Ресурсы нефти и проблемы жидкого моторного топлива
Стр 1 из 3Следующая ⇒ О. В. Крылов Крылов Олег Валентинович - доктор химических наук, Автор статьи "Настанет ли Апокалипсис?" [1] Е.В.Балацкий, рассматривая экономи-ческие законы рыночного общества, приходит к выводу, что развитие производства порождает все новый спрос, в результате чего непрекращающееся расширение эко-номической системы вступает в противоречие с ее пространственно-временной огра-ниченностью. На определенной стадии система становится неуправляемой и выходит из-под контроля человека. Подобное ускоряющееся развитие производственного про-цесса ведет к саморазрушению общества, к Апокалипсису. Я попытался проанализировать причины вероятного экономического кризиса с другой точки зрения - сквозь призму расходования мировых ресурсов энергии, сырья, пищи и загрязнения окружающей среды при продолжающемся росте народонаселения и по-требления [2, 3]. Пространственно-временные ограничения неизбежно приведут к резкому спаду производства. Вопрос в том, когда это случится и есть ли пути избежать такого спада. Обсуждая проблему дальнейшего развития общества и возможного конца света, часто вспоминают Т. Мальтуса (1766-1834). Согласно сформулированному им закону, рост народонаселения опережает рост средств существования, что влечет за собой сниже-ние качества жизни, обнищание. Но на протяжении всего XIX в. и в первые десятиле-тия следующего производство товаров непрерывно росло и средний уровень жизни повышался, что дало основания для критики "человеконенавистнического мальтузи-анства" со стороны ряда ученых, в том числе марксистов. Опровергать Мальтуса не составляло особого труда, поскольку сырьевые ресурсы по сравнению с их потреблением были в ту пору велики. Однако сейчас положение изме-нилось. Мир впервые вступил в эпоху, когда количество запасов многих полезных ископаемых меньше того, что уже добыто. Если не будут приняты меры и не будут сделаны чудесные научные открытия, то при существующих темпах роста потреб-ления мирового кризиса не избежать уже до середины грядущего столетия.
Жизненный уровень принято характеризовать валовым национальным доходом на душу населения. В табл. 1 приведены его показатели в порядке убывания, а также данные по суммарному национальному продукту (ВНП), взятые из американского справочника 1996 г. [4]. В статье А.Э. Конторовича, Н.Л. Добрецова, Н.П. Лаверова, А.Г. Коржубаева, В.Р. Лившица "Энергетическая стратегия России в XXI веке" (Вестник РАН, 1999, № 9) приведены несколько иные цифры валового дохода на душу населения. Однако они не влияют на общий вывод о различии по этому показателю между богатыми и бедными странами на 2-3 порядка. Таблица 1. Валовой национальный продукт (ВНП, млрд. долл.)
После 1996 г. валовый доход США и других богатых государств увеличился еще больше. Однако для стран, указанных в конце списка, он практически не изменился. Академик В.А. Коптюг обратил внимание на то, что в период с 1970 по 1990 г. Нацио-нальный доход развитых стран непрерывно рос, а развивающихся - не изменялся [5]. В результате разница по доходу на душу населения в развитых и развивающихся странах достигает одного-двух порядков. Население же Азии, Африки и Латинской Америки примерно на порядок больше населения США, Западной Европы и Японии вместе взятых. Простой расчет показывает: чтобы жить, как американцы, нужно увеличить производство всех благ в 100-1000 раз. Таких ресурсов и мире нет.
