Формы занятости и незанятости.
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Долгое время в экономической теории господствовало мнение о добровольном характере безработицы как результате отказа трудиться за предложенный уровень оплаты. Дж.М. Кейнс обратил внимание на то, что существует и вынужденная безработица, порожденная невозможностью получить рабочее место даже при желании работать за меньшую оплату, — вследствие низкого уровня совокупного спроса на труд. Правда, и с расширением спроса определенные сгустки безработицы никак не рассасываются. И тогда уже приходится подключать к объяснению социальные факторы, связанные с дискриминацией определенных групп (профессиональных, возрастных, этнических и др.). Одно дело, если человек уже имел работу ранее; другое — если он был занят вне рынка труда (например, в домашнем хозяйстве); третье, если это новичок, впервые пришедший на него после школы, армии или вуза. Весьма существенны и причины, вызвавшие потерю работы. Здесь нужно отличать: добровольный уход “по собственному желанию”; выход на пенсию; или увольнение “по решению администрации”. Последнее, в свою очередь, может означать временное высвобождение без разрыва трудовых отношений и окончательное увольнение — в результате сокращения самого рабочего места или с целью привлечь на него другого работника. Сама занятость, напомним, может осуществляться не только на рынке труда, где она имеет оплачиваемый характер. Многие заняты получением образования или трудятся в домашнем хозяйстве. А на рынке труда не обязательно наниматься в какую-то организацию. Особое место принадлежит группам, избравшим удел самостоятельных работников, которые по существу сами создают свои рабочие места. Они плохо вписываются в схемы сегментированного рынка труда. И на первый взгляд непонятно, почему их столь категорично относят к “периферии” рынка труда. Объяснения же таковы: самостоятельность значительной части таких работников довольно формальна, и на деле они нередко находятся в серьезной зависимости от своих более крупных партнеров, являются занятыми лишь частично или временно.
Наконец, происходит выбор сферы и конкретного места занятости, а также форм найма — полного или частичного, временного или постоянного. Иногда человек вынужден диверсифицировать свою занятость, находя рабочие места одновременно в разных сегментах рынка труда: где-то за ним сохраняется стабильное место как подстраховка на крайний случай; где-то реализуется возможность подзаработать; одна работа привлекает лучшими условиями для профессионального роста; другая — позволяет обзавестись престижной визитной карточкой. 27. Условия формирования и субъекты рынка труда. Важнейшим условием возникновения рынка является общественное разделение труда. Посредством разделения труда достигается обмен деятельностью, в результате чего работник определенного вида конкретного труда получает возможность пользоваться продуктами любого другого конкретного вида труда. История знает ряд крупных ступеней общественного разделения труда. Первая из них — отделение скотоводства от земледелия; вторая — выделение ремесла как самостоятельной отрасли, третья — возникновение купечества. Затем стали дробиться отрасли, углубляться общественное разделение труда. Не менее важным условием возникновения рынка является специализация. Специализация — форма общественного разделения труда как между различными отраслями и сферами общественного производства, так и внутри предприятия на различных стадиях производственного процесса. Сфера оплачиваемой занятости характеризуется понятием “рынок труда”. Он охватывает всех работников и претендующих на рабочие места в рамках определенной территории, отрасли или группы профессий. Исключение составляют категории вне рынка труда, а именно: занятые в домашнем натуральном хозяйстве; занятые благотворительной работой без оплаты труда; занятые в государственных мобилизационных структурах (солдаты срочной службы, заключенные); учащиеся дневных отделений вузов.
