Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ответственность органов и должностных лиц МСУ перед физическими и юридическими лицами




Основание для данного вида ответственности – действия органов и должностных лиц МСУ, нарушающие права и свободы граждан, причиняющие имущественный и иной ущерб физическим и юридическим лицам.

Ответственность наступает в судебном порядке (решения и действия (бездействие) органов и должностных лиц МСУ могут быть обжалованы в суд, порядок обжалования закреплен в Законе РФ от 27.04.1993 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»).

В случае нарушения органами и должностными лицами МСУ прав физических и юридических лиц, причинения им имущественного или морального вреда они могут быть привлечены к ответственности, содержание и формы которой определяет суд или арбитражный суд (один из видов последствий – признание судом недействительными решений указанных органов и должностных лиц и обязанность возместить тот ущерб, который был причинен этими решениями физическим и юридическим лицам).

Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов или должностных лиц МСУ (в том числе издания не соответствующего закону или иному НПА акта органа МСУ) подлежат возмещению МО (ГК РФ).

Ответственность органов МСУ может наступать в результате невыполнения ими условий договоров и соглашений с физическими и юридическими лицами, которые заключают органы МСУ, осуществляющие права собственника в отношении муниципального имущества

Необходимо учитывать, что гражданско-правовую ответственность перед физическими и юридическими лицами несут органы МСУ. В соответствии со статьей 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) должностных лиц органов МСУ, подлежат возмещению муниципальным образованием. Должностное лицо МСУ несет ответственность перед органами МСУ.

Гражданским кодексом РФ (статья 1069) установлено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов МСУ либо их должностных лиц, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта органа МСУ, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет казны муниципального образования. В случаях, когда в соответствии с Гражданским кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны муниципального образования, от имени казны выступают, прежде всего, соответствующие финансовые органы.

Следует также учитывать, что ФЗ "Об общих принципах организации МСУ в РФ" предусматривает возможность судебного обжалования решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, а также решений и действий (бездействия) органов и должностных лиц МСУ. Данные решения и действия могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке. Порядок такого обжалования урегулирован федеральным законодательством, поскольку в соответствии с п. "о" ст. 71 Конституции РФ как судоустройство, так и гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство находятся в ведении РФ. Более детально порядок обжалования устанавливается соответственно Гражданским процессуальным кодексом РФ либо Арбитражным процессуальным кодексом РФ.

83. ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации МСУ в РФ» и основные направления реформы МСУ на современном этапе

Важнейшей вехой в развитии МСУ стало принятие Конституции РФ 1993 года, отнесшей к основам конституционного строя (т.е. к положениям, которые могут быть отменены или изменены только путем принятия новой конституции) такие положения, как: отнесение МСУ к формам народовластия, гарантированность МСУ, наличие у МСУ собственных полномочий, организационная обособленность органов МСУ от органов государственной власти, существование муниципальной собственности, в том числе на землю.

После принятия Конституции РФ Президентом России в целях дальнейшего осуществления реформы МСУ, обеспечения его государственной поддержки был издан Указ от 22.12.1993 "О гарантиях МСУ в РФ". Данным Указом:

· установлено, что органы МСУ самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность;

· разграничены полномочия представительного органа МСУ и местной администрации;

· установлено, что решения органов МСУ могут быть отменены лишь в судебном порядке;

· установлено, что глава МСУ вправе выносить на местный референдум проект положения (устава) о местном самоуправлении, председательствовать на заседаниях выборного представительного органа МСУ и является главой соответствующей администрации;

· дата выборов в представительный орган МСУ устанавливается решением представительного (законодательного) органа власти субъекта РФ по предложению главы исполнительной власти.

При этом глава МСУ и другие должностные лица местной администрации могли быть членами представительного органа МСУ.

Разработка ФЗ "Об общих принципах организации МСУ в РФ" и его принятие начали новый этап в развитии МП. Названный ФЗ был принят в условиях острой политической борьбы. В Государственную Думу были внесены три законопроекта по данной проблеме. Было рассмотрено около 1500 поправок к нему. Закон дважды отклонялся Советом Федерации. В итоге 12 августа 1995 г. Государственная Дума квалифицированным большинством преодолела вето верхней палаты и направила закон Президенту РФ, который подписал его 28.08.1995.

