Психологическая экспертиза
УДК 347.948 ББК 7ГК 955 3 ISBN 5-89391-052-4 ©1. В.Сахнова, 1999 © Издательство «Городе-и», '<юо
ВВЕДЕНИЕ Взаимодействие различных систем научных знаний, расширение форм адаптации их практикой — объективная закономерность современности. Интеграция специальных знаний в юридическую практику приобретает все больший размах. В этой связи представляется актуальным комплексное исследование проблем судебной экспертизы как основной формы использования специальных знаний в гражданском процессе в условиях меняющейся правовой действительности, создания нового Гражданского процессуального кодекса России. Судебная экспертиза — один из институтов доказательственного права, через призму которого можно проследить многие закономерности современного развития гражданского процессуального права в целом. Свобода и активность сторон при судебной защите права в сочетании с их ответственностью за собственные действия — реализация этой основной идеи нового ГПК РФ — предполагает новый взгляд на формы реализации таких традиционных для гражданского процесса принципов, как диспозитивность, состязательность при безусловном обеспечении действия принципа законности. В контексте правовой реформы важнейшей остается проблема гарантий прав личности — в первую очередь опосредованных на конституционном уровне. Эти глобальные проблемы гражданского процесса находят своеобразное отражение в регулировании судебной экспертизы и иных форм использования специальных знаний в ходе реформы гражданского процессуального права и в особенности de lege ferenda. В представляемой книге впервые предпринят комплексный анализ норм ГПК РСФСР, АПК РФ, УПК РСФСР в сравнении с ранее действовавшим российским и современным зарубежным законодательством (Австрии, Германии, Испании, Италии, Португалии, США, Франции). Предлагается авторское видение проблем законодательного регулирования отношений, связанных с институ-
том судебной экспертизы, иных форм использования специальных знаний (в том числе таких нетрадиционных, как несудебная экспертиза, компьютерное моделирование, использование результатов преобразующих информацию технологий). Такого рода работы отс> гствуют. Не менее актуальной является проблема правовой природы заключения эксперта как судебного доказательства. Несмотря на то, что этому вопросу немало внимания уделялось как в собственно процессуальной доктрине, так и в экспсртологии, многие проблемы не нашли адекватного и окончательного решения до сих пор. U и\ числе: определение сущности заключения эксперта как дока-загельства, уяснение его основных признаков, установление доказательственной силы вероятного экспертного заключения, специфика оценки заключения эксперта судом (в том числе проблема выработки критериев оценки допустимости экспертных методов, обоснованности заключения). Правовая система России адаптирует новый вариант взаимоотношений между человеком и государством, строящийся на приоритете прав человека, признании их первичности. Согласно ст. 18 Конституции Российской Федерации, "права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, обеспечиваются правосудием". В условиях меняющейся правовой действительности особую актуальность приобретает, на наш взгляд, проблема использования таких видов экспертиз, которые назначаются в отношении субъекта процесса (экспертизы крови, иных выделений, генетическая, медицинская, психиатрическая, психологическая). В первую очередь это обусловлено необходимостью создания системы гарантий прав личности при назначении и проведении таких экспертиз.
Таким образом, системное исследование института судебной экспертизы представляет интерес с точки зрения создания общей модели использования специальных знаний для юридических целей в условиях меняющейся правовой действительности. Но это — лишь одна из задач, решаемых автором на страницах предлагаемой книги. Другая, не менее, на наш взгляд, интересная, заключается в том, что институт судебной экспертизы рассматривается в качестве инструмента для выявления наиболее общих тенденций и закономерностей развития современного доказательственного права, гражданского процессуального права в целом. Подобные исследования ранее не предпринимались. Автор надеется, что книга будет интересна широкому кругу юристов.