Субъектами рынка труда являются предприниматели, объединения предпринимателей, наемные работники, профсоюзы, объединения профсоюзов и иные объединения работников, а также государство в лице его уполномоченных органов. Предприниматели, являясь одновременно работодателями, заинтересованы в достижении своих целей с использованием рабочей силы, что предполагает четкое и неукоснительное выполнение работниками своей трудовой функции, соблюдение ими трудовой дисциплины под постоянным контролем со стороны работодателя. Наемные работники заинтересованы в обеспечении безопасных условий труда и улучшении социальных гарантий. Функционирование рынка труда необходимо для того, чтобы поддерживать баланс данных интересов. Государственные органы выступают на рынке труда в целях обеспечения социальной политики государства, реализации социально-экономических прав граждан и, в конечном счете, совершенствования механизма функционирования рынка труда. 28. Типы сегментации рынка труда. Осуществление политики гибкой занятости вынуждает руководителей “гибкой фирмы” (“flexible firm”) применять дифференцированные формы найма по отношению к разным группам занятых, результатом чего становится “сегментация рынка труда”, о которой пойдет речь далее. Фиксация различий внутреннего и внешнего рынков труда была первым шагом на пути к анализу сегментов занятости. В начале 70-х годов такого рода идеи закрепляются в концепции П. Дерингера и М. Пиоре. Эти авторы выдвигают положение о том, что наряду с неким внешним рынком труда, подобным рассматриваемому экономической теорией конкурентному рынку, крупные предприятия создают свои внутренние рынки труда. Последние в значительной степени отгорожены от внешнего конкурентного рынка и не подвержены его спонтанным колебаниям. В рамках этих внутренних рынков условия труда и оплаты регулируются достаточно устойчивыми административными правилами. Здесь устанавливаются свои стандарты найма и увольнения, оплаты труда и должностного продвижения работников. Часть этих правил вовсе не связана с уровнем производительности работников (например, продвижение может ориентироваться на стаж работы на данном предприятии). Появление относительно обособленных внутренних рынков труда во многом вызывается, спецификой квалификации, требуемой для данного производства, и необходимостью профессиональной подготовки непосредственно на рабочих местах. В результате в пределах каждого внутреннего рынка утверждаются свои обычаи и неписаные нормы, свои представления о справедливости.
Делая второй шаг, П. Дерингер и М. Пиоре вводят концепцию двойственного рынка труда, выделяя его “первичный” и “вторичный” сегменты. «Рабочие места на первичном рынке обладают, по крайней мере, несколькими из перечисленных характеристик: высокая зарплата, хорошие условия труда, стабильная занятость, наличие шансов на продвижение, соблюдение справедливости и должный процесс в установлении трудовых правил. Рабочие места на вторичном рынке, как правило, приносят низкий уровень заработной платы и сопутствующих льгот, плохие условия труда, высокую текучесть кадров, слабые шансы на продвижение и, зачастую, своевольное и переменчивое отношение начальства. Наблюдаемые различия между занятыми в двух секторах во многом параллельны различиям между рабочими местами: для занятых во вторичном секторе по сравнению с работниками первичного сектора характерны повышенная текучесть, частые опоздания и прогулы, неподчинение администрации и мелкое воровство». Таким образом, мы имеем дело с стратификацией занятых, при которой одни группы оказываются в лучшей позиции, чем другие по целому набору показателей. Причем дело не сводится к простому разделению работников умственного и физического труда; разграничительные линии могут протягиваться через все социально-профессиональные группы.
