Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Цели финансового менеджмента

Тема 23 (14). Финансовый менеджмент. 2часа

1. Сущность и содержание финансового менеджмента. Цели и функции.

2. Налоговый менеджмент, преимущества его применения в современных условиях.

3. Этапы реализации налогового менеджмента.

 

 

1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА. ЦЕЛИ И ФУНКЦИИ.

 

Финансовый менеджмент представляет сложный процесс управления денежным оборотом, фондами денежных средств и финансовыми ресурсами предприятия, осуществляющего предпринимательскую деятельность.

Финансовый менеджмент можно рассматривать двояко: как форму самостоятельной предпринимательской деятельности и как механизм управления финансовой деятельностью предприятия. Сферой приложения финансового менеджмента служит финансовый рынок, характеризующийся экономическими отношениями между продавцами и покупателями финансовых ресурсов и инвестиционных ценностей.

В качестве объекта управления выступают:

1- совокупность условий осуществления денежного оборота;

2- кругооборот капитала (стоимости);

3- движение финансовых ресурсов;

4- финансовые отношения между хозяйствующими субъекта ми и их подразделениями в процессе хозяйственной деятельности.

Субъектом управления является специальная группа людей (финансовая дирекция), которая посредством различных форм управленческого воздействия осуществляет целенаправленное функционирование объекта.

Финансовая система, действующая на предприятии (в корпорации) включает: управляющую подсистему, представленную финансовой дирекцией и финансовым менеджером, и управляемую подсистему, включающую денежный оборот, кругооборот капитала (стоимости), финансовые ресурсы и источники, финансовые отношения.

Цели финансового менеджмента

1. Повышение благосостояния владельцев предприятия или прирост капитала, вложенного владельцами (акционерами) в предприятие.

2. Выработка и применение методов, средств и инструментов финансового обеспечения достижения целей предприятия в целом и его отдельных производственно-хозяйственных звеньев.

Задачи финансового менеджмента определяют конкретные действия, которые должны быть реализованы для достижения целей финансового управления предприятием, в том числе:

1) Нахождение оптимального соотношения между долгосрочными и краткосрочными целями развития предприятия и принимаемыми решениями в долгосрочном и краткосрочном финансовом управлении.

2) Принятие решений по обеспечению наиболее эффективного движения финансовых ресурсов между предприятием и источниками его финансирования.

3) Определение приоритетов и поиск компромиссов для оптимального сочетания интересов хозяйственных подразделений при принятии инвестиционных проектов и выборе источников их финансирования.

4) Финансовый анализ и планирование финансового обеспечения (по комплексам задач) хозяйственной деятельности предприятия, включая активы предприятия и источники их финансирования; величину (объем) и состав ресурсов предприятия, необходимых для поддержания, сохранения и расширения его деятельности; источники дополнительного финансирования деятельности предприятия, а также определение системы контроля состояния и эффективности использования финансовых ресурсов.

5) Обеспечение предприятия финансовыми ресурсами (управление источниками средств), в том числе: объем требуемых ресурсов (финансовых средств) и форма их кредитования; степень доступности источников и форма предоставления ресурсов; стоимость приобретения финансовых ресурсов; риски, связанные с источниками финансовых средств.

6) Распределение финансовых ресурсов. Для этого должно быть разработана инвестиционная политика и управление аккредитивами, проведен анализ и оценка принимаемых долгосрочных и краткосрочных инвестиционных решений. Решение этой задач предусматривает оптимизацию трансформации финансов средств в другие виды ресурсов, оценку целесообразности и эффективности инвестиций в основные фонды, их состав и структуру; оптимизацию оборотных средств. При этом должна быть обеспечена оценка эффективности финансовых решений.

Управления финансовой деятельностью предприятия направлено на управление движением финансовых ресурсов и финансовыми отношениями между хозяйствующими субъектами. Оно представляет собой процесс выработки целей управления финансами и осуществления воздействий на них с помощью методов и рычагов финансового менеджмента.

Функции финансового управления промышленным предприятием включают:

1.Финансовый анализ и планирование (по показателям финансовой отчетности), сбор и обработку данных бухгалтерского учета для внутреннего управления финансами и формирования внешних показателей.

