Блокнот с самостоятельно подобранными примерами – обязательная и важнейшая часть домашней работы, которая показывает уровень Ваших знаний и отношение к предмету.
2. Каким должен быть блокнот?
Размер блокнота – приблизительно 15х20 см, объем – не менее 30-40 листов. Очень маленькие блокноты (так же, как и общие тетради) использовать нельзя.
Блокноты должны быть аккуратными, чистыми.
3. Чем и как писать в блокноте?
Блокнот заполняется только от руки (при этом используется ручка с синей или черной пастой; писать карандашом нельзя). Блокноты не должны содержать вклеенных компьютерных распечаток.
4. Как оформить обложку блокнота
На обложке блокнота надо написать фамилию, имя, факультет, курс, номер группы. Если обложка блокнота не позволяет на ней писать, нужно приклеить на нее листок с данной информацией. На обороте обложки Вы указываете значение своего имени и язык-источник, а также город, откуда Вы приехали.
5. Сколько разделов должно быть в блокноте?
В блокноте должны быть два основных раздела (плюс еще один, см. № 11):
1) примеры разнообразных стилистических ошибок, собранных самостоятельно;
2) примеры разнообразных и интересных рекламных объявлений и заголовков, в которых используется игра слов (подобных объявлений много на улицах города и в СМИ).
6. Как записывать примеры в разделах 1 и 2?
Каждый пример пишется на отдельной странице. Если пример и/или объяснение очень большие, продолжайте писать на обороте страницы.
Новый пример всегда размещается на новой странице!
Если блокнот в клеточку, примеры (и объяснения) пишутся через строчку.
Все примеры обязательно нумеруются (нумерация внутри раздела): 1, 2, 3….
Все примеры должны быть документированы (указаны источники и дата (учитываются только примеры за сентябрь-декабрь 2019 г.).
Обратите внимание на то, что собственно игра слов и ошибки выделяются желтым или розовым маркером, не затрудняющим чтение текста.
7. Как оформлять примеры в разделе 1 (стилистичес-кие ошибки)?
1. Сначала нужно переписать предложение с ошибкой и указать источник (название СМИ, число, месяц, год). Обратите внимание: переписывается всё предложение, а не словосочетание!
2. Выделить ошибку желтым или розовым маркером, не затрудняющим чтение текста.
3. Указать, какая это ошибка (лексическая или грамматическая), и квалифицировать ее, то есть определить конкретный вид ошибки (так, как делали на семинаре).
4. Написать исправленный вариант предложения (или его части).
Все четыре пункта являются обязательными.
8. Как оформлять примеры в разделе 2 (языковая игра)?
1. Сначала нужно переписать предложение, в котором есть языковая игра. Обязательно указать название СМИ, число, месяц, год; для рекламного объявления – что рекламируется и где находится эта реклама.
2. Определить и написать конкретный вид языковой игры, используя информацию, полученную на лекциях и семинарах. Обратите внимание: нельзя ограничиться констатацией, что это языковая игра.
9. Откуда брать примеры?
Источники примеров – СМИ за сентябрь-декабрь 2019 года (печатные и звучащие, в том числе электронные).
Не засчитываются: 1) примеры, разобранные на семинаре; 2) традиционные, шаблонные примеры уровня ЕГЭ (типа прейскурант цен, спуститься вниз, ладони рук и т.п.); 3) примеры, подробно разобранные на лингвистических порталах (типа Gramota. ru, Решу ЕГЭ и т.п.); 4) примеры из художественной литературы.
Не переписывайте примеры из блокнотов своих товарищей и тех, кто учился на первом курсе в прошлые годы. Преподаватели уже знают все эти примеры, поэтому даже выдуманная дата не сможет изменить ситуацию (подобные примеры не будут засчитаны).
Не забывайте, что ведение блокнота – это строго индивидуальная работа!
10. Как определить стилистическую ошибку или вид языковой игры?
На одном из первых семинаров преподаватели расскажут об основных типах стилистических ошибок, разберут некоторые примеры; чуть позже Вы научитесь анализировать разные виды языковой игры. Самое главное в сентябре-октябре – зафиксировать в блокноте интересный пример, а определить тип ошибки и вид языковой игры можно будет позже.
Если у Вас возникнут вопросы по определению типа ошибки или вида языковой игры, преподаватель проконсультирует Вас в индивидуальном порядке (после семинара или на кафедре, которая находится во 2-м корпус гуманитарных факультетов, комн. 826).
11. Какой еще раздел должен быть в блокноте?
Кроме того, в блокноте должны быть и другие примеры, в частности:
1) архаизмы, называющие различные предметы, явления, понятия (с обязательным указанием значения); 2) историзмы, называющие различные предметы, явления, понятия (с обязательным указанием значения); 3) неологизмы XXI века, (то есть слова, которые совсем недавно вошли в русский язык); 4) окказионализмы (из художественной литературы, с указанием автора); 5) ориентирующие термины (применительно к языку вашей специальности); 6) диалектизмы (обязательно указать значение и желательно – регион); 7) экзотизмы (с указанием региона); 8) перифразы (с указанием значения); 9) фразеологизмы с устаревшими словами (устаревшие слова подчеркиваются и объясняются); 10) фразеологизмы, подчеркивающие положительные и отрицательные свойства человека; 11) пословицы о языке; 12) поговорки о языке; 13) крылатые слова (с указанием автора и/или источника); 14) паремиологические трансформации (с указанием исходного варианта пословицы); 15) названия лингвистических словарей разного типа; 16) метафоры из художественной литературы (с указанием автора); 17) примеры псевдоэтимологии (ложной этимологии).
Более конкретную информацию вы получите на семинаре. Достаточно по 7-8 ярких примеров разного типа. Обязательно нужно знать значения всех приведённых слов и сферу их употребления.
12. Сколько примеров должно быть в блокноте?
К концу семестра в блокноте должно быть не менее 25 примеров в разделе 1 и не менее 25 примеров в разделе 2.
Плюс примеры разных лексических единиц, указанных выше (см. № 11).
Именно поэтому в блокноте должно быть не менее 30-40 листов.
13. Как часто преподаватель проверяет блокнот?
На каждом семинаре (а иногда и на лекции) преподаватель выборочно проверяет наличие блокнотов и их заполнение и фиксирует это в ведомости.
Блокноты должны заполняться постепенно. Новые примеры надо постоянно искать и вписывать в блокнот и не забывать приносить его на лекции и семинары.
Заполненные блокноты сдаются на последнем семинаре (или накануне). Староста собирает все блокноты и в пакете приносит их на кафедру (комн. 826, 2-й корпус гуманитарных факультетов).
Результаты проверки (по пятибалльной системе) фиксируются в ведомости.
За 3-4 дня до экзамена староста забирает проверенные блокноты с кафедры и раздает студентам.
14. Какую роль играет блокнот на экзамене?
На экзамене наличие проверенного преподавателем блокнота обязательно.
Во время экзамена преподаватель смотрит блокнот и задает вопросы по приведенным Вами примерам. Беседа по блокноту помогает определить уровень Ваших знаний.
Отсутствие блокнота рассматривается как невыполненное задание и может стать одной из причин недопуска к экзамену. Если блокнот не отвечает перечисленным требованиям, шансов на получение высокой оценки нет.