Не все нормы этого Закона подтвердили свою эффективность на практике, что повлекло впоследствии необходимость принятия его новой редакции. Но это погрешности не юридического, а политического плана, проблемы уровня подробности регулирования вопросов организации МСУ в федеральном законодательстве. С точки зрения уровня юридической проработки этот ФЗ являлся документом высокого уровня. Это подтвердили эксперты Совета Европы, указавшие в 1997 г. в докладе о состоянии МСУ в РФ (так называемый "доклад Черноффа"), что этот Закон в полной мере соответствует положениям Европейской Хартии МСУ. Обращения в Конституционный Суд России также завершились признанием конституционности ряда положений Федерального закона.

Принципиально важно, что принятие этого ФЗ дало старт процессу приведения организации власти на местах в соответствие с Конституцией РФ, в первую очередь обеспечению выборности органов МСУ. В ФЗ было внесено важное в условиях начального этапа формирования современного российского законодательства положение, устанавливающее, что данный ФЗ обладает приоритетом над иными законами в части норм МП.

С принятием ФЗ "Об общих принципах организации МСУ в РФ" весьма активно стало формироваться федеральное и региональное законодательство, конкретизировавшее общие принципы организации МСУ. Однако практика применения данного ФЗ выявила целый ряд проблем, связанных с осуществлением МСУ в РФ. Это вызвало насущную необходимость дальнейшего совершенствования правового регулирования МСУ на федеральном уровне.

В целях разрешения имеющихся проблем Президентом РФ в 2002 г. была создана Комиссия по подготовке предложений о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Федерации и органами МСУ.

Комиссией были подготовлены проекты ФЗ "Об общих принципах организации МСУ в РФ" и "О внесении изменений и дополнений в ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ".

Принятие 07.10.2003 новой редакции ФЗ "Об общих принципах организации МСУ в РФ" стало значительным этапом в развитии правовых основ МСУ в России.

Существенное изменение организации деятельности МСУ, предусмотренное новым ФЗ, потребует внесения соответствующих изменений в федеральные законы, регламентирующие деятельность МСУ в смежных отраслях. Это касается, прежде всего, финансового, налогового, земельного, гражданского законодательства и др. В первую очередь будет совершенствоваться бюджетное и налоговое законодательство путем внесения соответствующих изменений и дополнений в Бюджетный кодекс РФ и Налоговый кодекс РФ. Итогом этой работы должно стать создание достаточной финансово-экономической базы МСУ в РФ.

В настоящее время в большинстве субъектов РФ имеется весьма обширное законодательство в сфере МСУ, включающее как общие законы (о местном самоуправлении), так и специальные (об установлении порядка регистрации уставов муниципальных образований, о порядке отзыва депутатов и выборных должностных лиц МСУ, о порядке упразднения, преобразования муниципальных образований и изменения их границ и др.). Новый ФЗ переносит основную тяжесть правового регулирования МСУ с уровня субъектов РФ на федеральный и муниципальный уровни. Поэтому в ближайшее время в субъектах РФ будут происходить серьезные изменения в сфере законодательства о местном самоуправлении. Большинство упомянутых законов подвергнется серьезной корректировке либо вообще отмене (об установлении порядка регистрации уставов муниципальных образований и др.).

В новом ФЗ предусматривается весьма большое увеличение регламентации отдельных аспектов МСУ муниципальными правовыми актами. Однако далеко не все муниципальные образования (особенно небольшие) обладают достаточными возможностями для должной подготовки муниципальных правовых актов. Поэтому необходим комплексный подход к этой проблеме, в том числе особое внимание необходимо уделять обучению и подготовке кадров, финансовому обеспечению. Необходима также и консультационная помощь субъектам РФ со стороны федеральных органов государственной власти и научных центров, включая разработку модельных актов для МСУ.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...