Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие группы и ее классификация.




Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

(ДВФУ)

 

Кафедра менеджмента

 

 

Курсовая работа по менеджменту:

 «Групповая динамика в менеджменте»

 

 

В

Оглавление

Введение.............................................................................................................. 2

Глава 1. Групповая динамика в системе менеджмента....................................... 5

1.1. Понятие группы и ее классификация.............................................................. 5

1.2. Хоторнский эксперимент в теории управления............................................. 8

1.3. Неформальные организации и механизмы их возникновения.................... 12

Глава 2. Эффективное управление неформальными организациями............... 17

2.1. Организационная и экономическая характеристика организации............... 17

Устав Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Барабаш-Левадинская основная общеобразовательная школа пограничного муниципального района». (новая редакция)................................................................................. 18

2.2. Реализация групповой динамики на примере Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Барабаш-Левадинская основная общеобразовательная школа Пограничного муниципального района»............. 24

2.3. Предложения по повышению эффективности деятельности Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Барабаш-Левадинская основная общеобразовательная школа Пограничного муниципального района» с применением групповой динамики неформальных групп........................................................ 28

Заключение........................................................................................................ 33

Список литературы.................................................................................................................... 34

Введение

 

Тема работы: «Групповая динамика в менеджменте ».

В настоящее время в мире происходят постоянные изменения стратегий и методов управления человеческими ресурсами, и проблематика данного исследования по-прежнему несет актуальный характер.

Представляется, что анализ тематики групповой динамики в менеджменте достаточно актуален и представляет научный и практический интерес.

Характеризуя степень научной разработанности проблематики групповой динамики в управлении человеческими ресурсами, следует учесть, что данная тема уже анализировалась у различных авторов в различных изданиях: учебниках, монографиях, периодических изданиях, в интернете.

Научная значимость данной работы состоит в оптимизации и упорядочивании существующей научно-методологической базы по исследуемой проблематике – еще одним независимым авторским исследованием. Практическая значимость темы «Групповая динамика в менеджменте» состоит в анализе проблем как во временном, так и в пространственном разрезах.

С одной стороны, тематика исследования получает интерес в научных кругах, с другой стороны, как было показано, существует недостаточная разработанность и нерешенные вопросы. Это значит, что данная работа помимо учебной, будет иметь как теоретическую, так и практическую значимость.

Определенная значимость и недостаточная научная разработанность проблемы групповой динамики в менеджменте определяют научную новизну данной работы.

Теоретико-методологическую базу исследования составили три группы источников. К первой отнесены учебная литература (учебники и учебные пособия, справочная и энциклопедическая литература, комментарии к законодательству). Ко второй отнесены научные статьи в периодических журналах по исследуемой проблематике. И к третьей - отнесены специализированные веб-сайты организаций.

Эмпирическую базу составила практическая информация касательно групповой динамики на примере Муниципального общеобразовательного учреждения основная общеобразовательная школа с.Барабаш-Левада Пограничного муниципального района Приморского края.

При проведении исследовательской работы по групповой динамике в менеджменте были использованы следующие методы исследования:

§ анализ существующих источников по рассматриваемой проблематике (метод научного анализа).

§ обобщение и синтез точек зрения, представленных в источниках (метод научного синтеза и обобщения).

§ моделирование на основе полученных данных авторского видения в раскрытии поставленной проблематики (метод моделирования).

Будущие исследования групповой динамики в менеджменте также актуальны в целях постоянного и обоснованного решения проблемы данной работы.

Результаты могут быть использованы для будущих исследований групповой динамики в менеджменте.

Объект работы - система реализации повышения эффективности групповой динамики на примере выбранной организации.

Предмет исследования – частные вопросы деятельности системы групповой динамики.

Цель работы – изучение темы групповая динамика в системе менеджмента.

Поставленная цель определяет задачи исследования:

1. Показать необходимость взаимодействия человека и организации;

2. Дать общее понятие и характеристику группы;

3. Раскрыть сущность формальных и неформальных групп;

4. Показать влияние Хоторнского эксперимента на теорию управления;

5. Разобрать механизмы возникновения неформальных организаций;

6. Проанализировать трудность и выгоды, связанные с неформальными организациями;

7. Рассмотреть пути повышения эффективности групп;

8. Охарактеризовать вариант управления с помощью комитетов;

9. Показать практическую реализацию групповой динамики на примере Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Барабаш-Левадинская основная общеобразовательная школа Пограничного муниципального района».

Работа состоит из введения, глав основной части, выводов (заключения), списка литературы.

Во введении обоснована актуальность выбора темы, определены предмет, объект, цель и соответствующие ей задачи, охарактеризованы методы исследования и источники информации, показаны научная и практическая значимость, выявлена проблема и поставлена гипотеза.

В первой главе рассмотрены общетеоретические вопросы групповой динамики в менеджменте. Определяются основные понятия, обуславливается актуальность групповой динамики в менеджменте.

Во второй главе, практической, рассмотрены те же понятия, на практической основе групповой динамики в менеджменте.

В заключении представлены выводы данной исследовательской работы.

Результаты исследования данной работы, а так же предложения по повышению эффективности деятельности с применением групповой динамики, могут быть применены на практике.

 

Глава 1. Групповая динамика в системе менеджмента.

 

Понятие группы и ее классификация.