Глава первая СУДЕБНАЯ ЭКСПЕРТИЗА КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ §1. Понятие специальных знаний и формы их использования в гражданском процессе К понятию "специальные знания" в процессуальной доктрине обращаются обычно при изучении института судебной экспертизы. Такой подход связан с тем, что термин "специальные познания" законодатель употребляет лишь применительно к основанию назначения судебной экспертизы, не раскрывая при этом его содержания (ст. 74 ГПК РСФСР, ст. 78 УПК РСФСР, ст. 66 АПК РФ, та же формула содержится в ст. 81 проекта ГПК РФ). Важность правильного понимания указанного понятия осознана в доктрине процессуального права. "Сложным вопросом, связанным с раскрытием сущности экспертизы, является понятие «специальные знания»"1, — пишет М.К. Треушников. Соглашаясь с этим утверждением по сути, дополним: уяснение содержания понятия "специальные знания" актуально не только применительно к экспертизе. Специальные знания могут быть использованы в различных формах, поэтому важно определить данное понятие как процессуальную категорию, что возможно с учетом двух критериев- а) специального, отражающего внутреннюю специфику содержания данного явления; б) юридического, предполагающего определенную форму "включения" специальных знаний в норму права.
Остановимся на этом подробнее. 1Треушников М К Судебные доказательства М. 1997 С 267
Термином "специальные" обычно обозначают сферу профессиональных знаний, которыми оперирует эксперт и которые не относятся к общеизвестным, аккумулированным в повседневном, житейском опыте человека, а также не являются правовыми2. Главный акцент в определении делается на то, что специальные знания — это те, которые получены в результате профессиональной подготовки и опыта занятием какой-либо деятельностью3. Обобщая принятые формулировки, М.К. Треушников заключает: "...под специальными познаниями в гражданском (арбитражном) процессе понимаются такие знания, которые находятся за пределами правовых знаний, общеизвестных обобщений, вытекающих из опыта людей"4. Недостатком такого определения является попытка очертить сферу специального через отграничивающие (негативные) критерии ("это не повседневное и не правовое знание"). Определение же (дефиниция) как логический прием предполагает возможность выделения определяемого явления (предмета) по его специфическим характеристикам (свойствам и отношениям)5. Указания одних границ, за которые не должно выходить данное явление, для дефиниции недостаточно. Очерченные выше пределы следует рассматривать как элемент отношения (взаимосвязи) специального и житейского знания, специального и правового знания. Это отношение, как видим, носит отрицательный характер. Однако для того, чтобы выяснить, относится ли познаваемое обстоятельство к сфере житейского опыта или для его установления необходимы специальные знания, также 2См., например: Треушников М.К. Доказательства и доказывание в советском гражданском процессе. М.. 1982. С 129; Орлов Ю.К. Заключение эксперта и его оценка по уголовным делам. М., 1995. С. 6; Давтян А.Г. Экспертиза в гражданском процессе. М., 1995. С. 16; Сахнова Т.В. Основы судебно-психологической экспертизы по гражданским делам. М., 1997. С. 11; Она же. Экспертиза в суде по гражданским делам. М., 1997. С. 9.
Такое понимание термина "специальные познания" является традиционным (см., например: Эйсман А.А. Заключение эксперта: (структура и научное обоснование). М., 1967. С. 89; Лилуашвшш Т. А. Применение специальных познаний в советском гражданском процессе: Автореф. дис.... д-ра юрид. наук. М., 1970. С. 6; Теория доказательств в советском уголовном процессе / Отв. ред. Н.В. Жогин. М., 1973. С. 702; Орлов Ю.К. Производство экспертизы в уголовном процессе. М., 1982. С. 5—6). 3 См.: Аверьянова Т.В. Интеграция и дифференциация научных знаний как 4 Треушников М.К. Судебные доказательства. С. 269. 5 Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. М., 1986. С. 342.
