Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 15 Глобальные и региональные конфликты




Проблема глобальных и региональных конфликтов является одной из сложных и недостаточно разработанных в конфликтологии. Она выходит за рамки социологии конфликта и непосредственно связа­на с глобальными проблемами современности, которые по своей сути являются философскими. В настоящей теме мы рассмотрим сущность и некоторые особенности глобальных и региональных конфликтов.

Материал для самостоятельного изучения

Понятие глобальных конфликтов

Слово «глобальный» означает охватывающий весь земной шар, все­мирный, планетарный. Стало быть, говоря о глобальном конфликте, мы подразумеваем такой конфликт, который по масштабу является общепланетарным и затрагивает интересы всего человечества.

Глобальные конфликты несут угрозу существования человечества или отдельных цивилизаций. Примеры подобных конфликтов мож­но найти в библейских сюжетах, мифах и преданиях. Например, ши­роко известен Всемирный потоп как катастрофа, ставшая проявле­ния конфликта между людьми и Богом. Вот как представлен Всемир­ный потоп в книге Андре Парро «Всемирный потоп и Ноев ковчег» (перевод С. Апта): «...И вот, увидев, как много на земле зла челове­ческого и что все помыслы человеческие — одно лишь каждодневное зло, Господь пожалел, что сотворил на земле человека, и опечалился в сердце своем и сказал:

— Сотру я с лица земли человека, которого сотворил, всех сотру, от людей до скотов, до гадов ползучих и птиц небесных, потому что жаль, что я сотворил их...

И был на земле ливень сорок дней и сорок ночей... И сорок дней был потоп на земле... Умерло все, в чем было на суше дыхание жизни. Так стер он все сущее на земле. От человека до скота, до гадов ползу­чих, до птиц небесных — все было стерто с лица земли, и остался лишь Ной и те, что с ним были в ковчеге»*.

Еще в начале XX века проблема глобальных конфликтов была до­статочно абстрактной и находила отражение в работах ряда ученых (В. И. Вернадский, Э. Леруа, А. Швейцер и др.) лишь как постановоч­ная в науке. Сегодня же человечество вплотную столкнулось с воз­можностью возникновения глобальных конфликтов, которые могут перейти, например, в мировую ракетно-ядерную войну или экологи­ческую катастрофу. Возможны и иные формы таких конфликтов. Все они связаны с проблемами особого рода, которые в философской трактовке получили название глобальных проблем современности.

Исходя из вышесказанного, можно дать следующее определение рассматриваемого феномена.

Под глобальными конфликтами мы будем понимать конфлик­ты, обусловленные глобальными проблемами современности, затрагивающие интересы всего человечества и несущие угрозу существованию цивилизации.

Приведенное определение позволяет выделить ряд особенностей глобальных конфликтов.

1. Глобальные конфликты — это конфликты цивилизационного, планетарного масштаба. Они затрагивают интересы и судьбы всех людей планеты. В рамках таких конфликтов противобор­ствующие субъекты неотделимы от человечества как единого, целостного социального организма.

2. Опасность возникновения глобальных конфликтов появляется на определенном этапе развития человечества — в середине XX столетия, когда развитие науки и техники существенно рас­ширило границы вмешательства человека в природу и корен­ным образом изменило принципы социального взаимодействия людей, их потребности и духовную культуру. В этот период со всей очевидностью стали проявляться проблемы, которые не­сут угрозу существованию самих основ жизнедеятельности ра­зумной цивилизации, естественному развитию живой и нежи­вой природы. В связи с этим важно отметить, что сам термин «глобальные проблемы» впервые появился в конце 60-х годов на Западе и получил широкое распространение благодаря дея­тельности Римского клуба*.

* Цит. по: Хлопин И. Н. А что было до потопа? - Л.: Лениздат, 1990. - С. 109-110.

