Социально-психологические феномены МВ
Введение в психологию межличностного взаимодействия
1. Понятие межличностного взаимодействия. 2. Соотношение основных понятий (общение, интеракция, влияние, воздействие, взаимодействие, отношение, взаимоотношение, понимание, взаимопонимание и др.). 3. Социально-психологические феномены МВ. 4. Особенности межличностных взаимодействий в различных сферах деятельности. 5. Компетентность психолога-практика в вопросах межличностного взаимодействия. 6. Методы и методики исследования межличностного взаимодействия, межличностных отношений.
Понятие МВ МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ – это осуществление субъектами общения коммуникативных действий в отношении друг друга, целью которых является координация, коррекция или изменение поведения, мнения или настроения партнера.
МВ – взаимозависимый обмен действиями (Битянова М.Р.). Три аспекта общения: Перцепция Информация
Соотношение основных понятий Общение – взаимодействие субъектов, в ходе которого идет обмен информацией, личностными смыслами, эмоциями, отношениями, способами деятельности. Интеракция – межличностное взаимодействие. Влияние – непреднамеренное воздействие. Психологическое воздействие – целенаправленное (преднамеренное)воздействие СПВ на личность или группу; специальная организация субъектом ПВ компонентов взаимодействия с ОВ, которая обеспечивает изменение мнений, отношений, чувств или поведения ОВ, в соответствии с целями ПВ. Отношение – буквально означает взаиморасположение объектов и их свойств (отношения подчинения: начальник выше, подчиненный ниже в иерархии; отношения зависимости: «ты живешь, пока я тебе разрешаю» и др).
Межличностные отношения – отношения, складывающиеся между людьми (Ильин Е.П.); МО – система установок, ориентаций и ожиданий членов группы относительно друг друга, обусловленных содержанием и организацией совместной деятельности и ценностями, на которых основывается общение людей (Куницына. Межличностное общение). (Соц. псих. под ред. Волковой Е.Н. Ниж. Новг.). Межличностные взаимоотношения – это встречные интегрированные отношения людей, проявляющиеся в групповых эффектах сотрудничества, сплоченности, совместимости, взаимопомощи, дружбы, а также в качествах личности, характеризующих общение (Куницына. Межличностное общение). - это взаимозависимый обмен отношениями. Пример: - Я тебя обожаю - А я тебя терпеть не могу.
Понимание – интерпретация поведения и других внешних проявлений другой личности в своей концептуальной схеме мира. Взаимопонимание – встречная интегрированная интерпретация поведения друг друга. Пример: За что Кукушка хвалит петуха? За то, что хвалит он кукушку.
Социально-психологические феномены МВ
Установки (аттитюды) Символизация Феномен реактивного сопротивления Брэма Экспектации Каузальная атрибуция Аффилиация Эффект Зейгарник Феномен бихевиоральной обстановки Стереотипы Идеалы Мифы
Идеал: 1) образ потребного будущего, определяемый существующими реалиями и выражающий перспективы ее развития; 2) обобщенно-концентрированная форма выражения конкретных интересов личности. Феноменологически выражается в т.н. «образе идеального мужчины», «идеальной женщины», «идеальный муж», «идеальный начальник»….). Аспекты рассмотрения идеалов: • идеал как идеальное (женщина, как предел мечтаний) (Реклама) • идеал как цель (желаемый и реально достижимый образ женщины) (Пигмалион). • идеал как норма (современный эталон: 90\60\90).
Идеалы определяются ценностями.
