Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обобщение изученного, рефлексивный блок. Домашнее задание

Урок 3. Язык — волшебное зеркало мира и национальной культуры (параграф 3)

Предметные результаты:

· распознавать и правильно объяснять значения изученных слов с национально-культурным компонентом, правильно употреблять их в речи;

· распознавать и характеризовать слова с живой внутренней формой, специфическим оценочно-характеризующим значением; правильно употреблять их в современных ситуациях речевого общения.

Актуализация знаний по теме, мотивационный блок

 

Анализ формулировки темы урока. Работа с ключевыми словами темы: язык – зеркало. Что мы выписали (или подчеркнули)? Грамматическую основу предложения; можно отметить постановку тире между подлежащим и сказуемым. Почему зеркало волшебное? В каких сказках мы встречали волшебные зеркала? Почему зеркало мира? В каком значении здесь слово «мир»? Как язык отражает культуру?

Основной (ценностно-познавательный) блок урока

Начать работу на уроке предлагаем с такого задания.

Учебная задача: текст, который нам предстоит читать, является текстом, в котором есть рассуждение.

О чём рассуждает автор? Попробуем понять, увидев фрагменты, включающие начала абзацев. Заслушиваем предположения, уточняем, что помогло понять загадочную историю.

Примечание: текст даём без последнего абзаца.

 

Если обратиться к словарю, то …. Но всегда ли …? Оказывается, не всегда. И об этом свидетельствует уже название этого предмета.

… - один из многочисленных примеров того, как из слов можно извлечь исторические данные. Ведь слова иногда говорят о называемом ими предмете не меньше, нежели археологические находки.

Зачем же делали … раньше? Об этом чётко и определённо говорит история происхождения слова. Оказывается, образовалось оно с помощью суффикса -н- (< ън) от существительного …, обозначающего «глаз, орган зрения, то, с помощью чего мы видим».

Следовательно, ….

Между прочим, позже для обозначения …. русские использовали также и новое название органа зрения — слово …

 

Какая информация текста прямо соотносится с темой нашего урока? (Она заключена в предложении: Ведь слова иногда говорят о называемом ими предмете не меньше, нежели археологические находки).

 

Прочитаем текст полностью – упр. 19 (приведём его здесь для удобства):

Если обратиться к словарю, то мы в нём найдём такое определение этого предмета: «отверстие для света и воздуха в стене здания или стенке какого-либо транспортного устройства (поезда, парохода, самолёта и т. д.)». Но всегда ли окно служило таким целям? Оказывается, не всегда. И об этом свидетельствует уже название этого предмета.

Окно — один из многочисленных примеров того, как из слов можно извлечь исторические данные. Ведь слова иногда говорят о называемом ими предмете не меньше, нежели археологические находки.

Зачем же делали окно раньше? Об этом чётко и определённо говорит история происхождения слова. Оказывается, образовалось оно с помощью суффикса -н- (< ън) от существительного око, обозначающего «глаз, орган зрения, то, с помощью чего мы видим».

Следовательно, окно первоначально было не отверстием для света и воздуха, а служило другим целям: оно делалось (кстати, как свидетельствуют археологи, вначале из щели между брёвнами сруба) для того, чтобы можно было наблюдать, видеть то, что происходит вне дома. Поэтому оно и уподоблялось оку, то есть глазу.

Между прочим, позже для обозначения отверстия, посредством которого можно видеть, наблюдать за происходящим, русские использовали также и новое название органа зрения — слово глаз (ср. глазок — «отверстие в дверях для наблюдения за кем- или чем-либо»).

Нечто подобное мы наблюдаем и в некоторых русских диалектах, где слово зенко — «зрачок» (родственное поэтическому зеница, просторечному зенки — «глаза») известно и в значении «окно, рама, оконный переплёт»; у болгар, которые окно сейчас называют словом прозорец (от прозирам — «вижу»); у поляков, которые обозначают иногда окно словом wyziernik (от wyzierać — «высматривать, выглядывать»), и т. д.

 

Работа с последним абзацем позволяет обратить внимание на диалог культур, расширить кругозор учащихся. Обращаем внимание и на рубрику «Круг чтения».

После такой пристальной работы возвращаемся к заданиям учебника.

2) Внимательно прочитайте текст ещё раз. С какой целью автор рассказал эту лингвистическую историю?

3) Прочитайте предложение, в котором выражена основная мысль текста. Какими доказательствами учёный подтверждает эту мысль? Примеры из каких языков приводит? 4) Перескажите текст, дополнив его информацией рубрики «Диалог культур».

 

Обобщение изученного, рефлексивный блок. Домашнее задание

Интересным и важным полагаем обращение к тексту упражнения №21, хотя бы ко 2 его части.

В нашем русском языке есть слова: мать, отец, сестра, брат, дядя, тётя, дед, бабушка. Нам этого хватает. Но есть народы, у которых общественный строй таков, что очень важно, является ли, например, дядя братом матери или братом отца: для них есть особые названия. Например, у австралийцев аранта дядя по отцу — ката, а дядя по матери — камуна. У них младший брат и младшая сестра называются одним словом — итиа. А старший брат — калья, старшая сестра — квайя. Почему? Когда умирает отец, старший брат остаётся главой семьи.

Кстати, на словах, обозначающих родство, очень ясно видно, как общество влияет на язык. Раньше — в русской крестьянской семье — была очень сложная система разных названий родственников. Это было важно потому, что семья — дядья и тётки, племянники и двоюродные сёстры — жила (по крайней мере, держалась) вместе. А мы с вами не сразу и сообразим, чем отличается золовка от невестки, шурин от деверя. Многие этих слов сейчас вообще уже не знают.

 

А вы знаете, какие родственные отношения отражают слова золовка, невестка, шурин, деверь? Разобраться в этом вам поможет рисунок (стр. 25):

Д/З обсудить с родителями рисунок: кто есть кто из родственников, о которых вы знаете? (Это может быть заданием на перспективу)

 

Второй урок по этой теме предлагаем начать с актуализации знаний (так мы актуализируем тему, с которой работаем, и учимся преобразовывать и дополнять информацию)

Учебная задача: посмотрите на схему, которую можно составить для рассказа по нашей теме. Третья часть схемы/таблицы уже заполнена. Как вы думаете, что можно дописать в первой части?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...