3. Глобальные конфликты дисфункциональны, они несут угрозу существованию человечества. Поэтому главная задача, которая стоит перед мировым сообществом — не допустить возникнове­ния и развития таких конфликтов.

4. Глобальные конфликты имеют симптомы, которые не менее опас­ны для человечества, чем сами конфликты. Такие симптомы вы­ступают в форме обострения противоречий в системах «чело­век—природа», «человек—техника», а также в межгосударствен­ных отношениях. Более ощутимые и серьезные симптомы глобальных конфликтов проявляются в авариях и катастрофах с большим числом человеческих жертв. Примером тому могут служить авария на Чернобыльской АЭС, авария на крупном хи­мическом предприятии в Словакии, которая привела к чрезвы­чайно опасному заражению вод Дуная, и др.

Одной из существенных особенностей глобальных конфликтов является то, что образ конфликтных ситуаций, как один из структур­ных элементов любого конфликта, находит свое отражение в обще­ственном сознании людей. Особая роль в формировании такого обра­за принадлежит средствам массовой информации.

Связь глобальных конфликтов и глобальных проблем современ­ности представлена в табл. 15.1.

Управление глобальными конфликтами

Процесс управления глобальными конфликтами сводится к их про­гнозированию и своевременному предотвращению. Субъектами та­кого управления являются отдельные государства, союзы государств, международные организации и общественные движения. Но следует заметить, что отсутствие единого субъекта управления глобальными конфликтами в мировом сообществе не позволяет эффективно ре­шать многие проблемы планетарного характера. В связи с этим ка­жется разумной идея создания всемирного координационного цент­ра по глобальным проблемам современности, который объединял бы усилия всех государств и мировой общественности в борьбе за безо­пасность нашей цивилизации.

* Римский клуб — международная общественная организация. Основана в 1968 году с целью развития человечества в эпоху научно-технической революции. Сыграла важ­ную роль в привлечении внимания мирового сообщества к глобальным проблемам.

Таблица 15.1

Соотношение глобальных проблем и глобальных конфликтов в современном мире

№ п/п Глобальные проблемы Глобальные конфликты (реальные и возможные) Социальные последствия
  Проблема войны и мира Военно-политическое противостояние между Востоком и Западом («холодная война» в 1950-1980-е годы) Мировая термоядерная война «Ядерная зима»; гибель цивилизации; истощение энергетических ресурсов в ходе гонки вооружений
  Дисбаланс в развитии государств Конфликты между развивающимися и развитыми странами Обострение духовных проблем, нарушение прав человека; геноцид народов; нарушение экологи-ческого баланса
  Противоречия в системе «об­щество—приро­да» (экологиче­ские проблемы) Экологический кризис Энергетический кризис Экологическая катастрофа; гибель цивилизации
  Демографиче­ские проблемы Демографические кризисы Обострение социально-экономической ситуации в результате перенаселения развивающихся стран; депопуляция населения в развитых странах

Объективную основу прогнозирования глобальных конфликтов составляют жизненно важные противоречия, с которыми столкну­лось человечество в процессе своего социально-культурного развития в середине XX века. Наиболее значимыми из них являются: а) противоречия в системе «общество—природа» или «человек-природа»; б) противоречия между развитыми и развивающими­ся странами; в) противоречия между ядерными державами в сфере военно-политических отношений; г) демографические противоре­чия.

Предотвращение глобальных конфликтов сводится к адекватному разрешению противоречий планетарного характера. В данном случае речь идет о разрешении глобальных проблем современности.

Прежде всего следует отметить, что разрешение таких проблем возможно лишь на основе объединения всего человечества перед ли­цом надвигающейся катастрофы. В этом смысле объединенные уси­лия людей всего мира должны быть направлены на решение целого ряда проблем, которые сами по себе носят философский характер. Наиболее значимыми из них являются:

• Обеспечение мирных условий сосуществования всех народов планеты, сокращение военных расходов, ликвидация оружия массового поражения.