В последние годы исключительно быстро развивались Китай, Южная Корея, Вьетнам, некоторые другие страны Юго-Восточной Азии. По валовому производству зерна, мяса, удобрений, стали Китай обогнал США, но, по-видимому, он никогда не добьется превосходства по производству этих и других продуктов на душу населения. В Китае добыча нефти по сравнению с масштабами страны невелика (около 120-150 млн. т) и почти не увеличивается из-за отсутствия больших запасов. Природного газа также немного. Главным источником энергии является каменный уголь, но он высокосер-нистый, что приводит к большому загрязнению атмосферы сернистым газом. В зимнее время в городах Китая трудно дышать. РЕСУРСЫ НЕФТИ И ПРОБЛЕМЫ ЖИДКОГО МОТОРНОГО ТОПЛИВА Нефть до сих пор является главным сырьем для производства бензина, дизельного и реактивного топлива, ценных химических продуктов. Судя по данным, представлен-ным в табл. 2, сокращения темпов роста добычи пока не видно. При неблагоприятном прогнозе к 2020 г. будет добыта вся нефть. Статья, в которой приводятся эти цифры [6], заканчивается сравнением развития человечества с гибелью "Титаника": корабль уже получил пробоину, а пассажиры танцуют в салоне под звуки оркестра.
Таблица 2. Добыча нефти, млрд. баррелей
Поразительно быстро, всего за одно XX столетие, человечество израсходовало цен-нейшее сырье, создававшееся на Земле в течение сотен миллионов лет. Израсходовало самым неразумным образом - около половины нефти идет на производство моторного топлива, причем примерно треть тратится в США. Сырье, из которого можно изгото-вить массу полезных продуктов, по сути дела, растрачено на то, чтобы богатые амери-канцы разъезжали в роскошных машинах. Прогнозы относительно полного истощения запасов нефти и связанного с этим мирового кризиса могут оказаться неверными, если: · будут найдены новые очень крупные источники нефти; · нефть окажется ненужной для общества; · будут приняты решительные меры по ограничению потребления. Рассмотрим, насколько правдоподобны эти варианты. В последние десятилетия о новых больших месторождениях нефти, в том числе в России, ничего не слышно. По-видимому, сильно преувеличены и сообщения о "не-сметных" запасах в районе Каспийского моря, имеющие, скорее, политическую подо-плеку: кто будет доминировать на Каспийском море, тот станет контролировать Сред-нюю Азию. Даже если и будут открыты новые, неизвестные ранее большие месторож-дения, при существующих темпах расходования нефти это отсрочит исчерпание ее запасов лишь до 2030-2050 гг. Но не дальше. Как отмечалось, нефть расходуется больше всего на получение моторного топлива. Во всех развитых странах проводятся работы по применению в транспорте новых видов топлива. Экологически более чистым является метан, основной компонент природного газа. Однако метан - газ, температура его сжижения низкая - минус 161.5°С. Транспор-тировать его в жидком состоянии неэкономично, использование же в автомобилях газообразного метана требует емкостей очень большого объема, что неудобно. Кроме того, для применения метана нужно будет всю бензозаправочную сеть заменить на газозаправочную, бензоколонки - на минизаводы с компрессорами, что связано с немалыми капиталовложениями.
С экологической точки зрения еще лучшим моторным топливом является водород, при сжигании которого образуются безвредные пары воды. Однако водород сжижается при еще более низкой температуре, чем метан, - минус 253°С. Ведутся работы по получению гидридов, соединений водорода с металлами, которые можно было бы использовать в транспортных средствах. Но получить гидриды, способные стабильно и обратимо запасать и отдавать водород для сжигания в двигателях, пока не удалось. Водород очень дорог. По некоторым оценкам, в начале XXI в. около 5-10% первичной энергии будет расходоваться на производство водорода. Перспективны с экологической точки зрения и электромобили, в которых можно использовать топливные элементы для окисления углеводородов или водорода. Можно также применять аккумуляторы, но необходимость постоянной подзарядки и большой вес препятствуют их широкому применению. Жидкое топливо добывают, кроме того, из СО и Н2 по методу Фишера-Тропша на железных или кобальтовых катализаторах. Таким методом получали моторное топливо в нацистской Германии во время Второй мировой войны и в ЮАР, когда действовало эмбарго на ввоз нефти. Исходную смесь Таким образом, альтернативы нефти все еще нет. Нельзя сказать, что эта проблема не решается. Начиная с 50-х годов ею занимаются многие научно-исследовательские институты во всем мире. Тем не менее до сих пор используются бензин, дизельное и ракетное топливо из нефти. Еще один путь, который позволил бы избежать или, по крайней мере, значительно отодвинуть время полного истощения запасов нефти, - ограничение потребления. Лучше всего, конечно, свести к минимуму использование индивидуального автотран-спорта. Ученые Академии наук Китая обратились в Министерство тяжелой промыш-ленности КНР с предложением отказаться от автомобилизации страны не только по причине загрязнения воздуха, но и из-за нехватки земли для автодорог и паркингов. Собственниками автомобилей являются всего около 2% населения, но по моему личному наблюдению (я был в Китае в конце 1998 г.) могу констатировать: улицы китайских городов забиты машинами, на всех перекрестках пробки. Трудно даже себе представить, что будет, если Китай подойдет к уровню США по количеству автомо-билей на душу населения.
