Ситуация 1. Педагога раздражает в ученике – флегматике его медлительность, невозмутимость, отсутствие ярко выраженных эмоций.
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Рекомендации для педагогов: Чтобы не раздражаться на ребенка-флегматика, вспомните В.А.Сухомлинского, который сравнивал умственную деятельность флегматика с течением медленной, но могучей реки, советовал учителям не спешить, не подхлестывать ученика березовой лозинкой отметки, т.к. это ничему не поможет. Дайте ребенку-флегматику больше времени на выполнение заданий познавательного характера и на практические упражнения, на подготовку ответа у доски. Индивидуальный инструктаж также должен быть медленнее и подробнее, тогда ребенок не будет раздражать вас своей "тупостью". Помните, что флегматик боится быстрых действий и всякий раз, как вы начинаете его понукать, торопить он тормозится, т.к. боится сделать ошибку. Необходимо преодолеть ошибочную установку флегматиков на избежание быстрых действий, якобы обрекающих их на частые ошибки. Флегматик смиряется с тем, что двигается и говорит медленнее других детей, привыкает к этой мысли и уже просто не делает никаких попыток действовать в более быстром темпе. "Я могу и без ошибок действовать значительно быстрее, если по-настоящему этого захочу", - приблизительно такую мысль учитель должен внушать ученикам, которые из-за излишней осторожности реагируют медленнее, чем могли бы ("тормозят"). Важно приучать флегматика постоянно следить за расходованием времени, сокращать время на "раскачку", на частые непродуктивные паузы в работе, т.е. стимулировать постоянный самоконтроль относительно темпа работы. Значительно помогают в этом внешние стимулы, например песочные часы, таймеры, будильники. Важно, чтобы ребенок упорно стремился уложиться в им же отведенное время.
Инертность флегматика можно несколько скорректировать через двигательную активность. Для этого необходимо включать ребенка-флегматика в подвижные игры, соревнования, учить пальчиковым играм, танцам. Флегматики традиционно испытывают дискомфорт, тревогу, когда нужно много двигаться. Растормошить вялых, раззадорить, разбудить их самолюбие, активизировать эмоции, создать интенсивное волевое напряжение - вот путь преодоления страха перед беготней, возней, визгом, игрой. Полезно организовать сотрудничество флегматиков с холериками и сангвиниками. Известно, что мы поддаемся возбуждающему влиянию быстрых людей, которые работают рядом. Они как батарейки заряжают нас. Ситуация 2. Педагога раздражает ученик – холерик, который буквально изводит всех своей вспыльчивостью, необузданностью, крикливостью, стремлением доказать свою правоту во что бы то ни стало, категоричностью суждений, бесчувственностью и нетактичностью, нетерпимостью к замечаниям в свой адрес. Рекомендации для педагогов: Самое трудное в общении с холериком - необходимость сделать им замечание. Здесь нужно действовать осторожно, вдумчиво, особенно, если речь идет об общении с подростком или старшеклассником. Нельзя действовать "кавалерийским наскоком" и в присутствии "зрителей". Большинство людей в присутствии посторонних ведут себя не совсем натурально (эффект аудитории), несколько возбужденно и вызывающе. Это обусловлено сознательной или подсознательной ориентацией на возможную реакцию окружающих и особенно характерно для холериков. Важно не вступать в спор с холериком, когда он уже завелся. В этот момент до его сознания не доходят никакие убеждения, аргументы и т.п. Нужно обязательно дождаться спада возбуждения, и начинать разговор с подчеркивания того, что было сказано холериком правильно. Часто бывает трудно сдержаться в общении с холериком и самому не вспылить. Как только вы почувствовали, что в душе закипает раздражение, сразу же начинайте считать до десяти. Хороший совет, но его реальное воплощение требует некоторой тренировки. Лучше начинать тренироваться в собственном воображении. В.Леви описывает это так: "Вот к тебе приближается гражданин Сам-Такой, начинает ругаться...
