Понятия: человек, культура, психология, психика, методология, принципы, методы.
Тема: Общее представление о психологии как науке.
Понятия: человек, культура, психология, психика, методология, принципы, методы. 1. В переводе на русский язык психология - это наука о душе (по-древнегречески: "псюхе" - душа, "логос" - понятие, учение). Первая буква древнегреческого слова душа Ψ является знаком психологии. Вы можете использовать его для обозначения на письме психических и психологических явлений. Любая наука имеет в качестве своей основы некоторый житейский опыт людей. Поэтому задолго до того как появилась научная Ψ, накапливались житейские психологические знания. В каком-то смысле можно сказать, что каждый человек это психолог. Так как без определенного запаса психологических знаний невозможно жить среди людей. Психологические знания и опыт мы усваиваем не только благодаря собственной жизнедеятельности, но и из таких источников, как народные поговорки и пословицы, сказки и мифы.
Отличия житейских психологических знаний от научных.
2. Представление о предмете психологии изменялось вместе с развитием научно психологического знания. Современное представление о предмете психологии обнаруживает различные точки зрения. Подумайте, в чем причина этих различий.
Dif! предметом научного изучения психологии человека являются особенности, закономерности и механизмы регуляции человеком собственного поведения и жизнедеятельности (А.С.Шаров). Наиболее общее понятие для обозначения предмета психологии – психика. Dif! Психика– это свойство мозга отражать объективную действительность, субъективный образ мира, виртуальное сжатие природы. Сравните психическое и физическое отражение. Психическое отражение не является зеркальным, механически пассивным копированием мира, оно сопряжено с поиском, выбором, переработкой информации. Основные функции психики: отражательная и регулятивная. Психические явления многообразны, основные их виды: процессы, свойства, состояния. Почему психология не может ограничиться изучением психических (субъективных) явлений? 3. Методология науки, уровни методологии: - общая методология, которая включает в себя философский подход к пониманию человека и его сущности, общие принципы познания явлений действительности. - частная методология, которая является реализацией общефилософских принципов познания применительно к психологии познания человека; служит основой для разработки психологических теорий. - третий уровень методологии образует совокупность конкретных методов и методик Наиболее общая методологическая проблема - проблема природы человека и его сущности. Целостное познание человека возможно только через отношение "Человек -
Мир". Понять человека можно только как малый "микрокосм" по отношению к миру как большому "макрокосму"(Н.В.Бердяев). Человек несет в себе все богатство мира и культуры, более того он является выразителем и движущей силой культуры. Поэтому, культура конденсируясь в человеке, выступает его сущностью. Культура стимулирует, программирует, координирует и помогает людям реализовать значимое для них в обществе (Э.С.Маркарян).
Метод – способ познания. Методы психологии можно классифицировать по разным основаниям (цели и продолжительности исследования, уровню научного познания, объекту изучения) Классификация методов психологического исследования (Б.Г.Ананьев). Классификация методов психологического исследования (Б.Г.Ананьев)
Выбор того или иного метода всегда определяется предметом, целями и задачами исследования. Наиболее широко применяются такие эмпирические методы как наблюдение, эксперимент, тесты. Метод наблюдения - это целенаправленный сбор психологических фактов поведения и деятельности человека с целью последующего их анализа и истолкования. Виды наблюдения, его достоинства и недостатки.
Метод эксперимента специально организованная исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей. Исследователь создает особые экспериментальные условия для выявления причинно-следственных зависимостей, изменяет эти условия.
Достоинства и недостатки, виды эксперимента (естественный, лабораторный, формирующий). Метод тестов. Предназначен для установления и измерения различий между людьми или между реакциями индивидов в разных условиях. Тест представляет собой систему заданий, предъявляемых испытуемому, и определяется как стандартизированное измерение. Требования к тестам, виды (способностей, личностные, проективные).
4. Дифференциация и интеграция психологического знания приводит к возникновению новых отраслей психологии (от 50 до 100). Современная психология – сложная и разветвленная система научных дисциплин. Классификация может осуществляться по основаниям: цели, предмету, связям с другими науками, связи с практикой. Выберите несколько отраслей Ψ, определите их предмет. Заполните таблицу
Заполните таблицу, используя учебные пособия (см.список литературы)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|