Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 3. Основные формы и предпосылки молодежной преступности.




   

Сегодня сложно четко определить рамки криминальной молодежи, поскольку многие молодые люди, не будучи правонарушителями, уже преодолели "порог криминальности" в своем мышлении и поведении. В социальном самочувствии молодежи превалирует повышенное чувство опасности и в то же время состояние безразличия к преступности.

Молодежь оказывается во многом беззащитной перед преступным воздействием. Поэтому одна часть молодежи "погружается" в мир криминальных отношений, а другая - пытается изолироваться от этого мира. И так, наиболее типичны иные виды правонарушений для молодежи. Ссылка Ветров, Н. И. Профилактика правонарушений среди молодежи: учебное пособие / Н. И. Ветров. - М.: ООО «Триада», 2005. - С. 40 (в %):

1. Драка - 66%

2. Хулиганство - 50%

3. Воровство - 45%

4. Вымогательство денег - 35%

5. Разбой - 15%

6. Мошенничество - 14%

7. Нападение на девушку с целью насилия - 13%

8. Убийство - 8%

9. Шантаж с целью наживы - 7%

10. Другие правонарушения - 3%

По характеру преступных посягательств молодежная преступность значительно отличается от общей преступности - здесь в большей степени превалируют насильственные и корыстно-насильственные преступления. Среди указанных видов правонарушений при очевидности первенства драк и хулиганства обращают на себя внимание корыстные преступления - воровство, вымогательство денег, мошенничество. Как показывает анализ статистических данных и ответов несовершеннолетних правонарушителей, объем корыстных преступлений в настоящий период быстро растет: в каждом втором ответе молодых респондентов, испытавших на себе лично воздействие молодежной и подростковой преступности, содержится указание на виды корыстных правонарушений.

Проституция является особым видом молодёжной преступности. Чаще всего в самой проституции обвиняют тех. кто предоставляет сексуальные услуги. При этом мало изученными с социологической точки зрения являются причины появления в наше время значительного числа лиц женского пола, готовых торговать своим телом.

Материалы социологических исследований показывают, что подавляющее большинство проституток - женщины в возрасте от 12 до 34 лет, среди которых 23% несовершеннолетних. Большинство имеют образование в размере 9-ти классов, около 16% учатся в вузах. Что же толкнуло этих женщин к тому, что они стали торговать своим телом? Наиболее распространенный ответ связан с тяжелым материальным положением, а также с зависимостью связанной с употреблением наркотических средств.

Как показал опыт, попав в проститутки, женщина не может выбраться с этого "социального дна", создать полноценную семью, воспитать детей и достойно прожить свою жизнь.

Молодёжь трезво оценивает отношение власти и общества к себе как безразличное или откровенно потребительское. Может быть, поэтому современное молодое поколение замкнулось в собственном мире. Оно поглощено внутренней проблематикой выживания в сложное и жестокое время.Сегодня большая часть молодёжи предпочитает реализовывать свою активность в неполитических организациях. Основная форма таких организаций - так называемые тусовки, формирующиеся на основе общих интересов.

Тусовки становятся формой объединения молодёжи, инструментом её социализации, находясь вне сферы влияния (образовательного, культурного, воспитательного) государства и общества. И так, первой предпосылкой молодежной преступности является наркомания молодёжи.[4]

В большинстве стран мира молодые люди примерно вдвое чаще, чем представители старших возрастных групп, оказываются среди зависимых от наркотических препаратов.

Во всем мире наблюдается появление целого спектра зависимостей, аналогичных наркотическим - "трудоголизм", "шоппинг", музыкальная и компьютерная "наркомания". Данные виды зависимостей имеют однотипную природу (уход от действительности в иллюзорный мир), вызываются сходными причинами (социальной отчужденностью, сбоями в адаптационных механизмах личности).Нынешнее кризисное состояние российского общества приводит к тому, что высшее образование (даже престижное) не выступает гарантом социальной карьеры и материального благополучия выпускников.

В то же время "авантюрная" карьера, работа в предпринимательских кругах с темным (криминальным) прошлым представляются многим представителям молодежи быстрым "социальным лифтом", каналом, ведущим наверх. Молодым людям остро не хватает ярких впечатлений; серость, обыденность бытия, лишенная положительных эмоций и удовольствий, подталкивает некоторых из них к употреблению наркотических и токсических веществ.