-Дурак! -Дышу ровно, спокойно, тридцать два плюс шестнадцать - сорок се... восемь. -Кретин! -Во всем теле приятное тепло, 48 плюс 43 будет сорок... девяносто один". Регулярное проигрывание в воображении сцен такого рода создает соответствующую установку готовности. Нужно только, чтобы вы как можно ярче представляли себе ситуации, в которых можете подвергнуться дерзким оскорблениям. И когда такая (или даже просто обидная) ситуация возникает реально, заранее созданная установка обязательно сработает в нужном направлении - вы сможете взять себя под контроль. У детей холериков, как правило, высокая двигательная активность. Главный совет - создать спокойную, размеренную манеру общения с ребенком. Дети склонны к подражанию. Если воспитатель или учитель импульсивен, суетлив, раздражителен, то дети, с которыми он работает, копируют у него эти качества. Уравновешенный, спокойный педагог заражает стабильностью и детей. Во многих случаях гиперактивность - следствие тревожности, которая может быть дефицитом родительской любви. Если учитель хоть частично заполняет этот дефицит, он тем самым успокаивает ребенка, выступая в определенном смысле в роли психотерапевта. Другой важный момент в работе с гиперактивным ребенком - пробуждение активного интереса к учебным занятиям. Когда учебный материал неинтересен и учитель вынужден поддерживать дисциплину лишь строгостью, у холериков возникает повышенная возбудимость, что ведет к нарушениям дисциплины, вспышкам агрессии. Если занятие интересное, проходит в спокойной, деловой обстановке, холерик включается активно в работу и ведет себя намного выдержаннее. Важно индивидуально поработать с холериком. Он должен осознать свой недостаток-слабость психологических тормозов, необходимых для управления собой. В мягкой, тактичной форме учитель должен объяснить сущность данного недостатка, рассказать о возможности его преодоления.
Дети-холерики часто сами подходят к учителю за помощью и советом, как преодолеть свои недостатки. Просто сказать: "Будь выдержанным, спокойным, уравновешенным", - это отмахнуться общими фразами от проблемы. Для начала выберите вместе 1-2 коррекционные упражнения, которые могут помочь и пусть ребенок методично их выполняет. Интересуйтесь его ощущениями, чувствами, радуйтесь его успехам и ободряйте его. Упр. "Раздражение отменяется" Как бы вам ни хотелось разрядить свое плохое настроение на ком-то из близких или знакомых, не делайте этого сразу. Найдите другой способ - сделайте мини-зарядку, послушайте любимую запись, пройдитесь по парку и т.п. Нужно сформировать в себе привычку - не проявлять свое раздражение сразу после его проявления. Постарайтесь переключиться на что-то более приятное. Попробуйте для начала прожить целый день не раздражаясь на слова и поступки окружающих вас людей. Если получилось, то увеличивайте срок этого упражнения до двух дней подряд. Потом сделайте маленький перерыв и еще раз повторите. Два дня без раздражения! И снова увеличивайте длительность "периодов без раздражения", например, до 3-х дней подряд. Упр. "Созерцатель" Научитесь относиться ко всему, что с вами происходит, как убеленный сединами восточный мудрец, созерцательно, т.е. прежде чем реагировать на слова или поступки близких, одноклассников, просто окружающих вас людей, спросите себя: "А как бы поступил на моем месте мудрый человек?"Принимайте решение и действуйте лишь после нескольких минут такого спокойного созерцательного размышления. Упр. "Единственная роль" Попробуйте войти в образ, например, флегматичного, спокойного человека, который все видел, все знает, и прожить в этом образе несколько часов подряд. Как бы вам трудно не было, какие бы поводы и причины ни возникали, вам нельзя выходить из образа. Реагируйте на происходящее так, как бы реагировал ваш герой-флегматик. Сначала спокойно все обдумайте. Что собственно произошло? Соберите дополнительную информацию для принятия необходимого решения, отложите его еще на некоторое время (вдруг что-то еще произойдет), а только потом действуйте.
