5.2.7.2 объяснить факторы формирования расовых признаков;
5.2.7.3 доказывать равенство рас
|
2 четверть
|
5.2 Вещества и материалы
| Строение и свойства веществ
| 5.3.1.1 объяснять распространение частиц в жидкостях и газах;
5.3.1.2 объяснять структуру твердых, жидких и газообразных веществ согласно теории частиц;
5.3.1.3 описывать свойства вещества: текучесть, плотность, тепло-электропроводность, ковкость и пластичность;
5.3.1.4 различать физические и химические явления
|
Классификация веществ
| 5.3.2.1 различать чистые вещества и смеси;
5.3.2.2 описывать виды смесей и предлагать способы их разделения;
5.3.2.3 готовить растворы с определенным составом;
5.3.2.4 вычислять массовую долю растворенного вещества;
5.3.2.5 классифицировать вещества по растворимости, металлы и неметаллы
|
Образование и получение веществ
| 5.3.3.1 приводить примеры образования некоторых веществ в природе и веществ, полученных искусственным путем;
5.3.3.2 объяснять выделение веществ в лабораторных условиях
|
3 четверть
|
5.3 Процессы в живой и неживой природе
| Процессы в неживой природе
| 5.4.1.1 называть процессы, происходящие в неживой природе (круговорот веществ в природе, выветривание, горообразование, климатические процессы);
5.4.1.2 объяснять причины и последствия процессов, происходящих в неживой природе
|
Процессы в живой природе
| 5.4.2.1 описывать свойства живых организмов;
5.4.2.2 описывать уровни организации живых организмов;
5.4.2.3 применять правила работы с микроскопом;
5.4.2.4 готовить временные микропрепараты;
5.4.2.5 объяснять процесс фотосинтеза;
5.4.2.6 исследовать наличие различных пигментов у растений;
5.4.2.7 исследовать необходимые условия для протекания фотосинтеза
|
5.3 Энергия и движение
| Виды и источники энергии
| 5.5.1.1 различать виды энергии;
5.5.1.2 различать температуру и тепловую энергию;
5.5.1.3 измерять температуру с помощью термометра;
5.5.1.4 объяснять использование практических методов тепловой изоляции в зданиях;
5.5.1.5 характеризовать тепловое расширение;
5.5.1.6 приводить примеры взаимопревращения энергии
|
Движение
| 5.5.2.1 приводить примеры и объяснять значение движения в живой и неживой природе;
5.5.2.2 исследовать особенности различных видов скелетов животных;
5.5.2.3 определять причины движения тел
|
4 четверть
|
5.4 Экология и устойчивое развитие
| Экосистемы
| 5.6.1.1 определять компоненты экосистемы;
5.6.1.2 классифицировать виды экосистем;
5.6.1.3 объяснять влияние экологических факторов на функционирование экосистем;
5.6.1.4 сравнивать естественные и искусственные экосистемы
|
Многообразие живых организмов
| 5.6.2.1 классифицировать организмы по царствам живой природы;
5.6.2.2 характеризовать одноклеточные и многоклеточные организмы
|
Охрана природы
| 5.6.3.1 называть экологические проблемы Республики Казахстан;
5.6.3.2 исследовать экологические проблемы своего региона;
5.6.3.3 определять значение Красной книги Республики Казахстан
|
5.4 Открытия, меняющие мир
| Открытия, меняющие мир
| 5.7.1.1 приводить примеры научных открытий, изменивших мир
|
Открытия будущего
| 5.7.1.2 предлагать идеи для будущих исследований в науке
|
2) 6 класс:
Раздел долгосрочного плана
| Содержание раздела долгосрочного плана
| Цели обучения. Обучающийся должен:
|
1 четверть
|
6.1 Мир науки
| Роль науки
| 6.1.1.1перечислять объекты исследований естественных наук
|
Вопрос исследования
| 6.1.2.1 определять независимые, зависимые и контролируемые переменные
|
Планирование исследования
| 6.1.3.1 проводить исследование по плану;
6.1.3.2 определять условия безопасного проведения исследования
|
Сбор и запись данных
| 6.1.4.1 использовать единицы измерения в Международной системе единиц
|
Анализ данных
| 6.1.5.1 графически представлять полученные данные
|
Вывод и обсуждение
| 6.1.6.1 представлять полученные выводы в различной форме
|
6.1 Человек. Земля. Вселенная
| Макро- и микромир
| 6.2.1.1 называть параметры объектов макро- и микромира
|
Общие сведения о Земле
| 6.2.2.1 объяснять наблюдаемые на Земле процессы и явления;
6.2.2.2 объяснять свойства Земли
|
Сферы Земли и их составляющие
| 6.2.3.1 объяснять способы взаимодействия внешних оболочек Земли
|
Жизнь на Земле
| 6.2.4.1 сравнивать гипотезы возникновения жизни на Земле;
6.2.4.2 оценивать современные условия существования человека на Земле
