Технология обработки информации
ВВЕДЕНИЕ Одним из основных умений человека является устный счёт, который состоит в том, чтобы выполнять действия над числами в уме, без использования бумаги и ручки или калькулятора. В начальной школе изучается таблица умножения, представляющая собой произведения различных комбинаций пар натуральных чисел, не превосходящих 9. Несмотря на широкое распространение электронных калькуляторов, знание таблицы умножения актуально и в наши дни, поскольку развивает память, а также позволяет быстро производить простейшие вычисления, например, подсчитать стоимость товара по его цене и количеству. Школьники учат таблицу умножения наизусть в качестве домашнего задания, чаще всего под контролем родителей, а затем отвечают на уроке. Если ребёнок делает много ошибок при ответе, то родители зачастую раздражаются, а одноклассники смеются. Поэтому застенчивые дети охотно проверяли бы свои знания сами с помощью компьютерной программы. Таким образом, разработка компьютерного тренажёра, предлагающего задание и проверяющего правильность его выполнения позволит школьнику подготовиться к уроку самостоятельно. Целью создания программы «Тренажёр таблицы умножения» является автоматизация процесса обучения младших школьников устному счёту и умножению однозначных натуральных чисел. Назначение программы – повышение успеваемости и качества знаний школьников, снижение нагрузки на преподавателя. ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Анализ предметной области Таблица умножения Умножение – арифметическая операция, которая используется, если необходимо сложить несколько одинаковых слагаемых. Например, сумму из b слагаемых, каждое из которых равно a, можно записать в виде произведения . Числа a и b в правой части равенства называют множителями, а результат умножения – произведением. К понятию произведения можно прийти, рассматривая группы предметов, расположенных рядами, как показано на рисунке 1.1.
Рисунок 1.1 – Группа предметов, расположенных рядами Очевидно, что имеет место коммутативный закон умножения: от перестановки множителей результат не меняется, так как можно рассматривать данную группу либо как восемь горизонтальных рядов по пять предметов в каждом, либо как пять вертикальных рядов по восемь предметов в каждом. Для натуральных однозначных чисел составлена таблица умножения, в которой перечислены все возможные сочетания пар множителей. Широко известна разновидность таблицы умножения в виде таблицы Пифагора. Таблица представляет собой квадрат, разбитый на клетки, горизонтальные и вертикальные ряды перенумерованы числами от 1 до 9. На пересечении рядов записаны произведения соответствующих чисел (рис. 1.2). Рисунок 1.2 – Таблица Пифагора Чтобы пользоваться умножением для ускорения расчётов, необходимо знать наизусть значения произведений натуральных однозначных чисел. Для умножения многозначных чисел используется специальный алгоритм (так называемое «умножение в столбик»), который сводится к умножению однозначных чисел, а затем к их сложению.
Проверка знаний Изучение таблицы умножения начинается с того, что заучивается поочерёдно весь набор произведений, когда один из множителей постоянный, а второй возрастает с шагом один (любая из строк таблицы Пифагора, см. рис. 1.2). Однако утверждать, что школьник знает таблицу умножения, можно только тогда, когда он безошибочно называет произведение сомножителей, взятых случайно, вразброс. Количество заданий не должно быть слишком велико, чтобы не вызвать утомления, однако и не должно быть слишком мало, чтобы можно было утверждать, что материал действительно усвоен. Можно предложить школьнику несколько заданий и подсчитать процент правильных ответов (традиционно считается, что учебный материал усвоен в достаточной мере, если количество правильных ответов составляет не менее 60%), однако для реализации тренажёра более подходящим является способ, при котором количество заданий заранее не известно. При таком подходе учитывается серия подряд идущих правильных или неправильных ответов. Если серия правильных ответов имеет длину 5, то с большой долей вероятности ученик хорошо владеет материалом и тренировку можно считать успешной. Если серия неправильных ответов имеет длину 3, то либо материал не усвоен, либо обучаемый утомился, и необходимо сделать перерыв для отдыха и повторения материала. Если серии имеют длину меньше указанной, то следует продолжать тренировку. Кроме того, необходимо предусмотреть прекращение тренировки по желанию обучаемого. Предлагаемый способ вносит элементы игры и будет достаточно интересен младшему школьнику. В случае правильного ответа желательно сообщать об этом пользователю, а в случае неверного ответа – выдавать правильный ответ. Технология обработки информации Анализ предметной области показал, что программа рассчитана на одного пользователя, который должен иметь возможность получить задание, дать на него ответ, а также прекратить тренировку. Алгоритм тренировки имеет вид: 1. Счётчик серии правильных ответов P изначально равен нулю.
2. Счётчик серии неправильных ответов N также равен нулю. 3. Переменная E:=0. 4. Пока E =0 и P меньше 5 и N меньше 3, повторять § Сгенерировать два целых числа в диапазоне от 2 до 9 включительно. § Вычислить Произведение полученных чисел. § Вывести числа на экран и запросить у пользователя Результат § Если Результат совпал с Произведением, то увеличить P на 1, вывести сообщение «Правильно» иначе увеличить N на 1, вывести Произведение Конец ветвления § Запросить у пользователя, хочет ли он продолжать работу (величина E должна бытьравна нулю, если пользователь хочет продолжать тренировку и любому другому целому числу, если пользователь хочет завершить работу) Конец цикла 5. Если E =0 то сообщить пользователю о завершении работы по его желанию А если P= 5 сообщить пользователю об успешном окончании тренировки А если N= 3 сообщить пользователю, что ему нужно отдохнуть, повторить таблицу умножения и пройти задание заново Конец ветвления 6. Завершение алгоритма Примечание, которое должно отсутствовать в сдаваемых студентами технических проектах. Это – примерный образец, созданный для того, чтобы начинающие программисты имели понятие, как примерно выглядит технический проект, как примерно должно выглядеть словесное описание алгоритма. Вместе с тем писать вместо вас алгоритм я не собираюсь:-P Алгоритм специально написан с логической ошибкой, он не соответствует техническому заданию и пункту 1.1.2 данного документа Понять, как он реально работает и что надо сделать, чтобы он работал именно так, как описано в ТЗ – ваша задача. Или переписывайте ТЗ, чтобы он соответствовало этому алгоритму J.
Читайте также: III.3. Шифрование и сокрытие информации Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|