Употребление наркотиков можно рассматривать как складывающуюся молодежную субкультуру, овеянную ореолом таинственности, выполняющую функцию бегства от реальных проблем, трудностей, неустроенности в мир миражей и иллюзий. При чем, у многих категорий молодежи нет недостатка в свободном времени. Коммерциализация досуговой сферы не позволяет многим молодым людям проводить свободное время интересно и с пользой для здоровья (физического и духовного).

Немаловажно знать, как же понимают сущность наркомании как социального явления сами молодые люди. Почти половина опрошенных отметили, что наркомания - это показатель кризиса и деградации нашего общества, общей ситуации в стране; часть респондентов считают, что молодежь обращается к наркотикам из-за низкого развития культуры, а другая часть - из-за распущенности современной молодёжи и слабой воли. Десятая часть студентов обратили внимание на связь между процветанием наркомании и глубокой криминализацией государственных структур.

Глава 4. Предупреждение преступности среди молодежи.

 

Изучение проблем подростковой преступности, равно как и преступности общей, требует учета той конкретной ситуации – политической и социально-экономической, на фоне которой формируются и развиваются криминогенные процессы. К сожалению, приходится констатировать, что в настоящее время политический и социально-экономический фон оказывает явно негативное воздействие на молодежную, в том числе и подростковую среду.

Устойчивая тенденция к ухудшению экономических условий жизни основной массы населения страны, в том числе с несовершеннолетними детьми приводит к росту психо - эмоциональных перегрузок и усилению кризиса в семейных отношениях. В свою очередь указанные обстоятельства способствуют возрождению детской безнадзорности как социального явления. В этих условиях особую тревогу вызывает отсутствие единой федеральной программы поддержки семьи и устойчивого финансирования тех мероприятий по поддержке семьи, которые в нашем государстве все же осуществляются. Однако на криминогенную ситуацию влияют не только экономические факторы. Не менее актуален в этой связи продолжающийся идейно-нравственный кризис. В молодежной, в том числе и подростковой среде, культивируются негативные стереотипы поведения, получают все большее распространение алкоголизм и наркомания, укореняется эгоистическая и иждивенческая психология. Неопределенность настоящего, неуверенность в будущем, растущая безработица, трудности, связанные с получением образования, падение престижа ряда профессий порождают критическое отношение к учебе, ведут к примитивизации сознания, а многих подростков толкают в криминальную среду. Нынешняя молодежь взрослеет в годы больших перемен. Отечество предстает перед нею как дом, в котором идет перманентный (постоянный) ремонт. Ее мировоззрение, система нравственных ценностей складываются в мире кричащих противоречий, стихийного, «дикого» рынка, правового нигилизма, социальной незащищенности. В больном общество больше всех страдают самые чуткие - дети и молодежь.

Криминология несовершеннолетних – важное направление криминологической науки. Наиболее сложной и вместе с тем наименее разработанной в этом направлении является проблема контроля государства и общества над преступным поведением подростка. В основе научного обоснования решения этой проблемы должна лежать концепция государственной политики предупреждения преступности несовершеннолетних. В настоящей работе предпринята попытка предложить основы такой концепции.

Политика предупреждения преступности не имеет вполне сложившегося толкования с точки зрения ее содержания. Отчасти этим обусловлено многообразие употребляемых законодателем, политиками, учеными-криминологами и работниками системы правоохранительных органов терминов, наиболее распространенный из которых – «борьба с преступностью». Учитывая социальную, психологическую, экономическую специфику несовершеннолетних, особенности причин и мотивации совершения ими преступлений, целесообразно использовать термин не «борьба», а «предупреждение».[5]

Так, государственная политика предупреждения преступности несовершеннолетних – это основанная на определенных идеях деятельность системы государственных и негосударственных институтов по формированию и реализации основных задач, принципов, направлений и средств предупреждения явления преступности несовершеннолетних с целью защиты человека общества и государства от преступных посягательств.

Государственная политика предупреждения преступности не автономна. Она является важным компонентом политики в сфере укрепления законности и правопорядка. Поскольку преступность проникает во все сферы жизнедеятельности и оказывает на них существенное влияние, постольку политика предупреждения преступности воздействует на все основные сферы государственной политики.