Вскоре теория сегментации рынка труда начинает активно заимствоваться социологами. Появляется также другое стратификационное членение рынка труда — на “ядро” (core) и “периферию” (periphery), при котором главным критерием выступают уже не условия труда и оплаты, а стабильность занятости. Несколько более сложную схему представил Дж. Аткинсон, автор одной из базовых моделей “гибкой фирмы”. Его схема включает три концентрических круга: 1. Ядро. 2. Первая и вторая периферийные группы. 3. Внешняя периферия. В ядре концентрируются постоянные работники, занятые полный рабочий день и полную неделю, увольнения и дискриминация этих групп фактически не касаются. Здесь, по мнению Дж. Аткинсона, сосредоточены группы первичного рынка труда. Второй (средний) круг разделен на два сегмента, в одном из которых находится первая периферийная группа, где тоже располагаются постоянные работники, трудящиеся в режиме полной занятости, их при неблагоприятных конъюнктурных колебаниях могут уволить, а затем снова привлечь на работу. Они представляют скорее вторичный рынок труда. В другом же сегменте второго круга мы видим вторую периферийную группу, включающую в себя веер относительно менее обустроенных групп, а именно: работающих на краткосрочных контрактах; занятых неполное рабочее время; обучающихся за счет общественных субсидий, учеников, стажеров; делящих с кем-то свое рабочее место (job sharing); В третьем круге мы обнаруживаем своего рода внешнюю периферию. Ее образуют группы работников, большинство которых вовсе не числятся в списках занятых данной фирмы и используются как внешняя дополнительная рабочая сила. К таковой относятся: работающие по субподряду (субконтракту); нанятые через трудовые агентства временные работники; самостоятельные работники; привлеченные со стороны (outsourcing). 29. Спрос и предложение на рынке труда. Спрос. Что же касается непосредственно нанимателя, то он при отборе кандидатов на рабочие места учитывает ряд социальных параметров: пол, возраст, этническую и религиозную принадлежность. И факторы, определяющие его выбор, выходят далеко за пределы расчетов на максимальную производительность. Вряд ли также стоит сводить дело к индивидуальным “вкусам” управляющего, находящегося под неминуемым воздействием регулирующих норм данного сообщества. Не следует обходить стороной и то, что спрос на труд удовлетворяется через сложные сети межличностных отношений. Всем известно, какую важную роль играет при найме новых работников механизм личных рекомендаций. В сфере должностного продвижения, помимо расчетов на прирост выработки, наниматель принимает во внимание и совсем не экономические, но не менее важные вещи: дружеские симпатии, степень личной лояльности кандидатов, расчет на их поддержку своей позиции внутри фирмы. Так что отбор “своих” — это процесс тоже в большей степени социальный, нежели индивидуально-психологический, опирающийся на коммуникативные структуры, статусные и властные соображения.
Предложение. Неформальные информационные сети играют важную роль в процессе сегментации работодателей. Человек, ищущий работу, не только сам встает в условную “очередь”. В другую “очередь” он выстраивает своих потенциальных нанимателей. Сегментация производится не только по качеству предлагаемых рабочих мест, но и по совокупности характеристик фирмы, включая ее репутацию, устойчивость, надежность. Работа на корпорацию (юридическое лицо) обычно считается более надежной, чем наем к конкретному частному хозяину (если, впрочем, он не относится к числу личных знакомых). А в целом родственники и знакомые закономерно ставятся на первые места в списке предполагаемых работодателей. Особый фактор структурирования предложения труда связан с так называемой культурой труда. Но правомерно предположить, что разные этнические группы неодинаково адаптируются к одним и тем же условиям труда. Известно, что, скажем, выходцам с мусульманского Востока труднее приспосабливаться к жесткому ритму промышленного конвейерного производства, но зато многие из них при первой же возможности стремятся завести свое маленькое дело (торговое, ремесленное) и избавить себя таким способом от тисков индустриальной дисциплины. Не случайно в чужой стране иммигранты предпочитают устраиваться на работу к “своим”. Это облегчает контакт, повышает доверие, улучшает профессиональные перспективы. Результатом становится создание целых этнических секторов хозяйства, фактически означающее попытку путем сегрегации (обособления) уйти от дискриминации на рынке труда. 