• Преодоление социально-экономической и культурной отста­лости развивающихся стран и создание для них равных усло­вий и возможностей в едином цивилизационном процессе раз­вития.

• Изменение характера экологической деятельности человека, формирование новой экологической культуры у широких сло­ев общества.

• Разработка взаимосогласованной международной политики по обеспечению демографической безопасности.

• Управление процессом развития науки и техники, образования и культуры на основе всестороннего предвидения социальных последствий этого процесса.

Региональные конфликты

Под региональными конфликтами мы будем понимать такие конфликты, которые возникают на основе противоречий, скла­дывающихся между отдельными государствами, коалициями государств или отдельными региональными субъектами соци­ального взаимодействия внутри государства, и охватывают большие географические и социальные пространства.

Под региональными субъектами социального взаимодействия внутри государства мы будем понимать отдельные админи­стративно-территориальные образования со своими экономи­ческими, политическими, духовными и иными интересами и ценностями.

Особенности региональных конфликтов

1. Региональные конфликты непосредственно связаны с глобальными. С одной стороны, они выступают как одна из форм назревающих гло­бальных конфликтов, а с другой — могут ускорять процесс созревания таких конфликтов. Например, локальные войны как региональные конфликты несут угрозу возникновения мировой ракетно-ядерной войны, которая по своим масштабам явится глобальной катастрофой. Кроме того, локальные войны существенно обостряют экологическую ситуацию в районах боевых действий, они создают угрозу аварий и ка­тастроф на химических предприятиях, атомных электростанций и дру­гих объектах повышенной опасности.

2. В основе региональных конфликтов лежат противоречия в сфере экономики, политики, религии и идеологии, и они, как правило, про­текают в русле национально-этнических и религиозных столкнове­ний. Такие конфликты носят затяжной характер и оказывают непо­средственное воздействие на систему международных отношений.

3. Региональные конфликты отличаются составом субъектов, в ка­честве которых выступают административно-территориальные обра­зования или этнические группы внутри государства, а также государ­ства или коалиции государств. При этом важно иметь в виду, что ос­новную роль среди субъектов региональных конфликтов выполняют политические, экономические и национально-этнические элиты.

4. Региональные конфликты отличаются также зонами распро­странения и влияния. Территориально такие конфликты охватывают большие географические пространства (регионы) и вовлекают в свою орбиту большие массы людей, существенным образом влияя на судь­бы этих людей Как правило, такое влияние негативно.

5. Региональные конфликты отличаются и своей динамикой. Кор­ни конфликтных ситуаций часто уходят в далекое историческое про­шлое и связаны с традициями народов, их социально-экономическим и культурным развитием. Формирование образа конфликтной ситу­ации у народа направляется политической элитой с активным ис­пользованием в этом процессе СМИ, а также средств и методов ин­формационной войны.

Открытое конфликтное взаимодействие в региональных конфлик­тах может протекать в различных формах: идеологическом противо­борстве; экономических санкциях; войне и вооруженных конфликтах.

Региональные конфликты носят затяжной характер. Как правило, в своем развитии они проходят несколько циклов.

Разрешение подобных конфликтов протекает очень сложно и но­сит поэтапный характер. Нередко в их разрешении активно участву­ют международные организации (ООН, ОБСЕ и др.). Разрешение региональных конфликтов всегда сопровождается подписанием до­говоров, соглашений и других документов.

Классификация региональных конфликтов

О многообразии региональных конфликтов можно получить пред­ставление из табл. 15.2.

