Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Функции и полномочия банка России как мегарегулятора финансового рынка.

 

В связи с преобразованием Банка России в мегарегулятор финансового рынка страны цели его деятельности, функции и полномочия претерпели существенные изменения. Отметим основные изменения.

Во-первых, Банк России, став мегарегулятором финансового рынка страны, хотя и сохранил все свои прежние функции и полномочия, но при этом в формулировку некоторых из них были внесены изменения и дополнения, уточняющие и расширяющие содержание этих функций и полномочий.

Во-вторых, Банк России унаследовал все основные полномочия упраздненной Федеральной службы по финансовым рынкам России, в связи с чем его полномочия качественно расширились.

В-третьих, Банк России в новом качестве получил функции, которых не было ни у ФСФР России, ни у Банка России.

Если цели деятельности Банка России до передачи ему полномочий ФСФР России ограничивались защитой и обеспечением устойчивости рубля, развитием и укреплением банковской системы Российской Федерации, обеспечением стабильности и развития национальной платежной системы, то после получения полномочий ФСФР России к целям его деятельности добавились развитие финансового рынка Российской Федерации и обеспечение его стабильности (ст. 3 Закона о Банке России в ред. Федеральных законов от 27.06.2011 N 162-ФЗ и от 23.07.2013 N 251-ФЗ).

Соответственно расширились функции, выполняемые Банком России. Если в роли государственного органа по регулированию, контролю и надзору на рынке банковских услуг Банк России выполнял функции, перечисленные в ст. 4 Закона о Банке России, в том числе во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывал и проводил единую государственную денежно-кредитную политику, то в новом качестве он стал во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывать и проводить политику развития и обеспечения стабильности функционирования еще и финансового рынка (п. 1 ст. 4, ст. 45.1 Закона о Банке России в ред. Закона N 251-ФЗ). В связи с этим Закон N 251-ФЗ вменил в обязанность Банку России публиковать не менее двух раз в год обзор финансовой стабильности экономики страны, осуществлять мониторинг состояния финансового рынка Российской Федерации на предмет выявления ситуаций, угрожающих финансовой стабильности Российской Федерации, и разрабатывать меры, направленные на снижение этих угроз, а также один раз в три года представлять в Государственную Думу проект основных направлений развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации (ст. 45.1 - 45.3 Закона о Банке России в ред. Закона N 251-ФЗ).

Далее, Банк России стал принимать решения о государственной регистрации негосударственных пенсионных фондов (п. 8.1 ст. 4 Закона о Банке России); осуществлять регулирование, контроль и надзор за деятельностью НФО в соответствии с федеральными законами (п. 9.1 ст. 4 Закона о Банке России), т.е. принимать решения, входившие в компетенцию ФСФР России: проводить проверку деятельности НФО, направлять им обязательные для исполнения предписания, а также применять к НФО предусмотренные федеральными законами меры воздействия (ст. 76.5 Закона о Банке России в ред. Закона N 251-ФЗ). В соответствии со ст. 76.6 Закона о Банке России он стал устанавливать для НФО сроки и порядок составления и представления отчетности, а также другой информации, предусмотренной федеральными законами. Став мегарегулятором финансового рынка, Банк России начал вести базы данных о НФО, их должностных лицах и иных лицах, в отношении которых он получает персональные данные в рамках возложенных на него функций (ст. 76.7 Закона о Банке России). В прежнем своем качестве Банк России выполнял аналогичные функции лишь в отношении банков и небанковских кредитных организаций.

Кроме того, Банк России стал осуществлять регистрацию выпусков эмиссионных ценных бумаг и отчетов об итогах выпусков эмиссионных ценных бумаг (п. 10 ст. 4 Закона о Банке России). Как известно, соответствующие полномочия Банк России имел и раньше, но лишь применительно к ценным бумагам кредитных организаций, а теперь его компетенция распространилась на ценные бумаги всех эмитентов. Более того, в новом качестве Банк России стал осуществлять контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах (п. 10.1 ст. 4 Закона о Банке России), а также осуществлять регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах (п. 10.2 ст. 4 Закона о Банке России).

Расширились функции Банка России, имеющие отношение к определению правил бухгалтерского учета и отчетности.

Далее, став мегарегулятором финансового рынка, Банк России начал осуществлять официальный статистический учет прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 16.2 ст. 4 Закона о Банке России); самостоятельно формировать статистическую методологию прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж (п. 16.3 ст. 4 Закона о Банке России); проводить анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации и публиковать соответствующие материалы и статистические данные (п. 18 ст. 4 Закона о Банке России); осуществлять контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком (п. 18.3 ст. 4 Закона о Банке России); осуществлять защиту прав и законных интересов акционеров и инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению (п. 18.4 ст. 4 Закона о Банке России).

Раньше Банк России консультировал Министерство финансов РФ по вопросам выпуска государственных ценных бумаг Российской Федерации и погашения государственного долга Российской Федерации лишь с учетом их воздействия на состояние банковской системы Российской Федерации и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики. Теперь же Банк России, консультируя Министерство финансов РФ, должен учитывать также воздействие названных факторов на состояние всего финансового рынка страны

Для достижения целей деятельности и выполнения своих функций Банк России, как и прежде, имеет право издавать по вопросам, отнесенным федеральным законодательством к его компетенции, нормативные акты в форме указаний, положений и инструкций, которые обязательны для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. Однако в новом качестве Банк России имеет право принимать нормативные акты по значительно большему числу вопросов, в том числе связанных с деятельностью НФО.

В связи с новыми целями деятельности и функциями Банка России произошло расширение его компетенций, что привело к соответствующим изменениям в организационной структуре и органах управления Банка России, которые выразились в следующем.

1. Коллегиальный орган Банка России - Национальный банковский совет - стал именоваться Национальным финансовым советом.

2. Председатель Банка России, во-первых, стал назначаться на должность не на четыре года (как раньше), а на пять лет; во-вторых, был расширен перечень оснований, по которым он может быть освобожден от должности.

3. Изменилась численность Совета директоров Банка России. Согласно ст. 15 Закона о Банке России (в ред. Закона N 251-ФЗ) в состав Совета директоров входят, помимо Председателя Банка России, еще 14 (а не 12, как раньше) членов Совета директоров.

Члены Совета директоров по-прежнему назначаются на должность Государственной Думой, но сроком не на четыре года (как раньше), а на пять лет (ст. 15 Закона о Банке России в ред. Закона N 251-ФЗ).

Свои решения Совет директоров принимает большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов Совета директоров, но при кворуме в восемь, а не семь (как раньше) человек (ст. 16 Закона о Банке России в ред. Закона N 251-ФЗ).

Статья 17 Закона о Банке России (в ред. Закона N 251-ФЗ) подтвердила правило, согласно которому Совет директоров должен заседать не реже одного раза в месяц, а его заседания назначаются Председателем Банка России либо лицом, его замещающим, или по требованию не менее четырех членов Совета директоров (а не трех, как раньше).

4. Создан новый постоянно действующий орган - Комитет финансового надзора. Он объединяет руководителей структурных подразделений Банка России, обеспечивающих выполнение его регулирующих, контрольных и надзорных функций в сфере финансовых рынков.

Положение о Комитете финансового надзора и его структура утверждаются Советом директоров Банка России, а его руководителя назначает на должность Председатель Банка России из числа членов Совета директоров Банка России (ст. 76.3 Закона о Банке России).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...