нужны критерии. Например, в начале XIX в. полагали, что для определения вменяемости преступника в судебном процессе достаточно житейского опыта судьи; использование психиатрических знаний казалось излишним, не добавляющим ничего нового и лишь "загромождающим" процесс (Elias Regnolt, Франция). Во второй половине XX в. в России многие юристы-практики не задумываются над вопросом использования специальных знаний при анализе поведения человека в конфликтной или аварийной ситуации, полагая, что достаточно собственного опыта для уяснения причин и мотиваций6. Проблема разграничения обыденного и специального знания применительно к гражданскому (арбитражному, уголовному) процессу есть проблема определения критериев потребности в специальных знаниях. В процессе потребность в специальных знаниях (в любой форме) в большинстве случаев (исключая обязательные указания закона, которых немного — ср. ст. 260 ГПК РСФСР, ст. 79 УПК РСФСР) определяется усмотрением суда. Применительно к экспертизе можно говорить о том, что такое усмотрение должно строиться на объективных предпосылках, к которым мы относим: 1) включенность в норму материального права, предположительно подлежащую применению по делу, специальных элементов в определенной форме (правовая предпосылка); 2) уровень развития научных знаний, позволяющий при помощи специальных методик устанавливать факты предмета экспертизы (специальная предпосылка); 3) связь между возможным предметом экспертизы и искомым юридическим фактом (логическая предпосылка). Например, при признании гражданина недееспособным потребность в специальных (психиатрических) знаниях обусловлена: а) наличием в составе юридического факта, с которым норма материального права (ст. 29 ГК РФ) связывает признание недееспособным, специального элемента (психическое расстройство, повлекшее неспособность понимать значение своих действий или руководить ими); б) установлением психического расстройства, его формы (диагностика), степени влияния на полноценность интеллектуальной и волевой сферы — компетенция психиатрии, которая имеет в своем арсенале достаточно разработанные методики экспертного выявления указанных фактов; в) профессиональной оценкой эксперта-психиатра выявленных им в ходе исследования фактов
6 Об этом см.: Сахнова Т.В. Судебно-психологическая экспертиза в гражданском процессе' Проблемы теории и практики. Красноярск, 1990. С. 8—16.
(диагностика психического заболевания, степень деформированно-сти и сохранности различных свойств личности), способной выступить фактом, подтверждающим (опровергающим) наличие юридического факта, называемого ст. 29 ГК РФ. Указанные предпосылки являются, на наш взгляд, также и критериями, позволяющими отграничить обыденное и специальное знание в конкретной ситуации, связанной с определением потребности в применении специальных знаний в форме судебной экспертизы. Методологически тот же прием может быть использован при определении критериев разграничения обыденного и специального знания применительно к иным процессуальным формам. Так, необходимость участия специалиста определяется: а) включением в норму права — но уже процессуальную — специальных элементов в определенной форме (например, фотографирование вещественных доказательств, уяснение их индивидуализирующих признаков при описании — ст. 71 ГПК РСФСР); б) степенью адаптированности научных знаний для практических целей, например, голограмма более информативна, чем фотография и/или описание, но соответствующие методики, позволяющие ис-полЕ>зовать данный метод фиксации в судебных целях, пока не выработаны; в) наличием объективной связи между способом использования определенных специальных знаний и юридической целью их применения (например, нельзя признать корректным применение медицинских знаний для определения специального основания назначения психологической экспертизы). Обобщая изложенное, можно сделать следующий вывод. Критериями использования специальных знаний в гражданском (арбитражном, уголовном) процессе являются: 1) норма права (материального или процессуального), содержащая специальные элементы в определенной форме; 2) уровень развития научных знаний, позволяющий использовать их для практических целей (профессиональной оценки специальных элементов); 3) наличие объективной связи между способом применения определенных научных знаний и юридической целью их использования. Думается, именно эти критерии характеризуют специфические свойства специального знания как процессуальной категории, и они могут быть положены в основу соответствующей дефиниции. Таким образом, специальные знания — это всегда научные знания неправового характера, сопровождаемые адекватными (признанными) прикладными методиками, используемые для достижения определенных юридических целей.
