Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Духовная сфера жизни общества.

Элементы духовной жизни общества Структура духовной жизни общества Духовная жизнь– относительно самостоятельная область общественной жизни, основу которой составляют специфические виды духовной деятельности и общественных отношений, ее регулирующих. 1. наука; 2.философия; 3. религия; 4. нравственность (мораль); 5. искусство; 6. образование; 7. научные учреждения, учреждения культуры, религиозные организации; 8. духовная деятельность людей. Духовные потребности – объективная нужда и общества в целом в создании и освоении духовных ценностей. Духовная деятельность – социальная деятельность людей, направленная на производство, сохранение, распространение духовных ценностей, осуществляемая специализированными группами людей, профессионально занятыми квалифицированным умственным трудом. Духовные блага (ценности) – идеи, теории, образы, мысли.
Духовная деятельность Духовно-теоретическая (производство, создание духовных благ). Результат данной деятельности: мысли, теории, идеи, которые могут принимать форму научных, философских, религиозных и художественных произведений. Духовно-практическая (сохранение, воспроизведение, распространение и потребление духовных ценностей). Музеи - хранилища реликвий. Библиотеки – хранилища книг. Архивы – «письмохранилище», место хранения документов.
Культура Культура (от лат. «возделывание, культивирование, обработка почвы») - все виды преобразовательной деятельности человека и общества, включая ее результаты(в широком смысле слова). Исторически развивающаяся система созданных человеком материальных и духовных ценностей, социокультурных норм и способов их распространения и потребления, а также процесс самореализации и раскрытия творческого потенциала личности и общества в различных сферах. Процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности (в узком смысле слова).
Функции культуры Приспособление к окружающей среде (защита от стихийных сил природы, преобразование ее, создание «второй природы» - культуры). Коммуникативная - накопление, сохранение и передача культурных ценностей, развитие и совершенствование личности через общение. Информативная– осуществление передачи и обмена знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений. Регулятивная- регулирование жизни общества и деятельности человека, формирование системы норм и требований общества ко всем индивидам во всех сферах жизни общества (нормы морали, права, нормы поведения). Функция социализации личности – усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремление к духовному развитию. Познавательная – формирование целостного представления о народе, стране, эпохе. Оценочная –определение системы ценностей.
Две основные сферы существования культуры Материальная(производство вещей) – связана с производством предметов и явлений материального мира: материально-технические средства труда, культурно-бытовые сооружения, производственный опыт, умения и навыки людей. Духовная культура(производство идей)наука, искусство, мораль, религия и др. Взаимосвязь материальной и духовной культуры - все, что создано в материальном производстве, предварительно проходит через сознание человека; - духовная культура может иметь материальный характер (здание, картина, книга) и требует физических затрат; - материальное производство создает средства и условия для духовного производства; - некоторые продукты духовного производства являются элементом материального производства (технические идеи, теории).
Формы культуры (с точки зрения конкретных сфер общественной жизни) - нравственная культура (соблюдение моральных норм и правил); - эстетическая культура (отношение к прекрасному, гармония); - этическая культура (культура взаимоотношений); - профессиональная культура; - бытовая культура (уклад повседневной жизни человека); - физическая культура (гармоничное развитие человеческого тела); - экологическая культура (гармония человека и природы); - политико-правовая культура (влияние политической культуры населения на участие в выборах, культура проведения избирательной кампании политиками, политическая культура граждан во время проведения митинга); - экономическая культура; - культура потребления.
Многообразие культур Диалог культур Разнообразие форм и видов культуры: Культура мировая и национальная(русская, французская) Интернационализация культуры – создание единой общемировой культуры, культурный обмен, взаимное влияние. Культура светская и религиозная. Культура западная и восточная. Совокупность непосредственных связей и отношений, складывающихся между различными культурами и их результатами, взаимное влияние, взаимодействие, складывающееся в ходе этих отношений, взаимопроникновение национальных культур, создание единого культурного пространства.
Формы культуры Народная, массовая, элитарная.
