Основные компоненты механизма социального контроля в регулировании жизнедеятельности общества
Динамическая модель социального контроля включает в себя следующие основные элементы: индивид; социальная общность (группа, класс, общество); индивидуальное (контролируемое) действие; социальное (контролирующее) действие.Индивидуальное действие и социальное действие соотносятся между собой как контролируемое и контролирующее действия, причем речь идет именно о взаимодействии, а не об однонаправленном контроле без обратной связи. Акт социального (группового) контролирующего действия, выступая в системе социального контроля в виде реакции на индивидуальное (контролируемое) поведение, в свою очередь сам выполняет функцию социального стимула (позитивного или негативного), предопределяющего характер последующих актов индивидуального действия, в силу чего теперь уже эти последние, служат реакцией на социальные (контролирующие) действия. Если индивид (индивидуальное действие) и социальная группа (социальное действие) служат исходными взаимодействующими элементами системы социального контроля, то особенности такого взаимодействия зависят от ряда важных промежуточных социально-психологических переменных, характеризующих как индивида, так и противостоящую ему социальную группу. В их числе: социальная перцепция, установка восприятия, сквозь призму которой воспринимают социальную реальность, с одной стороны, индивид (индивидуальная перцепция) и, с другой стороны — социальная группа (групповая перцепция). От характера восприятия и оценки ситуации зависит далее формирующаяся на этой основе самооценка индивида и самооценка соответствующей социальной группы. Оценка ситуации и самооценка — важные социально-психологические показатели, во многом определяющие содержание и направленность актов как индивидуального, так и социального действия.В свою очередь, специфика восприятия социальной ситуации, формирование на этой основе самооценки зависят от характера тех критериев социальных оценок, которые применительно к индивиду образуют индивидуальную шкалу оценок, а к социальной группе — социальную шкалу оценок. Преломляясь через призму этих шкал, группа оценивает действия индивида, а индивид в свою очередь на основе своей шкалы оценивает адресованные ему действия группы (класса, общества).
Социальный контроль в процессе своего функционирования в определенной социальной системе (общество в целом, этническая, территориальная, профессиональная, или политическая общности и т.п.) сам представляет собой сложно организованную, многоступенчатую, иерархизированную систему, состоящую из ряда взаимодействующих компонентов. Первым из таких компонентов является индивидуальное действие (поступок), проявляющееся в процессе активного взаимодействия индивида с социальной средой, будь это познавательные операции, оценочные суждения или производственная, политическая, культурная либо всякая иная деятельность. Совершаясь в обществе, возникая в связи и по поводу достижения субъектом своих целей, индивидуальные действия приобретают социальное качество, социальную определенность извне — в ходе взаимодействия с обществом, его ценностями и нормами. Социально обусловленный процесс оценки актов индивидуального действия — никогда не прекращающийся (хотя и не всегда осознаваемый) этап действия системы социального контроля. Социальный контроль, по существу, начинается именно с придания социального смысла и значения индивидуальным актам действия, с оценки этих актов с позиций социального целого. Именно тогда возникает перед индивидом факт существования общества как инстанции, «противостоящей» ему. Индивидуальное действие, вступая в социальный мир, получает свое определение извне, т. е. его социальный смысл и значение определяются социальным целым. Существенную роль здесь играют воспитание, общественное мнение и пропаганда.
Социально приобретаемое определение сущности индивидуального поведенческого акта — его первая важная черта. Другая важная черта — адаптивная функция этого акта. Возникая (по видимости) спонтанно в ходе активного взаимодействия индивида с социальной средой, акты индивидуального действия закрепляются или устраняются из репертуара поведения в связи с реакцией на те или иные действия со стороны социальной среды (группы, слоя, класса, общества в целом). Приобретение социального качества, социальной определенности индивидуальным актом, оценка его смысла и значения со стороны общества есть вместе с тем и форма реакции общества на индивидуальный акт. От характера указанной реакции со стороны социальной среды зависит судьба последующих индивидуальных актов — их повторение, изменение либо прекращение. Вторым непременным компонентом социального контроля выступает вполне определенная (поддерживающая, осуждающая, негодующая и т.п.) реакция социального окружения на индивидуальное действие в соответствии с объективно существующей (в культуре, морали, праве и т.п.) социальной шкалой оценок. Социальная оценка индивидуального действия предопределяется объективно существующим набором стереотипов подобных оценок, включенных в систему ценностей, идеалов, норм, разделяемых социальными общностями (группой, классом, социальным слоем, обществом). Оценки конкретных актов действия, распределяясь по соответствующему континууму, могут иметь резко отрицательный характер, быть либо (отражая воплощенные в подобной шкале критерии) социально-нейтральными (норма), либо максимально положительными. Наглядным примером социальной шкалы оценок служат нормы права, которые сами располагаются (в отношении охраняемых правом социальных ценностей) по континууму от норм права, поощряющих позитивное поведение (распределение благ, получение выигрыша в зависимости от общественной значимости индивидуального действия), и вплоть до норм уголовного права, наказывающих за социально опасные акты. Подобные, хотя и не формализованные, шкалы оценок существуют и в виде морали, профессиональной этики, образуя нормативную структуру соответствующих социальных групп[15].