Почему же, несмотря на увеличение потребления и истощение многих месторожде-ний, в 1997-1998 гг. мировые цены на нефть упали (см. рис. 1)? По-видимому, дело не только в очень теплых зимах 1996-1998 гг. и не только в неконтролируемом росте добычи нефти странами ОПЕК, как об этом часто пишут, но и в общей политике нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих компаний США. Остановимся на этом подробнее. США - первая страна, которая признала токсичное действие выхлопных газов авто-мобилей, вызывающих более 70% всех болезней жителей городов, главной экологи-ческой опасностью. В значительной степени это связано с очень высоким уровнем автомобилизации: из общего числа 600 млн. во всем мире на США приходится 200 млн. автомобилей. Были отпущены огромные средства на разработку методов борьбы с выхлопами СО, углеводородов, NO2 и в результате созданы катализаторы, позволяю-щие очистить от них выхлопные газы автотранспорта. В России такие катализаторы тоже имеются, но их внедрение задерживается из-за отсутствия средств, плохого качества бензина, дизельного топлива и низкого качества автомобильных двигателей. В последнее время началась перестройка всей нефтепереработки, инициированная опять-таки Америкой. В основе существующей структуры нефтепереработки лежит процесс каталитического риформинга, позволяющий получить из нефти высокоокта-новый бензин. Высокое октановое число (85-95), повышающее антидетонационные свойства бензина и необходимое для нормального функционирования двигателей, создается за счет превращения на так называемых биметаллических катализаторах риформинга алифатических (прямоцепочечных) углеводородов в ароматические. Однако теперь процесс риформинга придется заменять. В 1992 г. конгресс США принял поправку к закону о чистом воздухе, а Дж. Буш подписал его перед уходом с поста президента. Согласно этой поправке, признана необходимость производства бензина, не содержащего бензола и конденсированных ароматических углеводородов, которые являются канцерогенами. Закон о чистом воздухе предусматривает поэтапное сокращение содержания бензола и конденсированной ароматики в бензине. В случае невыполнения этих требований предусмотрены жесткие штрафные санкции, могущие составить уже к 2010 г. 10% валового дохода США. В результате принятия упомянутого закона резко изменилась тематика научно-иссле-довательских работ в области нефтепереработки. В США и других странах начались поиски путей замены риформинга другими процессами нефтепереработки, позволяю-щими получить высокооктановое топливо без ароматических углеводородов. Поиски увенчались успехом. Такие процессы были найдены. Это скелетная изомеризация нормальных углеводородов в разветвленные, алкилирование парафинов изоолефи-нами, а также использование оксигенатов, например, добавление к бензину МТБЭ (метил- трет -бутилового эфира), имеющего октановое число 116. Замена каталитического риформинга изомеризацией, алкилированием, синтезом оксигенатов потребует перестройки всей нефтеперерабатывающей промышленности. В литературе приводятся разные цифры относительно стоимости такой перестройки в США. Наиболее вероятной является цифра 300 млрд. долл., что очень много даже для богатой Америки. По этой причине ряд автомобильных и нефтеперерабатывающих фирм обратился в конгресс с просьбой смягчить положения нового закона. Но конг-ресс настаивает на своем: мы приняли закон, извольте выполнять. Не случайно другие страны не спешат ввести в действие нормы по сокращению содержания бензола и конденсированных ароматических углеводородов в моторных топливах. Пожалуй, самый легкий путь удешевления предстоящей перестройки нефтеперера-ботки - снижение себестоимости сырья. Американские нефтяные фирмы внедрили новые методы, позволяющие резко, до 90%, увеличить извлечение нефти из земных пластов. В результате ее стоимость на мировых