Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Трактат «О порядке ведения парламента»




 

Анонимный трактат «О порядке веде­ния парламента» является интересным и своеоб­разным источником по истории английско­го средневекового парламента. Он был об­наружен среди документов XIV века в не­скольких рукописных списках, из которых один был написан на французском, остальные — на латин­ском языке. В трактате дано подробное описание состава. порядка созыва, процедуры заседаний, важнейших функ­ций парламента, то есть всех парламентских порядков, ко­торые, по словам автора трактата, якобы существовали в Англии с незапамятных времен. Автор наивно пытается вы­дать свое творение за нечто вроде инструкции по всем вопросам, связанным с организациен парламента. По-видимому, под этой своеобразной формой скрывается любопытный памятник английской политической мысли, относящийся к XIV веку. Боль­шинство современных историков считает, что он был на­писан духовным лицом, близко знакомым с парламентски­ми порядками и общей организацией центрального управления своего времени,—может быть, клерком королевской канцелярии или самого парламента.

 

(Извлечения)

О ВЫЗОВЕ В ПАРЛАМЕНТ ПУТЕМ КОРОЛЕВСКОГО ПРИКАЗА О ЯВКЕ

Вызов в парламент должен производить­ся за сорок дней до первого дня заседаний парламента. В парламент должны вызываться и являться (туда) на основании своих земельных держаний (т.е. феодальных прав) все вместе и каждый в отдель­ности: архиепископы, епископы, аббаты, приоры и другие высшие духовные (лица), которые держат (свои земли) на праве... баронии [80][13] и (не должен являться) никто из низшего духовен­ства, если только их присутствие и явка не потребуется на ином основании, чем на основании их земельного держания, например, если они являются членами королевского совета, или если их присутствие в парламенте будет сочтено необходимым; и король обязан возместить им затраты и расходы, произ­веденные на поездку и пребывание в парламенте. И такие низшие духовные лица не должны вызываться в парламент приказом короля о явке (по общей форме), но король обыч­но посылал им одновременно другие свои письма с прось­бой, чтобы они присутствовали в его парламенте.

Равным образом, король обычно посылал свои приказы архиепископам, епископам и другим привилегирован­ным лицам... с тем, чтобы сами они от каждого деканата и архидиаконата Англии [81][14] в этом деканате и архидиаконате произвели выборы двух знающих и достой­ных представителей духовенства, которые должны явиться в парламент, присутствовать там, принимать на себя, от­стаивать и выполнять то, что выполняли бы все вместе и каждый в отдельности духовные лица их деканатов и архи-диаконатов, если бы они лично присутствовали в парламен­те. И эти представители должны являться в парламент, имея при себе в двух экземплярах грамоты, снабженные печатью вышестоящих (духовных лиц)...

И так с помощью этих двух способоввсе духовенство должно вызываться в парламент [82][15].

 

О СВЕТСКИХ (ЛИЦАХ)

Равным образом должны вызываться и являться в пар­ламент, все вместе и каждый в отдельности, графы и баро­ны, и равные им, а именно те, кто имеет земли и ренты, дающие им доход, равный доходу с двадцати рыцарских феодов, счи­тая доходность каждого феода в 20 фунтов, что составляет всего 400 фунтов... И никакие светские (лица) более низкого положения не должны вызываться (приказами короля) и являться в пар­ламент на основании своих держаний (феодальных прав), если их присутствие там не будет полезно и необходимо по другим причинам...

 

О РЫЦАРЯХ

Равным образом король имел обыкновение посылать свои приказы всем шерифам [83][16] Англии, чтобы каждый из них повелел жителям своего графства выбрать от этого графст­ва двух достойных, уважаемых и сведущих рыцарей для того, чтобы они явились в его парламент (имея при себе грамоты с печатями); но возме­щение расходов двух рыцарей каждого графства не должно превышать одну марку (2/3 фунта) в день.

 

О ГОРОЖАНАХ

Таким же образом обычно поручалось мэру и шерифам Лондона, а также мэру и бейлифам или мэру и горожанам Йорка и других городов, чтобы они избрали от общины своего города по два достойных, уважаемых и сведущих горожанина для явки и присутствия в парламенте таким же образом, как... и рыцарей графств; и горожане обыч­но находились в равноправном положении с рыцарями графств в отношении (оплаты) их расходов на поездку в парламент, пребывание там и возвращение оттуда.