Социальный миф – не соответствующая реальности система взглядов или целей. Например, что все европейские женихи – состоятельные люди. Социальная символика. Символ – слово, изображение или вещь, несущие дополнительное значение. Функции символов: мотивационная, интегративная, идентификационная. Виды: религиозные (...распятие, крест), национальные (нац. головные уборы), государственные (флаг, герб...), политические (... красный бант на груди), гендерные (например, коса у китайцев – символ мужественности). Аттитюды и стереотипы. Аттитюд – социальная установка – устойчивый образ воспринимаемой реальности (например, межэтнические стереотипы). Задолго до введения понятия каузальной атрибуции Циллих (1928) выявил роль предшествующей оценки (установки, отношения) во взаимодействии. Так, не смотря на умышленные ошибки «любимых» детей и корректное поведение «нелюбимых» детей, воспитатель, тем не менее, приписывал «любимым» детям положительные оценки, а «нелюбимым» - отрицательные (Президент Эйзенхауэр: Стресснер, конечно сукин сын, но это наш сукин сын!). Как указывает Майерс Д. установка (аттитюд) будет определять поведение, если она является сильной и конкретной (полностью соответствует ситуации). Установки общего характера не позволяют предсказать поведение. Экспектации, т.е. ожидания работают в обе стороны: и в отношении объекта со стороны субъекта, и наоборот. Широко известен тот факт, что испытуемые часто ведут себя так, как от них ожидают этого экспериментаторы. Ожидания, как отдельных взаимодействующих личностей в отношении друг друга, так и группы в отношении поведения члена группы, так или иначе, определяют его поведение (например, как ни против Бородинского сражения был Кутузов М.И., а пришлось дать – как и ждала армия, народ). Мы получаем то, что хотим. Феномен социальной идентичности В экспериментах Т. Эмзвиллера студенты чаще откликались на просьбы о помощи, если проситель внешне выглядел так же, как они. В другом исследовании шотландские продавцы реже разменивали деньги личностям в майке с надписью в духе сексуальных меньшинств. Ингрупповой фаворитизм
В процессе межличностного взаимодействия субъекты выступают как члены определенных групп. Причем, эта принадлежность иногда является актуальной и определяющей процесс и результат МВ, а иногда присутствует имплицитно. Качества и результаты ин-группы оцениваются выше, даже если группа объективно проигрывает сравнение с аут-группой. Бихевиоральная обстановка Как обнаружил Роджер Баркер, существует четкая связь между местом действия, временем действия и поведением. Совокупность внешних обстоятельств, задающих модель поведения, он назвал бихевиоральной обстановкой. (Улицы разбитых фонарей – обстановка для преступления). Теория реактивного сопротивления Дж. Брема. На основании своих экспериментов Дж. Брем пришел к выводу, что некоторые ситуации воспринимаются людьми, как ситуации «запретного плода» – с ограничением свободы выбора (например, запреты на курение, мат). Феномен заключается в сопротивлении социальному давлению, стремлении личности к свободе, независимости. В ситуации запрета (элиминации) ранее доступных действий растет привлекательность элиминированных решений. Аналогичные явления обнаруживаются и в периоды возрастных кризисов, феноменологически проявляясь в негативизме. Так, в исследованиях Брема мальчики двух лет, выбирая из двух одинаково привлекательных игрушек, в три раза чаще отдавали предпочтение той игрушке, до которой было трудно добраться. Народная мудрость зафиксировала этот феномен в поговорке «Запретный плод сладок». Каузальная атрибуция. Поведение, отношения и мнения человека во многом определяют атрибутивные процессы, т.е. причинное объяснение событий, явлений, поведения и высказываний других людей. Начало изучению процесса причинного объяснения поведения людей положил Ф.Хайдер. Большинство людей не склонно к глубокому анализу причин происходящего, но испытывает потребность в причинном объяснении. Результатом этого становятся ошибки атрибуции, правдоподобное объяснение событий. Человеку проще остановиться на объяснении, которое наилучшим образом согласуется с его стереотипами, ценностями, мнениями, установками и не ведет к когнитивному диссонансу. Так убиваются сразу два зайца: «сводятся концы с концами» и экономится психическая энергия.
Как показали эксперименты Коллинса, степень влияния каузальной атрибуции на МВ индивидуализирована. Одни испытуемые больше фиксировали физические черты партнера, другие – психические. Во втором случае роль каузальной атрибуции усиливается. Причинная интерпретация особенно влияет на поведение субъекта в ситуации информационной неопределенности. Аффилиация – стремление человека принадлежать к какому-либо сообществу. Этим, например, объясняется подверженность некоторых людей воздействию сектантов.
Эффект Зейгарник – эффект незавершенного действия. Объясняет стремление договорить, неудовольствие от прерывания речи, стремление выяснить отношения до конца.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|