Характерной особенностью неформальных шкал социальных оценок является употребление в ходе оценки индивидуальных действий социальных стереотипов. Использование заранее предустановленных стереотипов — существенная черта социальных взаимодействий. Персонифицированный стереотип — схематический, стандартный образ человека как представителя определенной категории — характеризуется ярко выраженной эмоциональной окраской и особым качеством — «эффектом поляризации», т. е. устойчивой тенденцией к выявлению и абсолютизации крайних характеристик стереотипизированного образа, тенденцией к делению объекта оценок на «черное» и «белое». Стереотип не допускает сомнения в его истинности. Он поляризует оценки и социальные действия, не допускает компромисса («с нами или против нас»). При этом стереотипы часто есть выражение предрассудков — суждений, оценок, возникающих «до рассудка», т. е. вне, помимо и до рационального познания оцениваемого явления. Преломившись через шкалу социальных оценок, индивидуальное действие катетеризируется. Однако сама эта шкала оценок является производной от существующей и функционирующей в обществе (группе) системы идеалов, ценностей, норм и образцов поведения. Поэтому данная система, весьма гибкая и динамичная при всей своей устойчивости, представляет собой очень важный третий компонент социального контроля категоризация индивидуального действия. Процесс категоризации имеет объективный характер. Совокупность оценочных критериев, позволяющих отнести данное действие к той или ной категории, связана с особенностями, содержательной хаактеристикой данной культуры, ее морали, и воплощается в языке, фольклоре, законодательстве, политических концепциях, религиозных догмах. Применение существующих критериев к конкретным индивидуальным актам, выработка новых — существенный элемент механизма социального контроля.
Определение критериев, на основе которых конкретные действия, поступки получают оценку, вырабатывается на многих социальных уровнях: на уровне общегосударственном, воплощаясь в таком случае в законе, на уровне отдельных классов, слоев, групп (профессиональных, семейных и т. д.). На разных уровнях оценивается, насколько соответствует выработанному определению то или иное действие, тот или иной человек. В процессе категоризации бесконечное разнообразие социальных и психологических свойств индивидуального акта сводится к нескольким существенным (с позиции социальной шкалы оценок) характеристикам. Два важных момента присуши процессу категоризации индивидуального акта: во-первых, утрата индивидуальным актом, в силу отнесения его в одну из категорий действий, своей специфичности, неповторимости, уникальной связанности именно с данным набором характеристик той ситуации, в которой данный акт был реально совершен; во-вторых, приобретение в глазах социального целого каким-либо одним свойством индивидуального акта обобщенного значения; это одно, но наиболее существенное с точки зрения социального контроля свойство данного акта, приобретая обобщенное значение, становится «пропуском» для зачисления иных действий в число актов той же категории, для расценки акта в качестве «одного из многих того же рода»; обобщенное свойство становится критерием последующих циклов категоризации индивидуальных действий. Оба эти момента — утрата специфичности и приобретение - обобщенного свойства (точнее его выявление) — являются результатом процесса социальной категоризации индивидуального акта действия (в уголовном праве, например, аналогом подобного процесса служит процесс законодательной криминализации, т. е. отнесения действия к числу преступлений). Социальные санкции. Категоризация индивидуального акта — важный этап социального контроля, упорядочения социальных взаимодействий. Категоризированные индивидуальные акты вступают (именно вследствие и в ходе этого процесса) во взаимодействие с феноменами общественного сознания, из числа которых должны быть выделены два: 1) общественная самооценка; 2) оценка социальной ситуации. Данные феномены общественного сознания (самосознания группы, слоя, класса, общества) важны потому, что от их состояния во многом зависит реакция социального целого на индивидуальные акты определенных категорий. В зависимости от самосознания, т. е. оценки своего существа, места и роли в обществе, а также от уровня групповой самооценки (адекватной, завышенной или заниженной) во многом зависит восприятие группой объективной социальной ситуации, в рамках которой она (социальная группа) функционирует. От характера этого восприятия, в свою очередь, зависит форма реакции группы, общества и государства на акты индивидуального поведения.