Народная культура Народная культура – культура, создаваемая народом и основанная на национальных традициях и ценностях. Признаки: - создается народом, результат коллективной творческой деятельности; - создается анонимными творцами (анонимность авторства, «слова народные, музыка народная»); - выражает традиции, обычаи народа, его ценности; - ее произведения часто передаются из уст в уста. Примеры народной культуры: фольклор (предания, сказания, легенды, былины), народная музыка, танцы, обычаи, традиции, нравы, язык, бытовая фразеология, домашний уклад, бытовая культура, народная медицина, декоративно-прикладное искусство.
Массовая культура Массовая культура – культура современного общества, рассчитанная на вкусы и запросы массового потребителя;коммерческая культура, поп-культура, индустрия развлечений. Признаки: - ориентация на вкусы и запросы массового потребителя; - по содержанию проста, общедоступна, - развлекательна (поп-культура); - стандартизирована, рассчитана не на личность, а на стандартный образ потребителя (молодежь, бизнесмен, домохозяйка), - коммерческая направленность, способность приносить прибыль, - распространяется благодаря средствам массовой информации (радио, связь, телевидение, реклама); - пассивность восприятия (ее произведения не требуют от ее потребителя больших интеллектуальных усилий для своего восприятия). Примеры массовой культуры: фильмы боевики, мелодрамы, эстрадная музыка (поп-музыка), литература детективного, приключенческого жанров, китч.
Элитарная культура Создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами Признаки: - ориентирована на узкий круг потребителей, разбирающихся в искусстве; - сложна по форме и содержанию, - ее восприятие требует определенного уровня образования, культурного кругозора, развитого эстетического чувства; - получение коммерческой выгоды не является ее первоочередной целью. Примеры: Живопись Шагала, Пикассо, С.Дали; Киноискусство А.Тарковского, А.Куросавы. В каждом обществе духовная культура обладает определенным единством, но в ней существует господствующая культура и субкультуры.
Взаимосвязь массовой и элитарной культуры Массовая и элитарная культуры не враждебны друг другу, взаимосвязаны между собой: - достижения, художественные приемы элитарного искусства через некоторое время перестают быть новаторскими и перенимаются массовой культурой, повышая ее уровень; - массовая культура, приносящая прибыль, дает возможность кинокомпаниям, издательствам оказывать поддержку творцам элитарного искусства; - существует популярная классическая музыка; - произведения массовой культуры могут быть высокохудожественными и по сути своей приравнены к «высокому искусству».
Субкультура Часть общей культуры, система ценностей, присущая определенной группе: - молодежная, - этническая, - криминальная, - национальная.
Контркультура Культура, противостоящая или альтернативная по отношению к господствующей в обществе культуре.
Традиции в культуре Преемственность, передача из поколения в поколения культурных традиций, образцов, опыта, накопленного человечеством.
Новаторство в культуре Появление новых художественных стилей и форм в искусстве, открытие нового, до сих пор не существовавшего.
Влияние массовой культуры на духовную жизнь общества Позитивное: - отличается демократичностью, ее «продуктами» пользуются представители различных социальных слоев населения; - утверждает простые и понятные представления о мире, что позволяет людям лучше ориентироваться в постоянно меняющемся мире; - отвечает запросам и потребностям представителей разных людей, в том числе потребности в отдыхе, психологической разрядке; - имеет свои вершины – литературные, музыкальные, кинематографические произведения. Негативное: - снижает общую планку духовной культуры, так как ориентируется на невзыскательный вкус массового потребителя; - ведет к стандартизации и унификации сознания, образа жизни миллионов людей; - рассчитана на пассивное потребление; - насаждает мифы в сознании людей, подменяет для многих людей реальную жизнь.
Средства массовой информации СМИ – это совокупность всех каналов передачи информации (печать: газеты, журналы, радио, телевидение, кинематограф, видео, Интернет.