рынках уменьшилась с 18-22 долл./ баррель в 1996 г. до 10-12 долл./баррель в 1998 г. Снизилась себестоимость в основ-ном ближневосточной нефти - менее 5-6 долл. за баррель. Мексиканская, венесуэль-ская, западноевропейская и российская нефть более дорогая. Таким образом, снижение цен на нефть, как это ни парадоксально, в конечном счете связано с мировым кризисом исчерпания ресурсов и загрязнения окружающей среды. В 1999 г. совместные меры, принятые Мексикой, Венесуэлой, Великобританией и Норвегией, привели к некоторому подъему цен на нефть. В будущем, по завершении перестройки нефтепереработки и в связи с исчерпанием ресурсов неизбежен новый рост цен. В России добыча нефти сократилась с 624 млн. т в 1988 г. (в СССР основная доля была российской) до 290 млн. т в 1996 г. Гигантское Самотлорское месторождение в 1980 г. дало 146.2 млн. т (почти четверть советской нефти), в 1997 г. - 14.7 млн. т, а в 2010 г. по прогнозу ожидается всего 2.6 млн. т [7]. Себестоимость российской нефти составляла около 10-12 долл./баррель. Кризис 17 августа 1998 г. повысил рублевую, но снизил долларовую цену нефти. Стало временно выгодно ее экспортировать. В конце 1998 г. экспорт увеличился на 15% по сравнению с тем же периодом 1997 г., хотя добыча сократилась. Именно поэтому не завезли нефть на Камчатку и в северные районы, о чем много писали наши газеты. РЕСУРСЫ ПРИРОДНОГО ГАЗА Ситуация с ресурсами природного газа в целом лучше. Но хотя разведанные его запасы в расчете на углеводороды больше, чем нефти, они тоже конечны. Когда будут исчерпаны запасы нефти, основным энергетическим и химическим сырьем останется природный газ, и рост его добычи и потребления ускорится. После нефтяного кризиса 1973 г. добыча природного газа шла в полтора раза быстрее, чем нефти. Мировые запа-сы природного газа составляют сейчас около 350 трлн.м3 в том числе разведан-ные - 136 трлн. м3 [8]. Если разделить последнюю цифру на предполагаемое потребле-ние газа в 2010 г. (3.5 трлн. т), получится около 40 лет. Иными словами, исчерпание ресурсов природного газа наступит не намного позже, чем нефти. Здесь также можно найти контраргументы. В XX в. открыт ряд огромных месторож-дений природного газа: Северное море, северные районы Африки, Иран, север Запад-ной Сибири. Пока скорость открытия новых месторождений несколько превышает темпы роста газодобычи. Следует, однако, учесть, что по исчерпании нефти потребно-сти в газе будут значительно выше и его ресурсов хватит в лучшем случае на 60-70 лет. Вскоре после Второй мировой войны началось строительство газопровода Саратов-Москва, Тогда же был построен газопровод Дашава-Киев. С тех пор потребности и добыча газа выросли во много раз, и сейчас саратовский и дашавския газ практически исчерпан. Добыча газа у нас все более смещается в районы Крайнего Севера, стано-вясь тем самым все дороже. 70% российского газа добывается на двух гигантских месторождениях в Уренгое и Ямбурге. Готовятся к эксплуатации газовые скважины на полуострове Ямал и на шельфе Северного Лацовитого океана. На американском континенте добыча газа также смещается в северные районы Канады и на Аляску. Очень дорого, значительно дороже нефти, обходится транспорт газа по газопроводам. Стоимость транспорта 1000 м3 газа из Уренгоя и Ямбурга в Москву и Петербург составляет 11-13 долл., в Киев и Минск - 20-25 долл., в Западную Европу - 40-44 долл. Главная цель работ по получению жидких продуктов из газа, которые ведутся в США, - сократить расходы на транспорт. Например, метанол, полученный из природного газа на Аляске и затем перевезенный в штат Иллинойс, будет вдвое дешевле, чем метанол из природного газа, транспортированного по газопроводу Аляска-Иллинойс. Основное применение природного газа - чисто энергетическое, для замены на элект-ростанциях мазута, который подвергается теперь более глубокой переработке. Испо-льзуют