Данное определение носит оценочный характер и потому по своей природе изменчиво, зависит от уровня развития общественных отношений и адаптации научных знаний в повседневном опыте человека. Это — не линейный процесс. Зависимость между объемом повседневных и развитием научных знаний носит не причинно-следственный, а функциональный характер. Данный тезис означает, что с развитием познания окружающего мира знания о нем становятся более дифференцированными и одновременно системными (это расширяет сферу применения специальных знаний и для юридических нужд); сфера обыденных знаний обогащается, что не означает предела их расширения за счет научных. Дифференциация научного познания "вычленяет" из сферы обыденного новые области; получив научное объяснение и обоснование, они приобретают характер специальных и "возвращаются" в общественную практику в ином качестве — специальных знаний. Анализ понятия "специальные знания" требует уточнения терминологии. Законодатель использует формулу "специальные познания", в литературе оперируют также словосочетанием "специальные знания". С философской и лингвистической точек зрения эти термины не синонимичны, хотя их содержание частично перекрывается. Термином "знание" в лингвистике обозначают как совокупность закрепленных в сознании и мышлении фактов действительности, относящихся к той или иной ее области, так и закрепленность в чьем-либо сознании и мышлении тех или иных фактов действительности. "Познание" толкуется как приобретение знания о закономерностях объективного мира, а также как совокупность знаний в какой-либо области7. В философии знание рассматривается как продукт общественной и духовной деятельности людей; идеальное выражение в знаковой форме объективных свойств и связей мира, природного и человеческого. Познание же — это процесс творческой деятельности людей, формирующей их знания8. Аналогичное понимание сложилось и в других отраслях наук, изучающих особенности человеческого познания и формирования знания9. См.: Лопатин В,В., Лопатина Л.Е. Малый толковый словарь русского языка. М., 1990. С. 170, 401. Философский словарь. С, 150—151, 368. См., например: Ломов Б.Ф. Когнитивные процессы как процессы психического отражения // Когнитивная психология: Материалы финско-советского симпозиума. М., 1986. С. 8—18.
Таким образом, совокупность знаний более точно отражается термином "знания", тогда как познанием охватывается сам процесс достижения знания10. Понимание познания как деятельности соответствует и сложившейся концепции судебного познания как процесса по формированию знаний о всех юридических и иных, значимых для правильного рассмотрения и разрешения дела, обстоятельствах, включая познание спорного материального правоотношения, являющегося предметом процесса. Ту же логику можно наблюдать при экспертном исследовании: эксперт оперирует специальными знаниями, познавая (устанавливая) новые обстоятельства, взаимосвязь между ними и оценивая их. Вывод эксперта — результат познания как специальной деятельности, им осуществленной. При юридическом толковании формулы "специальные знания" учитывают как общие признаки их содержания (это научные, профессиональные знания, получаемые специальным обучением, а потому не относящиеся к общеизвестным), так и частные, ограничивающие круг специальных знаний, которые могут быть использованы судом (из их числа исключаются правовые знания). Такое понимание имеет универсальное значение — для гражданского, арбитражного, уголовного процессов. Специальные знания как процессуальная категория предполагают их использование для юридических целей в определенной процессуальной форме. Это уточнение весьма существенно и обусловлено природой процессуальной формы как сущностным элементом правосудия, характеризующим специфику его содержания. Требования гражданско-процессуальной формы предполагают формализацию критериев и определение форм использования специальных знаний для достижения определенных юридических целей. Соответственно, такие критерии (основания), формы и цели должны быть опосредованы законодательно. Фактическое использование специальных знаний вне процессуальных правил не может иметь никаких юридических последствий, ибо любые обществен- 10 Сходная, по сути, попытка соотношения понятий "специальные знания" и "специальные познания" предпринималась в уголовно-процессуальной литературе. Так, В.