Функции СМИ - «четвертая власть» в обществе, формирует общественное мнение, оперативно и динамично воздействует на общественное сознание; - идеологическая функция: оказывает влияние на формирование мировоззрения людей, на ценностные ориентации общества, на самосознание людей; - культурно-образовательная функция: участвуют в распространении и пропаганде культурных ценностей, воспитание людей на образцах общемировой культуры; - коммуникативная функция: устанавливают контакты с массовой аудиторией, - рекламно-справочная функция: удовлетворение практических потребностей людей в связи с разнообразными увлечениями (сад, огород, туризм, купля-продажа, коллекционирование), - рекреативная функция: создание условий для развлечений, отдыха, получения удовольствий. Причины возрастания роли СМИ в современном обществе: 1. современное общество является информационным и в нем большое значение имеет доступность людей к получению разнообразной информации; 2. благодаря современным техническим возможностям средства массовой информации становятся доступны гражданам; 3. в период предвыборных кампаний в современных демократических государствах СМИ становятся важнейшим источником сведений о кандидатах, партиях, их программах; 4. СМИ быстро и эффективно воздействуют на духовную жизнь общества, на сознание широких масс. Они могут оперативно склонить общественное мнение в поддержку конкретных целей, того или иного политического курса. 5. в условиях политического плюрализма СМИ отстаивают различные позиции, подходы и интересы. 6. в свободе СМИ выражаются важнейшие принципы демократии – свобода слова, печати, мнений, убеждений.
Искусство Эстетика Искусство Вид духовной культуры, который воспроизводит мир в художественных образах, основываясь на чувственном восприятии прекрасного. Наука об искусстве. Практическая деятельность человека, направленная на освоение и создание эстетических ценностей.
Предмет искусства Предмет искусства – человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определенных исторических условиях. Жизнь людей отражается в искусстве в форме художественных образов, которые являясь результатом вымысла, тем не менее, являются отражением действительности.
Форма бытия искусства Художественное произведение, имеющее видовую и жанровую определенность и осуществляющегося в виде материального предмета – знака, который передает людям определенную художественную концепцию, обладающую эстетической ценностью.
Особенности искусства как формы художественного познания 1. Является образным и наглядным (создание художественных образов – слово, звук, цвет). 2. Особые способы воспроизведения действительности, основанные на эмоциональном переживании и восприятии информации о мире. 3. Большая роль в процессе познания принадлежит воображению и фантазии. 4. Вид творческой деятельности.
Виды искусства Архитектура– искусство строить и украшать здания, призванное удовлетворять потребности людей в жилье и общественных помещениях. Живопись - изображение на плоскости картин реального мира, преобразованных творческим воображением художника. Скульптура– пространственно-изобразительное искусство, осваивающее мир в пластических образах. Музыка– особый вид искусства, способный посредством слуховых образов воздействовать на чувства и сознание людей. Хореография – создание музыкально-ритмических образов движением человеческого тела. Литература –создание словесных образов, позволяющая выражать не только эстетические, но и общественно-политические идеалы. Театр -вид искусства, который художественно осваивает мир через драматическое или комическое действие, производимое актерами на глазах зрителей. Кино –особый вид синтетического искусства, который состоит в создании зрительных подвижных образов, отражающих жизнь во всем ее многообразии прошлого и настоящего.
Основные направления в искусстве - античное искусство (греко-римское VI-IV вв. до н.э.); - средневековое искусство (V-XIV вв.); - искусство эпохи Возрождения (XIV-XVI вв.); - барокко и классицизм (XVII-XVIII вв.); - романтизм (XVIII – XIX вв.); - критический реализм (XIX в.) - искусство XX века. Основные направления современного искусства: Реализм– отражение в искусстве реального мира. Сюрреализм– отражение мира через уход от реальности; смятенный человек в таинственном и непознаваемом мире. Экспрессионизм– выражение контрастов действительности, отчужденный человек во враждебном ему мире. Экзистенциализм– одинокий человек в мире абсурда. Абстракционизм- отражение реального мира в абстрактных фигурах и линиях, бегство личности от банальной и иллюзорной действительности. Поп-арт – отражение мира через продукты массовой культуры, личность общества массового потребления. Постмодернизм выражение бессмысленности бытия.
Функции искусства - Общественно-преобразующая функция (оказывает идейно-эстетическое воздействие на людей, включает их в деятельность по преобразованию общества); - Эстетическая функция (формирует эстетические вкусы и потребности человека); - воспитательная функция (формирует личность, чувства и мысли людей); - утешительно-компенсаторная функция(восстанавливает гармонию, утраченную человеком в реальной действительности, способствует сохранению и восстановлению психического равновесия личности); - познавательная является средством познания мира, осваивает ту сторону мира, которая труднодоступна науке; - гедонистическая функция (от греч. «наслаждение») доставляет людям удовольствие.