Не существует канонизированного определения группы, так как это достаточно гибкое и подверженное влиянию обстоятельств явление. Стоит упомянуть так же, что термин «группа» является междисциплинарным и широко рассматривается не только в менеджменте, но и в таких науках как социология, психология, антропология, информатика и т.д. Однако широко принят достаточно общий, устоявшийся взгляд на малую группу как относительно обособленное объединение небольшого количества людей, находящихся в достаточно устойчивом взаимодействии и осуществляющих совместные действия в течение достаточно долгого промежутка времени. Взаимодействие членов группы базируется на некоем общем интересе и может быть связано с достижением общей цели[1].

Также в учебнике «Основы менеджмента» М. Х. Мескона, М. Альберта, Ф. Хедоури дается следующее определение группы: «...группа- это два лица или более, которые взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждое лицо оказывает влияние на других и одновременно находится под влиянием других лиц»[2]

Группы возникают в организации и функционируют как обособленные структурные подразделения в связи с тем, что в результате разделения труда выделяются отдельные специализированные функции, требующие для своего выполнения определенной совокупности людей, обладающих определенной квалификацией, имеющих определенную профессию и готовых в системе совместной деятельности выполнять определенную работу.

Другой важной причиной формирования групп является естественное стремление человека к объединению с другими людьми, к формированию устойчивых форм взаимодействия с людьми. Группа дает человеку ощущение защищенности, от группы он ждет поддержки, помощи в решении своих задач и предостережения. В группе человеку легче добиться «вознаграждения» в виде признания, похвалы или же материального поощрения. Объединяясь в группы, люди чувствуют себя сильнее и увереннее перед лицом трудностей и препятствий.

Кроме того, принадлежность к определенной группе, например к профессиональной ассоциации, может обеспечивать ее члену престижное положение в обществе, в коллективе, среди друзей и родственников. При этом одновременно будет удовлетворяться и потребность в самоуважении. Объединение в группы может также увеличивать власть ее членов: то, чего подчас трудно добиться одному, вместе добиться намного проще. Кроме того, группа предоставляет человеку возможность препровождения времени в приятном для него окружении, возможность избежать одиночества.

Современная практика управления все более и более подтверждает наличие несомненных преимуществ у групповой формы организации труда перед индивидуальной. Взаимная поддержка на базе симпатий и дружеских отношений, способствуя сплочению группы, может порождать синергический эффект то есть возрастание эффективности деятельности в результате соединения, слияния отдельных частей в единую систему, а так же существенно повысить результативность работы.

Однако при несомненном преимуществе перед другими формами организации работ, групповая форма может нести в себе и ряд отрицательных для организации моментов. Одним из таких негативных проявлений является групповщина, складывающаяся при условии, что в целом неверно поставлено управление группой и неверно организовано ее функционирование в организации.

Это выражается в том, что, во-первых, в группе складывается тенденция морализации процессов, сопровождающаяся при этом представлением себя и своих действий в лучшем с моральной точки зрения свете. Во-вторых, группа начинает ощущать себя неуязвимой и даже непобедимой в конфликтных столкновениях. В-третьих, в группе складывается атмосфера конформизма, стремление заставить всех соглашаться с единым мнением нежелание слушать и обсуждать другие мнения и т.п. В-четвертых, в группе развивается единодушие. Люди начинают все более мыслить, как остальные. И если даже у них возникают другие мнения, они не высказываются, считая, что верно общее мнение. В-пятых, группа отказывается рассматривать мнения извне, если они не совпадают с мнением группы[3].

Если говорить о классификации такого объединения людей, как группа, то можно выделить два существующих типа групп: формальные и неформальные.

Первый тип групп - формальные группы, которые создаются по воле руководства и обычно выделяются как структурные подразделения в организации. Они имеют формально назначенного руководителя, формально определенную структуру ролей, должностей и позиций внутри группы, а также формально закрепленные за ними функции и задачи. В организации существует три основных типа формальных групп:

v Командная (соподчиненная) группа руководителя (состоит из руководителя и его непосредственных подчиненных, которые также могут быть руководителями);

v Рабочая группа или группа на задании. Она обычно создается для решения отдельной задачи и может быть переформирована в другую, в зависимости от характера задачи (например, проектная группа);

v Комитеты создаются для заполнения пробелов в организационных структурах таким образом, чтобы решать задачи, не входящие в компетенцию ни одного из отделов, координировать деятельность отделов и выполнять специальные функции[4].

Второй тип групп - неформальные группы, они в свою очередь создаются не распоряжениями руководства и формальными постановлениями, а членами организации в соответствии с их взаимными симпатиями, общими интересами, одинаковыми увлечениями, привычками и т.п.

Данные группы существуют во всех организациях, хотя они не представлены в схемах, отражающих строение организации, ее структуру. Неформальные группы обычно имеют свои неписаные правила и нормы поведения, люди хорошо знают, кто входит в их неформальную группу, а кто нет. В неформальных группах складывается определенное распределение ролей и позиций. Обычно эти группы имеют явно или неявно выраженного лидера.

Несмотря на то, что неформальные организации создаются не по воле руководства, они являются мощной силой, которая при определенных условиях может фактически стать доминирующей в организации и сводить на нет усилия руководства. Более того, неформальные организации имеют свойство взаимопроникать. Некоторые руководители часто не осознают, что они сами примыкают к одной или нескольким таким неформальным организациям.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...