Явление преступности несовершеннолетних занимает особое место среди проблем криминологической этиологии. Эта особенность придает специфику целям политики предупреждения преступности несовершеннолетних. С одной стороны, ее цель – защита прав и интересов несовершеннолетних, а с другой – защита общества от правонарушений и преступных посягательств несовершеннолетних. Такая конструкция цели политики предупреждения преступности несовершеннолетних позволяет решать многие вопросы криминологической и правовой практики.

 С позиции формулирования цели не вызывает сомнения решения одной из важнейших задач при разработке концепции ювенальной юстиции – обоснование комплексного характера правосудия по делам несовершеннолетних. Идеальная модель суда, занимающегося несовершеннолетними, - это суд межотраслевой судебной юрисдикции, в котором решаются в комплексе вопросы как судебной защиты прав несовершеннолетних (одна из форм защиты прав и интересов несовершеннолетних как цель политики), так и юридической их отвественности за совершенные проступки и правонарушения (одна из форм защиты общества от правонарушений и преступных посягательств несовершеннолетних как цель политики).[6]

Игнорирование двойного содержания цели политики предупреждения преступности несовершеннолетних приводит некоторых ученых к необоснованному сужению жизненного пространства несовершеннолетних, на которых распространяются интересы криминологии. По их мнению граница этого пространства задана преступным поведением подростка.[7]

Предложенное понимание цели государственной политики предупреждения преступности несовершеннолетних – защита прав и интересов и защита общества от правонарушений и преступности несовершеннолетних – очерчивает те явления и процессы, с которыми непосредственно связаны ее базовые положения. Политика предупреждения преступности формируется с учетом:

- Социально-экономического состояния общества, его позитивных и негативных тенденций с выделением факторов, тесно связанных с преступностью несовершеннолетних;

- Социально-психологического состояния общества, его позитивных и негативных тенденций на основе факторов, связанных с преступностью несовершеннолетних;

- Криминогенной ситуации и ее прогноза с выделением факторов, влияющих на прогнозные оценки;

- Социального контроля (формального и неформального, внутреннего и внешнего) и тенденции его развития с выделением факторов, влияющих на дисфункцию социальных институтов и дезорганизацию социальных общностей;

- Инфраструктуры профилактики и реабилитационного пространства и возможностями (финансовыми, организационными, правовыми) ее реформирования и развития.[8]

В политике предупреждения преступности выделяют 3 взаимосвязанных элемента:

Первый – система идей, взглядов, лежащих в основе отношения государства и общества к явлению преступности. Этот элемент выражает процесс формирования политики предупреждения преступности;

Второй – деятельность государственных и негосударственных институтов (средство воплощения идей и взглядов). Он выражает формы, способы реализации политики.

Третий – последствия. Это показатель эффективности политики предупреждения преступности.

Право в политике – регулятор формирования и средство реализации политики. А, следовательно, одним из приоритетных направлений правовой политики в рамках предупреждения преступности несовершеннолетних должны стать:

- разработка критериев определения профилактического потенциала права;

- расширение правового обеспечения предупреждения преступности за счет более широкого включения в него норм гражданского, административного, трудового, семейного права, закона РФ «Об образовании», закона «О занятости населения РФ».

- Увеличение числа профилактических норм в УПК РФ;

- Разработка видов и механизмов назначения наказания несовершеннолетним в рамках уголовно-правовой процедуры;

- Разработка правового регулирования осуществления процедуры собеседования в семьях в соответствии с которым подростки и члены их семей встречаются под надзором милиции с целью разрешения конфликта и уменьшения вероятности повторного его возникновения.

Систему субъектов формирования и реализации политики предупреждения преступности несовершеннолетних должны образовывать государственные и негосударственные институты. Особое место среди институтов реализации политики предупреждения преступности несовершеннолетних занимает система «правоохранения».[9]

Цель системы правоохранения – обеспечение безопасности в обществе (защита человека, общества и государства от преступных посягательств) путем реализации закона и других норм права.

Субъектами политики предупреждения преступности несовершеннолетних могут выступать и негосударственные институты. Однако в отличие от многих стран, где некоторые важные функции предупреждения преступности несовершеннолетних берет на себя гражданское общество, в России из-за слабости гражданского общества, слабости политических партий и общественных организаций, государство должно брать на себя выполнение практически всех этих функций.

Политика предупреждения преступности имеет три уровня: федеральный, региональный и местный. Каждому из них присущи свои особенности формирования и реализации политики. В основе этих особенностей лежит конституционная реальность. Большинство общественных отношений, образующих основные сферы жизнедеятельности несовершеннолетних, находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов.