Упр. Флегматик Вам не трудно перевоплотиться в человека другого темперамента, например, флегматика. Возьмите себе за правило некоторое время быть флегматиком. Говорите ровным и тихим голосом, медленно и спокойно, обдумывая свои слова. Так же сдержанно ведите себя с людьми. Начните с 10 минут в течение дня и доведите это время до 2-3 часов. Обязательно проанализируйте свои ощущения и чувства, которые вы испытывайте, общаясь с людьми, в этой роли. Упр. Аналитик Развивайте в себе привычку анализировать все внезапные перемены в настроении: что произошло, что изменило мое настроение? Чаще задавайте себе подобный вопрос. А когда наберется 2-3 десятка ответов, посмотрите, какие из причин встречаются чаще. Теперь остается самое главное - исключить причины, по которым ваше настроение так резко и неожиданно даже для вас изменяется. Постарайтесь не попадать в те ситуации, которые приводят к резкой смене вашего настроения в худшую сторону. Старайтесь всячески закреплять позитивные сдвиги, происшедшие в поведении ребенка. Вначале работы по самовоспитанию большую роль играет внешний контроль, но постепенно ослабляйте его, давайте ребенку самостоятельность. Справедливо указывает Ю. З. Гильбух, что уменьшение частоты активации центров возбуждения сделает их менее чувствительными к внешним возбудителям, возбудимость вследствие этого начинает угасать. Ситуация 3. Педагога раздражают ученики - меланхолики тем, что: - всего боятся, "делают шаг вперед и сразу два назад", нерешительны; - быстро и беспричинно обижаются, от резкого замечания могут заплакать и, обидевшись, могут надолго замолчать; - унылые, невеселые, быстро впадают в хандру; - не умеют себя утешить, занимаются подогреванием своих обид. Рекомендации для педагогов: Чтобы вам было легче с меланхоликом, учтите их быструю утомляемость - как физическую, так и умственную. Детям-меланхоликам желательно предоставлять больше возможностей для отдыха. Спрашивать, вызывать их к доске лучше на начальных этапах урока. Меланхоликам трудно адаптироваться в новой обстановке, в незнакомом обществе. Они замыкаются, становятся капризными и обидчивыми, теряют уверенность в себе. Тактично порекомендуйте меланхоликам приемы работы над собой. Например, такие: Упр. "Встречный юмор" Вам доставляют много неприятных минут насмешки над вами, шутки одноклассников и других людей. Как вы на них реагируйте? Смущаетесь, расстраиваетесь, уходите в себя?
С этого дня попробуйте на насмешки и шутки отвечать тем же. Но только не надо это делать зло, постарайтесь быть более добродушным. А для того, чтобы у вас под рукой всегда было наготове несколько достойных шуток, занимайтесь сбором веселых рассказов, историй анекдотов. Упр. Мои достоинства На большом листе бумаги составьте список "Мои достоинства" и поместите его на видном месте. Регулярно (сначала один раз в день, затем реже) дополняйте перечень своих достоинств. Для этого нужно очень тщательно изучать себя, свои особенности, пытливо всматриваться в свои привычки, поступки. Если сами не можете найти у себя очередное достоинство, обратитесь сначала к самым близким людям, тем, кому особенно доверяете и чье мнение для вас значимо. Упр. Массовик-затейник В дружеской компании или на вечеринке не сидите в стороне, обдумывая свои мысли, а попробуйте сыграть роль массовика-затейника. Предложите всем участникам вечеринки какую-нибудь игру или другое интересное занятие. Важно не просто предложить интересную игру, но и организовать ее проведение, привлечь как можно больше людей. Безусловно, вам сначала будет очень трудно, но первый же успех покажет вам, что вы способны на многое. Упр. Шире круг У вас есть несколько очень близких друзей и вам приятно с ними быть, говорить о своих интересах и увлечениях. Но вам следует расширять круг своих знакомых. Для этого нужно хотя бы один раз в день начать разговор с новым для вас человеком. Вероятно, это для вас сначала будет трудно, но попробуйте сделать первый шаг навстречу людям. Упр. Лидер В компании своих друзей постарайтесь чаще брать на себя роль лидера. Заранее придумайте дело, которое будет интересно для всех, а затем организуйте ребят на его выполнение. При этом действуйте, исходя из своих представлений, а не подчиняйтесь групповому давлению. Если сразу не удается быть лидером в уже сформировавшейся группе, куда входите и вы, то может быть, вам подумать и собрать вокруг себя собственную группу. В ней вы сможете быть полноправным лидером. Вот только для этого нужно проявить инициативу, самостоятельность, подумать самому, чем привлечь одного - двух ребят к себе, чем заинтересовать их. Попробуйте. Упр. Шут Сознательно играйте роль шута в любой компании, где вам приходится быть. Рассказывайте веселые истории (вам их придется заучить или придумать), разучивайте смешные песенки с друзьями, "травите" анекдоты (хотя это вам, конечно, дается с трудом). При этом вам нужно постараться чувствовать себя комфортно, хотя это сначала будет трудно. Но каждый удобный случай вам нужно использовать для того, чтобы снова и снова сыграть роль шута. Эта роль поможет вам увидеть мир не таким мрачным, а людей не такими уж плохими.