30. Система занятости в России. Экономически активное население России представлено населением в возрасте от 16 лет и до 55 – для женщин, и до 60 лет – для мужчин; это люди, работающие по найму, за определённую оплату, индивидуальные предприниматели и другие лица, работающие на себя и т.д. Работающие граждане могут быть заняты полную и неполную рабочую неделю. Большую часть населения России составляют наёмные работники: около 90% от числа общей рабочей силы. Оставшаяся часть – лица свободных профессий (журналисты, адвокаты) и индивидуальные предприниматели. Сфера услуг стала превалирующей сферой общественного труда: в ней наибольшее процентное соотношение занятых. В сельском хозяйстве, наоборот, происходит сильный отток рабочей силы. Россия испытывает потребность в молодых и перспективных кадрах. Работоспособное население не только стареет, по данным той же статистики видно, что ухудшается здоровье трудовых ресурсов, увеличиваются периоды нетрудоспособности, снижаются качественные характеристики труда и способность к интенсивной и длительной работе. На российском рынке труда прослеживается парадоксальная ситуация: с одной стороны он - трудодефицитный по структуре, а с другой стороны – избыточен по объёму. На некоторых предприятиях аккумулируется избыточное количество работников, а вот их квалификация часто недостаточно высока. 31. Определение предпринимательства и его виды. Следуя за Й. Шумпетером, сформулируем общее определение предпринимательства: это осуществление организационной инновации в целях извлечения прибыли (другого дополнительного дохода). Предпринимательство, таким образом, конституируют три необходимых элемента: организационное действие, инициирование изменений, денежный доход как цель и критерий успеха. Виды предпринимательства: Вынужденное предпринимательство. Итак, большинство людей не являются “прирожденными” предпринимателями. Для многих из них уход в предпринимательство оказывается вынужденным. Часто приходится менять не только место работы и жительства, но и профессии, порывать с накопленным дорогою ценой опытом. Масса “вынужденных” предпринимателей подталкивается к этому стимулами негативного свойства. Не последнюю роль среди них играют неудовлетворенность своей прежней работой, ее содержанием и связанными с ней перспективами или просто угроза ее потери. виды предпринимательской деятельности: производственная, коммерческая, финансовая, посредническая, страховая. Производственным называется такое предпринимательство, в котором сам предприниматель производит продукцию, товары, услуги, работы, информацию, духовные ценности для последующей продажи потребителям, покупателям, торговым организациям. В коммерческом предпринимательстве, как правило, предприниматель играет роль коммерсанта, торговца. Он просто осуществляет продажу того товара, который он приобрел у другого лица. Собственно прибыль предпринимателя заключается в продажи товара по той цене, которая превышает цену, по которой данный товар был приобретен. Финансовое предпринимательство является одной из форм коммерческого предпринимательства. В этом предпринимательстве предметом купли-продажи выступают деньги и ценные бумаги, которые предприниматель продает или предоставляет ему в кредит. Суть страхового предпринимательства заключается в том, что предприниматель дает гарантию страхователю имущества, ценности, жизни, но за определенную плату. 32. Два взгляда на развитие капиталистического духа (Вебер и Зомбарт). По Веберу. В "Протестантской этике" Вебер предупреждая читателя, что "капиталистический дух" прояснится постепенно, по мере движения теоретического анализа. Что собой представляет "капиталистический дух". В одном случае он представляет собой "определенный стиль жизни, нормативно обусловленный и выступающий в "этическом" обличье... тип восприятия и поведения". В другом случае он говорит о "комплексе связей... которые мы в понятии объединяем в одно целое под углом зрения их культурного значения". В иных фрагментах речь идет о специфическом этосе, правилах житейского поведения и "этике", об этически окрашенных нормах, регулирующих весь уклад жизни, об определенном строе мышления. В заключительных разделах "Протестантской этики" понятие "капиталистический дух" не разворачивается в строгую систему. По Зомбарту Подобно М. Веберу, важнейшей чертой капиталистического духа и капиталистической практики Зомбарт считал рациональность, отмечая, что этим качеством пронизана вся современная культура. Зомбарт живыми носителями «капиталистического хозяйственного духа» еще с эпохи средневековья