газ в различных отопительных устройствах и в домашнем хозяйстве. Приме-нение газа непосредственно в транспортных средствах, как отмечалось, невелико, равно как и его сжижение с целью использования в качестве моторного топлива, но по мере исчерпания нефти должно возрастать. Невелик и общий объем химической переработки природного газа (2.0-2.5%). Это связано отчасти с тем, что основной компонент последнего - метан (90-99%) - очень малореакционноспо-собное соединение. Во всем мире, в том числе и в России, проводится огромный объем научно-исследовательских работ по поискам путей химической переработки метана в ценные вещества. Пока практически единственным методом химической переработки метана является его паровая конверсия с получе-нием синтез-газа (СО +ЗН2) на никелевых катализаторах. Водород из синтез-газа далее используют для получения аммиака, а смесь состава СО + 2Н2 - для синтеза метанола. Водород в XXI в. будет необходим для самых разнообразных химических и энергети-ческих целей. В связи с новой структурой нефтепереработки не будет водорода, кото-рый образовывался в процессе риформинга и использовался далее для гидроочистки нефти. Получение водорода из синтез-газа пока остается единственным (и, заметим, очень дорогим) способом. Три года назад несколько фирм опубликовали программу работ по получению Диме-тилового эфира СН3ОСН3 (ДМЭ) из синтез-газа [9]. При комнатной температуре ДМЭ - газ, но при минус 25°С он сжижается. Под небольшим давлением ДМЭ может быть помещен в баки дизельных двигателей. Параметры его сгорания соответствуют пара-метрам дизельного топлива, но он дает меньше токсических выхлопов и может рас-сматриваться как топливо XXI века. Несомненно, что в следующем столетии появятся и другие способы химического использования природного газа, важность которых будет возрастать по мере исчерпания нефти. Очень велики ресурсы газа в газогидратных месторождениях. При высоких давлениях и низких температурах метан способен образовывать гидраты, соединения включения СН4(H2О)n, в которых молекулы метана внедряются в пустоты кристаллических струк-тур, составленных из молекул воды. В природных условиях гидраты метана сущест-вуют в районах вечной мерзлоты или под дном океана. Например, на глубине океана 700 м уже при 10°С давление достаточно для образования гидратов. Запасы метана в виде гидратов (1016 м3) значительно превосходят запасы газа в природном состоянии, но технология их добычи со дна океанов или из-под слоя вечной мерзлоты, не нанося-щая непоправимого вреда обществу, пока не разработана. Есть опасность, что начало их разработки может инициировать тектонические сдвиги и большое выделение мета-на в атмосферу, что повысит ее температуру, поскольку это один из газов, создающих парниковый эффект. Метан скапливается также в угольных пластах. Содержание его должно быть сопо-ставимо с ресурсами каменного угля (104 млрд. т), то есть близко к запасам в газовых месторождениях. Однако добывать его пока также не умеют. По запасам природного газа (в основном метана) Россия находится на первом месте в мире: разведанных запасов около 49 трлн. м3 (37% мировых запасов). В отличие от нефти добыча газа в нашей стране не падает, а растет. Но запасы газа в эксплуати-руемых месторождениях быстро сокращаются, а его добыча и транспорт дорожают. В этой связи вряд ли правильным можно назвать решение правительства в 70-х годах о строительстве газопроводов для широкого транспорта газа на Запад с целью получе-ния валюты. Лучше было бы поберечь газ до лучших времен. Напомним, что Д.И. Менделеев при разработке Таможенного уложения 1896 г. призывал запретить всякий вывоз сырья из России до XXII века: не вывозить нефть, но можно керосин, не вывозить лес, но можно мебель, не вывозить зерно, но можно спирт из зерна и т.д.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|