Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Экспериментальное выявление особенностей взаимоотношений детей в кризис 7 лет.




На базе МДОУ «Центр развития ребенка детский сад №39 «Подснежник», с детьми в возрасте от 5 до 7лет мы провели эксперимент.

1) Выявление детей, вошедших в кризис 7 лет («Опросник для родителей»);

2) Социометрическая процедура;

3) Изучение взаимоотношений в период кризиса 7 лет (наблюдение). Описание методик представлено в приложении №1.

I. Этап:

Для того, чтобы проанализировать разницу во взаимоотношениях детей вошедших в стадию кризиса 7 лет и детей, которые еще не вошли в кризис, мы составили анкету для родителей, которая содержит ряд симптомов данного кризиса. Анкета поможет нам разделить детей на 2 группы и установить факт того, что кризис влияет на взаимоотношения сверстников детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, нами были опрошены все родители испытуемых детей старшего дошкольного возраста. Представим полученные результаты в таблице №1.

 

 

Таблица №1

Результаты полученные в ходе опроса родителей (в баллах).

№ п/п Имя, фамилия, возраст ребенка. Результаты опросника (в баллах)
1. Анибегова Ника (5,5 лет)  
2. Баранов Егор (5 лет)  
3. Бутырин Даниил (6 лет)  
4. Бобринева Надежда(7 лет)  
5. Волкова Ангелина(6 лет)  
6. Герасимова София(6 лет)  
7. Ермаков Елизар (6 лет)  
8. Захарова Полина (7 лет)  
9. Иванов Данил(7 лет)  
10. Климков Артем (6 лет)  
11. Мякинникова Анастасия (6 лет)  
12. Махонов Данила (6 лет)  
13. Новиков Илья (6 лет)  
14. Назарова Анна(7 лет)  
15. Пахомова Мария (6 лет)  
16. Полосин Максим (7 лет)  
17. Самсонов Глеб (6 лет)  
18. Саввин Сергей (7 лет)  
19. Сарычева Ульяна(6 лет)  
20. Филатова Елизавета (7 лет)  

 

Итак, исходя из полученных результатов, можно отметить, что 80% детей вошли в стадию кризиса 7 лет, а 20% еще слабо проявляют данные признаки, либо вообще их не проявляют.

Выделим тех кто вошли в кризис 7 лет. Группа №1: Даниил, Надежда, Ангелина, София, Елизар, Полина, Данил, Анастасия, Данила, Илья, Анна, Мария, Максим, Глеб, Сергей, Елизавета.

Те, кто не вошли в кризис 7 лет. Группа №2: Ульяна, Артем, Ника, Егор.

 

 

II. Социометрическая процедура.

За детьми мы наблюдали в естественных условиях, с применением методики «Краски в подарок на день рождения».

Описание методики.

Предварительно мы заготовиливается 8 разноцветных фломастеров: синий, зеленый, красный, желтый, фиолетовый, коричневый, черный, серый. Выявляется степень привлекательности каждого из этих цветов для конкретного ребенка, затем каждому предлагается ответить на вопросы: "У каждого человека один раз в год бывает день рождения, его праздник. На него обычно приходят гости, поздравляют, дарят подарки. К кому из детей нашей группы ты хотел бы пойти на такой праздник? Можно выбрать троих. А теперь посмотри на эти фломастеры. Какой из них ты хотел бы подарить каждому из этих детей?"

Все выборы ребенка фиксируются в социометрической таблице-матрице. В данной методике, помимо основного анализа социо­метрических данных, осуществляется анализ цветовых предпочтений на основе цвета "подаренного" фломастера, исходя из того, что каждый цвет обладает определенным эмоциональным значением (К. Изард, М. Люшер, В. Тернер, Г. Хоментаускас). Так, радость ассоциируется с красным цветом, удивление - с желтым, утомление - с серым, страх - с черным, гнев - с красным и черным, грусть - с синим и серым, интерес -с синим и зеленым. Таким образом, кроме традиционных диагностических показателей взаимоотношении (KB - коэффициента взаимности; УБВ - уровня благополучия взаимоотношении; ИИ - индекса изолированности) появляется новый - "цвет" предпочитаемого выбора.

Обработка и анализ социометрических исследований.

Первичную информацию каждого социометрического исследования – мы зафиксировали в процессе самого иссле­дования.

Социометрический статус ребенка в системе межличностных отношении представлен в приложении 2.

Результаты описанных экспериментов мы представили в качестве социограммы в приложении 3.

Определяем диагностические показатели социометрического исследования.

