Трактат «О порядке ведения парламента»
Анонимный трактат «О порядке ведения парламента» является интересным и своеобразным источником по истории английского средневекового парламента. Он был обнаружен среди документов XIV века в нескольких рукописных списках, из которых один был написан на французском, остальные — на латинском языке. В трактате дано подробное описание состава. порядка созыва, процедуры заседаний, важнейших функций парламента, то есть всех парламентских порядков, которые, по словам автора трактата, якобы существовали в Англии с незапамятных времен. Автор наивно пытается выдать свое творение за нечто вроде инструкции по всем вопросам, связанным с организациен парламента. По-видимому, под этой своеобразной формой скрывается любопытный памятник английской политической мысли, относящийся к XIV веку. Большинство современных историков считает, что он был написан духовным лицом, близко знакомым с парламентскими порядками и общей организацией центрального управления своего времени,—может быть, клерком королевской канцелярии или самого парламента.
(Извлечения) О ВЫЗОВЕ В ПАРЛАМЕНТ ПУТЕМ КОРОЛЕВСКОГО ПРИКАЗА О ЯВКЕ Вызов в парламент должен производиться за сорок дней до первого дня заседаний парламента. В парламент должны вызываться и являться (туда) на основании своих земельных держаний (т.е. феодальных прав) все вместе и каждый в отдельности: архиепископы, епископы, аббаты, приоры и другие высшие духовные (лица), которые держат (свои земли) на праве... баронии [80][13] и (не должен являться) никто из низшего духовенства, если только их присутствие и явка не потребуется на ином основании, чем на основании их земельного держания, например, если они являются членами королевского совета, или если их присутствие в парламенте будет сочтено необходимым; и король обязан возместить им затраты и расходы, произведенные на поездку и пребывание в парламенте. И такие низшие духовные лица не должны вызываться в парламент приказом короля о явке (по общей форме), но король обычно посылал им одновременно другие свои письма с просьбой, чтобы они присутствовали в его парламенте.
Равным образом, король обычно посылал свои приказы архиепископам, епископам и другим привилегированным лицам... с тем, чтобы сами они от каждого деканата и архидиаконата Англии [81][14] в этом деканате и архидиаконате произвели выборы двух знающих и достойных представителей духовенства, которые должны явиться в парламент, присутствовать там, принимать на себя, отстаивать и выполнять то, что выполняли бы все вместе и каждый в отдельности духовные лица их деканатов и архи-диаконатов, если бы они лично присутствовали в парламенте. И эти представители должны являться в парламент, имея при себе в двух экземплярах грамоты, снабженные печатью вышестоящих (духовных лиц)... И так с помощью этих двух способоввсе духовенство должно вызываться в парламент [82][15].
О СВЕТСКИХ (ЛИЦАХ) Равным образом должны вызываться и являться в парламент, все вместе и каждый в отдельности, графы и бароны, и равные им, а именно те, кто имеет земли и ренты, дающие им доход, равный доходу с двадцати рыцарских феодов, считая доходность каждого феода в 20 фунтов, что составляет всего 400 фунтов... И никакие светские (лица) более низкого положения не должны вызываться (приказами короля) и являться в парламент на основании своих держаний (феодальных прав), если их присутствие там не будет полезно и необходимо по другим причинам...
О РЫЦАРЯХ Равным образом король имел обыкновение посылать свои приказы всем шерифам [83][16] Англии, чтобы каждый из них повелел жителям своего графства выбрать от этого графства двух достойных, уважаемых и сведущих рыцарей для того, чтобы они явились в его парламент (имея при себе грамоты с печатями); но возмещение расходов двух рыцарей каждого графства не должно превышать одну марку (2/3 фунта) в день.
О ГОРОЖАНАХ Таким же образом обычно поручалось мэру и шерифам Лондона, а также мэру и бейлифам или мэру и горожанам Йорка и других городов, чтобы они избрали от общины своего города по два достойных, уважаемых и сведущих горожанина для явки и присутствия в парламенте таким же образом, как... и рыцарей графств; и горожане обычно находились в равноправном положении с рыцарями графств в отношении (оплаты) их расходов на поездку в парламент, пребывание там и возвращение оттуда.
