Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тренировочные программы для фальцетного регистра детского и женского голоса

Фонопедический метод развития

Голоса В.В.Емельянова

 

Педагог дополнительного образования ДДТ Фёдоровой Г.Ю.

 

г. Солигалич

Об этом методе я узнала в начале 90-х годов, а освоить его мне помогло сотрудничество с педагогами Детского центра «Романтик» г. Щёлково Московской области. Я начинаю использовать этот метод с дошкольниками со второй половины учебного года и продолжаю на протяжении всех лет обучения. Вначале – это веселая забава. А затем – серьезная работа над технологией пения.

Фонопедический метод развития голоса, имеющий, прежде всего, технологическую направленность, основан на критериях физиологической целесообразности, энергетической экономичности и акустической эффективности голосового аппарата в пении. Целью фонопедических упражнений является решение координационных и тренажных задач работы над голосом. Эти упражнения являются подготовительными и вспомогательными по отношению к вокальной работе. Фонопедические упражнения стимулируют мышцы, принимающие участие в голосообразовании. Из существующих уровней голосовой авктивности (доречевой, речевой и певческий), певческий основан на сигналах доречевой коммуникации, ведь голосовой аппарат - саморегулирующая система, в которой можно управлять только артикуляционной мускулатурой, а на все остальные компоненты можно воздействовать только косвенно, через создание оптимальных условий для действия механизма саморегуляции.

Что дают фонопедические упражнения при обучении вокалу? Это:

расширение диапазона, значительное увеличение силы звучания голоса у каждого ребенка, усиление насыщенности звука, полетность, улучшение вибрато, большую певучесть звука, свободу, раскрепощённость певческого звучания и певческого процесса в целом.

Фонопедический комплекс состоит из 6 групп упражнений, каждая из которых имеет свое особое значение, но все эти группы взаимосвязаны.

 

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Она состоит из 21 упражнения, где работают язык, губы, мышцы лица, применяется массаж лица. Исполнение упражнений, связанных с работой губ и открыванием рта необходимо контролировать с помощью зеркала. В дальнейшей работе также желателен визуальный контроль.

 

2.ИНТОНАЦИОННО-ФОНЕТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ:

Первое упражнение состоит в сильном, активном произнесении согласных звуков в определенной последовательности. Необходимо обращать внимание на прекращение звука, чтобы не происходило дополнительного озвученного выброса воздуха («В-в-в-ы», «З-з-з-ы»).

Второе упражнение – последовательность гласных, которые произносятся без видимых движение губ и челюстей. Для детей это упражнение называется «Страшная сказка», так как последовательность гласных звуков можно рассматривать как псевдо-слова, которые складываются в псевдо-фразы.

Третье упражнение. Основным элементом этого упражнения является скользящая (глиссирующая), восходящая и нисходящая интонация с резким переходом из грудного в фальцетный регистр и, наоборот, с характерным «переломом» голоса, который называется «регистровый порог» (для детей «Вопрос – ответ»).

Четвертое упражнение. Исходное положение: мышцы лица расслаблены, Это связано с включением расслабляющего регистра голоса, не имеющего фиксированной звуковысотности (в немецкой терминологии – «штро – бас»). Упражнение состоит в переходе от штро-баса к грудному голосу на разных последовательностях гласных и затем, в соединении в одном движении трех регистров: штро-баса, грудного и фальцетного.

Пятое упражнение обратное предыдущему. В грудном регистре гласные переводятся одна в другую в установленной последовательности с переходом в штро-бас.

Шестое упражнение является тренировочным материалом для соединения навыка перехода из грудного в фальцетный регистр и обратно с произношением согласных.

Седьмое упражнение аналогично предыдущему с включением звонких согласных.

Восьмое упражнение. Кроме появления в контексте упражнения сонорных согласных и уже знакомого штро-баса, упражнение исполняется еще с двумя приемами: издавание звука одновременно с выдуванием воздуха через плотно сомкнутые трубочкою губы и имитацией звука «Р» вибрацией губ. Упражнение исполняется только в грудном регистре.