а) социометрический статус ребенка в системе межличностных отношении;

В группе выявлены два явных лидера: №1 и №2; предпочитаемые: №3, №6, №8, №14; принятые: №11, №4, №5, №19, №18, №15, №17, №12, №20, №7, №10, №13, №16, №9; изолированные в группе отсутствуют. В группе теплый благополучный климат.

б) уровень благополучия взаимоотношений (УБВ)- средний.

в) коэффициент взаимности (KB); 45%-высокий уровень.

г) индекс изолированности (ИИ); группа благополучна, т.к. в ней нет изолированных.

д) половая дифференциация взаимоотношений; Достаточно разрозненная. Предпочтения обнаруживаются как у девочек так и у мальчиков.

е) "Цветовая палитра" социометрических выборов представлена в приложении №4.

По результатам социометрии можно сделать такой вывод, что дети вошедшие в кризис 7 лет: Даниил, Надежда, Ангелина, София, Елизар, Полина, Данил, Анастасия, Данила, Илья, Анна, Мария, Максим, Глеб, Сергей, Елизавета более избирательны в выборе друга, партнера по игре, их выбор обуславливается такими качествами как инициативность, самостоятельность, уверенность в себе, адекватное поведение в группе и в отношениях со старшими.

Дети, которые не вошли в кризис 7 лет: Ульяна, Артем, Ника, Егор, менее избирательны в выборе партнера по игре, часто меняют друзей, менее инициативны и конфликтны, часто жалуются взрослым, не соблюдают правила игры.

Таким образом, мы видим, что дети разделились на 2 группы. И как сильно влияют психические новообразования на взаимоотношения со сверстниками.

 

III. Этап наблюдения.

Этап наблюдения в естественных условиях за детьми и проведение сравнительного анализа за вошедшими в кризис 7 лет и теми, кто не вошел. Для этого мы со стороны наблюдали за детьми в игровой комнате, не вступая с ними во взаимодействие. Каждый ребенок, мог свободно выбрать любую игрушку и напарника по игре. По времени эксперимент занял не менее часа.

Наблюдая за детьми, было замечено явное различие в поведении и предпочтении в играх между первой и второй группой детей (тех, кто вошел и тех кто не вошел в кризис 7 лет). Ульяна, Артем, Ника, Егор держались в основном вместе, их игры были просты и незатейливы, иногда могли резко обрываться и внезапно начаться новые. Часто спорили, отбирали игрушки друг друга.

Группа №2: Даниил, Надежда, Ангелина, София, Елизар, Полина, Данил, Анастасия, Данила, Илья, Анна, Мария, Максим, Глеб, Сергей, Елизавета. Дети явно отличались, как в выборе игры, так и во взаимоотношениях. Было замечено, что дети делились на группы, у них уже сформировались устойчивые связи в отношениях. Мальчики играли с мальчиками, девочки с девочками, только одна пара Глеб и София нашли для себя отдельную игру. Игры содержали в основном учебный характер, в основном это «школа». Дети были внимательны друг к другу, старались уступать партнеру по игре, выслушивали мнение другого игрока. Старались не мешать друг к другу.

По данным, полученным из результатов наблюдения, мы убедились в в том, что наша гипотеза верна. Взаимоотношения детей старшего дошкольного возраста в период кризиса 7 лет меняются. Появляется избирательность и устойчивость в отношениях, оценка и мнение товарищей становятся для них существенными, общение становится менее ситуативным.

 

 

Заключение

Итак, исходя из полученных результатов диагностического исследования, мы можем сделать вывод, что дети, которые переживают кризис 7 лет выбирают детей с теми же особенностями, что и у них, а это: стремление к коллективному труду, избегание конфликтов, общие интересы и предпочтения в играх. Те дети, у которых отсутствуют симптомы кризиса 7 лет, менее активны в выборе партнера по играм и совместной деятельности, менее избирательны в выборе друга. Для установления дружеских отношений со сверстниками большое значение имеет наличие у ребенка таких качеств, как самостоятельность, уверенность в себе, инициативность. В старшем дошкольном возрасте у ребенка, как правило, складывается определенная самооценка, как в отношении своих учебных способностей, так и общих возможностей.

Способность делать что-то лучше всех принципиально важна для детей вступивших в кризис 7 лет.

Дети эпизодически выражают свое эмоциональное состояние (улыбаются, сердятся), используют жесты и знакомые слова, фразы в ответ на обращения ровесника - все это в свою очередь говорит о том, что у детей развивается потребность в общении друг с другом, складываются предпосылки для дальнейшего взаимодействия.

Общим же во взглядах исследований можно отметить следующее неопровержимое и поддержанное в той или иной мере утверждение: дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании, так как является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности.

Следует помнить, что в центре взаимодействий детей между собой находится взрослый. Именно он помогает ребенку выделить сверстника и общаться с ним на - равных.