 

О СЛОЖНЫХ СУДЕБНЫХ РАЗБИРАТЕЛЬСТВАХ

Когда в королевстве или вне его возникнет сложная тяж­ба, спор или дело, будь то в мирное или в военное время, это дело должно быть доложено в письменном виде и огла­шено в полном (составе) парламента, а затем изучено и об­суждено там членами парламента, а если это будет необхо­димо, король, или, если он отсутствует, кто-нибудь от его имени пусть предложит тому сословию членов парламента, которого это касается, чтобы они обсудили бы это дело между собой, а дело в письменном виде передается их клерку (секретарю), чтобы они приказали зачитать его перед ними в определенном месте; и пусть они между собой рассудят и решат, каким образом лучше и справедливее следует поступить в этом деле, как если бы они отвечали перед Богом за короля и за себя лич­но и за тех людей, которых они представляют. И все свои возражения и мнения они должны изложить в письменном виде, чтобы, выслушав затем все их возражения, советы и мнения, можно было бы решить дело, согласно лучшему и наиболее благоразумному совету, с которым согласилась бы, по крайней мере, большая часть парламента.

 

О ДЕЛАХ, (ПОДЛЕЖАЩИХ ВЕДЕНИЮ) ПАРЛАМЕНТА

Дела, ради которых созван парламент, должны обсуж­даться согласно парламентскому календарю и согласно по­рядку представленных и подшитых (зарегистрированных) петиций, так чтобы никому не оказывалось предпочтение; кто первый представил (петицию), тот первый и поведет (свое дело). В парламентский календарь все дела парламен­та нужно заносить в следующем порядке: прежде всего дела о войне, если идет война, а также прочие дела, касаю­щиеся лично короля, королевы и их детей; во вторую оче­редь — общие дела королевства, например, об установлении (новых) законов, направленных против недостатков преж­них (законов), дела судей и управления, а также отправле­ние правосудия — каковые более всего являются общими делами; в третью очередь должны быть занесены (в кален­дарь) частные дела, и эти последние, согласно порядку под­шитых петиций, как уже было сказано.

 

О ДНЯХ И ЧАСАХ (ЗАСЕДАНИЙ) ПАРЛАМЕНТА

Парламент не должен собираться в дни воскресенья, но может заседать во все дни, кроме этих и других трех дней, а именно — праздника Всех Святых, Духова дня и Рожде­ства Святого Иоанна Крестителя; каждый день парламент должен открываться в половине первого, и в этот час ко­роль и все представители сословий королевства обязаны там присутствовать; и парламент должен заседать в общественном месте, но не в частном или потайном; в праздничные дни парламент дол­жен открываться в час дня, после богослужения.

 

О НАЧАЛЕ (ЗАСЕДАНИЙ) ПАРЛАМЕНТА

Господин король должен сидеть в центре главной скамьи и должен обязательно присутствовать (в парламен­те) в первый и в шестой день (сессии); канцлер, казначей, бароны казначейства и судьи обычно регистрируют случаи отсутствия в парламенте в следующем порядке. В первый день называют представителей городов всей Англии, и если кто в (этот) день не явился, то... город, по­славший его, должен быть оштрафован на 100 фунтов. Во второй день называют рыцарей графств всей Англии, и если кто не явился в этот день, графство, от которого он избран, штрафуется на 100 фун­тов. В третий день заседаний парламента называют... баронов и затем графов; если не явился кто из них, то... барон штрафуется на 100 марок и граф—на 100 фунтов. В четвертый день назы­вают представителей духовенства, и в случае неявки в этот день кого-либо из них штраф налагается на епископа их (диоцеза) в размере 100 марок за каждый архидиаконат, предста­витель которого не явился (в парламент). В пятый день называют деканов, приоров, аббатов, епископов, наконец, архиепископов, и если кто-нибудь из них не явился, то каж­дый архиепископ штрафуется в размере 100 фунтов, епи­скоп, держащий полную баронию—в размере 100 марок, и в такой же сумме (берется штраф) с аббатов, приоров и других. В первый день (парламента) должно быть сделано торжественное объявление, сначала во дворце или мона­стыре, или в каком-либо другом общественном месте, где заседает парламент, а затем публично в городе, (где он собрался) о том, чтобы все те, кто желает подать петиции и жалобы в парламент, представили бы их в течение бли­жайших пяти дней с первого дня (заседаний) парламента.

ОБ ОБЪЯВЛЕНИИ (ПРИЧИНЫ СОЗЫВА) В ПАРЛАМЕНТЕ

После прочтения проповеди (архиепископа) канцлер или главный судья Англии, то есть тот, кто ведет судебные разбирательства в высшем королевском суде, или другой достойный, уважаемый и красноречивый судья или клерк, назначенный канцлером и главным судьей, дол­жен стоя объявить о причинах (созыва) парламента, снача­ла по роду (дел), а затем по (их) видам. И пусть будет известно, что все присутствующие в парламенте, кто бы они ни были, за исключением короля, говорить должны стоя, так, чтобы все в парламенте могли слышать того, кто гово­рит, и если он говорит неясно или слишком тихо, пусть повторит все снова и говорит громче, или кто-нибудь дру­гой пусть скажет за него.

