Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Краткая характеристика налогов РФ федерального, регионального и местного уровней.




 

В соответствии со статьей 12 Налогового кодекса РФ федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации. В соответствии со статьей 13 Налогового Кодекса РФ к федеральным налогам относятся: 1) налог на добавленную стоимость; 2) акцизы; 3) налог на доходы физических лиц; 4) единый социальный налог; 5) налог на прибыль организаций; 6) налог на добычу полезных ископаемых; 7) водный налог; 8) государственная пошлина.

Региональными налогами признаются налоги и сборы, устанавливаемые в соответствии с НК РФ, вводимые в действие законами субъектов федерации и обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов Российской Федерации. В соответствии со статьей 14 Налогового Кодекса РФ к республиканским налогам (налогам краев, областей, автономных образований) отнесены: 1) налог на имущество организаций; 2) налог на игорный бизнес; 3) транспортный налог.

 Местными признаются налоги и сборы, которые устанавливаются в соответствии с положениями НК РФ соответствующими нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. В соответствии со статьей 15 Налогового Кодекса РФ к местным налогам относятся: 1) земельный налог; 2) налог на имущество физических лиц.

 

Налог на добавленную стоимость (НДС) был введен в действие в РФ с 1.01.1992 г. законом о «Налоге на добавленную стоимость». НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства. НДС относится к косвенным налогам, поскольку его величина добавляется к цене товара и оплачивается покупателем.

Плательщиками налога являются все юридические лица (включая предприятия с иностранными инвестициями; филиалы (отделения) предприятий, которые самостоятельно реализуют товары; индивидуальные предприниматели; лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу России, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ.

Широкая налогооблагаемая база НДС делает его универсальным. Он выполняет в основном фискальную функцию, существенно пополняя бюджет.

Акцизы – косвенные налоги, включаемые в цену подакцизных товаров (работ, услуг) и выступающие в форме элемента их цены. Являются федеральным регулирующим налогом и зачисляются в бюджеты соответствующих уровней в порядке и на условиях, устанавливаемых законом о федеральном бюджете на соответствующий год. Правовое регулирование взимания акцизов осуществляется на основании положений главы 22 Налогового кодекса Российской Федерации в соответствии с изменениями, внесенными в него последующими законодательными актами.

Налоговым кодексом устанавливаются единые ставки акцизов на всей территории России по видам подакцизных товаров: в абсолютных величинах (рублях и копейках) на единицу реализованной продукции (литр, тонну, килограмм, штуку, тысячу штук и т.п.) или в процентах (адвалорные ставки) к цене товара.

Согласно ст. 207 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения, независимо от фактического времени нахождения в Российской Федерации военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации. При этом, обязанность налогового агента при удержании налога на доходы физических лиц с физических лиц, для которых работодатель является источником дохода возлагается на перечисленных ниже работодателей: российские организации; индивидуальные предприниматели; постоянные представительства иностранных организаций в РФ; коллегии адвокатов (их учреждения).

Страховые взносы – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, зачисляемый в государственные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ, фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования РФ. Предназначен для мобилизации средств по реализации прав граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.

Налогоплательщиками страховых взносов признаются: а) работодатели, производящие выплаты наемным работникам, в т. ч.: организации; индивидуальные предприниматели; родовые; б) индивидуальные предприниматели, родовые; крестьянские (фермерские) хозяйства, адвокаты. (Федеральный Закон №212-ФЗ от 24.07.2009)

Налог на прибыль является одним из основных элементов налоговой системы РФ. Он обеспечивает сегодня более 30% всех налоговых поступлений в бюджет. В соответствии со ст. 246 НК РФ плательщиками налога на прибыль являются: российские организации; иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.(Закон РФ от 27.12.1991 №2116-1 (ред.06.08.2001)

Плательщиками налога на добычу полезных ископаемых являются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Объектом налогообложения в соответствии со ст. 336 НК РФ признаются полезные ископаемые (если иное не предусмотрено пунктом 2 статьи 336 Кодекса): 1) добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации; 2) извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах; 3) добытые из недр за пределами территории Российской Федерации, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование.

Плательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса Российской Федерации.

Государственная пошлина – сбор, взимаемый с организаций и физических лиц, если они: обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой; выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с НК РФ.(Закон РФ от 06.03.1993 №4618-1 (ред.01.07.2005)

Н алог на имущество организаций - объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.(Закон Омской области от 21.11.2003 №478-03 (ред.19.11.2010).