2. Принятие долгосрочных инвестиционных решений, определение наиболее оптимальной структуры активов, принятие решений об их замене, управление портфелем ценных бумаг и т.п.

3. Принятие долгосрочных решений по выбору источников финансирования и формированию структуры капитала предприятия, разработка политики привлечения капитала на наиболее выгодных для предприятия условиях в наиболее эффективной комбинации собственных и заемных средств, осуществление дивидендной политики.

4. Управление оборотными активами предприятия (денежные средства, дебиторы, материально-производственные запасы и т.д.).

5. Реализация ряда других функций, связанных с защитой активов (страхованием), налогообложением, разработкой калькуляций, созданием системы внутреннего контроля и информационного обеспечения, реорганизацией предприятия.

6. Обеспечение предприятия финансовыми ресурсами (управление источниками средств, включая: объем требуемых средств, форма их представления, степень доступности и время представления, стоимость приоритетных видов ресурсов, риски, связанные с источниками финансовых средств).

7. Распределение финансовых ресурсов (инвестиционная политика и управление активами, анализ и оценка долгосрочных и краткосрочных инвестиционных решений, оптимальность трансформации финансовых средств в другие виды ресурсов, целенаправленность и эффективность вложений в основные фонды, их состав и структура, оптимальность оборотных средств, эффективность финансовых вложений).

Приведенная совокупность задач и функций реализуется финансовым менеджментом в рамках трех внутрифирменных функций обеспечения эффективной деятельности предприятия: 1-воспроизводственная (накопительная), 2-распределительная и 3-контрольная функции.

Реализация этих функций обеспечивает сбалансированность движения материальных и финансовых ресурсов, эффективное распределение выручки и привлекаемых внешних финансовых средств, а также контроль реального оборота финансовых (денежных) средств соответственно.

Воспроизводственная функция проявляется в работе финансового менеджера (финансовой дирекции) через своевременную и полную концентрацию финансовых ресурсов в виде денежных средств (фонды денежных средств), необходимых для обеспечения материального производства.

Распределительная функция проявляется через распределение и перераспределение всех денежных поступлений, в первую очередь выручки от реализации продукции. Все временно свободные собственные средства и привлеченные (кредитные) средства необходимо направлять, авансировать в приобретение или наиболее эффективные вложения.

Контрольная функция проявляется через анализ финансовых показателей по конкретным комплексам финансовых задач и показателям эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия в целом, а также как управляющие финансовые решения (меры финансового воздействия) для обеспечения достижения целей предприятия.

Финансовый менеджмент направлен на управление движением финансовых ресурсов и финансовыми отношениями, возникающими между хозяйствующими субъектами.

 

2. НАЛОГОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ, ПРЕИМУЩЕСТВА ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ.

 

Белорусский предприниматель, облагаемый со всех сторон на логами, затрачивающий на их уплату основную долю того, что он "заработал" на рынке, имеет полное право максимально использовать все те возможности снижения налоговых платежей, которые носят легальный характер. Совершенно очевидно, что налогами нужно управлять.

По оценкам специалистов, в бюджет изымается в сред нем 80-90% прибыли предприятий, в ряде случаев эта цифра превышает 100%, а по международным стандартам налоговое изъятие свыше 50% прибыли разрушает стимулы к производственной деятельности.

Налогообложение должно стимулировать производство, предпринимательскую деятельность, инвестиции. Пока же предприниматель обязан отдавать государству 30-60% продажной цены производимой продукции, то варов, услуг в виде разнообразных налогов.

Нормативная и законодательная база налоговой системы очень запутана. Менеджерам приходится львиную долю рабочего времени тратить на то, чтобы осмыслить сотни нормативных документов, которые постоянно подвергаются изменениям, причем многое вводится задним числом.

Остается использовать возможности управления налогообложением. Налоговый менеджмент опирается на признание за каждым налогоплательщиком права использовать все допустимые законами средства, приемы и способы для максимального сокращения своих налоговых обязательств. Налоговый менеджмент можно определить как организацию деятельности пред приятия таким образом, чтобы минимизировать налоговые обязательства на конкретный период без нарушения буквы и духа закона.