Особый интерес для нас представляют межнациональные конф­ликты, возникшие после распада СССР, которые по сути своей явля­ются региональными (Карапетян, 1996, с. 73-74). Это прежде всего конфликты:

• связанные с требованием воссоединения раздробленных в прош­лом единых кровнородственных этносов (Нагорный Карабах, Юж­ная Осетия, Северо-Восточные регионы, Южный Дагестан и др.);

• порожденные стремлением этнического меньшинства реализо­вать свое право на самоопределение и создание независимого государства (Абхазия, Приднестровье, Гагаузия);

• связанные с восстановлением территориальных прав депорти­рованных народов (между осетинами и ингушами; крымскими татарами и другими народами Крыма);

• связанные с притязанием того или иного государства на часть территории соседнего государства (стремление Эстонии и Лат­вии присоединить ряд районов Псковской области);

• возникшие в результате произвольных территориальных изме­нений, произведенных в советский период (Закавказье, Сред­няя Азия и др.);

• порожденные многолетним пребыванием депортированных на­родов на территории других республик (турки-месхетинцы в Узбекистане; чеченцы в Казахстане и др.);

• вызванные дискриминацией русскоязычного населения в ряде стран, возникших на постсоветском пространстве (страны Бал­тии и др.).

Таблица 15.2 Типы региональных конфликтов

Основания классификации Типы региональных конфликтов Причины
Масштаб Конфликты между государствами, коалициями государств, охватывающие огромные регионы и целые континенты (Европа, Ближний Восток, Юго-Восточная Азия и др.) Противоречия в различных сферах социальной действительности (экономика, политика и т. д.), часто территориальные претензии
  Конфликты между различными субъектами социального взаимодействия, охватывающие отдельные регионы страны, в том числе и конфликты между центром и регионом (Россия, Великобритания, Югославия и др.) Противоречия между притязаниями этнических групп или других субъектов конфликта и реальными возможностями государства по удовлетворению этих притязаний
Особенности географического положения, а также типа и уровня развития общества Конфликты в Азии, Африке, Латинской Америке и др. Конфликты на постсоциалистическом пространстве Противоречия в сфере национально-этнических традиций, а также противоречия, в основе которых лежат различия цивилизационных моделей развития
Сфера проявления Экономические Политические Духовно-идеологические Военные Противоречия в соответствующих сферах социальной действительности
Национально-этнические особенности Этнические конфликты Религиозные конфликты Этнополитические конфликты Межрегиональные противоречия Национализм Религиозный экспансионизм

Управление региональными конфликтами

Управление региональными конфликтами сводится к основным эта­пам управленческой деятельности такого рода — прогнозированию, предупреждению, регулированию и разрешению.

При этом важно отметить, что управление осуществляется на го­сударственном или международном уровне. Правовую базу управле­ния региональными конфликтами составляют конституционные нор­мы, а также нормы Международного права. Основное содержание управления региональными конфликтами представлено в табл. 15.3.

Источники для углубленного изучения темы

1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. — М.: ЮНИТИ,

1999. - Гл. 30.

2. Введение в философию: Учебник для высших учебных заведе­ний: В 2-хч. - М.: Политиздат, 1989. - Ч. 2.- Гл. XVIII.

3. Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. — М.: Аспект Пресс,

1996. - Разд. I, гл. 3; Разд. II, гл. 3; Разд. III, гл. 1; 5.

4. Зеркин Д. П. Основы конфликтологии. — Ростов н/Д: Феникс, 1998. - С. 170-241, 276-327.

5. Козырев Г. И. Введение в конфликтологию. — М.: Владос, 1999. — Гл. IX-XI.

6. Философия: Учебное пособие / Под ред. проф. В. М. Лавринен-ко. - М.: Юристъ, 1996. - Гл. V, VI.

Контрольные вопросы

1. Приведите определение глобального конфликта.

2. Перечислите особенности глобальных конфликтов.

3. Перечислите основные типы глобальных конфликтов.

4. Каковы предпосылки возникновения глобальных конфликтов.

5. Раскройте объективные основы прогнозирования глобальных конфликтов.

6. Перечислите пути предотвращения глобальных конфликтов.

7. Приведите определение региональных конфликтов.

8. Перечислите особенности региональных конфликтов.

9. Назовите наиболее острые современные региональные конф­ликты.

