Мотив «мировой скорби» и крушение эгоцентризма.
Сначала несколько слов про французский романтизм как таковой. Думаю, она спросит Французский романтизм, возникший на родине буржуазной революции конца XVIII века, был, естественно, более отчетливо связан с политической борьбой эпохи, чем романтическое движение других стран. Деятели французского романтизма проявляли разные политические симпатии и примыкали либо к лагерю уходящего в прошлое дворянства, либо к прогрессивным идеям своего времени, но все они не принимали нового буржуазного общества, чутко ощущали его враждебность полноценной человеческой личности и противопоставляли его бездуховной меркантильности идеал красоты и свободы духа, для которого не было места в действительности. Французский романтизм развивался в первое тридцатилетие XIX века. Первый этап его совпал с периодом Консульства и Первой империи (приблизительно 1801 —1815 годы); в это время романтическая эстетика только формировалась, выступили первые писатели нового направления: Шатобриан, Жермена де Сталь, Бенжамен Констан. Второй этап начался в период Реставрации (1815—1830), когда рухнула наполеоновская империя и во Францию, в обозе иностранных интервентов, вернулись короли династии Бурбонов, родственники свергнутого революцией Людовика XVI. В этот период окончательно складывается романтическая школа, появляются главные эстетические манифесты романтизма и происходит бурный расцвет романтической литературы всех жанров: лирики, исторического романа, драмы, выступают крупнейшие писатели- романтики, такие, как Ламартин, Нерваль, Виньи, Гюго. Третий этап падает на годы Июльской монархии (1830—1848), когда окончательно утвердилось господство финансовой буржуазии, происходят первые республиканские восстания и первые выступления рабочих в Лионе и Париже, распространяются и деи утопического социализма. В это время перед романтиками: Виктором Гюго, Жорж Санд — встают новые социальные вопросы, как и перед творившими в те же годы великими реалистами, Стендалем и Бальзаком, и наряду с романтической поэзией возникает новый жанр романтического, социального романа.
1. Жанр «Исповеди» в доромантической литературе. Обычно исповедь рассматривается как особый вид автобиографии, в котором представлена ретроспектива собственной жизни. исповедь — это не рассказ о прожитых днях, тайнах, к которым автор был причастен, но и оценка своих действий и поступков, совершенных в прошлом, с учетом того, что оценка эта дается перед лицом Вечности. литературно-художественное произведение или часть его, где повествование ведется от первого лица и рассказчик впускает читателя в самые сокровенные глубины своего внутреннего мира (у Даля это искреннее и полное сознание, объясненье убеждений своих, помыслов и дел). К жанру исповеди примыкают дневник, автобиография, роман в письмах, которые могут принадлежать как к художественной, так и к художественно-документальной литературе. (конкретно про доромантическую исповедь не нашла)
Проблема исповедальности в эпоху романтизма. (не совсем то, но лучше чем ничего) С именем Шатобриана связано возникновение нового литературного жанра — романтического исповедального романа, представляющего собой лирический монолог — исповедь героя. В таком произведении лишь условно изображается внешний мир, все внимание сосредоточено на раскрытии внутренней жизни центрального персонажа, сложной и противоречивой, на его скрупулезном самоанализе. В исповедальные романы было вложено много личного, автор в них временами сливался с героем, современники угадывали за вымышленным сюжетом элементы автобиографии, а за персонажами — реальных людей (возник даже термин «роман с ключом»).
Но при всей характерной для романтизма субъективности исповедальные романы содержали широкое обобщение: в них отразилось состояние умов и сердец, порожденное эпохой социальных потрясений, состояние, которое романтики определили как «болезнь века» и которое было не чем иным, как индивидуализмом. Шатобриан первый ввел в литературу героя, пораженного этим недугом — отстраненного от большой жизни общества, одинокого, неприкаянного, снедаемого разочарованием и скукой, враждующего с целым миром.