счи-1Л евреев. Обоснованию этой мысли он посвятил специальную работу «Евреи и хозяйственная жизнь», вышедшую в свет в 1911 г. Зомбарт характеризует евреев как наиболее динамичную часть населения, вносящую «дух капитализма» в торговлю и промышленность, связавшая их экономический потенциал с абстрактным мышлением, рационализмом, беспокойством, которые в свою очередь сформировались во многом благодаря национальной религии — иудаизму — и отчужденности евреев от исторической родины. По мысли ученого, преимущество евреев в формировании капиталистического духа обусловлено тем, что религия позволяет им поступать в отношении иноверцев (т. е. основной массы населения любой европейской страны) так, как запрещено поступать по отношению к «своим». Вместе с потомками этрусков н фризов — шотландцами, голландцами, флорентийцами — евреи, согласно Зомбарту, представляют из себя торговый народ «по крови». Страны, их принимавшие, экономически оживали, а изгонявшие (Испания, Португалия) — замирали в своем хозяйственном развитии. 33. Отношения между группами предпринимательства. В эмпирических исследованиях обычно к предпринимательскому слою относят создателей и руководителей новых, в первую очередь негосударственных, хозяйственных структур. Предприниматели тоже образуют совокупность разнородных групп. Принципиальные различия между группами предпринимателей связаны с масштабами и сферой хозяйствования, его техническим и организационным уровнем, происхождением капитала и характером опорных воспроизводственных связей. Крупный бизнес, как правило, более стабилен, теснее связан с государственными структурами, несет бремя скорее политического, нежели экономического риска, выходит за национальные границы. Все это резко отличает его от основной массы мелких и средних предпринимателей. 34. Понятие экономической культуры. Особенности российской экономической культуры. Экономическая культура общества — это система ценностей и мотивов хозяйственной деятельности, уровень и качество экономических знаний, оценок и действий человека, а также содержание традиций и норм, регулирующих экономические отношения и поведение. Экономическая культура предполагает уважительное отношение к любой форме собственности и коммерческому успеху; создание и развитие социальной среды для предпринимательства. Экономическая культура личности — это органическое единство сознания и практической деятельности, определяющее творческую направленность экономической активности человека в процессе производства, распределения и потребления. В структуре экономической культуры можно обозначить наиболее важные элементы: знания и практические умения, экономическую направленность, способы организации деятельности, нормы, регулирующие отношения и поведение человека в ней. Основой экономической культуры личности является сознание. Экономические знания — это совокупность экономических представлений о производстве, обмене, распределении и потреблении материальных благ, влиянии экономической жизни на развитие общества, о путях и формах, методах, способствующих устойчивому развитию общества. Они являются важным компонентом экономической культуры. Экономические знания формируют представление об экономических взаимосвязях в окружающем мире, закономерностях развития экономической жизни общества. На их основе развиваются экономическое мышление и практические умения экономически грамотного, нравственно обоснованного поведения, значимые в современных условиях экономические качества личности. Важной составляющей экономической культуры личности выступает экономическое мышление. Оно позволяет познавать сущность экономических явлений и процессов, оперировать усвоенными экономическими понятиями, анализировать конкретные экономические ситуации. Выбор эталонов поведения в экономике, эффективность решения экономических задач во многом зависят от социально-психологических качеств участников экономической деятельности. Среди них важным элементом экономической культуры является экономическая направленность личности, компонентами которой выступают интересы, потребности и мотивы деятельности человека в экономической сфере. Направленность личности включает социальную установку и социально значимые ценности. Особенности экономической культуры в России. Формирование новой экономической культуры в современной России сталкивается с рядом серьезных проблем, вызванных в том числе и противоречивым характером процесса взаимодействия отечественных и зарубежных традиций и отсутствием релевантной экономической теории. Не вызывает