Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социально-психологические феномены МВ

Введение в психологию межличностного взаимодействия

 

1. Понятие межличностного взаимодействия.

2. Соотношение основных понятий (общение, интеракция, влияние, воздействие, взаимодействие, отношение, взаимоотношение, понимание, взаимопонимание и др.).

3. Социально-психологические феномены МВ.

4. Особенности межличностных взаимодействий в различных сферах деятельности.

5. Компетентность психолога-практика в вопросах межличностного взаимодействия.

6. Методы и методики исследования межличностного взаимодействия, межличностных отношений.

 

Понятие МВ

МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ – это осуществление субъектами общения коммуникативных действий в отношении друг друга, целью которых является координация, коррекция или изменение поведения, мнения или настроения партнера.

 

МВ – взаимозависимый обмен действиями (Битянова М.Р.).

Три аспекта общения:

Перцепция

Информация
Интеракция= МВ

 

Соотношение основных понятий

Общение – взаимодействие субъектов, в ходе которого идет обмен информацией, личностными смыслами, эмоциями, отношениями, способами деятельности.

Интеракция – межличностное взаимодействие.

Влияние – непреднамеренное воздействие.

Психологическое воздействие – целенаправленное (преднамеренное)воздействие СПВ на личность или группу; специальная организация субъектом ПВ компонентов взаимодействия с ОВ, которая обеспечивает изменение мнений, отношений, чувств или поведения ОВ, в соответствии с целями ПВ.

Отношение – буквально означает взаиморасположение объектов и их свойств (отношения подчинения: начальник выше, подчиненный ниже в иерархии; отношения зависимости: «ты живешь, пока я тебе разрешаю» и др).

Межличностные отношения – отношения, складывающиеся между людьми (Ильин Е.П.);

МО – система установок, ориентаций и ожиданий членов группы относительно друг друга, обусловленных содержанием и организацией совместной деятельности и ценностями, на которых основывается общение людей (Куницына. Межличностное общение). (Соц. псих. под ред. Волковой Е.Н. Ниж. Новг.).

Межличностные взаимоотношения – это встречные интегрированные отношения людей, проявляющиеся в групповых эффектах сотрудничества, сплоченности, совместимости, взаимопомощи, дружбы, а также в качествах личности, характеризующих общение (Куницына. Межличностное общение).

- это взаимозависимый обмен отношениями.

Пример: - Я тебя обожаю

- А я тебя терпеть не могу.

 

Понимание – интерпретация поведения и других внешних проявлений другой личности в своей концептуальной схеме мира.

Взаимопонимание – встречная интегрированная интерпретация поведения друг друга.

Пример: За что Кукушка хвалит петуха? За то, что хвалит он кукушку.

 

Социально-психологические феномены МВ

 

Установки (аттитюды)

Символизация

Феномен реактивного сопротивления Брэма

Экспектации

Каузальная атрибуция

Аффилиация

Эффект Зейгарник

Феномен бихевиоральной обстановки

Стереотипы

Идеалы

Мифы

 

Идеал: 1) образ потребного будущего, определяемый существующими реалиями и выражающий перспективы ее развития; 2) обобщенно-концентрированная форма выражения конкретных интересов личности.

Феноменологически выражается в т.н. «образе идеального мужчины», «идеальной женщины», «идеальный муж», «идеальный начальник»….).

Аспекты рассмотрения идеалов:

• идеал как идеальное (женщина, как предел мечтаний) (Реклама)

• идеал как цель (желаемый и реально достижимый образ женщины) (Пигмалион).

• идеал как норма (современный эталон: 90\60\90).

Идеалы определяются ценностями.

 

Социальный миф – не соответствующая реальности система взглядов или целей.

Например, что все европейские женихи – состоятельные люди.

Социальная символика. Символ – слово, изображение или вещь, несущие дополнитель­ное значение. Функции символов: мотивационная, интегративная, идентификационная. Виды: религиозные (...распятие, крест), национальные (нац. головные уборы), государственные (флаг, герб...), политические (... красный бант на груди), гендерные (например, коса у китайцев – символ мужественности).

Аттитюды и стереотипы. Аттитюд – социальная установка – устойчивый образ воспринимаемой реальности (например, межэтнические стереотипы).