Д. Арсеньеа и В.Г. Заблоцкий специальными знаниями обозначают систему сведений, полученных в результате научной и практической деятельности, а специальными познаниями — знания, полученные соответствующими лицами в результате теоретического и практического обучения. Таким образом, эксперты обладают познаниями, но применяют знания (см.: Арсеньев В.Д., Заблоцкий В.Г. Использование специальных знаний при установлении фактических обстоятельств уголовного дела. Красноярск, 1986. С. 4). ные отношения в процессе существуют только в правовой форм е11. Однако одного указания в норме права на возможность применения специальных знаний недостаточно — необходимо определить их форму; в противном случае возникают проблемы в практической реализации правового предписания, его системном толковании. Например, ст. 260 ГПК РСФСР, регламентирующая назначение экспертизы для определения психического состояния гражданина, предусматривает участие психиатра при решении в судебном заседании вопроса о возможности принудительного направления гражданина на судебно-психиатрическую экспертизу. Очевидно, что специальные знания психиатра здесь необходимы, чтобы помочь суду уяснить, существуют ли медицинские предпосылки для сомнения в способности гражданина в полной мере осознавать значение своих действий, в полной мере разумно руководить ими, а соответственно — существует ли объективная потребность в принудительном направлении на экспертизу. Это важно учитывать, чтобы обеспечить законность процессуального принуждения. Однако на вопросы: в каком процессуальном порядке следует привлекать психиатра для участия в судебном заседании, каков правовой статус психиатра, действующее законодательство ответа не дает (кроме одного: в качестве эксперта, что, как будет показано далее, не соответствует задачам психиатра в контексте ст. 260 ГПК РСФСР). Введение в гражданский процесс фигуры специалиста (ст. 178 проекта^ГПК РФ) снимет, думается, эту проблему. Это положение является общепризнанным в доктрине гражданского процессуального права. Впервые на эту особенность процессуальных отношений обратила внимание Р.Ф. Каллистратова (см.: Каллистратова Р.Ф. Институт "особого участия" государственных и общественных организаций в советском гражданском процессе: Авто-реф. дне.... канд. юрнд. наук. М., 1954. С. 5). Обзор различных взглядов и обоснование данного тезиса см.: Чечина Н.А. Гражданские процессуальные отношения. Л.. 1962. С.5—10; Она же Основные направления развития науки советского гражданского процессуального права. Л., 1987. С. 56—67; Клейнман А.Ф. Новейшие течения в советской науке гражданского процессуального права. М., 1967. С. 5—25; Мельников А,А. Правовое положение личности в советском гражданском процессе. М., 1969. С. 69—87; Ванеева Л.А. Гражданские процессуальные правоотношения. Владивосток, 1974. Гл. I. Встречающиеся иногда утверждения о том, что процессуальная форма — вчерашний день теории процесса, не выдерживают критики и не содержат сколько-нибудь основательных аргументов (см.: Протасов В.Н. Основы общеправовой процессуальной теории. М., 1991. С. 141). Определенные вопросы вызывает положение ст. 12 АПК РФ "Применение иностранного права", в котором п. 2 определяет, что "в целях установления существования и содержания норм иностранного права арбитражный суд может в установленном порядке обратиться за содействием и разъяснениями в компетентные органы и организации в Российской Федерации и за границей либо привлечь специалистов". Однако законом не определен статус привлекаемых специалистов (АПК РФ процессуальной фигуры "специалист" не знает), что повлекло рекомендацию назначать в таком случае эксперта. Подобная проблема возникает и в гражданском процессе, хотя ни действующий ГПК РСФСР, ни проект ГПК РФ не регулируют применения иностранного права. Вместе с тем правило ст. 12 АПК РФ не означает включения правовых знаний (хотя бы только в отношении норм иностранного права) в сферу специальных в процессуальном понимании. В данном случае речь идет, на наш взгляд, не о самостоятельной форме применения специальных знаний, а о доказательстве иностранного права. По существу, ст. 12 АПК РФ воспринята концепция англосаксонского права, по которому