Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

С.579–588 «О степени иноязычного влияния на грамматику русского языка»

Общее языкознание

Список заданий для выполнения творческих конспектов

В 2018 году (лингвистика)

Первый источник (свободный доступ в Интернете)

1) Речь академика А. А.Зализняка на церемонии вручения ему литературной премии А. Солженицына. Тема: «Истина существует, и целью науки является её поиск».

Речь В. Успенского на церемонии вручения премии А. Солженицына академику А. А.Зализняку.

Вопросы для конспектирующего

Чем отличается гуманитарная наука от математики?

Чем отличаются лингвисты от других гуманитариев?

Какова ценность гуманитарных наук в общественном сознании сегодня?

Какие две идеи защищает А. А. Зализняк? Каковы их антиподы?

В чем заключается деструктивная роль СМИ применительно к обществу и науке?

За что А. А. Зализняк получил премию? Какие научно значимые открытия он совершил?

 

Второй источник (доступен в сети Интернет и в печатном формате)

2) Трубецкой Н. С. Вавилонская башня и смешение языков // Известия РАН. Серия литературы и языка. 1990. Т. 49. № 2. С. 152–160. Можно использовать другие издания этой статьи, их было много в разных сборниках.

Вопросы для организации конспекта

Почему статья так называется?

Какой фундаментальной для лингвистики проблеме посвящена эта статья?

Выпишите из текста статьи ключевое положение, в котором содержится ответ на вопрос о соотношении культурных и языковых ареалов.

 

Третий источник (доступен в сети Интернет и в печатном формате)

3) Вяч. Вс. Иванов. Электронная лекция «Языковая машина времени» или «Макросемьи языков и расселение человека из Африки» в проекте «Академия» на канале «Культура». При прослушивании лекции используйте карту из презентации «Дивергентное развитие языков»

Вопросы для организации конспекта

Сколько существует праязыков? Какие между ними отношения?

Какие данные дает глоттохронология по славянским и германским языкам?

Дайте генеалогическое описание русского и английского языков.

Что такое ностратические языки?

Что такое макросемья языков? Сколько макросемей знают лингвисты?

 

Четвёртый источник (доступен в сети Интернет и в печатном формате)

4) Вяч. Вс. Иванов. Лингвистика третьего тысячелетия: Вопросы к будущему. М.: Языки славянской культуры, 2004. 208с. Главы: Языковая ситуация мира и прогноз на ближайшее будущее; методы реконструкции и их роль; Связи между макросемьями. Вопросы для организации конспекта диктовались на лекции.

Пятый источник (см. скан копии нужных страниц)

5) Улуханов И. С. Словообразование. Морфонология. Лексикология. М.: Изд-во «Логос», 2012. 600 с.

С. 171–190 «О частеречной сочетаемости словообразовательных формантов»

Составьте план изложенного автором материала, отражающий авторскую логику. Какие закономерности в частеречной сочетаемости словообразовательных формантов выявлены И. С. Улухановым в этой главе? Как их можно интерпретировать с типологической точки зрения (см. вопросы семинара 4)?

С. 401–413 «Трансаффиксация и образование слов по конкретному образцу»

Составьте план изложенного автором материала, отражающий авторскую логику. Какие закономерности аффиксального словообразования выявлены И. С. Улухановым в этой главе? Как их можно интерпретировать с типологической точки зрения (см. вопросы семинара 4)?

С. 543–565 «О причинах, влияющих на степень системности и нормативности языковых единиц»

Составьте план изложенного автором материала, отражающий авторскую логику. Как автор понимает системность и нормативность? Что такое лакуны в авторской трактовке? Какие типы лакун выявляет автор? Какие причины, влияющие на степень нормативности и системности языковых единиц, выявляет автор в этой главе? Как ведут себя единицы разных уровней применительно к рассматриваемым параметрам? Какие закономерности из описанных И. С. Улухановым в этой главе имеют отношение к «типообразованию» языка, то есть могут повлиять на идентификацию его типа и в какой мере?

N. B. В лекции обсуждались типологически обусловленные лакуны, которые появляются при изучении (усвоении) иностранного языка. Как это понятие лакуны отличается от понятия, обозначенного омонимичным термином у И. С. Улуханова?

С.579–588 «О степени иноязычного влияния на грамматику русского языка»

Составьте план изложенного автором материала, отражающий авторскую логику. Какие частные проблемы (явления) описывает автор? Какие фундаментальные для лингвистической типологии проблемы он выводит на основе своих наблюдений за всеми отмеченными частными случаями?

 

Шестой источник (доступен в сети Интернет и в печатном формате)

6) Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. 7-е изд. М.: Изд-во ЛКИ, 2010. 264 с.

Выбрать любой параграф из этой книги, который Вам будет особенно интересен, и изложить его основную мысль в виде развернутого резюме (на одну страницу). Прочитать эпилог (с. 259–262). Письменно дать лаконичный ответ на вопрос: как именно проявляется субъективный фактор в языковой личности ученого лингвиста (филолога)?

 

Седьмой источник (доступен в сети Интернет и в печатном формате)

7) Уфимцева Н. В. Языковое сознание: динамика и вариативность. М., Калуга: Институт языкознания РАН, 2011. 252 с.

Творческий конспект глав № 6 «Язык, культура, образ мира»; № 7 «Языковое сознание: структура и содержание»; № 8 «Ассоциативный тезаурус как модель языкового сознания носителя языка» из книги. Составьте план каждой главы, отражающий логику изложения материала автором. Передайте основные авторские мысли из каждой главы в объеме одного абзаца.

 

Восьмой источник (доступен в сети Интернет и в печатном формате)

8) Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем. М.: Едиториал УРСС. 2004.

Глава 4. Ориентационные метафоры. С. 35 – 45; Глава 6. Онтологические метафоры. С.49– 58.

Прочитать главы и рассказать, опираясь на свой конспект, сколько принципов (и каких именно) выявлено авторами при раскрытии содержания каждого из двух типов когнитивной метафоризации (ориентационная и онтологическая).

 

 

Девятый источник (см. скан-копии нужных глав)

9) Падучева Е. В. Динамические модели в семантике лексики. М.: Языки славянской культуры, 2004. Часть II. Многозначность и семантическая деривация. Глава 2. Метонимия и метафора как основные механизмы семантической деривации. С. 155–178.

Выделите основные содержательные задачи, которые автор решает в своем описании процессов метафоризации и метонимии. Напишите небольшое резюме (не более одной страницы) о сходствах и различиях подходов к трактовке и систематизации рассматриваемых явлений у Дж. Лакоффа, М. Джонсона – с одной стороны, и Е. В.Падучевой – с другой.

 

Десятый источник (см. скан-копии нужных глав)

10) Кубрякова Е. С. Язык и знание: На пути получения знаний о языке: Части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира. М.: Языки славянской культуры. 2004. Часть IV. Мир и проблемы его описания в языке. Глава 1. Язык пространства и пространство языка (к постановке проблемы). С.459–474.

Составьте план этой главы, отражающий логику изложения материала автором. Какие понятия когнитивной лингвистики расшифровываются и толкуются автором в этой главе? Дайте ответ на вопрос: как именно автор ставит проблему и в чем, собственно, заключается суть его постановки проблемы?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...