О СЛОЖНЫХ СУДЕБНЫХ РАЗБИРАТЕЛЬСТВАХ Когда в королевстве или вне его возникнет сложная тяжба, спор или дело, будь то в мирное или в военное время, это дело должно быть доложено в письменном виде и оглашено в полном (составе) парламента, а затем изучено и обсуждено там членами парламента, а если это будет необходимо, король, или, если он отсутствует, кто-нибудь от его имени пусть предложит тому сословию членов парламента, которого это касается, чтобы они обсудили бы это дело между собой, а дело в письменном виде передается их клерку (секретарю), чтобы они приказали зачитать его перед ними в определенном месте; и пусть они между собой рассудят и решат, каким образом лучше и справедливее следует поступить в этом деле, как если бы они отвечали перед Богом за короля и за себя лично и за тех людей, которых они представляют. И все свои возражения и мнения они должны изложить в письменном виде, чтобы, выслушав затем все их возражения, советы и мнения, можно было бы решить дело, согласно лучшему и наиболее благоразумному совету, с которым согласилась бы, по крайней мере, большая часть парламента.
О ДЕЛАХ, (ПОДЛЕЖАЩИХ ВЕДЕНИЮ) ПАРЛАМЕНТА Дела, ради которых созван парламент, должны обсуждаться согласно парламентскому календарю и согласно порядку представленных и подшитых (зарегистрированных) петиций, так чтобы никому не оказывалось предпочтение; кто первый представил (петицию), тот первый и поведет (свое дело). В парламентский календарь все дела парламента нужно заносить в следующем порядке: прежде всего дела о войне, если идет война, а также прочие дела, касающиеся лично короля, королевы и их детей; во вторую очередь — общие дела королевства, например, об установлении (новых) законов, направленных против недостатков прежних (законов), дела судей и управления, а также отправление правосудия — каковые более всего являются общими делами; в третью очередь должны быть занесены (в календарь) частные дела, и эти последние, согласно порядку подшитых петиций, как уже было сказано.
О ДНЯХ И ЧАСАХ (ЗАСЕДАНИЙ) ПАРЛАМЕНТА Парламент не должен собираться в дни воскресенья, но может заседать во все дни, кроме этих и других трех дней, а именно — праздника Всех Святых, Духова дня и Рождества Святого Иоанна Крестителя; каждый день парламент должен открываться в половине первого, и в этот час король и все представители сословий королевства обязаны там присутствовать; и парламент должен заседать в общественном месте, но не в частном или потайном; в праздничные дни парламент должен открываться в час дня, после богослужения.
О НАЧАЛЕ (ЗАСЕДАНИЙ) ПАРЛАМЕНТА Господин король должен сидеть в центре главной скамьи и должен обязательно присутствовать (в парламенте) в первый и в шестой день (сессии); канцлер, казначей, бароны казначейства и судьи обычно регистрируют случаи отсутствия в парламенте в следующем порядке. В первый день называют представителей городов всей Англии, и если кто в (этот) день не явился, то... город, пославший его, должен быть оштрафован на 100 фунтов. Во второй день называют рыцарей графств всей Англии, и если кто не явился в этот день, графство, от которого он избран, штрафуется на 100 фунтов. В третий день заседаний парламента называют... баронов и затем графов; если не явился кто из них, то... барон штрафуется на 100 марок и граф—на 100 фунтов. В четвертый день называют представителей духовенства, и в случае неявки в этот день кого-либо из них штраф налагается на епископа их (диоцеза) в размере 100 марок за каждый архидиаконат, представитель которого не явился (в парламент). В пятый день называют деканов, приоров, аббатов, епископов, наконец, архиепископов, и если кто-нибудь из них не явился, то каждый архиепископ штрафуется в размере 100 фунтов, епископ, держащий полную баронию—в размере 100 марок, и в такой же сумме (берется штраф) с аббатов, приоров и других. В первый день (парламента) должно быть сделано торжественное объявление, сначала во дворце или монастыре, или в каком-либо другом общественном месте, где заседает парламент, а затем публично в городе, (где он собрался) о том, чтобы все те, кто желает подать петиции и жалобы в парламент, представили бы их в течение ближайших пяти дней с первого дня (заседаний) парламента.
ОБ ОБЪЯВЛЕНИИ (ПРИЧИНЫ СОЗЫВА) В ПАРЛАМЕНТЕ После прочтения проповеди (архиепископа) канцлер или главный судья Англии, то есть тот, кто ведет судебные разбирательства в высшем королевском суде, или другой достойный, уважаемый и красноречивый судья или клерк, назначенный канцлером и главным судьей, должен стоя объявить о причинах (созыва) парламента, сначала по роду (дел), а затем по (их) видам. И пусть будет известно, что все присутствующие в парламенте, кто бы они ни были, за исключением короля, говорить должны стоя, так, чтобы все в парламенте могли слышать того, кто говорит, и если он говорит неясно или слишком тихо, пусть повторит все снова и говорит громче, или кто-нибудь другой пусть скажет за него.