Изложенное выше понимание политики предупреждения преступности несовершеннолетних позволяет разработать ядро концепции – принципы политики:

1. Подход к проблеме с учетом несовершеннолетних как особой группы населения, которая нуждается в повышенной защите.

- Уважение основополагающих принципов прав ребенка;

- Выделение несовершеннолетних в качестве самостоятельной группы социальной и правовой защиты;

- Рассмотрение несовершеннолетних как объекта и субъекта профилактики;

- Организация подготовки специалистов, использующих дискреционные полномочия.

2. Подход к проблеме с учетом ее приоритетности:

- решение всех задач, связанных с предупреждением преступности несовершеннолетних, рассматривать не как «расходы» общества, а как инвестирование в особую сферу, от развития которой зависит будущий уровень безопасности общества.

- последовательное применение в отношении несовершеннолетних принципа протекционизма.

- Ориентация законодателя не на содействие, а на обеспечение реализации основных прав несовершеннолетних.

- Первоочередное целевое финансирование мероприятий, направленных на социальную криминологическую и виктимологическую профилактику.

3. Подход к процессу модернизации законодательства с учетом соблюдения принципа повышенной юридической защиты прав несовершеннолетних:

- Усиление профилактического потенциала права.

- Принятие специальных законов и специальных процедур для несовершеннолетних.

- Поэтапное создание комплексной системы правосудия для несовершеннолетних.

- Специализация следователей, прокуроров, судей.

- Обеспечение бесплатной юридической помощи несовершеннолетним.

1. Подход к проблеме с учетом приоритетности социальной профилактики.

- Диверсификация мер обращения с несовершеннолетними в зависимости от характера и тяжести деяния.

- Приоритетность социально-психологической, педагогической реабилитации.

- Использование альтернативных мер в целях обеспечения принципа, согласно которому ограничение и лишение свободы несовершеннолетних должны применяться в качестве крайней меры.

2. Подход к проблеме с учетом ее комплексности.

- Формирование многоуровневой системы предупреждения преступности несовершеннолетних.

- Создание системы координации предупредительной деятельности в соответствии с принципами: конкретности, дополнительности и многоуровневого подхода.

- Создание единого пространства профилактики.

- Образование системы мониторинга деятельности по формированию и реализации политики.

3. Подход к проблеме с учетом региональных условий.

- Оценка криминогенной ситуации.

- Реализация принципа полноты региональных инфраструктуры реабилитационного пространства, профилактики и исполнения уголовного наказания.

- Максимальное использование для предупреждения преступности несовершеннолетних имеющихся в регионе ресурсов.

- Принятие законов и иных подзаконных актов.

- Согласование программ предупреждения преступности на региональном уровне с программами потребностями на местном уровне.[10]

 

 

Заключение.

В настоящее время молодежь - это одна из наиболее криминально пораженных категорий населения. Преступность среди молодежи, так же является следствием не реагирования со стороны общественности и органов правоохраны на их правонарушающее поведение.

Необходимо, так же отметить, что криминализация молодежной среды, происходит на фоне таких негативных и потенциально опасных для России явлений (как упоминалось выше в работе) таких, как распространение наркомании и токсикомании, приобретающих эпидемический характер. Поэтому сложившаяся ситуация как на территории РФ, так и в отельных регионах страны, в целом требует от правительства, институтов воспитания и правоохранительных органов - адекватного реагирования для борьбы с молодежной преступностью.

Подводя итог, хотелось бы сделать акцент на необходимости борьбы с молодёжной преступностью, и прежде всего ее профилактики. Здесь можно выделить несколько приоритетных направлений:

-ужесточение уголовного преследования взрослых, вовлекающих детей, подростков и молодежь в криминальные отношения, нравственно и физически растлевающих их посредством алкогольных напитков, наркотиков и токсичных веществ; принятие специальных мер по трудоустройству и социально-профессиональной адаптации молодежи и подростков, отбывших наказание в местах лишения свободы;

-сохранение и развитие сети молодежных и подростковых клубов, спортивных секций и кружков художественной самодеятельности; оказание медицинской, социо - психологической и педагогической помощи молодежи и подросткам, прежде всего тем, кто имеет умственные и психические отклонения;

-правовая пропаганда в учебных заведениях и средствах массовой информации. Безусловно, сегодня не приходится рассчитывать на универсальность этих мер, однако предпринятые в комплексе, они, скорее всего, дадут положительный результат и помогут значительно сократить количество молодых людей, вовлеченных и вовлекаемых в преступную деятельность.