10. Раскройте содержание управления региональными конфлик­тами.

Таблица 15.3 Управление региональными конфликтами

Этапы управления Основное содержание управленческих действий
Прогнози­рование конфликта • Изучение и анализ правовых основ взаимоотношений между региональными субъектами социального взаимодействия. • Изучение и анализ заявлений политических лидеров, политических партий. • Изучение и анализ общественного мнения в регионах. • Изучение истории, культуры, традиций народов, входящих в состав региональных субъектов социального взаимодействия. • Анализ экономических, политических и других интересов самих региональных субъектов, а также тех государств, интересы которых проявляются в данном регионе
Предупреж­дение конфликта • Формирование компетентных органов на государственном или международном уровне по предупреждению назревающего конфликта. • На основе углубленного анализа причин и факторов назревающего конфликта и принять меры по их нейтрализации. • Активизация встреч, консультаций с политическими лидерами, представляющими потенциальные противоборствующие стороны. • Заключение соглашений между потенциальными противоборствующими сторонами по смягчению назревающих противоречий. • Расширение информационных связей, исключение из информационного поля ложной информации. • Расширение мер доверия между субъектами социального взаимодействия. • Разработка средств и методов по регулированию назревающего конфликта
Регулирование конфликта • Создание компетентных органов по регулированию конфликта. • Достижение признания реальности конфликта конфликтующими сторонами. • Легитимизация конфликта. • Усиление информационного обмена между конфликтующими сторонами.
  • Обеспечение коммуникативного взаимодействия между политическими лидерами (переговоры, консультации и т. п.). • Использование организационных технологий по регулированию возникшего конфликта (военное присутствие, усиление пограничного режима, экономические и правовые санкции и др.)  
Разрешение конфликта Региональные конфликты в зависимости от их содержания, условий и факторов могут быть разрешены в форме консенсуса, подавления одной из сторон, взаимного примирения или в форме перевода борьбы в русло сотрудничества. Чаще всего такие конфликты разрешаются достижением консенсуса или полным подавлением (уничтожением) одной из сторон. В первом случае консенсус оформляется в виде договора, протокола, соглашения или иного документа. Во втором случае подавляются непримиримая правящая элита и те силы, которые оказывают активное сопротивление. При этом следует иметь в виду, что такое подавление может быть справедливым, законным, а может быть и несправедливым, противоречащим закону (Конституции или Международному праву)  
       

Занятие 15.1. Семинар-игра по теме: «Глобальные и региональные конфликты» (семинар проводится в форме защиты рефератов)

Цель игры. Углубление и закрепление знаний студентов по основ­ным проблемам глобальных и региональных конфликтов, развитие у них навыков и формирование умений по подготовке рефератов, ре­цензий и отзывов, а также по ведению теоретических дискуссий на обсуждаемую тему в игровой форме.

Игровая ситуация. На заседании «Экспертного совета» проходит защита реферата. Действующие лица: автор реферата, оппоненты, чле­ны «Экспертного совета», председатель «Экспертного совета». Члена­ми «Экспертного совета» являются все присутствующие на занятии, а его председателем может быть преподаватель или кто-то из студентов. На каждый реферат необходимо назначить двух-трех оппонентов. На двухчасовом занятии можно обсудить два реферата.

Порядок проведения игры

Подготовительный этап. За две-три недели студенты получают уста­новку на проведение семинара в форме защиты рефератов. Им должен быть выдан перечень вопросов для самостоятельного изучения и спи­сок литературы, а также темы рефератов, выносимых на защиту. Так­же необходимо распределить роли для игровой ситуации и провести инструктаж действующих лиц.

Вопросы для самостоятельного изучения

1. Понятие глобальных проблем современности, их философско-социологический смысл.

2. Глобальные конфликты и глобальные проблемы современности: соотношение и взаимосвязь.

3. Особенности глобальных конфликтов и их классификация.