Наука Этика науки Форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе, человеке, самом познании, имеющая непосредственную цель постижение истины и открытие объективных законов. Наука – особая система знаний (в форме научных представлений, понятий, теорий); сфера творческой деятельности, направленная на получение, обоснование, систематизацию и оценку новых знаний.   Наука - социальный институт, особая система организаций, учреждений: НИИ, вузы, академические институты, Академия наук РФ.   Научная честность и объективность в проведении исследований, стремление к истине; Осознание социальной ответственности ученых, призванных предвидеть последствия практического использования достижений науки.
Классификация науки Науки о природе – естествознание (физика, химия, биология); Науки об обществе – гуманитарные, социальные науки (история, социология, политология); науки о познании и мышлении (гносеология, логика, диалектика); технические науки и математика; науки о человеке (анатомия, физиология, психология). Науки фундаментальные (теоретические) и прикладные (прямая ориентация на применение результатов научного познания для решения производственных и общественно-практических проблем).
Функции науки - познавательно-объяснительная (гносеологическая); - культурно-мировоззренческая; - прогностическая; - производственная (созидающая) – превращение науки в непосредственную производительную силу общества; - социально-преобразующая функция (помогает решать сложные проблемы общества). Социальная функция науки, ее проявления: - наука включается в процессы социального развития общества и управления ими (данные науки привлекаются при разработке концепций, программ, планов хозяйственного и социального развития); - наука выполняет функцию социального прогнозирования; - наука помогает решать современные глобальные проблемы (экологические, демографические и др.); - наука углубленно исследует жизнь и деятельность человека, пути достижения наиболее благоприятных условий для развития жизнедеятельности индивида. Примеры: Демографы, анализируя численность и состав населения страны, вносят коррективы в социальные программы правительства. Экономисты, анализируя текущие экономические показатели развития страны, динамику развития внутреннего и мирового рынков, дают рекомендации для составления государственного бюджета на следующий год; Ученые-экологи пытаются определить масштабы глобальных изменений природных процессов и последствия для человечества глобального потепления климата, влияния кислотных дождей.
Религия Вера Культ Церковь От лат. «благочестие, святость» Форма духовной культуры, основанная на вере в сверхъестественное (в Бога) и поклонение ему. Совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в единую общность.   Вера- специфическое отношение к действительности или воображаемым объектам, явлениям, когда их достоверность и истинность принимаются без доказательств. Культ - вид религиозной деятельности, связанный с практическим освоением духовного мира; комплекс ритуальных обрядов, обращенных к духу или к Богу. Церковь - социальный институт общества, религиозная организация, в основе которой лежит единое вероучение, определяющее религиозную этику и религиозную деятельность, систему управления жизнедеятельностью и поведением верующих.
Причины возникновения религии 1. Богословско-теологический подход: религия появляется вместе с человеком, она существовала всегда. Религия – результат сверхъестественной связи человека с Богом. 2. Материалистический подход: религия является продуктом человеческого сознания. Ее возникновение связано: - с бессилием первобытного человека, полностью зависимого от стихийных сил природы, которые он обожествлял; - с развитием сознания человека, который пытался объяснить неизвестные ему явления природы.
Ранние формы религии Фетишизм– (идол, амулет, талисман, заколдованная вещь) религиозное поклонение, основанное на вере в сверхъестественную силу природных предметов, способной влиять на ход событий и получение желаемого результата.   Тотемизм – религиозное поклонение, основанное на вере в существование сверхъестественной связи между человеческим родом и животным или растением; поклонение какого-либо рода, племени животному или растению как своему мифическому предку или защитнику. Анимизм – (душа, дух) основан на вере в существование души, духов. Магия (колдовство) – комплекс ритуальных обрядов, основанных на вере в сверхъестественные связи между естественными объектами и явлениями.
