Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 51. Понятие структуры личности.




Вопрос 50. Категория личности в философии, социологии и психологии.

Первоначально слово "личность" означало маска. Такие маски надевали актеры во время театрального представления в древнегреческой драме. С самого начала в понятие "личность" был включен внешний, поверхностный социальный образ, который индивидуальность принимает, когда играет определенные жизненные роли – некая "личина", общественное лицо, обращенное к окружающим.

Личность является предметом изучения многих наук:

В философии личность рассматривается в связи с вопросами о соотношения общего, особенного и единичного, преломления внешнего объективного во внутреннем, связи личности и общества,, соотношения теоретических построений и эмпирических фактов.  
В социологии личность - это элемент общества, рассматриваемый сквозь призму общественных отношений. Важным является «обезличенная» личность как социальный тип и представитель социального слоя.  
В психологии личность - это сосредоточие психических свойств, изменяющихся под воздействием внешних факторов, а также совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия.
Общая психология Изучает самые общие свойства личности и самые общие закономерности ее развития, становления и жизнедеятельности
Дифференциальная психология Изучает личностные различия в зависимости от возраста. пола, природных особенностей и других факторов.
Психология развития Изучает процесс становления, развития, и изменения во времени (в онтогенезе).
Социальная психология Изучает вопросы интра- и интериндивидуального, акцент ставится на межличностных связях.

 

Для общепсихологического подхода к изучению личности характерно:

· внеколлективное описание личности.

· акцент на внутриличностных связях между компонентами этой сложной системы

· внимание к биологически основам личности

· равный интерес к показателям устойчивости и изменчивости в развитии личности

· системный подход – личность рассматривается как целостное единство всех свойств и проявлений психики, высший интегратор, а также подсистема в системах человек, природа, общество.

В истории психологической науки личность понималась различным образом:

Личность как душа. Согласно взглядам Платона, высшая субстанция (бог) поместила в человека душу, а в душу поместила ум. Он выделял душу - разумную, размещающуюся в голове, душу – чувствующую, находящуюся в груди и душу чревную – в животе. В этом подходе душа, психика и личность были неразрывны. В современной науке принцип отождествления личности с душой, психикой проступает наиболее явно в персоналистических теориях. Личность рассматривается как высшая ценность. Наиболее ярко персонализм в психологии представлен гуманистическим направлением (Г.Олпорт, К.Роджерс, А.Маслоу, В.Франкл).

Личность как сумма психических функций. Личность рассматривается как объединение всех психических функций (в основном процессов), объединяемых в общий пучок. Личность выполняет функцию адаптации и приспособления к социальным условиям. Этот подход дал толчок к развитию измерений пригодности человека к той или иной деятельности с помощью тестирования и построения профилей личности.

Личность как опыт человека. В основе этого направления лежит преувеличение роли опыта в жизни человека и преуменьшение роли наследственности.

Биологизация личности. Гиппократ разработал теорию о четырех соках организма, заложив представление о темпераменте, который в дальнейшем стал отождествляться с характером и личностью.

Социологизация личности. Личность рассматривается прежде всего как общественный продукт. Личность – это свойство человека, включенного в систему социальных отношений, человек не рассматривается как природное существо.

Личность как отражающая система. Личность – это сложное структурное образование, входящее в системы более высокого порядка (человек, природа, общество, вселенная). Личность изучается в развитии (принцип развития и историзма) Личность выполняет функции внутреннего цензора – санкционирует или запрещает определенные действия и выступает, прежде всего, как носитель сознания.

Вопрос 51. Понятие структуры личности.

Структура – организация взаимосвязей между элементами и частями системы.

Личность – устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Предметом изучения психологии личности являются внутренние закономерности, которые детерминируют все проявления человека.

Х. Хаггард и К. Фрай в своем фундаментальном исследовании «Анатомия личности» представили структуру личности, состоящую из пяти основных элементов, в целях ее дальнейшего анализа:

q телосложение;

q импульсы или движущие силы;

q интеллект;

q темперамент;

q Эго (самосознание).

Теория Р.Б.Кэттелла Личность – это совокупность черт, позволяющая предсказать действия человека в данной ситуации. В структуре личности Кэттелл различал поверхностные и исходные черты. Поверхностные черты – это кластеры открытых, внешне переменных, сопутствующих друг другу в ряде поведенческих актов. Исходные черты лежат в основе поверхностных поведенческих черт, более стабильны, важны, дают глубокую оценку поведения и определяются только методом факторного анализа. По функциональному признаку Кэттелл разделяет черты на динамические, обеспечивающие активность в достижении цели, черты- способности, обусловливающие эффективность достижения цели; темпераментальные, связанные с конституциональным фактором, проявляющимся в скорости, энергичности, эмоционального реактивности. Кэттелл предложил "спецификационное уравнение" для интегральной оценки личности.

Теория Г.Ю.Айзенка Г. Айзенком была разработана четырехуровневая иерархическая организация поведения. Нижний уровень – специфические действия или мысли, индивидуальный способ поведения. Второй уровень - привычные действия или мысли. Это реакции, которые при определенных условиях повторяются. Третий уровень – черта. Это важное постоянное личное свойство. Четвертый уровень – высший уровень организации поведения – уровень типов или суперфакторов. Тип формируется из нескольких связанных между собой черт. Выделенные типы: экстраверсия - интроверсия, нейротизм – стабильность, психотизм – сильное «Супер-Я». Айзенк показал:

1.Существуют строгие психометрические доказательства существования каждого фактора (другие исследователи также его получали – Кеттелл)

2.Существует строгая биологическая основа каждого фактора (уровень возбужденности коры головного мозга – выше у интровертов, активация лимбической н.с. – у людей с высоким уровнем нейротизма, уровень тестостерона – у людей с высоким уровнем психотизма.).

3.Все три типа имеют смысл теоретически и влияют на поведение (описания Юнга, Фрейда).

4.Все три типа связаны с практическими вопросами – наркотики, секс, преступность, творчество, рак.

Теория Дж.П.Гилфорда. Теория изложена в книге Гилфорда "Личность" (1959), хотя его исследования по факторному анализу восходят к началу 30-х гг. XX ст. Гилфорд рассматривает личность как иерархическую структуру черт от широких типов на вершине через первичные черты к гексам (специфическим диспозициям, подобным навыкам) и к специфическим действиям на нижнем уровне. В структуре личности выделяет три сферы: способностей, темперамента и гормическую сферу (динамические черты, по Кэттеллу). Каждый фактор Гилфорд рассматривает как более общую функцию, проявляющуюся в поведении. В области способностей Гилфорд создал факторную модель "структуры интеллекта". Опросник "Обозрение темперамента по Гилфорду и Циммерману" (1949) предназначен для измерения десяти выявленных факторных черт личности: общей активности, беспечности, доминирования, социальности, эмоциональной стабильности, объективности, дружелюбия, склонности к размышлениям, отношения к людям, мужественности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...