Предпринимателю нужно разграничивать: 1-уклонение от уплаты налогов, 2-обход налогов и 3-налоговый менеджмент.

1- Уклонение от уплаты налогов, как правило, осуществляется посредством незаконного использования предприятием налоговых льгот, несвоевременной уплатой налогов и сокрытием доходов, непредоставлением или несвоевременным предоставлением документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов. При уклонении от уплаты налогов предприятия или физические лица, являющиеся налогоплательщиками по закону, ограничивают свои налоговые обязательства, либо вообще не уплачивают налоги, или уплачивают их не должным образом, применяя способы прямо или косвенно запрещенные законом.

Под уклонением от уплаты налогов понимают снижение на логовых обязательств незаконным образом, когда налогоплательщик уплачивает налоги в меньшем размере, чем это установлено законом.

2- Обход налогов - это такое положение, в рамках которого предприятие или физическое лицо не выступает налогоплательщиком из-за того, что его деятельность по закону не подлежит налогообложению, либо получает доходы, не облагаемые налогами, либо из-за отсутствия своей регистрации в налоговых органах. Можно разделить понятие обхода налогов на две части.

Первый способ обхода налогов - уклонение от получения доходов в формах, с которыми законодатель связывает обязанность уплаты налогов, в том числе и по повышенным ставкам.

Второй способ обхода налогов предусматривает использование запрещенных законами приемов (например, уклонение от регистрации предприятия), что наряду с уклонением от уплаты налогов представляет налоговое правонарушение.

3- Налоговый менеджмент или действия, направленные на за конный обход налогов (имеется в виду первый способ обхода налогов), а также правомерное использование всех допускаемых законом налоговых льгот или применение специальных способов ограничения налоговых обязательств плательщика при их реализации законными способами не могут быть поводом для применения к плательщику каких-либо штрафных санкций.

Преимущество налогового менеджмента обусловлено тем, что минимизация налоговых обязательств достигается без на рушений законов.

Пробелы налогового законодательства, используемые как для легального избегания налогов, так и для уклонения от уплаты налогов, иногда носят непреднамеренный характер, а иногда специально "закладываются" в закон о налогообложении. В первом случае пробелы законодательства объясняются несовершенством юридической техники при разработке и принятии закона. Подобные пробелы устраняются посредством не обходимых поправок в текст закона, а также официальным толкованием неточных или двусмысленных формулировок.

Преднамеренные пропуски в налоговом законодательстве являются способом расширения компетенции налоговых органов и их реальных полномочий в вопросах регулирования взаимоотношений плательщиков с бюджетом.

Возможности обхода налогов определяются рядом факторов, в том числе спецификой объекта налогообложения (например, законодательство большинства стран не облагает налогами доходы, вложенные в государственные ценные бумаги, что создает возможность укрыть значительные суммы от налога). Учитываются также особенности субъекта налога, в частности, использование принципа семейного налогообложения, в основе которого лежит разделение подлежащего обложению налогом дохода на равные части между супругами, или принципа предоставления налоговых льгот малым предприятиям, не коммерческим, благотворительным и подобным организациям.

Определенные возможности для обхода налога открывают: особенности метода обложения, способа исчисления и уплаты налога, лежащие в основе определения суммы налога (прогрессивное налогообложение иногда предоставляет значительные преимущества по сравнению с пропорциональным, а кадастровое обложение особенно выгодно при высоком уровне инфляции).

Доходы, получаемые из разных источников, часто облагаются по различным ставкам (такая система налогообложения называется шедулярной).

Большие возможности для обхода и легального уменьшения налогов существует при использовании так называемых налоговых убежищ. Для отдельных видов деятельности между налоговыми юрисдикциями отдельных стран есть отличия, иногда весьма существенные. Страна, в которой налоговый режим для отдельных видов деятельности является более льготным, и представляет по сути "налоговое убежище". Практически применительно к любой стране можно найти вид деятельности (идеи организационно-правовую форму), в отношении которой она бы выступала как "налоговое убежище".