Национально-государственные религии Иудаизм– (религия евреев); Индуизм, джайнизм, сикхизм (религии индийцев); Синтоизм (религия японцев); Конфуцианство, даосизм (религии китайцев).
Мировые религии Буддизм (время возникновения- VI-V вв. до н.э.); Христианство(I в. н.э.); Ислам (VII в. н.э.).
Буддизм Зародился в Индии, основатель буддизма – Сиддхартха Гаутама, прозванный Буддой (Просветленный). Источник вероучения – Типитака (Трипитака). Основы вероучения: - жизнь есть страдание; - человек может избавиться от страданий; - путь прекращения страданий: праведная вера (вера в учение Будды), праведная решимость (волевой настрой жить по учению Будды), праведная речь (стремление говорить правду, избегать лжи, клеветы, сквернословия), праведные дела (совершение добрых поступков), праведные помыслы и мысли (доброжелательность, добрые намерения), любовь и милосердие ко всем живым существам, через размышления и созерцание человек может найти путь истины, правильный путь к спасению Следуя этим путем, человек достигает высшего состояния сознания – очищения ума, спокойствия, интуиции, избавляется от страдания.
Христианство Возникло в Палестине (римской провинции) в I веке н.э. Источник веры – Священное писание – Библия. Она включает в Ветхий Завет и Новый Завет, который составляют четыре Евангелия, а также Деяния апостолов, Послания апостолов и Откровения Иоанна Богослова (Апокалипсис). Основы вероучения: - вера в единого Бога – Иисуса Христа (Christos – Мессия) богочеловека и спасителя мира; - учение о Троице (Бог един в трех лицах – Бог Отец, Бог Сын, Бог святой дух); - идея греховности человека; - учение об избавлении от грехов путем молитвы и покаяния; - проповедь смирения, покорности, - ради спасения человечества на землю был послан Сын Божий Иисус Христос, который принял мученическую смерть на кресте; - идея второго пришествия Христа на землю. 1054 – раскол христианства на православие и католицизм. Со временем внутри христианства выделились три ведущих направления: православие, католицизм, протестантизм. Православие– признает исхождение Святого духа только от Бога Отца, не принимает догмата о непогрешимости Папы Римского в вопросах веры. В мире насчитывается 15 независимых (автокефальных) церквей. Католицизм(западное или римско-католическое направление христианства) – утверждает, что Святой Дух исходит и от Бога Отца и от Бога Сына, провозглашает догмат о непорочном зачатии Девы Марии, Матери Иисуса Христа, считает Папу Римского наместником Бога на Земле. Протестантизм – возник в эпоху Реформации, в результате отделения от католической церкви ряда протестантских христианских церквей: Германия – лютеранская церковь, Швейцария – кальвинизм, Англия – англиканская церковь. Экуменическое движение – движение, стремящееся к диалогу и сближению всех христианских церквей.
Ислам Буквально: предание себя Богу, покорность. Возник в Аравии в VII в. Родоначальником является Мухаммед. Основы вероучения изложены в Коране – священной книге мусульман, в Сунне – сборнике рассказов О высказываниях и действиях Мухаммеда. Шариат – мусульманское законодательство. Основы вероучения: - вера в единого Бога Аллаха, и его посланника Мухаммеда; - совершение пятикратной молитвы (намаз); - соблюдение месячного поста (Рамадан); - осуществление хотя бы один раз в жизни хаджа – паломничества в Мекку; - дача милостыни (закят). Основные направления в исламе: суннизм и шиитизм.
Новые нетрадиционные религии Модернизированные восточные – «Общество сознания Кришны»; неохристианские – «церковь Объединения» (церковь Муна); «Церковь саентологии».
Функции религии Мировоззренческая функция –формирование определенной целостной системы взглядов на мир. Компенсаторная (терапевтическая) функция – смягчение социальных и нравственных проблем, снятие стресса, утешение. Культуротранслирующая функция – передача от поколения в поколения культурных ценностей, обычаев, традиций, произведений искусства. Регулятивная(упорядочивает отношения в обществе с помощью установления религиозных норм, зафиксированных в священных книгах соответствующих религий). Коммуникативная функция – создание среды общения. Обеспечивает два плана общения: общение верующих друг с другом, общение верующих с Богом. Интеграционно-дезинтеграционная функция – объединение единоверцев и разделение людей, исповедующих разные религии.