4. Прогнозирование и предупреждение глобальных конфликтов.

5. Понятие региональных конфликтов и их особенности.

6. Соотношение глобальных и региональных конфликтов.

7. Классификация региональных конфликтов.

8. Управление региональными конфликтами.

Литература к семинару

1. Введение в философию: Учебник для высших учебных заведе­ний: В 2-х ч. - М.: Политиздат, 1989. - Ч. 2.- Гл. 18.

2. Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. — М.: Аспект Пресс,

1996. - Разд. I, гл. 3; Разд. II, гл. 3; Разд. III, гл. 1; 5.

3. Зеркин Д. П. Основы конфликтологии. — Ростов н/Д: Феникс, 1998.-С. 170-241;276-327.

4. Козырев Г. И. Введение в конфликтологию. — М.: Владос, 1999. —

Гл. IX-XI.

5. Мир философии: Книга для чтения.— М., Политиздат, 1991. — Ч. 2: Человек. Общество. Культура. — С. 497-584 (Фрагменты работ В. И. Вернадского, С. Л. Франка, X. Ортеги-и-Гассета, П. Тейяра де Шардена, Б. Рассела, К. Ясперса).

6. Философия: Учебное пособие / Под ред. В. Н. Лавриненко. — М.: Юристъ, 1996. - Гл. V, VI.

Примерные темы рефератов

1. Соотношение глобальных проблем и глобальных конфликтов.

2. Экологическая катастрофа как глобальный конфликт и пути его предупреждения.

3. Региональные конфликты на постсоветском пространстве.

4. Проблема войны и мира в истории и современности.

5. Международное сотрудничество по проблеме предупреждения экологической катастрофы.

В ходе игры

Работа по игровому сценарию.

Председатель «Экспертного совета» открывает заседание и объяв­ляет порядок работы.

Автор реферата в течение 10 минут докладывает об основном со­держании реферата. После доклада члены «Экспертного совета» за­дают вопросы по теме реферата, на которые автор дает краткие и ис­черпывающие ответы (члены «Экспертного совета» вопросы готовят как заранее, на основе знакомства с темой реферата и соответствую­щей литературой, так и экспромтом — по ходу доклада).

Затем выступают оппоненты с отзывами на реферат (отзывы оп­понентов готовятся заранее на основе знакомства с текстом реферата и изучения соответствующей литературы). Наряду с оценкой поло­жительных сторон реферата, они должны содержать и конструктив­но-критические замечания, альтернативные варианты решения зада­чи, стоявшей перед автором реферата. Выступления оппонентов не должны превышать 7-10 минут.

После этого автор отвечает на замечания оппонентов. Ответы так­же готовятся заранее, на основе изучения отзывов. Ответы должны быть емкими, обстоятельными, конкретными и вместе с тем кратки­ми, не превышающими по времени 3-5 минут.

Обсуждение завершается краткими выступлениями членов «Экс­пертного совета» по содержанию реферата, доклада автора, его отве­тов и выступлений оппонентов.

Подведение итогов занятия

При подведении итогов защиты преподаватель оценивает работу авторов рефератов, оппонентов и всех членов «Экспертного сове­та».

Оценка авторов складывается из четырех позиций: оценки за со­держание реферата, за доклад по реферату, за ответы на вопросы членов «Экспертного совета», за ответы на замечания оппонентов.

Оценка оппонентам дается за содержание отзыва и выступление с ним.

Работа членов «Экспертного совета» оценивается по их участию в постановке вопросов, а также по выступлениям в ходе защиты.

Занятие 15.2. Тема: «Глобальные и региональные конфликты». Деловая игра

«Международная координация»*

Цель игры. Показать участникам взаимосвязь промышленного производства с уровнем благосостояния населения и состоянием ок­ружающей среды; закрепить навыки коллективной деятельности и владения финансовой документацией в условиях ограниченного вре­мени.