Имеются страны, которые "специализируются" на предоставлении налоговых льгот иностранным юридическим лицам, взимая при этом мизерные налоги, либо совсем отказываясь от них, и обеспечивают свою выгоду в виде притока иностранных капиталов. Подобные льготные налоговые режимы могут быть предусмотрены также в свободных экономических и торговых зонах. Так, можно найти "налоговое убежище" и в РБ.

Создание компаний в таких "налоговых убежищах" законодательством РБ не запрещено при условии выполнения ряда требований (например, получения в установленном порядке разрешения Нац.Банка РБ на вывоз капитала). Следует учитывать, что отдельные ограничения существуют и в самих "налоговых убежищах". Компаниям, зарегистрированным в таких странах, как правило, запрещена любая коммерческая деятельность на территории государства - "налогового убежища" (в качестве примера страны, в которой существует такое ограничение, можно привести Кипр).

Различия в налоговых режимах отдельных стран могут обеспечить возможность ухода от налогообложения на основе "неограниченной налоговой ответственности" или резидентства, тогда как для местных компаний в большинстве стран такая возможность исключена.

 

3. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ НАЛОГОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА.

 

Налоговый менеджмент реализуется по взаимосвязанным этапам.

1- На первом этапе, обычно, определяется наиболее вы годное с налоговой точки зрения место расположения самого предприятия (производства, цеха, конторы и т.д.) и его руководящих органов, филиалов или дочерних компаний, в том числе и с использованием стран - "налоговых убежищ", с учетом целей его деятельности и особенностей появляющихся при этом налоговых режимов. Для регистрации юридического лица учитывают не только особенности режима, предоставляемого местным законодательством, но и другие положения налогового права, например, возможность безналогового перевода доходов из од ной страны в другую, возможность и условия предоставления налоговых кредитов и других специальных льгот, условия налоговых соглашений и т.д.

2- В рамках второго этапа определяется оптимальная организационно-правовая форма юридического лица и ее соотношение с возникающим при этом налоговым режимом. Налоговые обязательства предприятия определяются тем, в какой налоговой юрисдикции оно расположено или ведет предпринимательскую деятельность, а также налоговым режимом распределения полу чаемой им прибыли.

Фирма, несущая неограниченную имущественную ответственность по обязательствам перед своими кредиторами, как правило, связана незначительными налоговыми обязательства ми. Так, в полном товариществе участники солидарно отвечают по его долгам всем своим имуществом. Обычно оно не признается плательщиком по налогу на прибыль предприятий, что позволяет ему избежать проблему двойного налогообложения получаемой им прибыли, которое обычно имеет место при распределении дивидендов. Наоборот, предприятие, учрежденное в форме общества с ограниченной ответственностью или акционерного общества, несет ограниченную ответственность по обязательствам перед кредиторами, которую, используя возможности системы участия, реально свести к минимуму.

Прибыль, получаемая таким обществом, облагается налогом в установленных параметрах. При распределении дивидендов в пользу физических лиц с последних взимается налог у источника по ставкам, установленным для налогообложения доходов, получаемых физическими лицами.

При получении юридическими лицами дивидендов (или доходов от долевого участия в другие предприятиях) последние облагаются налогом по фиксированной законом ставке. Соответственно, при распределении дивидендов такими юридическими лицами своим акционерам образуется тройное налогообложение. В случае, когда предпринимательской деятельностью занята группа взаимосвязанных юридических лиц, двойное налогообложение возникает на каждом этапе распределения дивидендов. Если налогоплательщик не в состоянии погасить свою задолженность перед бюджетом, налоговый орган вправе возбудить против него дело о признании его несостоятельным (банкротом).

3- Сущность третьего этапа налогового менеджмента состоит в максимально полном и правильном использовании налоговых льгот при текущей предпринимательской деятельности - в процессе так называемого текущего налогового планирования. Здесь решаются вопросы планирования сделок; минимизации налоговых обязательств, возникающих при осуществлении социальной политики предприятия (включая способы выплаты заработной платы работникам, что особенно актуально в РБ с учетом значительных налогов на фонд оплаты труда); использования льгот по всем основным видам налогов - налогу на прибыль, налогу на добавленную стоимость; оперативного реагирования на изменение налогового законодательства и перестройку структуры предприятия, включая его реорганизацию и др.