 

Список литературы.

1. Конвенция ООН о правах ребенка от 20.11.1989 г.// Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. М., 1990. – 518 с.

2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.// Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. М., 1990. – 518 с.

3. Международный пакт о гражданских и политических правах// Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. М., 1990. – 518 с.

4. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993. 25 декабря

5. Российская Федерация. Кодексы. Уголовный кодекс Российской Федерации. Официальный текст по состоянию на 06.12.2007 г. // Собрание законодательства РФ. - 1996. - №25. - Ст.2954.

6. Российская Федерация. Кодексы. Уголовно-процессуальный кодекс РФ. Официальный текст по состоянию на 06.12.2007 г. // Собр. законодательства.- 2001.- №52.- Ст.4921.

7. Алексеев А.И. Криминология: Курс лекций / А.И. Алексеев. - М.: Юрист, 2007. - 517 с.

8. Верин В.В. Факторы повышения уровня преступности несовер­шеннолетних и причины ее детерминации в условиях социальных перемен / В.В. Верин. - М.: Юрист, 2006 - 230 с.

9. Иншаков С.М. Криминология: Учебное пособие / С.М. Иншаков. - М.: Юриспруденция, 2005. – 592 с.

10.  Панов С.Л. Криминологическая характеристика и предупреждение наркотизма среди несовершеннолетних: Автореф. дисс. канд. юрид. наук / С.Л. Панов - Омск: Университет, 2007. – 314 с.

11.  Сухарев А. Л. Феномен российской преступности в переходный период: тенденции, пути, средства противодействия / А. Л. Сухарев - М.: Норма-М, 2006. – 319 с.

12.  Уголовный процесс: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Под ред. В.П. Божьева. М.: Спарк, 2005. - 684 с.

13.  Уголовное право России. Общая часть: Учебник / Под ред. И.Э. Звечаровского. — М.: Юристъ, 2004 – 594 с.

14.  Обзор кассационной практики Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации за 1999 год // Бюллетень судебной практики Верховного Суда РФ. 2000. № 9.

15.  Материалы Определения Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации по делу Голикова В.Н. и Анохина М.А. от 6 февраля 1997 года № 4н-22/97 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1998. № 11.

16. Буянов М.И. «Ребенок из неблагополучной семьи». М. Просвещение, 2000.

17.Домова А.И. «Социально-психологические аспекты преступности    несовершеннолетних». М. Юридическая литература, 2000.

18. Игошев К.Е. Психология преступных проявлений среди молодежи. М, 2000.

19.Криминологические проблемы профилактики правонарушений молодежи. Киев. 2001.

20.Криминологические и уголовно-правовые идеи борьбы с преступностью. М, 2001,

21.“Криминология”, Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е., М.2001 г.,

22.Лейкина Н. С. Личность преступника и уголовная ответственность. М, 2002.

 

 


1. [1] Панов С.Л. Криминологическая характеристика и предупреждение наркотизма среди несовершеннолетних: Автореф. дисс. канд. юрид. наук / С.Л. Панов - Омск: Университет, 2007. – 314 с.

 

2. [2] Панов С.Л. Криминологическая характеристика и предупреждение наркотизма среди несовершеннолетних: Автореф. дисс. канд. юрид. наук / С.Л. Панов - Омск: Университет, 2007. – 314 с.

 

[3] “Криминология”, Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е., М.1997 г., С.22

[4] Пономарева, П. Г. Прогноз тенденций развития криминальной ситуации в России: учебное пособие / П. Г. Пономарева. - М: Знание, 2006. - С. 33

[5] Криминологические и уголовно-правовые идеи борьбы с преступностью. М, 2001, с. 19.

[6] Криминологические и уголовно-правовые идеи борьбы с преступностью. М, 2001, с. 39.

[7] Астемиров З.А. Уголовное наказание и ответственность несовершеннолетних. М, 2002, с. 87.

[8] Криминологические проблемы профилактики правонарушений молодежи. Киев 2001, с. 113.

[9] Криминологические проблемы профилактики правонарушений молодежи. Киев 2001, с. 124.

 

[10] Криминологические проблемы профилактики правонарушений молодежи. Киев 2001, с. 153.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...