сомнений необходимость трансформации прежней экономической культуры, однако характер и содержательные аспекты этого процесса мало способствуют разрешению тех социально-экономических проблем и противоречий, которые и выступили факторами реформирования российского общества. Прежде всего процесс становления новой экономической культуры проходит под знаком неравноправного участия в нем отечественных и зарубежных традиций экономической культуры, что, к сожалению, обусловлено устойчивой национальной традицией пренебрежительного отношения к достижениям своей культуры и идолопоклонства перед успехами западной культуры. Однако главными причинами появления глобальных социально-экономических проблем являются «производственное безумие», неуклонный рост материальных потребностей, бурное развитие науки и техники, нарушившее равновесие в системе «человек-природа», которые могли возникнуть только в лоне либеральной экономической культуры. Но это означает невозможность копирования процесса генезиса западной рыночной экономики, с одной стороны, и необходимость поиска выхода из глобального тупика, в который завела человечество агрессивная к внешней природной и социальной среде цивилизация Запада. Кроме того, как показал успешный опыт японской экономической модернизации, трансформация экономической культуры должна протекать при непременном учете религиозных, исторических и других культурных традиций, что позволяет поддерживать собственную идентичность. В контексте формирования новой экономической культуры в современной России это означает, по нашему мнению, 1) необходимость опоры на православную традицию; 2) признание специфики российской цивилизации, наилучшим образом пока отраженной в концепциях неоевразийства; 3) необходимость следования коллективистской традиции организации экономической жизни; 4) отход от традиции некритического заимствования любого западного опыта. Особую важность представляет актуализация традиции русской дореволюционной экономической мысли и экономических концепций религиозной философии, содержащая, как показывают публикации последних лет, подлинное богатство оригинальных подходов, идей и мыслей. Трудно переоценить содержащиеся в работах отечественных мыслителей исходные принципы национального мышления, которое позволяет, с одной стороны, опираться на положительный опыт прошлых поколений, а, с другой стороны, ограждает нынешнее поколение от неразумных инноваций, защищая тем самым интересы будущих поколений нации. 35. Экономические идеологии. “Экономическая идеология — это система идей, дающая в экономической теории адекватное отражение интересов какого-либо определенного класса, социальной группы или социально-экономической системы в целом” (Экономическая энциклопедия. — М.: Экономика, 1999. С. 213). При этом важным моментом является дифференциация таких категорий, как экономическая теория, экономическая наука и экономическая идеология. Самым широким понятием является экономическая теория. Она представлена двумя составляющими: экономической наукой и экономической идеологией. Следовательно, экономическая теория имеет двойственную структуру, содержит два противоречащих друг другу момента. С одной стороны, она выступает как экономическая наука. В этом своем качестве она адекватно отражает реальную экономическую действительность, что всегда можно проверить практикой. С другой стороны, различные положения экономической теории отражают интересы того или иного общественного класса, социального слоя или социально-экономической системы в целом. В этом своем качестве, т. е. в качестве экономической идеологии, экономическая теория не преследует цель — дать адекватное отражение реальной экономической действительности. В этом свойстве экономическая теория содержит другую задачу — защиту интересов “своего подопечного” — класса, социальной группы и т. д. В союзе экономической идеологии и экономической науки, образующем экономическую теорию, экономическая идеология играет определяющую роль. . Идеология определяет, как правило, односторонний характер познания экономических явлений и процессов. Познается только то и в той мере, в какой это соответствует идеологическим и хозяйственным целям данного общества. В этом можно убедиться, рассматривая воззрения различных экономических школ и направлений на одно и то же экономическое явление. Так, например, представители марксистской идеологии концентрируют свое внимание на изучении процесса производства, роли товаропроизводителей и значении труда в создании прибавочной стоимости, поскольку это соответствует