для доказательства иностранного права используются показания свидетеля-эксперта (в отличие от континентальной практики, в соответствии с которой правительство может быть запрошено об официальном разъяснении права по конкретному вопросу). Тенденция к расширению сферы и форм использования специальных знаний в гражданском процессе иногда опережает нормативное регулирование. Это с очевидностью проявляется при анализе действующего процессуального законодательства. Действующие ГПК РСФСР и АПК РФ нормативно регулируют одну форму и, соответственно, один процессуальный порядок применения специальных знаний в виде судебной экспертизы — ст. 74—78 ГПК РСФСР, ст. 66—68 АПК РФ (в отличие от УПК РСФСР, допускающего еще и участие специалиста — ст. 133, 253 и другие). В настоящее время необходимость участия специалиста в гражданском процессе является общепризнанной, что нашло отражение в проекте ГПК РФ (ст. 178, 94-96, 18, 138, 157, 160, 172-174). Однако и действующее процессуальное законодательство допускает de facto использование иных — помимо судебной экспертизы — форм специальных знаний, хотя систематического законодательного регулирования они пока не имеют. 12 Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации. М., 1996. С. 31 13 См.: Норт Ч. Международное частное право. М, 1982. С. 149—156 Анализ ГПК РСФСР и АПК РФ позволяет выявить эти формы. Ряд статей и нормативных правил предусматривают такие случаи участия эксперта в гражданском процессе, которые с очевидностью свидетельствуют о функциях не эксперта, а специалиста (что следует признать законодательной недоработкой). Так, в уже упомянутой ст. 260 ГПК РСФСР функции психиатра в судебном заседании при решении вопроса о принудительном направлении гражданина на судебно-психиатрическую экспертизу не могут быть ничем иным, как функциями специалиста. Психиатр участвует в судебном заседании не для проведения специального исследования, а для содействия суду в правильном осуществлении процессуального действия. Однако с формальной точки зрения действующее законодательство позволяет определить его статус только как статус эксперта. Сходная по существу ситуация возникает при допросе несовершеннолетнего свидетеля (ст. 173 ГПК РСФСР). Законодатель предусмотрел, что при допросе свидетелей в во.фастс до 14 лет, а по усмотрению суда и при допросе свидетелей в возрасте от 14 до 16 лет, в судебное заседание вызывается педагог. Однако его процессуальный статус не определен. Такое же по содержанию правило существует в уголовном процессе (ст. 285 УПК РСФСР), а статус педагога однозначно определяется как статус специалиста. Нет причин считать, что в гражданском процессе педагог в приведенной ситуации занимает иное процессуальное положение; проблема заключается только в отсутствии законодательной регламентации 4. Другой случай. Согласно ч. 2 ст. 71 ГПК РСФСР ("Хранение вещественных доказательств"), "вещи, которые не могут быть доставлены в суд, хранятся в месте их нахождения. Они должны быть подробно описаны, а в случае необходимости сфотографированы и опечатаны". Сходное правило содержится в п. 2 ст. 63 АПК РФ: "Вещественные доказательства, которые не могут быть доставлены в арбитражный суд, хранятся в месте их нахождения. Они должны быть подробно описаны, опечатаны, а в случае необходимости засняты на фото- или видеопленку". Очевидно, что фото- и киносъемка могут быть отнесены к способам применения специальных знаний при осуществлении процессуальных действий по закреплению доказательств. Поэтому здесь помощь судье мог 14 На это обращал внимание еще Ю.М Жуков в 1965 г. (см.- Жуков Ю.М. Судебная экспертиза в советском гражданском процессе: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 1965. С. 10). бы оказать специалист. Это положение находит свое признание не только в теории, но и в практических комментариях. Возможность использовать знания специалиста, в том числе применительно к описанной ситуации, прямо предусматривает п. 1 ст. 178 проекта ГПК РФ. Специалист мог бы помочь в составлении описания вещественного доказательства, обратив внимание судьи на наиболее важные индивидуализирующие признаки при том, что само описание как процессуальное действие осуществляется судьей. Целесообразным было бы участие специалиста и в таком процессуальном