Задолго до введения понятия каузальной атрибуции Циллих (1928) выявил роль предшествующей оценки (установки, отношения) во взаимодействии. Так, не смотря на умышленные ошибки «лю­бимых» детей и корректное поведение «нелюбимых» детей, воспитатель, тем не ме­нее, приписывал «любимым» детям положительные оценки, а «нелюбимым» - отрица­тельные (Президент Эйзенхауэр: Стресснер, конечно сукин сын, но это наш сукин сын!).

Как указывает Майерс Д. установка (аттитюд) будет определять поведение, если она явля­ется сильной и конкретной (полностью соответствует ситуации). Установки общего ха­рактера не позволяют предсказать поведение.

Экспектации, т.е. ожидания работают в обе стороны: и в отношении объекта со стороны субъекта, и наоборот. Широко известен тот факт, что испытуемые часто ведут себя так, как от них ожидают этого экспериментаторы. Ожидания, как отдель­ных взаимодействующих личностей в отношении друг друга, так и группы в отношении поведения члена группы, так или иначе, определяют его поведение (напри­мер, как ни против Бородинского сражения был Кутузов М.И., а пришлось дать – как и ждала армия, народ). Мы получаем то, что хотим.

Феномен социальной идентичности

В экспериментах Т. Эмзвиллера студенты чаще откликались на просьбы о помощи, если проситель внешне выглядел так же, как они. В другом исследовании шотландские продавцы реже разменивали деньги личностям в майке с надписью в духе сексуальных меньшинств.

Ингрупповой фаворитизм

В процессе межличностного взаимодействия субъекты выступают как члены определенных групп. Причем, эта принадлежность иногда является актуальной и определяющей процесс и результат МВ, а иногда присутствует имплицитно. Качества и результаты ин-группы оцениваются выше, даже если группа объективно проигрывает сравнение с аут-группой.

Бихевиоральная обстановка

Как обнаружил Роджер Баркер, существует четкая связь между местом действия, временем действия и поведением. Совокупность внешних обстоятельств, задающих модель поведения, он назвал бихевиоральной обстановкой. (Улицы разбитых фонарей – обстановка для преступления).

Теория реактивного сопротивления Дж. Брема.

На основании своих экспериментов Дж. Брем пришел к выводу, что некоторые ситуации воспринимаются людьми, как ситуации «запретного плода» – с ограничением свободы выбора (например, запреты на курение, мат). Феномен заключается в сопротивлении социальному давлению, стремлении личности к свободе, независимости. В ситуации запрета (элиминации) ранее доступных действий растет привлекательность элиминированных решений.

Аналогичные явления обнаруживаются и в периоды возрастных кризисов, феноменологически проявляясь в негативизме. Так, в исследованиях Брема мальчики двух лет, выбирая из двух одинаково привлекательных игрушек, в три раза чаще отдавали предпочтение той игрушке, до которой было трудно добраться. Народная мудрость зафиксировала этот феномен в поговорке «Запретный плод сладок».

Каузальная атрибуция. Поведение, отношения и мнения человека во многом определяют атрибутивные процессы, т.е. причинное объяснение событий, явлений, поведения и вы­сказываний других людей. Начало изучению процесса причинного объяснения поведения людей положил Ф.Хайдер. Большинство людей не склонно к глубокому анализу причин происходящего, но испытывает потребность в причинном объяснении. Результатом этого становятся ошибки атрибуции, правдоподобное объяснение событий. Человеку проще ос­тановиться на объяснении, которое наилучшим образом согласуется с его стереотипами, ценностями, мнениями, установками и не ведет к когнитивному диссонансу. Так убивают­ся сразу два зайца: «сводятся концы с концами» и экономится психическая энергия.

Как показали эксперименты Коллинса, степень влияния каузальной атрибуции на МВ ин­дивидуализирована. Одни испытуемые больше фиксировали физические черты партнера, другие – психические. Во втором случае роль каузальной атрибуции усиливается.

Причинная интерпретация особенно влияет на поведение субъекта в ситуа­ции информационной неопределенности.

Аффилиация – стремление человека принадлежать к какому-либо сообществу. Этим, например, объясняется подверженность некоторых людей воздействию сектантов.

 

Эффект Зейгарник – эффект незавершенного действия. Объясняет стремление договорить, неудовольствие от прерывания речи, стремление выяснить отношения до конца.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...