их идеологической концепции. Вместе с тем они как бы не замечают другой стороны вопроса — роли потребителей созданных товаров, так как это не укладывается в рамки их идеологии. Представители другого направления экономической мысли (последователи неоклассической идеологии), напротив, как бы не замечают процесса производства и роли труда в экономической жизни, а результат труда — товар — рассматривают как нечто данное, принадлежащее хозяйствующим субъектам. Здесь также прослеживается идеологическая ограниченность, которая приводит к двоякому результату: глубокой разработке хозяйственных проблем и игнорированию полного анализа всей хозяйственной системы в целом. Таким образом, процесс познания представителями противостоящих друг другу экономических школ осуществляется в рамках определенного идеологического поля. В то же время познавательный процесс обладает относительной самостоятельностью. Это обстоятельство создает возможность ослабления при определенных условиях негативного идеологического воздействия на экономическую теорию. Зависимость познавательного процесса от его идеологической ориентации во многом объясняет феномен множественности течений в экономической науке. 36. Система этики и экономика. Этика и экономика имеют очень много связывающих их между собой особенностей. Если лидеры в сфере бизнеса и крупные политические деятели проявляют невежество, игнорируют взаимосвязь между этическими ценностями и работой экономических институтов, то оказывается невозможным вписать экономику переходного периода и ее экономические институты рыночного типа в не соответствующие им исторические и культурные условия и традиции конкретных стран и народов. Например, для России, считает В. Вейгль, недостаточно и неразумно просто скопировать экономические институты Запада. Возникает необходимость вписать и внедрить такие экономические институты в совершенно отличные от западных исторические и культурные условия и окружение России и других стран СНГ. Можно предположить, что изучение этики бизнеса сможет облегчить этот труднейший процесс внедрения. Обобщая, необходимо подчеркнуть, что важность изучения этики бизнеса при подготовке профессиональных бизнесменов трудно переоценить. Оно помогает не только сформулировать нужные этические ценности для каждого человека и свободнее ориентироваться профессиональным бизнесменам в сложных проблемах, возникающих при принятии решений, но и создать этическую инфраструктуру, которая должна сделать возможным введение и работу рыночной экономики и рыночных отношений. Более того, освещение взаимосвязи между этими этическими ценностями и деятельностью экономических институтов при изучении курса этики бизнеса может помочь построить более жизнеспособные экономические институты в условиях трансформируемой экономики. Изучение этики бизнеса в высших учебных заведениях ставит своей целью повышение качества этического сознания профессионалов бизнеса и менеджмента, усвоение ими основных ценностных ориентации и этических стандартов бизнеса, овладение инструментарием для анализа и принятия этических решений в конкретных ситуациях деловой жизни. Курс этики бизнеса включен в учебные планы многих вузов и школ бизнеса в России. Полностью или частично он изучается также специалистами в области государственного и муниципального управления. 37. Формальная и неформальная экономика. Формальная экономика включает все виды занятости, производства и потребления товаров и услуг, которые официально зарегистрированы государственной системой учета либо правительственными службами, подчиняясь тем самым государственным законам и административным постановлениям. Существует огромное количество определений неформальной экономики, как в зарубежной, так и в российской научной литературе. Кроме того, рассматриваемый термин имеет много синонимов. К ним относятся, например, «теневая», «неофициальная», «нелегальная», «вторая», «серая» экономика и т.