При планировании сделок для обеспечения минимизации налогов нужно тщательно соблюдать требования налогового законодательства, поскольку налоговые органы вправе оспаривать их действительность в судебном порядке.

4-В рамках четвертого этапа налогового менеджмента проис ходит размещение активов и прибыли предприятия наиболее рациональным образом с налоговой точки зрения. Во многих случаях правильное размещение прибыли и капиталов предприятия, рациональный выбор инвестиционной политики способны обеспечить дополнительные налоговые льготы или даже возврат части уплаченных налогов. Число возможных вариантов достаточно велико, что открывает простор для деятельности менеджеров по налогам и инвестициям.

К сфере стратегического налогового менеджмента относятся вопросы размещения и выбора формы юридического лица, ре организации юридических лиц, в том числе направленной на создание групп предприятий, расширения предприятия, определения его инвестиционной политики. Важен для предприятия и текущий налоговый менеджмент, поскольку от его эффективности зависит минимизация налоговых обязательств предприятия в конкретном периоде.

Налоговый менеджмент - процесс творческий, зависящий от состояния налогового законодательства в стране, ее налогового климата (основных направлений бюджетной, инвестиционной и налоговой политики, правопорядка), законодательных, административных и судебных мер, находящихся в распоряжении налоговых органов и направленных на предотвращение уклонения от уплаты налогов, состояния правовой культуры налогоплательщиков, а также от профессионализма менеджеров по налогам.

В практике большинства государств сложились особые методы, обеспечивающие предотвращение уклонения от уплаты налогов, а также существенное ограничение сферы применения налогового менеджмента. В их числе законодательные ограничения, меры административного воздействия, применяемые при нарушении плательщиком налогового законодательства, специальные судебные доктрины. В налоговом праве существует понятие презумпции облагаемости доходов плательщика, обеспечивающей предоставление ему дополнительных гарантий и прав в защиту от произвола налоговых органов. Это усугубляется правом последних взыскивать с юридических лиц санкции за нарушение законодательства о налогах в бесспорном порядке.

К числу законодательных ограничений относятся меры, целью которых является предотвращение уклонения от уплаты налогов, в том числе обязанность фирмы зарегистрироваться в налоговом органе в качестве налогоплательщика, предоставлять сведения и документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, удерживать налоги у источника отдельных категорий доходов (например, при выплате дивидендов., заработной платы и платежей во внебюджетные фонды), а также установление мер ответственности за нарушения налогового законодательства.

В числе правонарушений: сокрытие и занижение дохода (прибыли), полученной плательщиком; занижение и просрочка уплаты налогов; уклонение от предоставления документов, предназначенных для исчисления и уплаты налогов. Подобные ограничения представляют совокупность обязанностей налогоплательщика, составляющих наряду с его правами и гарантиями их осуществления налоговый кодекс поведения.

Меры административного воздействия, применяемые налоговыми органами, открывают им возможность оперативного вмешательства в деятельность налогоплательщиков, направленную на уклонение от уплаты налогов. Так, налоговые органы вправе требовать от налогоплательщиков своевременной и правильной уплаты налогов, предоставления документов, подтверждающих право на льготы, затребовать объяснения представителей плательщика, проводить проверки соблюдения налогового законодательства, принимать решения о применении санкций за его нарушения. Отметим также право налоговых органов обращаться к уголовному преследованию нарушителей налогового законодательства. Кроме того, даны некоторые полномочия налоговым инспекциям, которые по своему содержанию являются мерами административного воздействия, в частности, право налоговых органов приостанавливать операции по счетам плательщика, в том числе и на суммы, причитающиеся ему от дебиторов.

Налоговые органы во всем мире имеют большие возможности при использовании судебного механизма борьбы с уклонением от уплаты налогов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...