Основная цель упражнений – активизация фонационного выдоха, т.е. связь голоса с дыханием, отличающимся по энергетическим затратам от обычного речевого.

 

ГОЛОСОВЫЕ СИГНАЛЫ ДОРЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ

1 – 4 упражнения – работа над выдохом (бесшумный, со звуком, шипящий и так далее)

5 упражнение – «Волна».

6 упражнение – «От шепота до крика».

7 упражнение – «А!!!»

8 упражнение –«Крик – вой».

9 упражнение – соединение упражнений «Волна» и «Крик – вой» на одном движении.

10 упражнение – «Крик – вой – свист».

11 упражнение – «Волна с криком чаек» (в одном движении упражнение

(в одном движении упражнения № 9 и 10).

Упражнения этой группы объединяет работа над громкостью звучания голоса в разных регистрах, по выявлению максимальных возможностей. Упражнения дают возможность осознать все режимы работы гортани в их естественном, незамаскированном эстетической обработкой виде, механизмы перехода из регистра в регистр и сопутствующие голосо-телесные ощущения.

 

 

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ГРУДНОГО (НЕФАЛЬЦЕТНОГО) РЕГИСТРА ДЕТСКОГО И ЖЕНСКОГО ГОЛОСА

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ПРОГРАММЫ НА ПЕРЕХОД ИЗ ГРУДНОГО РЕГИСТРА В ФАЛЬЦЕТНЫЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РЕГИСТРОВОГО ПОРОГА – «П»

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ФАЛЬЦЕТНОГО РЕГИСТРА ДЕТСКОГО И ЖЕНСКОГО ГОЛОСА

Работа над 4-й, 5-й, 6-й группами упражнений первого комплекса фонопедического метода развития голоса значительно облегчается введением фиксированной интонации и метро – ритмики, позволяющим применить нотный текст. Первые три группы упражнений ориентированы на обучаемых самого начального уровня и предполагают игровое освоение элементарных навыков управления голосовым аппаратом, основанных на самых общих закономерностях голосообразования, одинаковых для любого возраста, для мужчин и женщин, детей обоего пола.

В отличие от первых, следующие три группы излагаются в двух вариантах – для детского и женского голоса, и для мужского. Варианты существенно различаются последовательностью включения приемов, соотношения регистров и звуковысотностью.

Приемы записываются условными обозначениями. Это попевки в объеме терции – квинты с нисходящим, восходяще – нисходящим, поступенным гаммообразным движением. Все упражнения (за исключением № 4 и 5 в пятой группе) записаны в тональности «ля бемоль мажор», что связано с ограничениями фонопедического метода. Согласно первому ограничению в 4-й группе упражнений попевки в объеме терции не могут использоваться выше тональности «си мажор» (вниз ограничений нет), а попевки в объеме «чистая квинта» - не выше исходной тональности, т.е. только в нисходящем направлении смены тональностей. Не рекомендуется усложнять интонационно – ритмический материал упражнений. При достаточно уверенном освоении двигательной стороны приемов, музыкальной развитости обучаемых – приемы могут быть перенесены на любой художественный материал. Упражнения 4-й, 5-й, 6-й групп развивают следующие показатели:

- активный фонационный выдох, специфическую форму ротоглоточного рупора;

- развивается и тренируется висцеральная (внутренняя) дыхательная мускулатура;

- действуют приемы: непривычное движение, отключение управляемой мускулатуры;

- вводится дополнительный регистр (2-3 октавы);

- певческое вибрато.

В хоровой практике тоны третьей октавы не имеют художественного применения и в сольных произведениях встречаются редко, лишь в произведениях повышенной сложности, тренаж голоса на них создает энергетический резерв, запас звуковысотности, позволяющий без напряжения голосового аппарата и его амортизации исполнять высокую тесситуру, а также позволяют полноценно развивать голоса женщинам и детям, исполняющим партию альтов. В ходе упражнений голоса получают нагрузку, не встречающуюся в партиях.

Дополнительная программа упражнений используется для развития певческого вибрато механическим способом.

 

ДОЗИРОВАНИЕ УПРАЖНЕНИЙ,

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...