О РЕЧИ КОРОЛЯ ПОСЛЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ После объявления о делах парламента король должен попросить духовных лиц и светских, называя всех их по рангам, а именно: архиепископов, епископов, аббатов, приоров, архидиаконов, и других... священнослужителей, графов, баронов, рыцарей, представителей городов и прочих светских людей, чтобы они усердно, старательно и от всего сердца трудились при рассмотрении и обсуждении парламентских дел, исходя из того, что они сочтут и почувствуют надлежащим (сделать) для выполнения прежде и больше всего Божьей воли, а затем — ради чести короля и их самих.
О ВСПОМОЩЕСТВОВАНИИ КОРОЛЮ Король обычно просил у своего королевства вспомоществование только в случае военной нужды, или когда нужно было возвести в рыцарское звание сыновей или выдать замуж дочерей; и в этих случаях такие вспомоществования должны испрашиваться у полного составе парламента [84][17], причем просьба об этом в письменном виде должна быть передана каждому сословию членов парламента, и ответ на нее должен быть дан также в письменной форме. И пусть будет известно, что разрешение такого вспомоществования (парламентом) требует, чтобы все сословия парламента дали на это свое согласие; и следует заметить, что два рыцаря, явившиеся в парламент от графства, имеют более веский голос в парламенте в согласии или в возражении (на сбор вспомоществования), чем самый могущественный граф Англии и также точно представители духовенства каждого епископата, если все они согласны (между собой), имеют в парламенте более веский голос, чем сам епископ; и то же относится ко всем делам, которые должны утверждаться, отклоняться или осуществляться парламентом. Из этого следует, что король может держать совет с общиной своего королевства в отсутствие епископов, графов и баронов, если они были вызваны в парламент, хотя бы ни один епископ, граф или барон не явился на эти вызовы... Но совершенно по-иному (обстоит дело) в противоположном случае: если общины—духовные и светские—с соблюдением всех правил были вызваны в парламент, но по каким-то причинам не захотели явиться (туда), считая, например, что король правит ими не так, как нужно, и указывая в подробностях, в чем он управляет плохо, то парламент не может состояться вовсе, хотя бы архиепископы, епископы, графы, бароны... находились бы вместе с королем. Отсюда ясно, что все то, что должно быть осуществлено, утверждено или отклонено, уступлено или отвергнуто парламентом, должно получить согласие общины парламента [85][18], которая состоит из трех рангов или родов (членов) парламента, а именно—из выборных представителей духовенства, рыцарей графств, представителей городов, которые (вместе) представляют всю общину Англии, но (никак) не из магнатов, потому что каждый из них заседает в парламенте за себя лично, а не за кого-нибудь другого.
О ЗАКРЫТИИ ПАРЛАМЕНТА Парламент не должен разъезжаться, пока остается хотя бы одна не обсужденная петиция или пока, по крайней мере, не будет решено, как на нее ответить; и если король разрешит противное, то это незаконно; никто из членов парламента не имеет права и не должен в одиночку уезжать из парламента, не получив (на это) разрешения от короля и всего парламента, и это (разрешение должно быть дано) в полном составе парламента. И о такого рода разрешении делается запись в свитке парламента; а если кто-нибудь из членов парламента во время (сессии) парламента заболеет так, что не сможет являться в парламент, то пусть он в течение трех дней посылает в парламент (своих людей) с оправданием (в неявке); если же он не явится в третий день, то к нему следует послать двух членов парламента того же сословия, чтобы увидеть его и засвидетельствовать его болезнь; и если возникнет подозрение, то пусть эти двое присягнут, что они говорят правду. И если станет известно, что он притворялся (больным), то он должен быть оштрафован, как за неявку, а если тут нет притворства, то пусть пришлет к ним (то есть в парламент) достойного заместителя, который бы за него присутствовал в парламенте; здоровый же человек не может быть прощен за неявку, если он в здравомуме. Закрытие парламента должно производиться следующим образом: сначала следует спросить и публично объявить в парламенте и во дворце, где заседает парламент, есть ли кто-нибудь, представивший в парламент петицию и еще не получивший на нее ответа; если никто не откликнется, то следует предположить, что всем оказана помощь или, во всяком случае, насколько возможно, дан ответ в соответствии с правом. И только тогда, когда никто из представивших петиции по этому поводу ничего не возразит, можно распустить парламент.
(Перевод Е.В.Гутновой, приводится в выдержках по изданию: “Хрестоматия памятников феодального государства и права”, М., 1961, с. 271 - 286).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|