Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятия: человек, культура, психология, психика, методология, принципы, методы.

Тема: Общее представление о психологии как науке.

  1. Научная и житейская психология. Особенности психологии как науки, ее место среди других наук.
  2. Проблема предмета психологии
  3. Методология психологии: основные методологические принципы, методы психологии
  4. Отрасли современной психологии.

 

Понятия: человек, культура, психология, психика, методология, принципы, методы.

1. В переводе на русский язык психология

- это наука о душе (по-древнегречески: "псюхе" - душа, "логос" - понятие, учение). Первая буква древнегреческого слова душа Ψ является знаком психологии. Вы можете использовать его для обозначения на письме психических и психологических явлений.

Любая наука имеет в качестве своей основы некоторый житейский опыт людей. Поэтому задолго до того как появилась научная Ψ, накапливались житейские психологические знания. В каком-то смысле можно сказать, что каждый человек это психолог. Так как без определенного запаса психологических знаний невозможно жить среди людей. Психологические знания и опыт мы усваиваем не только благодаря собственной жизнедеятельности, но и из таких источников, как народные поговорки и пословицы, сказки и мифы.

 

Отличия житейских психологических знаний от научных.

 

житейские научные
1) конкретны, они приурочены к решению ситуативных задач и проблем.   обобщенные, научные понятия, отражают наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и отношения, четко определяются, соотносятся друг с другом, связываются в законы.  
2) носят интуитивный и часто неосознаваемый характер, приобретаются в повседневной жизни путем проб и ошибок   рациональныи вполне осознанны, путь получения - специально организованное исследование.  
3) способы их передачи и объем весьма ограничен большой объемом разнообразных и уникальных психологических знаний, которые передаются с большей эффективностью, чем житейские.  

2. Представление о предмете психологии изменялось вместе с развитием научно психологического знания. Современное представление о предмете психологии обнаруживает различные точки зрения. Подумайте, в чем причина этих различий.

Dif! предметом научного изучения психологии человека являются особенности, закономерности и механизмы регуляции человеком собственного поведения и жизнедеятельности (А.С.Шаров).

Наиболее общее понятие для обозначения предмета психологии – психика.

Dif! Психика– это свойство мозга отражать объективную действительность, субъективный образ мира, виртуальное сжатие природы.

Сравните психическое и физическое отражение.

Психическое отражение не является зеркальным, механически пассивным копированием мира, оно сопряжено с поиском, выбором, переработкой информации. Основные функции психики: отражательная и регулятивная.

Психические явления многообразны, основные их виды: процессы, свойства, состояния.

Почему психология не может ограничиться изучением психических (субъективных) явлений?

3. Методология науки, уровни методологии:

- общая методология, которая включает в себя философский подход к пониманию человека и его сущности, общие принципы познания явлений действительности.

- частная методология, которая является реализацией общефилософских принципов познания применительно к психологии познания человека; служит основой для разработки психологических теорий.

- третий уровень методологии образует совокупность конкретных методов и методик

Наиболее общая методологическая проблема - проблема природы человека и его сущности. Целостное познание человека возможно только через отношение "Человек -

Мир".

Понять человека можно только как малый "микрокосм" по отношению к миру как большому "макрокосму"(Н.В.Бердяев). Человек несет в себе все богатство мира и

культуры, более того он является выразителем и движущей силой культуры. Поэтому, культура конденсируясь в человеке, выступает его сущностью.

Культура стимулирует, программирует, координирует и помогает людям реализовать значимое для них в обществе (Э.С.Маркарян).

 

Метод – способ познания. Методы психологии можно классифицировать по разным основаниям (цели и продолжительности исследования, уровню научного познания, объекту изучения) Классификация методов психологического исследования (Б.Г.Ананьев).

Классификация методов психологического исследования (Б.Г.Ананьев)

1.Группа организационных методов сравнительный (сопоставление чего-то с чем-то), лонгитюдный (длительное прослеживание хода психического развития), комплексный (объединение методик).  
2.Группа эмпирических методов - способов добывания научных фактов наблюдение и самонаблюдение, экспериментальные методы, психодиагностические (тесты, анкеты и вопросники, социометрия, беседа и интервью), праксиметрические (хронометрия, оценки продуктов человеческой деятельности), биографические методы и методы моделирования.  
3.Группа методов обработки данных количественный (математико-статистический) и качественный (выделение типов, категорий и т.п.) анализы.  
4.Группа интерпретационных методов, направленных на теоретическое объяснение связей психических процессов и явлений генетический и структурный.  

 

Выбор того или иного метода всегда определяется предметом, целями и задачами исследования.

Наиболее широко применяются такие эмпирические методы как наблюдение, эксперимент, тесты.

Метод наблюдения - это целенаправленный сбор психологических фактов поведения и деятельности человека с целью последующего их анализа и истолкования.

Виды наблюдения, его достоинства и недостатки.

 

Метод эксперимента

специально организованная исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей. Исследователь создает особые экспериментальные условия для выявления причинно-следственных зависимостей, изменяет эти условия.

Достоинства и недостатки, виды эксперимента (естественный, лабораторный, формирующий).

Метод тестов.

Предназначен для установления и измерения различий между людьми или между реакциями индивидов в разных условиях. Тест представляет собой систему заданий, предъявляемых испытуемому, и определяется как стандартизированное измерение.

Требования к тестам, виды (способностей, личностные, проективные).

 

4. Дифференциация и интеграция психологического знания приводит к возникновению новых отраслей психологии (от 50 до 100). Современная психология – сложная и разветвленная система научных дисциплин. Классификация может осуществляться по основаниям: цели, предмету, связям с другими науками, связи с практикой.

Выберите несколько отраслей Ψ, определите их предмет.

Заполните таблицу

Методы/параметры описания требования виды достоинства недостатки
Наблюдение        
Эксперимент        
тест        

 

Заполните таблицу, используя учебные пособия (см.список литературы)

Основания для выделения групп отраслей Название отрасли
По цели деятельности (получение или применение знаний)  
По предмету исследования   …………………. и др.
По связям с другими науками и др.
По связям с практикой и др.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...