ВОПРОС 9. Сущность, функции и структура рынка. Понятие инфраструктуры рынка.
Рыночная экономика — это такое хозяйство, в котором эквивалентное возмещение присвоения пронизывает все формы воспроизводства: производство, распределение, обмен и потребление. Рынок — это совокупность всех торговых сделок, совершаемых в хозяйстве за определенное время. При этом сделки могут быть как непосредственно — товарными (бартерными): Т — Т, так и товарно —денежными сделками, когда обмен товарами опосредуется деньгами: Т — Д; Д - Т. Рыночное хозяйство – общественная форма организации экономик, основанная на товарном производстве и обеспечивающая взаимодействие между производителем и потребителем посредством рынка. Рынок – это система эконом. отношений, возникающих на основе устойчивого взаимодействия товарного и денежного обращения. Рынок – институт или механизм, сводящий вместе покупателей и продавцов отдельных товаров и услуг. Сущность рынка раскрывается в выполняемых им функциях: 1) Регулирующая, т.е. рынок обеспечивает согласование пр-ва и потребления, также сбалансированность спроса и предложения по цене, объему и структуре товаров. 2) Интегрирующая – сущность сост. в том, что рынок соединяет сферы пр-ва и сферы потребления, включая их в единый процесс активного обмена, продуктами труда и услугами. 3) Стимулирующая – заключается в побуждении производителей к созданию новой продукции, необходимых товаров с наименьшими затратами и получением достаточной прибыли. В стимулировании научно-технического процесса и на его основе повышения эффективности. 4) Ценообразующая – рынок способствует установлению ценностных эквивалентов для обменов продуктов. 5) Контролирующая – рынок выполняет роль главного контролера конечных результатов производства.
6) Санирующая – данная ф-ция способствует как бы естественному отбору участников рыночных отношений. На рынке остаются более добросовестные участники. Менее добросовестные и слабые субъекты рынок удаляет. 7) Информационная – рынок обеспечивает объективную и достоверную информацию о состоянии спроса, предложения о рыночных ценах и прочее всем субъектам рынка. Классическая модель рынка хар-ся след. чертами: 1) Множество независимых товаропроизводителей, самостоятельно решающих что производить, кому и как реализовывать продукцию. 2) Множество независимых производителей, самостоятельно решающих у кого покупать продукцию. 3) Эквивалентный обмен по стоимости. 4) Стихийное установление цен под влиянием спроса и предложения. 5) Стихийное регулирование воспроизводственных пропорций. 6) Свободная конкуренция. В современных условиях рынок имеет сложную субъективно-объективную структуру. Субъектно-объектная структура рыночного хоз-ва – система взаимоотношений между субъектами, кот. отражает их разнонаправленные экономические интересы по поводу движения разнонаправленных объектов рыночных связей. Субъектами рыночного хоз-ва явл.: домашние хозяйства, предприятия, гос-ва и банки. Объектами рыночного хоз-ва явл.: товары и услуги, факторы пр-ва, деньги, ценные бумаги, гос-ые льготы и субсидии, налоги, соц. выплаты и преференции.
Домашнее хоз-во – экономическая единица в составе одного или нескольких лиц, кот. обеспечивает пр-во и воспроизводство человеческого капитала, сам-но принимает решения, явл. собственником какого-либо фактора пр-ва и стремится к max удовлетворению своих потребностей. Предприятие – эконом. единица, кот. сам-но принимает решения, стремится максимизировать прибыль и использует факторы пр-ва для изготовления продукции с целью продажи.
Банк – финансово кредитное учреждение, кот. регулирует движение денежной массы необход. для нормального функционирования рынка. Гос-во – правительственные учреждения, осуществляющие юридическую и политическую власть для обеспечения в случае необходимости контроля над хозяйственными субъектами и над рынком в целом для достижения обществен. целей. Рынок можно классиф. по критер.: 1) по географич. признаку (по объемам продаж) различ.: а) местный рынок, б) региональный рынок, в) национальный рынок, г) мировой рынок. 2) по эконом. назначению объектов рыночных отношений различают: а) рынок товаров и услуг – рынок земли, труда, капитала, ценных бумаг б) рынок потребительских товаров и услуг; в) рынок товаров промышленного назначения; г) рынок промежуточных товаров; д) рынок ноу - хау; е) сырьевой рынок; ж) рынок труда; з) рынок ценных бумаг и т.д.. 3) по степени ограниченности конкуренции: а) монополистический рынок, б) олигополистический, в) свободный, г) смешанный. 4) по хар-ру продаж: а) оптовый, б) розничный. 5) По видам конкуренции: рынок совершенной конкуренции; рынок несовершенной конкуренции. 6) По инфраструктуре: простой, примитивный рынок (без всякой инфраструктуры); среднеорганизованный рынок; высокоорганизованный рынок (функционирование банков, бирж). Инфраструктура рынка – это совокупность связанных между собой институтов, действующих в пределах особых рынков и выполняющих определен. ф-ии по обеспечению нормального функционирования рынка. В инфраструктуру рынка входят: банки; страховые компании; биржи (фондовая, товарная, биржа труда); ярмарки; аукционы; магазины, базары и пр. Чем больше таких организаций и вспомогательных служб, тем более высоко организован рынок. Преимущества рынка: 1) рынок обеспечивает эффективное распределение ресурсов. 2) рынок обладает гибкостью и высокой адаптивностью к изменяющимся условиям. 3) рынок обеспечив. свободу выбора и действий пр-ля и потребителя. 4) рынок обеспечив. max использование достижением. 5) рынок способен удовлетворить разнообразные потребности и повыш. кач-ва товаров и услуг. Негативные стороны рынка: 1) рынок не способствует сохранению невоспроизводим. ресурсов. 2) он зачастую игнорирует негативные последствия принимаемых решений. 3) Не гарантирует полной занятости и старинного уровня цен. 4) рынок не создает стимулов для пр-ва товаров и услуг коллективного пользования.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|