(несколько общих слов про наш роман) Почти одновременно с «Рене», в 1806 году, был написан роман «Адольф» (опубликован в 1816 г.), принадлежащий перу Бенжамена Констана (1767—1830), публициста и политического деятеля буржуазно-либерального толка. • Здесь, как и в повести «Рене», повествование идет от первого лица (роман носит подзаголовок «Рукопись, найденная в бумагах неизвестного»), действует тоже разочарованный герой, сосредоточенный на своих интимных переживаниях, сетующий на жизнь, далекий от гражданских интересов. Адольф — собрат Рене, но как же он отличается от героя Шатобриана! Это «Рене с трезвым взглядом», рассудочный, склонный к холодному самоанализу и, не в пример Рене, живущий с постоянной оглядкой на мнение общества. Сюжет сводится к истории любви Адольфа к Элленоре, которую он завоевал из тщеславия и начинает тяготиться ею, как только все внешние препятствия устранены. Адольф полон противоречий: он жаждет порвать связь, мешающую его карьере,— и не решается нанести удар любящей женщине; хочет независимости— и не умеет управлять собою; отвергает лицемерный свет — и тянется к нему; искренне выражает чувство, которое угасает прежде, чем он успевает закончить фразу. Страдая от этого отсутствия цельности, Адольф мечется между «себялюбием и чувствительностью», самолюбованием и самообличением, не способный к действию, которое подменяется бесплодными порывами. Мотив «мировой скорби» и крушение эгоцентризма. «Мировая скорбь» — это пессимистическое умонастроение; разочарование в мире и его ценностях, ведущее к меланхолии, резиньяции или отчаянию.
Эгоцентризм. Образ героя здесь гораздо более конкретен как психологический тип «сына века», нежели в «Рене»; он расположен в современном социальном окружении, и это придает пресыщенности и меланхолии Адольфа более определенный, не столь космически-обобщенный характер. Ему еще не свойственно то обостренное чувство общности. Во всяком случае, и сам автор в предисловии к роману, и фиктивный «издатель» в конце его решительно отводят и романтически-метафизические, и даже социально-психологические оправдания эгоцентризма, когда он оказывается причиной страданий других людей: Конечно, романтизм у Констана критикуется в основном с тех же романтических позиций, о чем свидетельствуют и последнее обобщение, и ограничение этической проблематики в сюжете романа преимущественно камерной, субъективной сферой — сферой любовного чувства. Но сама проблема сочувствия ставится здесь очень остро, предваряя последующие этические искания французских романтиков как в аналогичной сфере (Мюссе), так и в сфере более широкой, общественной (Ламартин, Жорж Санд).
4. Роман воспитания или роман развращения. (думаю, тут нужно сказать свое мнение, тем более ответа нет) 5. Аналитический психологизм как двигатель сюжета. Психологический анализ в романе Констана "Адольф" характеризуется не описательностью чувств,' не медитативным характером как у Шатобриана, а лаконичной, четкой и как бы безличной фиксацией чувств в их постоянной противоречивости и многосторонней обусловленности. Метод психологического анализа у Констана во многом рационалистичен. Автор стремится мотивировать все взаимопереходы чувств, объяснить внутренними и внешними причинами все поступки и мысли Адольфа так, чтобы ни одна его реакция не осталась не объясненной. И одновременно осознает, что не все поддается логическому объяснению, - так появляются в дневнике Адольфа замечания о.непоследовательности чувств, о причудах сердца, об изменчивости настроений, У Констана нет "смутности страстей", он скорее убежден в том, что нет догматически точных определений чувств и ощущений, как нет и застывших однолинейных характеров. Его героем одновременно владеют противоположные чувства, не оттенки, а именно контрастные чувства, а анализируются они и в их основном значении, и в их нюансировке, причем, особенностью анализа является его логичность, последовательность. Внутренний мир героя воссоздается в постоянной динамике противоречивого единства. Динамика чувств определяет и особенности композиции: внутреннее движение чувства в пределах каждой главы и от главы к главе строится как переход начального чувства через множество перипетий в совершенно противоположное, но психологически обоснованное. Такой композиционный прием служит средством проявления безвыходности, неразрешимости конфликта в связи с особенностями душевного склада Адольфа." И в то же время, развитие сложных, противоречивых чувств героя подчинено единой схеме: тщеславие - препятствие - подъем чувств - уравновешенность - новое препятствие - новый подъем чувств. Т.о. рационалистические и романтические тенденции сложно сосуществуют в структуре произведения*
Говорить об эволюции характера не представляется возможным: это раскрытие постоянно изменяющегося, но в основных своих противоречиях раз и навсегда данного характера. Особенностью трезвого объективного анализа Адольфа является фиксация любого взгляда, выражения лица, любого оттенка голоса, манеры говорить своей собственной и окружающих. Создается динамическая связь нейду обстоятельством, вызвавшим настроение, чувство героя, самим чувством, манерой его выражения, его восприятием окружающими, реакцией окружающих, - т.е. воссоздается психологическими средствами реальность бытия героя и некоторая объективация персонажей. 6. Картина объективного мира в исповедальном романе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|