 

О РЕЧИ КОРОЛЯ ПОСЛЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ

После объявления о делах парламента король должен попросить духовных лиц и светских, называя всех их по рангам, а именно: архиепископов, епископов, аббатов, прио­ров, архидиаконов, и других... священнослужителей, графов, баронов, рыцарей, представителей городов и про­чих светских людей, чтобы они усердно, старательно и от всего сердца трудились при рассмотрении и обсуждении парла­ментских дел, исходя из того, что они сочтут и почувствуют надлежащим (сделать) для выполнения прежде и больше всего Божьей воли, а затем — ради чести короля и их самих.

 

О ВСПОМОЩЕСТВОВАНИИ КОРОЛЮ

Король обычно просил у своего королевства вспомоще­ствование только в случае военной нужды, или когда нуж­но было возвести в рыцарское звание сыновей или выдать замуж дочерей; и в этих случаях такие вспомоществова­ния должны испрашиваться у полного составе парламента [84][17], причем просьба об этом в письменном виде должна быть передана каждому сословию членов парламента, и ответ на нее должен быть дан также в письменной форме. И пусть бу­дет известно, что разрешение такого вспомоществования (парламентом) требует, чтобы все сословия парламента дали на это свое согласие; и следует заметить, что два рыцаря, явившиеся в парламент от графства, имеют более веский голос в парламенте в согласии или в возражении (на сбор вспомоществования), чем самый могущественный граф Англии и также точно представители духовенства каждого епископата, если все они согласны (между собой), имеют в парламенте более веский голос, чем сам епископ; и то же относится ко всем делам, которые должны утверждаться, отклоняться или осуществляться парламентом. Из этого следует, что король может держать совет с общиной своего королевства в отсутствие епископов, графов и ба­ронов, если они были вызваны в парламент, хотя бы ни один епископ, граф или барон не явился на эти вызовы... Но совершенно по-иному (обстоит дело) в противоположном случае: если общины—духовные и свет­ские—с соблюдением всех правил были вызваны в парла­мент, но по каким-то причинам не захотели явиться (ту­да), считая, например, что король правит ими не так, как нужно, и указывая в подробностях, в чем он управляет плохо, то парламент не может состояться вовсе, хотя бы архиепископы, епископы, графы, бароны... находились бы вместе с королем. Отсюда ясно, что все то, что должно быть осуществлено, утверждено или отклонено, уступлено или отвергнуто парламентом, должно получить согласие общины парламента [85][18], которая состоит из трех ран­гов или родов (членов) парламента, а именно—из выборных представителей духовенства, рыцарей графств, представителей городов, которые (вместе) представляют всю общину Англии, но (никак) не из магнатов, потому что каждый из них заседает в парламенте за себя лично, а не за кого-нибудь другого.

О ЗАКРЫТИИ ПАРЛАМЕНТА

Парламент не должен разъезжаться, пока остается хотя бы одна не обсужденная петиция или пока, по крайней мере, не будет решено, как на нее ответить; и если король разрешит противное, то это незаконно; никто из членов парламента не имеет права и не должен в одиночку уезжать из парламента, не получив (на это) разрешения от короля и всего парламента, и это (разрешение должно быть дано) в полном составе парламента. И о такого рода разрешении делается запись в свитке парламента; а если кто-нибудь из членов парламента во время (сессии) парламента заболеет так, что не сможет являться в парламент, то пусть он в течение трех дней посылает в парламент (своих лю­дей) с оправданием (в неявке); если же он не явится в третий день, то к нему следует послать двух членов парламента того же сословия, чтобы увидеть его и засвидетельствовать его болезнь; и если возникнет подозрение, то пусть эти двое при­сягнут, что они говорят правду. И если станет известно, что он притворялся (больным), то он должен быть оштра­фован, как за неявку, а если тут нет притворства, то пусть пришлет к ним (то есть в парламент) достойного замести­теля, который бы за него присутствовал в парламенте; здоровый же человек не может быть прощен за неявку, если он в здравомуме.

Закрытие парламента должно производиться следую­щим образом: сначала следует спросить и публично объявить в парламенте и во дворце, где заседает парламент, есть ли кто-нибудь, представивший в парламент петицию и еще не получивший на нее ответа; если никто не откликнется, то следует предположить, что всем оказана помощь или, во всяком случае, насколько возможно, дан ответ в соответствии с правом. И только тогда, когда никто из представивших петиции по этому поводу ничего не возразит, можно распустить парламент.

 

(Перевод Е.В.Гутновой, приводится в выдержках по изданию: “Хрестоматия памятников феодального государства и права”, М., 1961, с. 271 - 286).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...