В качестве общего правила можно отметить, что, чем в большей безопасности осознает себя социальная группа (слой, класс, общество), чем более высоко (по шкале социально-этических ценностей) оценивает она свое положение, тем больше терпимости (при прочих равных условиях) проявляет данная группа по отношению к индивидуальным актам, расходящимся с установленными нормами. Индивидуальная шкала оценок. Важным структурным элементом индивидуального сознания является набор фиксированных установок, в свете которых индивид оценивает социальные факты. Только преломляясь через подобную индивидуальную шкалу оценок, социальный процесс категоризации индивидуального акта и подкрепляющие его социальные санкции оказываются в состоянии повлиять на самосознание личности, поведение человека. Эта личная шкала оценок, будучи, несомненно, продуктом социальной среды, отражает в себе многие позиции и критерии шкалы социальной, однако не механически, а всякий раз индивидуально, причем возможны различные сочетания социальной и индивидуальной шкал оценок — гармоничные, частичные совпадения, противоречия и даже антагонизм. Конформная личность на одном полюсе, и критическая, творческая личность на другом — таков возможный диапазон в построении индивидуальной шкалы оценок.Социальная, классовая, групповая принадлежность, но также и неповторимый личный опыт индивида, уникальная структура его личности — все это предпосылки формирования подобной шкалы, т. е. по существу личного, нравственного «кодекса» человека. В связи с этим оценки, которые индивид дает адресованным ему актам социального действия, распределяясь по континууму, могут иметь характер резко отрицательный (по отношению к этим актам), нейтральный (отражая заключенные в подобной шкале критерии (норма)), либо максимально положительный. Общество (государство, право) характеризует и оценивает индивида, но и индивид в свою очередь характеризует и оценивает общество и самого себя. Если результатом функционирования индивидуальной шкалы оценок становится принятие индивидом социальной оценки его поведения, то в действие вступает процесс самокатегоризации индивида, т. е. соотнесения себя и отождествления с лицами соответствующих категорий. Пройдя сквозь фильтр индивидуальной шкалы оценок, приобретя таким образом для индивида субъективный смысл и значение, акт социального действия помогает индивиду отнести себя к числу лиц определенных категорий. Сложность и многогранность человеческой личности упорядочивается, личность структурируется, но ее определение (самоопределение) сужается, ее неповторимая индивидуальность подчас поглощается одной или несколькими социально усвоенными характеристиками («неудачник», «преступник», «наркоман» и т. д.). Самосознание индивида и социальный контроль. Самосознание индивида — критический пункт воздействия социального контроля. Любое воздействие со стороны социального целого в случае, если оно полностью нейтрализовано шкалой индивидуальных оценок, теряет свой контролирующий эффект. Социальный контроль перестает существовать, если он не влияет на самосознание индивида.Ликвидация же социального контроля ведет к распаду группы, общества. С другой стороны, если любое воздействие социальной среды беспрепятственно пройдя шкалу индивидуальных оценок, автоматически штампует самосознание индивида, то личность теряет свою уникальность. Человек как индивидуальность перестает существовать. Автоматический конформизм ведет к распаду личности. Самосознание — чрезвычайно важная социально-психологическая характеристика человека. Источниками представлений человека о самом себе являются окружающие его и значимые для него люди. По их реакции на свои поступки, по оценкам этих поступков индивид судит и о том, каков он сам. Социальное поведение человека в значительной мере складывается из его реакции на мнение о нем окружающих людей, причем это мнение серьезно влияет на формирование индивидуального самосознания. От того, к какой категории лиц отнесен в представлении окружающих и в собственном представлении человек, в значительной мере зависит содержание ожидаемых от него актов поведения и его осознание, принятие этих ожиданий. Если от людей определенной категории обычно ожидают какого-либо конкретного поведения, то окружающие становятся повышенно чувствительны к чертам, подтверждающим именно эти ожидания, и гораздо менее чувствительны к поступкам, не укладывающимся в данный стереотип (их как бы не замечают). Тем самым социальная группа не только предлагает индивиду свою категоризацию, но и обеспечивает ее принятие. Ожидания (как и оценки ситуаций) постоянно проверяются в ходе социальной деятельности и либо подтверждаются и еще более закрепляются, либо пересматриваются и заменяются. Важнейшим из критериев, по которым человек судит о пригодности своих суждений и оценок, являются реакции на самого человека и на его поступки окружающих людей, социальных