д. Тем не менее, главной сущностной чертой неформальной экономики является то, что она существует «вне государства», неформальная экономика рассматривается как деятельность, направленная на получение дохода и не контролируемая государством. Главной причиной широкого развертывания неформальных экономических практик стал небывалый упадок формальной экономики. Данная ситуация для большинства населения обусловила необходимость поиска новых способов выживания, находящихся за границами формальной экономики (самообеспечение продуктами питания, бартерные отношения, активизация родственных и дружеских связей для получения материальной поддержки). Для частных собственников уход в сферу неформальной экономики обусловлен слабостью правового контроля со стороны государства и значительно расширяет возможности собственного обогащения за счет невыплаченных налогов и ущемления социальных прав наемных работников. Взаимоотношения между формальной и неформальной экономикой поддерживаются двояким образом: • Неформальная экономика как часть стремится отделиться от формальной экономики в результате противоречий, которые возникают из-за попытки государства контролировать всю экономическую деятельность и стремлением производителем увеличить прибыль до максимума. • Формальная экономика сращивается со всеми существующими видами неформальной экономики, эксплуатируя и поглощая их. 38. Экономика в информационном обществе. Информационное общество — концепция постиндустриального общества; новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания Отличительной чертой формирующегося информационного общества является стремительное возрастание значимости информации для экономического и социального прогресса. Причем речь идет не об информации вообще, а прежде всего о знании, т. е. информации, воплощенной в фактах, сведениях о законах природы и общества и принципах их практического применения, навыках и способностях людей, социальных отношениях и т. д. Общественный продукт уже характеризуется не столько своим материальным субстратом, сколько функциональным назначением и информационно-познавательным содержанием. Величина издержек производства все сильнее зависит от размеров нематериальных инвестиций - затрат на научные исследования и разработки, приобретение патентов и лицензий, образование и профессиональную подготовку кадров, программное обеспечение, консалтинговые услуги, маркетинг; рекламу, совершенствование структуры управления и т.п. Становление информационного общества обусловлено повышением роли тех видов экономической деятельности, которые связаны с производством интеллектуальных услуг и соответствующими структурными сдвигами в экономике. Яркое проявление этих тенденций - интенсивный рост сферы услуг, которая является одним из наиболее динамично развивающихся секторов экономики ведущих индустриальных стран. Экономика в информационном обществе так же характеризуется тем, что промышленность по показателям занятости и основной доли в национальном продукте все больше замещается сферой услуг, которая ориентируется на производство и обработку информации. В связи с этим на рынке труда все больше становятся востребованными профессии связанные с интеллектуальным трудом. 39. Основные отличия социологического и экономического подхода к изучению экономической жизни. Различия экономической социологии и экономической теории состоит в общеметодологических посылках и подходах моделирования человеческой деятельности: Экономическая теория. Проводит редукцию (уменьшение) к обыденному; улучшение предсказательных способностей. Экономическая социология: проблематизация обыденного; описание реальности. Социологическая трактовка индивидуума существенно отличается от подходов экономической теории, согласно которой индивидуум анализирует, сопрягается с независимостью, автономностью, эгоистичностью человека. Модель эконом.-соц. Человека: -рефлексирующий (анализ поведения и построение стратегий) -гибкий (подстраивается) -волевой (способность быть социальным актором) -соц. Дифференцированный (человек может быть в разных соц. Группах)
7.1.Основная литература 1. Экономическая социология. Автопортреты / отв. ред. В. В. Радаев, М. С. Добрякова; Гос. ун-т высш. шк. экономики. - М., 2006. - 486, [1] с.: ил. 2. Радаев В. В. Экономическая социология: Курс лекций. - М., 2000. - 367 с. 3. Акимов Д. И. Социальный маркетинг / Д. И. Акимов. - Киев, 2008. - 143 с. 4. Сайт -www.ecsoc.ru. (журнал Экономическая социология). 7.2 Дополнительная литература В печатном виде 1. Экономическая социология: новые подходы к институциональному и сетевому анализу / [сост. и науч. ред. В. В. Радаев]. - М., 2002. - 276 с.: ил., табл. 2. Радаев В. В. Что такое рынок: экономико-социологический подход / В. В. Радаев // Общественные науки и современность. - 2007. - № 4. - С. 117 - 132.. 3. Заславская Т. И. Социология экономической жизни. Очерки теории / Т. И. Заславская, Р. В. Рывкина; отв. ред. А. Г. Аганбегян; Ин-т экономики и орг. пром. пр-ва. - Новосибирск, 1991. - 442, [4] с. 4. Заславская Т. И. Социетальная трансформация российского общества. Деятельностно-
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|