Структура религии Религиозное сознание –восприятие и отображение окружающего мира исходя из религиозного опыта (религиозные учения, религиозная философия, религиозные чувства).   Религиозная деятельность –реализация принципов религии в деятельности верующих. Культовая деятельность (богослужения, жертвоприношения) и внекультовая деятельность (издание религиозного журнала, распространение религиозной литературы). Религиозная организация –это объединение верующих, религиозные организации: церковь, деноминация, секта. Критериями различия между религиозными организациями служат: срок существования, численность, наличие вероучительной системы, административного аппарата, личной свободы членов организации. Религиозные отношения –этоотношения верующих со сверхъестественным и отношения верующих между собой.
Религия и мораль Религиозная мораль – система нравственных представлений, правил, требований, принципов, регулирующих поведение человека в его отношениях с Богом, сверхъестественным, а также отношения между людьми, основанные на вере в Бога и закрепленные в виде морально-религиозных заповедей.
Свобода совести Право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, быть атеистом, свободно менять свои убеждения и распространять их.
Атеизм (буквально безбожие) – система взглядов и убеждений, отрицающая существование Бога, каких-либо сверхъестественных сил, существ, религии вообще.
Монотеизм Единобожие, религиозные верования, основанные на представлениях о едином Боге. К монотеистическим религиям относятся христианство, ислам, иудаизм.
Политеизм Многобожие, религиозные верования, основанные на представлениях о многих богах.
Секуляризация Процесс освобождения общества, различных его сфер от влияния церкви, утверждение светских начал.
Государство и церковь в РФ Законодательство РФ гарантирует осуществление принципа свободы совести. Статья 28 Конституции РФ: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания. Включая право исповедовать … любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные или иные убеждения и действовать в соответствии с ними». Принцип отделения религиозных организаций от государства предусматривает, с одной стороны, невмешательство государства во внутреннюю жизнь религиозных организаций, отсутствие государственного финансирования и пропаганды отдельных организаций, с другой стороны – невмешательство религиозных организаций в вопросы государственного управления. Все религии на территории страны равноправны, отсутствует государственная, официальная религия. Светский характер государственного образования. Школа отделена от церкви. Государство гарантирует всем верующим возможность свободно осуществлять свой культ (в случае, если деятельность религиозной организации не признана судом социально опасной и не запрещена). Военнообязанным верующим, если военная служба противоречит их религиозным убеждениям, предоставляется возможность пройти альтернативную гражданскую службу.
Образование Совокупность систематизированных знаний об основах наук, умений, навыков, воспитательных традиций, необходимых для их применения в практической жизни. Целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства. Это социальный институт и система специальных учебных заведений, обеспечивающих общее и профессиональное обучение и воспитание детей, подростков и взрослых людей, проводящих переобучение и повышение квалификации специалистов
Функции и задачи образования 1. Социализация и воспитание личности. 2. Профессионально-экономическая функция: подготовка специалистов различной квалификации; переподготовка и повышение квалификации кадров; что влияет на повышение производительности труда и создание новых технологий. 3. мировоззренческая функция – формирование целостной системы взглядов на мир подрастающего поколения, формирование автономной и свободной личности, способной достигать самореализации во всех сферах жизни. 4. культуротранслирующая функция – обучение новых поколений знаниям, умениям, навыкам, традициям, приобщение к социально-культурному опыту, накопленному человечеством, подготовка личности к участию в производстве новых знаний, материальных и культурных ценностей.
Личная и социальная значимость образования в современном обществе. Личная значимость образования: - образование обеспечивает человека системой знаний, умений, необходимых для успешной деятельности в различных сферах жизни; - образование один из основных каналов повышения человеком своего социального статуса; - образование способствует раскрытию творческого потенциала личности, повышению интеллектуального и культурного уровня человека. Социальная значимость образования: - человеческий капитал (образование, квалификация, знания, опыт) значительно повышает производительность и качество труда;   -получение качественного образования гражданами способствует полноценному функционированию всех сторон общественной жизни, выработке и реализации стабильного развития общества (качественное управление обществом); образованный человек лучше знает и сознательно исполняет законы государства, стремится оградить себя и своих близких от социальных потрясений; - развитие образования способствует укреплению демократического общества, правового государства, оно способствует воспитанию гражданского сознания и ответственности, росту гражданской инициативы; - развитие образования способствует укреплению национальной безопасности и обороноспособности страны.