действии, как осмотр письменных или вещественных доказательств (ст. 66, 72 ГПК РСФСР, ст. 64 АПК РФ); в гражданском процессе de lege ferenda это нашло свое признание (п. 1 ст. 178 проекта ГПК РФ). В гражданском процессе (так же, как в уголовном) возможны ситуации, когда суд нуждается в специальных сведениях справочного характера, получение которых не требует проведения экспертного исследования. Например, в спорах о разделе жилого дома бывает важно определить, подлежит ли дом разделу в натуре. Для правильного решения вопроса, что является одновременно залогом обеспечения исполнимости судебного решения, полезной может быть консультация специалиста (архитектора-строителя) при производстве осмотра строения. В других случаях суду может понадобиться мнение специалиста, чтобы более точно определить, имеется ли специальное основание для назначения конкретного вида экспертизы; специалист мог бы помочь суду более точно сформулировать экспертные задачи, отобрать образцы для исследования и т.д. Сейчас с позиции действующего ГПК РСФСР сделать это невозможно. Проект ГПК РФ в подобных случаях допускает участие специалиста "для получения консультаций, пояснений и оказания непосредственной технической помощи (фотографирования, составления планов и схем, отбора образцов для экспертизы, оценки имущества и т.п.)" (п. 1 ст. 178 проекта ГПК РФ). См.: например: Давтян А.Г, Экспертиза в гражданском процессе. С. 17; Сахнова Т.В. Экспертиза в суде по гражданским делам. С. 17. Косвенное признание специального характера указанных действий отражено в Комментарии к АПК РФ 1995 г.: "Фото- и киносъемки судья может произвести, если уверенно владеет профессиональными навыками и приемами" (Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации. С. 148). В уголовно-процессуальной доктрине выполнение подобной функции специалистом (фиксация с помощью научно-технических средств хода и результатов процессуальных действий) не вызывает сомнений (см., например: Петрухин И.Л. Экспертиза как средство доказывания в советском уголовном процессе. М., 1964. С. 65; Орлов Ю.К. Производство экспертизы в уголовном процессе. С. 25). Консультационная помощь специалиста может быть актуальной при исследовании в судебном заседании доказательств: звуко-и видеозаписей, вещественных и письменных доказательств, допросе свидетелей. На наш взгляд, консультационная и справочная деятельность специалиста требует обособления в самостоятельных процессуальных формах, о чем будет сказано далее. Гражданское процессуальное законодательство предусматривает случаи, когда в деле участвует орган государственного управления — для дачи заключения по делу (ч. 2 ст. 42 ГПК РСФСР). Как правило, в составлении заключения участвуют специалисты, обладающие профессиональными знаниями в определенной области. Возникает необходимость определить принципиальные отличия заключения такого органа от заключения эксперта. Существует, как упоминалось, проблема определения доказательственного значения так называемых несудебных экспертиз (проводимых по инициативе стороны до и (или) вне суда, ведомственных, расследования несчастных случаев и т.п.). Несмотря на отсутствие процессуального регулирования результаты такого способа применения специальных знаний фактически используются в процессе в качестве письменных доказательств. В проекте ГПК РФ внимания этому аспекту не уделяется. Аналогичная проблема актуальна и для арбитражного процесса. В гражданском и арбитражном процессе предусматривается и возможность заинтересованных лиц пользоваться услугами переводчика (ст. 8, 152 ГПК РСФСР, ст. 8 АПК РФ), который также обладает специальными знаниями, но является самостоятельным субъектом процесса, относящимся к числу содействующих осуществлению правосудия. Функции переводчика в процессуальном смысле не тождественны функциям специалиста; это два различных субъекта процесса. В литературе иногда выделяют в качестве самостоятельных процессуальных форм специальных знаний "использование специальных знаний сведущих лиц без привлечения их к участию в судебном расследовании (консультации, различного рода справки по специальным вопросам и пр.)", а также допрос сведущих свидетелей1. 16 Давтян А.Г. Экспертиза в гражданском процессе. С. 17- На это суждение ссылается также М.