Уплата налога осуществляется по месту нахождения имущества и подлежит зачислению в доход областного бюджета.

Транспортный налог установлен Законом Омской области от 18.11.2002 №407-03 (ред.19.11.2010).

Налогом облагаются все транспортные средства, включая автомобили, мотоциклы, самолеты, яхты, моторные лодки, баржи и т.д.

Налоговой базой в зависимости от типа транспортного средства являются единицы мощности двигателя, силы тяги (для реактивных самолетов) или вместимости (для несамоходных судов).

Налогоплательщиками земельного налога являются юридические и физические лица, имеющие в собственности, владении и пользовании земельные участки. Объект налогообложения – земельные участки, расположенные на территории города Оренбурга. Налоговая ставка зависит от кадастровой стоимости и назначения земельного участка.(Постановление Правительства РФ от 04.09.1995 г. №876 «Об упорядочении учета плательщиков земельного налога и арендной платы за землю».

Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц являются физические лица – собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения, а именно жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения. Ставки налога на строения, помещения и сооружения зависят от суммарной инвентаризационной стоимости имущества. Налог на строения, помещения и сооружения исчисляется на сновании данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года. Налоговым периодом признается календарный год.

Основанием служат Закон РФ от 09.12.1991 №2003–1 «О налогах на имущество физических лиц».(ред.27.07.2010г.)


Заключение

  Замена Закона РФ "Об основах налоговой сис­темы в Российской Федерации" Налоговым Кодексом РФ от­нюдь не означает коренной ломки системы. Мы не можем от­бросить мировой опыт, а российские налоги базируются именно на нем. Адекватность налогов России и налогов других развитых стран создает необходимые предпосылки для интеграции нашей экономики в мировую, для избежания двойного налогообложе­ния при взаимных инвестициях капитала, для создания совмест­ных предприятий и осуществления совместных проектов. Учет специфических особенностей и традиций России совершенно необходим, но он отнюдь не подразумевает особого пути эконо­мического развития страны.

Нужно более четко, чем в настоящее время, определить взаимоотношения государственной налоговой службы и налого­плательщиков, снять с налоговых инспекций не свойственные им функции толкования налоговых законов, которые им прихо­дится вынужденно брать на себя, зато придать им отсутствую­щие сегодня функции разъяснительной работы с налогопла­тельщиками, включая консультации по налоговым вопросам, проведение лекционных и семинарских занятий, снабжение специальной литературой. Эта работа, которая пока проводится лишь в инициативном порядке, должна стать неотъемлемой ча­стью государственной налоговой политики.

Налоговый кодекс Российской Федерации в значительной части должен стать законом прямого действия. Это касается прежде всего обеспечения прав и обязанностей участников налоговых отношений, единства и ясности, с точки зрения терминов и понятий, установления процедур и механизмов исполнения налогового обязательства, проведения налоговых проверок, обжалования решений контролирующих органов. Все статьи Налогового Кодекса не должны противоречить друг другу и основному документу - Конституции Российской Федерации.   Кроме того, Налоговый кодекс должен быть “очеловечен”, так как в демократическом государстве новые нормативные документы не должны ухудшать положение граждан, в частности налогоплательщиков, в обществе.

В процессе доработки необходимо рассмотреть и решить такие концептуальные вопросы, как:

- каким образом и по каким этапам должны решаться основные задачи реформирования налоговой системы;

- направления и основные формы, этапы развития налогового федерализма, проблемы единства налоговой системы Российской Федерации;

- определение круга проблем, которые должен решать и определять Налоговый кодекс как нормативно-правовой акт, его соотношение с другими законодательными и подзаконными актами в области налогообложения;

- место и значение налогового законодательства и налогового права в общей системе законодательства;

- роль Кодекса в формировании и развитии рыночных отношений в стране.


Литература

 

1. Налоговый кодекс Российской Федерации, часть первая от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. 28.12.2010)

2. Налоговый кодекс Российской Федерации, часть вторая от 05.08.2000 №117-ФЗ (ред.28.12.2010)

3. Брызгалин А.В. Налоговый кодекс РФ и российское налоговое законодательство: соотношение и взаимодействие // Налоговый вестник. 2009. N 5. С. 29.

4. Белых В.С., Винницкий Д.В. Налоговое право России. М., 2009.

5. Кучерявенко Н.П. Курс налогового права. В 6 т. Т. III: Учение о налоге. Х., 2008.

6. Парыгина В.А. Российское налоговое право. Проблемы теории и практики: Учебное пособие. М., 2009.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...