Нами была организована опытно-экспериментальная работа с детьми дошкольного возраста, заданная целью изучить особенности взаимоотношений детей дошкольного возраста в кризис 7 лет со сверстниками. В результате проведения диагностических методик мы получили данные, обнаруживающие, что взаимоотношения со сверстниками в период кризиса изменяются и носят уже более непосредственный характер, дети становятся инициативными, более избирательными в выборе друзей. На практике мы убедились, что контакты детей со сверстниками более ярко эмоционально насыщены.

 

 

Список литературы:

 

1. Блакитная, Е. Детские контакты и их мотивы [Текст] / Е. Блакитная // Дошкольное воспитание. – 1988. - № 6. – С.31-35.

2. Истратова, О.Н. Психологическое тестирование детей от рождения до 10 лет [Текст]: психологический практикум / О.Н. Истратова. – Ростов н /Д: Феникс, 2008. – 317с.: ил.

3. Клюева, И.В. Учим детей общению [Текст] / И.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. - Ярославль, 1997. – 207с.

4. Коломинский, Я.Л. Психология детского коллектива: Система личных взаимоотношений [Текст] / Я.Л. Коломинский. – Минск: Нар.асвета, 1984. – 239с.

5. Леонтьев А.А. Психология общения: учебн.пособие для студ.высш.учеб.заведений. – 4-е изд. – М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2007. – 368 с.

6. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения [Текст]: / М.И. Лисина; - М.: Педагогика, 1986. – 144 с.

7. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении [Текст]: / М.И. Лисина; 2-е изд., перераб. и доп.- СПб.: Питер, 2009.- 276 с.

8. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ.вузов. – 2-е изд., испр.и доп. – М.: Издательский центр «Академия». – 456 с.

9. Межличностные отношения от рождения до семи лет [Текст]; под ред. Е.О. Смирновой. – М.: Ин-т практ. психол.; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000.- 392с.

10. Общение детей в детской саду и семье [Текст] / под ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной. - М.: Педагогика, 1990. – 280с.

11. Большой психологический словарь / Сост. и общ.ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2005. – 672с.

12. Волкова А.И. Психология общения / А.И. Волкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 446, [1] с. – (Высшее образование).

13. Воробьёва, М.В. Воспитание положительного отношения к сверстникам [Текст] / М.В. Воробьёва // Дошкольное воспитание. – 1998. - № 7. – С. 54-61.

14. Горянина, В.А. Психология общения [Текст]: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Горянина; 2-е изд., стереотип. – М.: Изд. центр «Академия», 2004. – 416с.

15. Галигузова, Л.Н. Как помочь наладить общение со сверстниками [Текст] / Л.Н. Галигузова // Дошкольное воспитание. – 2006. - № 1. – С. 111-113; С. 118-120.

16. Галигузова, Л.Н. Ступени общения: от года до семи лет [Текст]: б-ка воспитателя детского сада / Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова.- М.: Просвещение, 1992.- 143 с.: ил.

17. Детская практическая психология [Текст]; под ред. Т.Д. Марцинковской. - М.: Гардарики, 2000. – 295с.

18. Истратова, О.Н. Большая книга детского психолога [Текст]: психологический практикум / О.Н. Истратова, Г.А. Широкова, Т.В. Эксакусто; 2-е изд.- Ростов н /Д: Феникс, 2008.- 568 с.: ил.

19. Психологический словарь. 3-е изд., доп.иперераб. / Авт.-сост. Копорулина В.Н., Смирнова М.Н., Гордеева Н.О. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 640 с. (Серия «Словари»).

20. Поливанова, К.Н. Развитие общения дошкольников со сверстниками [Текст] / К.Н. Поливанова. – М.: Педагогика, 1989. – 284с.

21. Развитие общения дошкольников со сверстниками [Текст]; под ред. А.Г. Рузской. – М.: Педагогика, 1989. – 211с.

22. Репина, Т.А. Отношение между сверстниками в группе детского сада [Текст] / Т.А Репина. – М.: Педагогика, 1978.

23. Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками [Текст]: учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Изд. центр «Академия», 2000. – 342с.

24. Урунтаева, Г.А. Практикум по дошкольной психологии [Текст]: пособие для студ. высш. и сред.пед. учеб. заведений / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. – М.: Изд. центр «Академия», 1998. – 304с.

25. Эльконин Д.Б. детская психология: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений / д.Б. Эльконин; ред.-сост. Б.Д. Эльконин. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 384 с.

26. Юдина, Е. Коммуникативное развитие ребенка и его педагогическая оценка в группе детского сада [Текст] / Е. Юдина // Дошкольное воспитание. – 1999. - № 9. – С.10-29

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...