Структура системы образования в РФ. Статья 12 Закона «Об образовании РФ» определяет, что к образовательным относятся учреждения следующих типов: - дошкольные учреждения: ясли, детские сады; - общеобразовательные учреждения (начального, основного общего, среднего (полного) общего образования): начальные, средние школы, лицеи, гимназии; - начального, среднего профессионального образования: ПТУ, колледжи, училища, техникумы; - высшего профессионального образования: институты, университеты, академии; - учреждения дополнительного образования взрослых; - специальные (коррекционные) учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии; - учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; - учреждения дополнительного образования детей (музыкальные, художественные школы и др.)
Основные тенденции в развитии современного образования в РФ. Гуманизацияобразования – возрастающее внимание общества к личности, ее психологии, интересам, учет индивидуальных особенностей учащихся, сосредоточение усилий на нравственном воспитании человека, изменение отношений между учащимися и преподавателями, развитие педагогики сотрудничества, превращение учащихся не только в объект, но и субъект образования и воспитания. Гуманитаризация образования – усиление внимания общества к изучению социально-гуманитарных дисциплин: истории, литературы, обществознания, экономики и др. Интернационализация образования – создание единой системы образования для разных стран, обеспечение совместимости различных форм и систем обучения.
  Демократизация образования – усиление самостоятельности учебных учреждений в управлении, выборе учебных программ и учебных курсов, привлечение к решению школьных проблем родительской общественности, развитие самоуправления учащихся. Выдвижение в образовательном процессе на первый план не только формирования знаний, но и овладения способами самостоятельного труда по их приобретению. Тенденция на усиление практической направленности образования, приобретение не только профессиональной квалификации, компетентности учащихся, связанных со способностью решать практические и теоретические задачи в процессе жизненной практики. Тенденция возрастания роли образования в формировании гражданских качеств личности, толерантного отношения к людям, иных национальностей, убеждений, Тенденция развития непрерывного образования. Тенденция информатизации:развития новых информационных технологий в образовании, компьютеризация учебных заведений.
Непрерывное образование Принцип организации образования, объединяющий все его ступени, виды и формы в единую целостную систему, обеспечивающую возможность обновления, пополнения знаний на протяжении всей жизни человека.
Самообразование Управляемая самой личностью целенаправленная познавательная деятельность, самостоятельное приобретение знаний в какой-либо области.
Мораль (От латинского «moralis» - относящийся к нраву, обычаи, нравы, поведение) - форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей, идеалов и требований к поведению людей, выражающих представления о добре и зле, долге, справедливости и несправедливости, чести и достоинстве. Мораль –совокупность одобряемых общественным мнением норм, определяющих отношения людей социуме, их обязанности друг перед другом и перед обществом.
Этика Учение о морали, нравственности.
Нравственность Степень усвоения личностью моральных ценностей общества и практическое следование им в повседневной жизни. Отличия морали и нравственности: мораль – то, к чему человек должен стремиться, высокие идеалы и строгие нормы; Нравственность – принципы реального практического поведения людей, реально практикуемые нормы.
Происхождение и развитие норм морали Мораль - исторически первая форма общественного сознания. При родовом строе порядок в обществе поддерживался системой табу, обычаями, традициями, моральными правилами; табу – жесткий запрет (на половые отношения между родственниками, на некоторые виды пищи); обычаи– исторически сложившиеся и распространенные в обществе формы действий, сложившиеся естественным путем и через многократное повторение закреплявшиеся в сознании людей (обычай наряжать елку на новый год, печь куличи на пасху); традиции – совокупность правил поведения, сложившихся естественным путем, отличающиеся особой устойчивостью и усилиями людей сохранить неизменными унаследованные от предыдущих поколений образцы поведения; моральные правила –
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...