|
Способы изображения земной поверхности
| 6.2.5.1 классифицировать географические карты и условные знаки;
6.2.5.2 читать географические карты, используя условные знаки;
6.2.5.3 рассчитывать расстояния, используя масштаб;
6.2.5.4 определять географические координаты;
6.2.5.5 определять время, используя карту часовых поясов
|
Материки и океаны
| 6.2.6.1 определять особенности природы материков и их физико-географических регионов по плану;
6.2.6.2 определять особенности природы океанов по плану
|
География населения
| 6.2.7.1 определять закономерности размещения населения;
6.2.7.2 оценивать показатели плотности населения;
6.2.7.3 определять регионы с высокой и низкой плотностью населения и объяснять причины
|
2 четверть
|
6.2 Вещества и материалы
| Строение и свойства веществ
| 6.3.1.1 различать атомы и молекулы, простые и сложные вещества;
6.3.1.2 описывать фундаментальные частицы атома и их расположение в атоме;
6.3.1.3 описывать свойства вещества: температуры плавления и кипения
|
Классификация веществ
| 6.3.2.1 классифицировать вещества на органические и неорганические;
6.3.2.2 различать кислые, щелочные и нейтральные среды в живой и неживой
природе и определять среду с помощью универсального индикатора;
6.3.2.3 объяснять процесс нейтрализации
|
Образование и получение веществ
| 6.3.3.1 определять преимущества и недостатки природных и искусственных материалов;
6.3.3.2 объяснять области применения продуктов бытовой химии и правила безопасного обращения с ними;
6.3.3.3 определять месторождения полезных ископаемых в Казахстане и области их применения;
6.3.3.4 называть и показывать крупные центры переработки полезных ископаемых в Казахстане;
6.3.3.5 объяснять влияние добычи и переработки полезных ископаемых на окружающую среду
|
3 четверть
|
6.3 Процессы в живой и неживой природе
| Процессы в неживой природе
| 6.4.1.1 моделировать процессы, происходящие в неживой природе (горообразование, выветривание, круговорот веществ в природе);
6.4.1.2 объяснять химическое превращение веществ в природе
|
Процессы в живой природе
| 6.4.2.1 определять основные компоненты клетки;
6.4.2.2 объяснять процессы, присущие живым организмам;
6.4.2.3 различать типы питания организмов;
6.4.2.4 составлять сбалансированный рацион питания;
6.4.2.5 тестировать пищевые продукты на наличие органических веществ;
6.4.2.6 моделировать пути транспорта питательных веществ в живых организмах;
6.4.2.7 исследовать различие в содержании вдыхаемого и выдыхаемого воздуха;
6.4.2.8 называть продукты выделения у организмов;
6.4.2.9 исследовать реакцию на раздражители у живых организмов
|
6.3 Энергия и движение
| Виды и источники энергии
| 6.5.1.1 называть источники энергии;
6.5.1.2 называть и приводить примеры процессов, протекающих с выделением и поглощением энергии;
6.5.1.3 называть единицу электрической энергии;
6.5.1.4 рассчитывать стоимость электроэнергии;
6.5.1.5 предлагать альтернативные источники получения энергии
|
Движение
| 6.5.2.1 приводить примеры и пояснять относительность движения;
6.5.2.2 различать давление твердых тел, жидкостей и газов;
6.5.2.3 описывать строение скелета человека;
6.5.2.4 описывать строение мышц;
6.5.2.5 приводить примеры значения давления для живых организмов;
6.5.2.6 измерять атмосферное и артериальное давление, используя соответствующие приборы и делать выводы
|
4 четверть
|
6.4 Экология и устойчивое развитие
| Экосистемы
| 6.6.1.1 графически представлять и объяснять взаимосвязь компонентов экосистем;
6.6.1.2 объяснять причины смены экосистем;
6.6.1.3 объяснять переход энергии и веществ в экологической пирамиде
|
Многообразие живых организмов
| 6.6.2.1 использовать характерные особенности организмов для определения видов растений и животных;
6.6.2.2 исследовать многообразие живых организмов в различных экосистемах
|
Охрана природы
| 6.6.3.1 анализировать причины некоторых экологических проблем своего региона;
6.6.3.2 предлагать пути решения экологических проблем
|
6.4 Открытия, меняющие мир
| Открытия, изменившие мир
| 6.7.1.1 обсуждать значение открытий, изменивших мир;
6.7.1.2 обсуждать вклад казахстанских ученых в развитие естественных наук
|
Открытия будущего
| 6.7.1.3 прогнозировать направления развития исследований науки в будущем
|
Воспользуйтесь поиском по сайту: