Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мотивационно-потребностная сфера




ВВЕДЕНИЕ

Успех любой деятельности, включая управленческую, зависит: во-первых, от наличия определенных способностей руководителя; во-вторых, от четкого представления человеком своих возможностей; в-третьих, от умения оценивать и использовать возможности сотрудников; в-четвертых, от умения творчески, с отдачей работать самому, эффективно используя все предыдущие факторы в соответствии с решаемыми задачами.

Отправным моментом в становлении человека является процесс самопознания. Разобраться в особенностях проявления личности важно в процессе учебной деятельности, в студенческие годы, когда наряду с получением специальности, есть возможность осознать свои сильные и слабые стороны, чтобы в дальнейшем использовать эту информацию в процессе самосовершенствования.

Именно для достижения этой цели и составлено данное учебное пособие. В нем представлены методики, отражающие психические свойства личности, и особенности ее взаимоотношений с окружающими людьми. В последующих выпусках будут подготовлены методики по определению самооценки личности, выявлению качеств, необходимых для руководителя, выяснению социально-психологического климата коллектива.

Данное учебное пособие может быть рекомендовано для студентов всех специальностей, изучающих курс «Психология и педагогика», «Психология управления» и всем, кому интересно познавать себя.

ТЕМПЕРАМЕНТ

 

Обычно выделяют четыре основных типа темперамента: сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический. Однако часто в людях сочетаются черты всех четырех типов, один из которых выражен сильнее, а другие – слабее. Предлагаемая методика, которая называется «Паспорт темперамента», позволит определить выраженность вашей темпераментной структуры.

Инструкция по выполнению методики. Отметьте знаком «+» те качества в паспорте, которые, вы считаете, у вас есть.

Холерик

1. Неусидчивый, суетливый.

2. Невыдержанный, вспыльчивый.

3. Нетерпеливый.

4. Резкий и прямолинейный в отношениях с людьми.

5. Решительный и инициативный.

6. Упрямый.

7. Находчивый в споре.

8. Работает рывками.

9. Склонный к риску.

10. Незлопамятный и необидчивый.

11. Обладает быстрой, страстной, со сбивчивыми интонациями речью.

12. Неуравновешенный и склонный к горячности.

13. Агрессивный, забияка.

14. Нетерпимый к недостаткам.

15. Обладает выразительной мимикой.

16. Способный быстро действовать и решать.

17. Неустанно стремится к новому.

18. Обладает резкими, порывистыми движениями.

19. Настойчивый в достижении поставленной цели.

20. Склонный к резким сменам настроения.

Сангвиник

1. Веселый и жизнерадостный.

2. Энергичный и деловитый.

3. Часто не доводит начатое дело до конца.

4. Склонный переоценивать себя.

5. Способный быстро схватывать новое.

6. Неустойчивый в интересах и склонностях.

7. Легко переживает неудачи и неприятности.

8. Легко приспосабливается к разным обстоятельствам.

9. С увлечением берется за любое новое дело.

10. Быстро остывает, если дело перестает его интересовать.

11. Быстро включается в новую работу и быстро переключается с одной работы на другую.

12. Тяготится однообразием, будничной, кропотливой работой.

13. Общительный и отзывчивый, не чувствует скованности при взаимодействии с новыми для него людьми.

14. Выносливый и работоспособный.

15. Обладает громкой, быстрой, отчетливой речью, сопровождающейся живыми жестами, выразительной мимикой.

16. Сохраняет самообладание в неожиданной, сложной обстановке.

17. Обладает всегда бодрым настроением.

18. Быстро засыпает и пробуждается.

19. Часто несобранный, проявляющий поспешность в решениях.

20. Склонный иногда «скользить по поверхности», отвлекаться.

Флегматик

1. Спокойный и хладнокровный.

2. Последовательный и обстоятельный в делах.

3. Осторожный и рассудительный.

4. Умеет ждать.

5. Молчаливый и не любящий попусту болтать.

6. Обладает спокойной, равномерной речью, с остановками, без резко выраженных эмоций, жестикуляции и мимики.

7. Сдержанный и терпеливый.

8. Доводит начатое дело до конца.

9. Не растрачивает попусту сил.

10. Строго придерживается выработанного распорядка жизни, системы в работе.

11. Легко сдерживает порывы.

12. Маловосприимчивый к одобрению и порицанию.

13. Незлобивый, проявляет снисходительное отношение к колкостям в свой адрес.

14. Постоянный в отношениях с людьми и интересах.

15. Медленно включается в работу и переключается с одного дела на другое.

16. Ровный в отношениях со всеми.

17. Любит аккуратность и порядок во всем.

18. С трудом приспосабливается к новой обстановке.

19. Обладает выдержкой.

20. Медлительный в движениях.

Меланхолик

1. Стеснительный и застенчивый.

2. Теряется в новой обстановке.

3. Затрудняется установить контакт с незнакомыми людьми.

4. Не верит в свои силы.

5. Легко переносит одиночество.

6. Чувствует подавленность и растерянность при неудачах.

7. Склонный уходить в себя.

8. Быстро утомляется.

9. Обладает слабой, тихой речью, иногда снижающейся до шепота.

10. Невольно приспосабливается к характеру собеседника.

11. Впечатлительный до слезливости.

12. Чрезвычайно восприимчивый к одобрению и порицанию.

13. Предъявляет высокие требования к себе и окружающим.

14. Склонный к подозрительности и мнительности.

15. Болезненно чувствительный и легко ранимый.

16. Чрезмерно обидчивый.

17. Скрытный и необщительный, не делится ни с кем своими мыслями.

18. Малоактивный и робкий.

19. Безропотно покорный.

20. Стремится вызвать сочувствие и помощь у окружающих.

 


Обработка результатов

 

1. Подсчитайте количество выбранных качеств в каждом типе темперамента. Если сумма выборов находится в пределах от 16 до 20 баллов, значит ярко выражены черты данного темперамента; если от 11 до 15 – то качества данного темперамента присущи в значительной степени; а если от 6 до 10 – выраженность качеств данного типа незначительна.

2. Рассчитайте формулу темперамента:

Фт = Х*(Ах/А*100%) + С*(Ас/А*100%) + Ф*(Аф/А*100%) + М*(Ам/А*100%),

где Ф т – формула темперамента;

Х – холерик;

Ах – число выборов в паспорте холерика;

А – общее число выборов по всем типам темперамента;

С – сангвиник;

Ас – число выборов в паспорте сангвиника;

Ф – флегматик;

Аф – число выборов в паспорте флегматика;

М – меланхолик;

Ам – число выборов в паспорте меланхолика.

Если относительный результат по какому-либо типу составляет 40% и выше, значит, данный тип темперамента является доминирующим. Никакое сочетание темпераментных типов нельзя считать хорошим или плохим, правильнее будет выяснить, насколько ваш темперамент соответствует тому делу, которым вы намерены заниматься. Рассмотрим некоторые варианты.

Если на первом месте в формуле стоит сангвиник то можно предположить, что вам будет сопутствовать успех в сфере организации и управления и всюду, где нужны мобильность, умение быстро переключаться на другие дела.

Преобладание флегматических черт характеризует человека, способного решать те же задачи, что и сангвиник, но с большими склонностями к стратегической деятельности. Ему противопоказаны как поспешность, так и долгие колебания в ответственный момент, неоправданный оптимизм или преувеличение трудностей.

Меланхолик означает, что человек мало приспособлен для самостоятельной управленческой работы. Ему больше подходит работа точная, пусть и кропотливая, но зато не гребущая инициативы, решения практических задач со многими неизвестными. Но среди меланхоликов встречаются и неплохие управленцы, правда, в таком случае им приходится платить за это своим здоровьем.

Если на первом месте стоит холерик, то человек добьется скорее успеха в работе, где ценятся напор и безудержность, особенно в том случае, если на втором месте в формуле черты флегматика и, таким образом, неуемная активность сбалансирована основательностью и невозмутимостью.

В каждом из основных типов темпераментов можно найти немало привлекательных черт. Недаром немецкий психолог прошлого века В.Вундт считал, что в будничной жизни нужно быть сангвиником, во время важных событий – меланхоликом, впечатления, глубоко задевающие наши интересы, требуют холерического темперамента, а выполнить собственные решения лучше всего сможет флегматик.

Свойства типов темперамента более подробно смотрите в табл. 2 приложения.

При обследовании личности конечной целью часто является не определение типа темперамента, а проявление и сочетание у данного человека различных свойств темперамента: активности и реактивности, пластичности – ригидности, эмоционально-психической стабильности – нестабильности, экстраверсии – интроверсии, тревожности и т.п., подробнее смотрите в табл. 1 приложения.

Английский психолог Г. Айзенк в результате своих исследований пришел к выводу, что основными свойствами темперамента являются два: экстраверсия – интроверсия и нейротизм (эмоционально-психическая нестабильность). Экстраверты ориентированы на мир внешних объектов, они общительны, импульсивны, дипломатичны, инициативны, социально адаптированы. Интроверты ориентированы на внутренний, субъективный мир, им присущи необщительность, замкнутость, социальная пассивность, склонность к самоанализу и затруднения социальной адаптации. Нейротизм характеризует человека со стороны эмоциональной устойчивости, тревожности, уровня самоуважения и возможных вегетативных расстройств. Ниже предлагается опросник Г. Айзенка, который позволяет определить выраженность описанных свойств [8].

Инструкция к выполнению методики. Прочитайте внимательно суждение,

оцените себя мысленно, если ваше поведение или состояние организма соответствуют данному суждению, отвечайте «да», в противном случае – «нет». Третьего варианта ответов не существует. Над ответами долго не задумывайтесь.

1. Нравится ли вам оживление и суета вокруг вас?

2. Часто ли у вас бывает беспокойное чувство, что вам что-либо хочется, а вы не знаете что?

3. Вы из тех людей, которые не лезут за словом в карман?

4. Чувствуете ли вы себя иногда счастливым, а иногда печальным без какой-либо причины?

5. Держитесь ли вы обычно в «тени» на вечерах или в компании?

6. Всегда ли вы в детстве делали немедленно и безропотно то, что вам приказывали?

7. Бывает ли у вас иногда дурное настроение?

8. Когда вас втягивают в ссору, предпочитаете ли Вы отмолчаться, надеясь, что все обойдется?

9. Легко ли вы поддаетесь переменам настроения?

10. Нравится ли вам находиться среди людей?

11. Часто ли вы теряли сон из-за своих тревог?

12. Упрямитесь ли вы иногда?

13. Могли бы вы назвать себя бесчестным?

14. Часто ли вам приходят хорошие мысли слишком поздно?

15. Предпочитаете ли вы работать в одиночестве?

16. Часто ли чувствуете себя апатичным и усталым без серьезных причин?

17. Вы по натуре живой человек?

18. Бывают ли у вас мысли, которые вы хотели бы скрыть от других?

19. Часто ли вам что-то так надоедает, что вы чувствуете себя «сытым по горло»?

20. Чувствуете ли вы себя неловко в какой-либо иной одежде, кроме повседневной?

21. Часто ли ваши мысли отвлекаются, когда вы пытаетесь, сосредоточить на чем-то свое внимание?

22. Можете ли вы быстро выразить ваши мысли словами?

23. Часто ли вы бываете погружены в свои мысли?

24. Полностью ли вы свободны от всяких предрассудков?

25. Нравятся ли вам первоапрельские шутки?

26. Часто ли вы думаете о своей работе?

27. Очень ли вы любите вкусно поесть?

28. Нуждаетесь ли вы в дружески расположенном человеке, чтобы

выговориться, когда вы раздражены?

29. Очень ли вам неприятно брать в займы или продавать что-нибудь, когда

вы нуждаетесь в деньгах?

30. Хвастаетесь ли вы иногда?

31. Очень ли вы чувствительны к некоторым вещам?

32. Предпочли бы вы остаться в одиночестве дома, чем пойти на скучную

вечеринку?

33. Бываете ли вы иногда беспокойны, что не можете долго усидеть на месте?

34. Склонны ли вы планировать свои дела тщательно и раньше, чем следовало

бы?

35. Бывают ли у вас головокружения?

36. Всегда ли вы отвечаете на письма сразу после прочтения?

37. Справляетесь ли вы с делом лучше, обдумав его самостоятельно, не

обсуждая с другими?

38. Бывает ли у вас когда-нибудь одышка, даже если вы не делали никакой

тяжелой работы?

39. Можете ли вы сказать, что вы человек, которого не волнует, чтобы все было именно так, как нужно?

40. Беспокоят ли вас нервы?

41. Предпочитаете ли вы больше строить планы, чем действовать?

42. Откладываете ли вы иногда на завтра то, что должны сделать сегодня?

43. Нервничаете ли вы в местах, подобных лифту, метро, тоннелю?

44. При знакомстве вы обычно первым проявляете инициативу?

45. Бывают ли у вас сильные головные боли?

46. Считаете ли вы обычно, что все само собой уладится и придет в норму?

47. Трудно ли вам заснуть ночью?

48. Лгали ли вы когда-нибудь в своей жизни?

49. Говорите ли вы иногда первое, что придет в голову?

50. Долго ли вы переживаете после случившегося конфуза?

51. Замкнуты ли вы обычно со всеми, кроме близких друзей?

52. Часто ли с вами случаются неприятности?

53. Любите ли вы рассказывать забавные истории друзьям?

54. Вы когда-нибудь опаздывали на свидание или на работу?

55. Часто ли вы чувствуете себя неловко в обществе людей выше вас по

положению?

56. Когда обстоятельства против вас, обычно вы думаете, тем не менее, что

стоит еще что-либо предпринять?

57. Часто ли у вас «сосет под ложечкой» перед важным делом?

Обработка результатов. Опросник позволяет определить три показателя: искренность ответов, экстраверсию – интроверсию, нейротизм. По каждому показателю подсчитывается количество баллов в соответствии с «ключом» (при совпадении ответов дается один балл, при несовпадении – 0 баллов).

Ключ опросника

 

1. Искренность: ответы «да» на вопросы: 6, 24, 36;

ответы «нет » на вопросы: 12, 18, 30, 42, 48, 54.

2. Экстраверсия: ответы « да » на вопросы: 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44,

46, 49, 53, 56;

ответы « нет » на вопросы: 5, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41, 51.

2. Нейротизм: ответы « да » на вопросы: 2, 4, 7, 9, 11, 12, 14, 16, 19, 21, 23,

26, 28, 31, 33, 35, 38, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57.

Описание результатов. Оценка результатов предлагается в том случае, если показатель искренности не превышает 5 баллов. В противном случае, ответы считают не достоверными и не обсуждаются.

Для получения более наглядных результатов используют графический метод определения выраженности исследуемых свойств. Для этого изображают так называемая «карта Айзенка», которая представлена на рис.1, на которую наносят числовые значения показателей Е и N. Точка пересечения показывает степень проявления Е и N, например, Е =17, N = 13 – точка находится в зоне экстравертов.

Может быть выделено девять типов личностей.

1. E от 8 до 16, N от 8 до 16, то есть точка принадлежит центральному квадрату. В этом случае человек в меру общительный, довольно спокойный, но иногда может дать волю эмоциям. Достаточно открытый человек, не очень тревожный, неплохо переносит одиночество, не очень любит шумные компании. Люди данного типа в меру активны, универсальны в поведении. Хорошо работают в разных областях деятельности, но добиваются успеха при условии интереса, осознания важности и необходимости работы.

2. Е < 8, N от 8 до 16. Интровертированный тип – скромен, склонен к уединению, предпочитает книги общению, сдержан, сближается только с немногими друзьями. Свои действия планирует заранее, не импульсивный, не любит сильных впечатлений, серьезен. Стремится к спокойной упорядоченной жизни, контролирует свои эмоции. Придает большое значение моральным и этическим нормам.

3. Е > 16, N от 8 до 16. Экстравертированный тип – общительный, коммуникабельный, имеет много друзей, не любит уединенных занятий. Стремится к ярким впечатлениям, риску, действует часто под влиянием момента, импульсивен, находчив в разговоре. Беззаботный, оптимистичный, любит перемены. Предпочитает действовать, а не размышлять, склонен к агрессии, бывает несдержан, ненадежен в общении.

 

Мнительный
Легко расстраивающийся
Ригидныый
Склонный к рассуждениям
Пессимистический
Сдержанный
Меланхолик

N
Нестабильный
N

Чувствительный
24

 

 


Холерик

Импульсивный
Возбудимый
Непостоянный

Необщительный
 
 
Незаметный

 

 


Интроверт
I

Универсал

     
 
 
Оптимистичный


Активный

Экстраверт
E

Благоразумный
Осмотрительный
Пассивный
0

8 12  
Разговорчивый
Контактный
Общительный
16 24

Спокойный
Надежный
Контролируемый
Миролюбивый
Доброжелательный
Флегматик

 
 
 
Стабильный

 

 


S

 
 

 

 


Несклонный к беспокойству
0

Отзывчивый
Сангвиник

" Е

Рис.1. Карта Г. Айзенка

 

 

4. Е от 8 до 16, N < 8. Уравновешенный, стабильный тип – спокойный, постоянный, устойчивые интересы. Эмоции не мешают видеть вещи реалистично, умеет приспосабливаться к действительности, рассудительный, выдержанный, не впадает в панику, умеет взять себя в руки, независим от взглядов других, не боится неудач, спокойно к ним относится, пытается разобраться в их причинах.

5. Е от 8 до 16, N > 16. Неуравновешенный, нестабильный тип – легкая возбудимость, частое состояние тревоги, чрезмерная оживленность, напористость. Легко отвлекается. Это человек настроения, имеет сильно развитое чувство ответственности, чувствительно реагирует на согласие и несогласие других, излишне озабочен, имеет склонность упрекать себя, страдает от чувства вины. Преграды его раздражают. Нетерпелив, нуждается в поддержке друзей. Стратегия поведения – избегание неудачи. При неудаче – медленное восстановление.

Если значения показателей Е и N отличны от перечисленных выше, значит, наблюдается яркая выраженность одного из типов темперамента [4].

Знание типов темперамента поможет руководителю правильно соотнести возможности конкретного работника с требованиями, которые предъявляет та или иная профессия; найти эффективные формы общения, организовать коллектив, а также оценить собственные возможности. Поскольку каждая деятельность предъявляет к психике человека и её динамическим особенностям определённые требования, то нет темпераментов, идеально пригодных для всех видов деятельности. Роль темперамента в труде и учёбе заключается в том, что от него зависит влияние на деятельность различных психических состояний, вызываемых неприятной обстановкой, эмоциогенными факторами, педагогическими воздействиями. От темперамента зависит влияние различных факторов, определяющих уровень нервно-психического напряжения (например, оценка деятельности, ожидание контроля деятельности, ускорение темпа работы, дисциплинарные воздействия и т.п.). Существуют четыре пути приспособления темперамента к требованиям деятельности.

Первый путь – профессиональный отбор, одна из задач которого – не допустить к данной деятельности лиц, которые не обладают необходимыми свойствами темперамента. Данный путь реализуют лишь только при отборе на профессии, предъявляющие повышенные требования к свойствам личности.

Второй путь приспособления темперамента к деятельности заключается в индивидуализации предъявляемых к человеку требований, условий и способов работы (индивидуальный подход).

Третий путьзаключается в преодолении отрицательного влияния темперамента посредством формирования положительного отношения к деятельности и соответствующих мотивов.

Четвёртый, основной и наиболее универсальный путь приспособления темперамента к требованиям деятельности – формирование индивидуального стиля. Под индивидуальным стилем деятельности понимают такую индивидуальную систему приёмов и способов действия, которая характерна для данного человека и целесообразна для достижения успешного результата [6].


МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНАЯ СФЕРА

Среди всех понятий, которые используются в психологии для объяснения побудительных моментов в поведении человека самыми общими, основными являются понятия мотива и мотивации. Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение определенной цели.

Мотив в отличии мотивации – это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Таким образом, мотив – это побуждение к совершению поведенческого акта,порождённое системой потребностей человека и с разной степенью осознаваемое, либо не осознаваемое им вообще. Мотив – динамическое образование. Поэтому в процессе поведенческих актов мотивы могут изменяться. Это возможно на всех фазах совершения поступка, и поэтому часто поступок завершается не по первоначальному, а по изменённому мотиву.

Мотив также можно определить как понятие, которое в обобщенном виде представляет множество диспозиций, наиболее важные из которых является понятие потребности. Ею называют состояние нужды человека в определенных условиях, которых ему не достает для нормального существования и развития. Потребность как состояние личности всегда связана с наличием у человека чувства неудовлетворенности, связанного с дефицитом того, что требуется организму (личности). Потребность активизирует организм, стимулирует поведение, направленное на поиск того, что требуется. Она как бы ведет за собой организм, приводит в состояние возбудимости отдельные психические процессы и органы. Поддерживает активность организма до тех пор, пока соответствующее состояние нужды не будет удовлетворено полностью. Больше всего разнообразных потребностей у человека, у которого кроме физических и органических потребностей, есть еще материальные, духовные, социальные. Как личность люди отличаются друг от друга разнообразием имеющихся у них потребностей и особым сочетанием этих потребностей.

Изучая людей, руководитель должен обращать внимание не только на то, как человек ведет себя и работает, но и на то почему он поступает именно так? Каковы его мечты, желания, устремления? Ведь отсутствие желаний означает потерю интереса к жизни, пассивность, пресыщенность и отвращение. Любой человек в течение своей жизни испытывает те или иные побуждения, которые заставляют его действовать так, а не иначе. Но возникает вопрос, какие из них являются для человека главными и заставляют быть активным? Начнем его с того, что попробуем определить вашу доминирующую потребность в какой-либо период времени. Для этого воспользуемся методикой «Парные сравнения», которая была создана Московскими психологами И.Д. Ладановым и В. В. Скворцовым на основе теории мотивации Абрахама Маслоу (США) [5].


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...