Содержание игры

Подготовительный этап. Перед началом игры следует подгото­вить и размножить в необходимом количестве основную информа­цию для каждой группы участников. Если такой возможности нет, то основную информацию можно оформить на классной доске, чтобы она была доступна в любой момент игры всем ее участникам. Заранее готовится И деловая документация, которая требуется для осуществ­ления финансовых и других расчетов. Основной документ каждой группы — экологический бюллетень, в котором отражаются все изме­нения, происходящие в экологии страны.

Экологический бюллетень

 

 

 

 

 

 

Поряд­ковый номер года Исход­ное экологи­ческое состоя­ние Экологический ущерб (в %) Итоговое экологи­ческое состояние
               
Черная металлургия Машино­строение Энергетическая пром. Химическая пром. Строительная пром. Деревообраба­тывающая пром Легкая пром. Пищевая пром
Первый                    
Второй                    
Третий                    
И т. д.                    

Другим важным документом является ведомость учета продукции.

* См.: Прутченков А. С, Самков В. А Деловая игра «Международная координация». // Социально-политический журнал. — 1995. № 4 — С. 176-185

Ведомость учета продукции

(наименование отрасли промышленности)

п/п Произведено (приобретено) Израсходовано для обмена (нужд населения) Остаток
2 3      

Экологический бюллетень делается по одному экземпляру на группу, а ведомость учета продукции — по восемь (на каждый вид продукции).

Подготовительный этап. Педагог-координатор игры предлагает участникам объединиться в небольшие группы, каждая из которых представляет государство. Затем каждая группа решает организатор­ские вопросы: определяет название государства (можно любое вы­мышленное или реально существующее название), выбирает (назна­чает) премьер-министра, министров черной металлургии и машино­строения, энергетики и химической промышленности, строительства и деревообработки, легкой и пищевой промышленности.

Премьер-министр организует работу правительства, ведет заседа­ния, контролирует ситуацию и помогает министрам в их деятельности.

Министры следят за тем, чтобы предприятия возглавляемой ими от­расли обеспечивали страну производимой продукцией. Для этого каж­дый министр ведет ведомость учета продукции по своим отраслям про­мышленности. Остальные участники являются членами правительства, которые совместно с премьер-министром и министрами должны прини­мать решения о деятельности государства на предстоящий год.

Примечание. Если в группе меньше участников, чем требуется для назначения на все руководящие должности государства, то есть менее четырех человек, они могут совмещать две должности.

После решения организационных вопросов координатор предла­гает группам необходимую для игры информацию (информационный лист, который выдается каждой группе, приводится в приложении к игре), образцы деловой документации и сообщает основную инфор­мацию для всех групп.

«Ваши группы представляют собой правительства различных госу­дарств. Вы заинтересованы в повышении уровня благосостояния свое­го народа и в сохранении экологии страны. Всем странам необходима продукция названных выше отраслей промышленности, так как населе­нию необходимы продукты (пищевая промышленность), обувь и одежда (легкая промышленность), дома и школы (строительная промышлен­ность), электроэнергия (энергетика). Но ни дома, ни одежда, ни продук­ты не могут быть созданы без оборудования и машин (машиностроение), оборудование без металла (черная металлургия), строительные матери­алы без дерева (деревообрабатывающая промышленность). Многие ма­териалы и для одежды, и для машин, и для строительства изготавлива­ются из искусственных химических веществ (химическая промышлен­ность). Таким образом, все эти отрасли промышленности нужны и они должны функционировать. Но где их размещать? Где строить метал­лургические заводы и химические комбинаты, где сооружать гидро-и атомные электростанции, где строить фабрики и деревообрабатыва­ющие комплексы? Все эти вопросы должны решить сами страны — участницы международного сообщества. При этом нужно учитывать следующие экологические нормативы (см. табл. 15.4).