общностей, и групп. Значения, придаваемые социальным ситуациям, суть значения общепризнанные, разделяемые членами социальных групп, в рамках которых действует человек. Реакция окружающих формирует то понимание индивидом ситуации, с которым он вступает во взаимодействие с людьми, во многом предопределяет подчинение его поведения требованиям социального контроля. Обратная связь в системе социального контроля. Основная функция социального контроля — поддержание социальной системы в состоянии равновесия путем приведения в норму постоянно возникающих в системе возмущений, отклонений от господствующих ценностей и норм. Если социальный контроль складывается в ходе взаимодействия общества и индивида, то само это взаимодействие принимает форму системы с прямой и обратной функциональными связями. По линии прямой связи осуществляется воздействие на человека социального целого; ответная реакция индивида (индивидов) воздействует на общество, социальное целое по линии обратной связи. Существенным в этом взаимодействии является характер прямой и обратной связей: нейтральный (система сохраняет свои основные характеристики); снижение уровня социальных отклонений; усиление социальных отклонений. Социальный контроль не может функционировать, отказавшись от дихотомий «добро—зло», «почетно—позорно», «законно-преступно» и т. д.Таков неизбежный элемент общественного сознания, так как поляризуя названные категории, очерчивая и клеймя «зло», наказывая за него, прославляя «добро» и поощряя его, система социального контроля тем самым конкретизирует, подтверждает и укрепляет значимость доминирующих ценностей, охраняемых системой социальных (в том числе правовых) санкций. Ослабление эффекта поляризации, размывание границ между добром и злом, законным и преступным отрицательно сказывается на общественном сознании, может привести в конечном счете к распространению состояния безнормативности. Вместе с тем действуя в условиях подобной поляризации, система социального контроля может стать контрпродуктивна в случае преобладания в ней завышенной, максимально ригористичной системы оценок социальных отклонений. Это связано с тем, что социальные оценки формируют самосознание, ведут к принятию социально приписываемой роли и к соответствующему такой роли поведению. Обратные связи в социальной системе могут быть отрицательными и положительными. Обратная отрицательная связь в системе социального контроля образуется в случае, когда регулирующее воздействие социальной группы (общества, государства) ведет к снижению уровня социальных отклонений. Положительная обратная связь налицо в случае, когда регулирующее воздействие не только не снижает, но, напротив, усиливает уровень социальных отклонений. Именно такая ситуация возникает в условиях жесткого максимального ригоризма, возникающего в системе социального контроля. В таких условиях возникает следующая система социального контроля с положительной обратной связью: все более строгая оценка поступков определенного рода ведет к более отрицательной самооценке человека; это провоцирует его к совершению поступков, соответствующих его представлению о своей роли; это, в свою очередь, ведет к выработке в сфере морали, права и т. д. еще более строгих определений для таких поступков и, соответственно, к более строгой оценке совершающих их лиц; это вновь ведет к- формированию у таких лиц все более негативной самооценки, и т. д. Система замкнулась. Она функционирует, но вовсе не в желательном направлении. С каждым новым ее циклом тяжесть и количество отклонений нарастают, что, в конечном счете, может привести к слому социальной системы данного вида. Система усиления социальных отклонений возникает в случае, когда отклонениям пограничного (маргинального) характера противопоставляется догматическая или экстремистская мера социального реагирования (максимально отрицательная оценка, применение неоправданного насилия). Формула здесь: «применять насилие всегда, когда это только возможно». Такого рода меры усиливают уровень социальных отклонений, активизируют догматические, экстремистские отклонения, что ведет к росту социальных возмущений, дестабилизации системы социального контроля. Система выравнивания социальных отклонений возникает тогда, когда на имеющиеся отклонения проявляется реакция терпимости: поддерживается тенденция избежать крайних оценок, идет поиск компромисса и минимизация насилия. Такое реагирование помогает стабилизировать ситуацию, ведет к сохранению равновесия в системе социального контроля. Формула здесь: «применять насилие только тогда, когда невозможно не применить его». Разумеется, охарактеризованные компоненты действуют не разрозненно и не в линейном порядке, строго следуя друг за другом, а в различных сочетаниях и взаимодействиях, составляя в своей совокупности многогранную систему социального контроля.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|