К. Треушников (см.: Треушникое М.К. Судебные доказательства. С. 263—264). См.: Орлов Ю.К. Заключение эксперта и его оценка по уголовным делам. С. 24—26. На наш взгляд, к процессуальным формам использования специальных знаний это отнесено быть не может18. Если консультация, справка получены за пределами процессуальных отношений, то уже по этой причине их нельзя отнести к процессуальным формам специальных знаний. Если же речь идет о том, что в рамках процессуальных отношений суд обязывает орган, иное лицо, не являющееся субъектом процесса, представить какой-либо документ в суд, то здесь имеется в виду письменное доказательство, но не особая форма использования специальных знаний. Подобная ситуация возникает, когда по ходатайству стороны, испытывающей затруднения в истребовании от иного лица письменного доказательства, суд своим определением обязывает это лицо направить доказательство в суд (ст. 64, 65 ГПК РСФСР; ст. 59 проекта ГПК РФ). В других случаях, как будет показано далее, справочная информация, не требующая проведения исследования, может быть получена судом от специалиста. Что касается сведущих свидетелей, то (если признавать необходимость такого института) информация, получаемая от них, должна быть отнесена не к особой форме специальных знаний, а к разновидности свидетельских показаний. Соответственно, и правовая регламентация возможна в рамках данного института, как это имеет место за рубежом19. В то же время мы поддерживаем предложение А.Г. Давтян о необходимости законодательного урегулирования судебного эксперимента, к участию в котором мог бы привлекаться специалист20. Заслуживают также внимания и законодательной проработки такие новые формы применения специальных знаний в гражданском процессе, как использование преобразующих информацию технологий (для получения судебного доказательства) и компьютерное моделирование (в основном, как процессуальный способ Подробнее об этом см. §3 данной главы. 19 Ziviiprozessrecht / L Rosenberg, К.-H.Schwab. Muenchen, 1981. S. 728—729; § 414 Zivilprozessordnung. Muenchen, 1996. См.: Давтян Л.Г. Экспертиза в гражданском процессе. С. 23--24. проверки доказательств)21. Последний аспект нуждается, думается, в самостоятельной регламентации ввиду специфики применяемых специальных средств и способов. Использование компьютерного способа преобразования информации в судебном доказывании допускается в странах англо-саксонской системы, чей опыт относительно критериев допустимости полученных таким путем доказательств может быть полезен и для нас22. Заметим, что моделирование может быть частью эксперимента, что вполне традиционно для уголовно-процессуальной доктрины и практики23. Однако возможно и самостоятельное использование моделирования в судебном познании; именно последний аспект требует самостоятельной нормативной проработки — как это и предлагается нами при регламентации доказательств и доказывания24. Таким образом, можно сделать вывод, что специальные знания, понимаемые как процессуальная категория, должны отвечать не только специальным критериям (это научные, профессиональные знания неправового характера, которыми обладают специалисты), но и требованиям гражданско-процессуальной формы, быть обособленными от других способов и средств осуществления процессуальной деятельности, в том числе связанных с судебным познанием. §2. Сущность судебной экспертизы Понятие "экспертиза" прочно вошло в научный и практический оборот не только как процессуальная категория. Им пользу- 21 Впервые применительно к ГПК РФ использование преобразующих технологий в доказательственных целях было предложено при инициативной проработке проекта Основ гражданско-процессуального законодательства и разработке структуры будущего ГПК РФ в 1990—1991 гг. (см., например: Сахнова Т.В. Регламентация доказательств и доказывания в гражданском процессе: (К разработке нового ГПК Российской Федерации) // Государство и право. 1993. № 7. С. 54—55; Она же. О структуре будущего Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации // Судебная власть: надежды и реальность. М., 1993. С. 133, 139). См. об этом: Решетникова И.В. Доказательственное право в Российском гражданском судопроизводстве: Автореф. дис.... д-ра юрид, наук, Екатеринб
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|