В течение очередного года (один год длится пять минут игрового времени) ваше правительство должно принять решение о том, каким образом оно будет поддерживать или повышать уровень благососто­яния граждан, как оно будет заниматься сохранением экологии, бу­дет ли оно размещать отрасли промышленности на своей территории или воспользуется существующими у соседей и т. д. При принятии решения нужно учитывать ежегодные потребности населения стра­ны (в условных единицах) (см. табл. 15.5).

Чтобы обеспечить определенный уровень благосостояния населе­ния страны, члены правительства должны принимать решения о раз­мещении на своей территории отраслей промышленности или заклю­чать международные соглашения с другими странами на поставку необходимой продукции.

Таблица 15.4

Степень экологической вредности

 

 

 

 

№ п/п Название отрасли промышленности Ущерб (в % за 1 год)  
  Черная металлургия    
  Машиностроение    
  Энергетическая промышленность    
  Химическая промышленность    
  Строительная промышленность    
  Деревообрабатывающая промышленность    
  Легкая промышленность    
  Пищевая промышленность    
Ежегодные Таблица 15.5 потребности населения страны (в условных единицах)
Уровень благо­состояния Продукция отраслей промышленности Итого
               
Черная металлургия Машино­строение Энергетиче­ская пром Химическая пром Строительная пром Деревообраба­тывающая пром Легкая пром Пищевая пром
Высокий   з,              
Средний                  
Низкий                  
                         

Если страна решает разместить на своей территории какую-то от­расль промышленности, это означает, что она ежегодно выпускает продукции этой отрасли в три раза больше, чем необходимо для нужд населения по высшему уровню благосостояния.

Например, страна Муравия решила разместить на своей террито­рии черную металлургию и машиностроение. Это означает, что еже­годный выпуск продукции этих двух отраслей в Муравии составит по девять единиц. Министр черной металлургии и машиностроения дол­жен эти данные записать в своей ведомости учета продукции. Его за­пись должна выглядеть следующим образом:

Ведомость учета продукции

_________________Черная металлургия_________________

(наименование отрасли промышленности)

Но п/п Произведено (приобретено) Израсходовано для обмена (нужд населения) Остаток
  9 единиц ----- 9 единиц

Ведомость учета продукции

_________Машиностроительная промышленность

(наименование отрасли промышленности)

№ п/п Произведено (приобретено) Израсходовано для обмена (нужд населения) Остаток
  9 единиц ----- 9 единиц

В графе «Произведено (приобретено)» министр записывает то ко­личество продукции каждой отрасли промышленности (в условных единицах), которое страна сама производит (если эта отрасль промыш­ленности размещена по решению правительства на территории этого государства) или обменяла с другой страной на свою продукцию.

В графе «Израсходовано для обмена (нужд населения)» записы­вается то количество продукции этой отрасли промышленности, ко­торое потребовалось для обмена с другими странами на необходимую продукцию и пошло на нужды населения в соответствии с нормати­вом уровня благосостояния (этот уровень определяется решением правительства).

В графе «Остаток» записывается остаток продукции данной про­мышленности после каждого случая приобретения или расходования. Министру целесообразно вести две отдельные ведомости (по каждой отрасли промышленности, за которые он отвечает в правительстве).

Таким образом, Муравия полностью обеспечивает нужды своего населения продукцией черной металлургии и машиностроения, но ежегодно в соответствии с таблицей вредности экологическая обста­новка в этой стране ухудшается на 17 % (на 10 % ухудшает экологи­ческое состояние черная металлургия и на 7 % — машиностроение). Соответствующую запись в экологическом бюллетене делает лично премьер-министр.

Примечание. Возможно введение должности министра экологии, который будет вести экологический бюллетень, освободив премьер-министра для общего руководства делами государства.

Экологический бюллетень Муравии после размещения черной ме­таллургии и машиностроения будет выглядеть следующим образом.

В графе «Исходное экологическое состояние» записывается пер­вичный показатель — 0 (н

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...