Похвала, внушение веры в себя оживляюще действуют на меланхоликов. Чаще хвалите их, тогда ваша жизнь рядом с ними будет приятнее, легче. Наконец, если меланхолик окончательно вывел вас из себя, напомните себе о его достоинствах, например повышенной аккуратности, старательности, чуткости, умении сопереживать. Ситуация 4. Ученик сангвиник раздражает вас: -равнодушием к другим, постоянным спокойствием и хорошим настроением; -переменчивостью интересов, увлечений; -ненадежностью в дружбе, часто не держит обещания. Рекомендации для педагогов: Надо помочь сангвинику осознать свои недостатки и предложить поработать над собой. Важное условие общения с ним - создание теплой, дружеской атмосферы, полезны подбадривание, призыв к преодолению трудностей, рассказ о перспективах в случае, если самовоспитание сангвинику надоест. Важно привить и закрепить у сангвиника навыки самоорганизации. Помочь могут следующие упражнения: Упр. Постоянное хобби Составьте перечень всех своих последних увлечений, например за 1-2 месяца. Проанализируйте их по 5-бальной шкале, определите сегодняшний интерес к каждому влечению. Вероятно, они все для вас интересны в одинаковой мере, а может какое-то уже не вызывает прежнего энтузиазма? Вам предстоит из всего перечня выбрать только одно увлечение, которое должно стать вашим постоянным хобби, например, на ближайшие 3 месяца (лучше полгода). Для вас это трудное решение, но его необходимо принять и в дальнейшем постараться выполнить. Расширяйте границы вашего увлечения, находите увлеченных этим же делом людей, больше читайте, выпишите подходящие газеты или журналы, запишитесь (если есть такая возможность) в кружок или в секцию и т.п. Через полгода повторите анализ, составьте перечень своих увлечений и выберите одно свое хобби. Упр. Планирование На листе бумаги напишите все свои планы на предстоящий день. Теперь подумайте и зачеркните то, что вы вряд ли сможете выполнить. Еще раз посмотрите оставшиеся пункты. Если не возникло желание вычеркнуть, то оставьте без изменений. А теперь основное-все оставшееся нужно выполнить! Приучайте себя осуществлять намеченное. Лучше меньше намечать. Но все выполнять. Рекомендуем составить такой же план на предстоящую неделю, месяц, год. И так же поработать с ним. Упр. Полный порядок Возьмите себе за правило - периодически приводить в порядок свои вещи, книги, учебники, записи. Для начала наведите элементарный порядок у себя на столе. Определите каждому предмету конкретное место и в дальнейшем постарайтесь класть его именно туда. Навести «порядок» и своих мыслях вы можете с помощью дневника или еженедельника, в котором следует записывать основные дела на предстоящий день и вечером проверять, все ли вы выполнили из того, что было задумано. Стремитесь осуществить все намеченное. Упр. Делу время Вам очень нравится развлекаться, отдыхать, смотреть телевизор и т.п. все это очень хорошо, но попробуйте жить, используя принцип "Делу время – потехе - час". Для этого следуйте правилу: очередное развлечение только после того, как вы выполните какое-то конкретное дело. Итак, сначала дело, а только потом - отдых. Причем, чем больше дел, тем больше развлечений и времени для отдыха.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|