Типы, виды организационных структур управления инновациями
Выбор организационной структуры является одним из ключевых вопросов в деятельности компании, решение которого позволяет достигать поставленных целей при оптимальном соотношении затрат и получаемого эффекта. Правильно построенная организационная структура обеспечит бесперебойную работу всех бизнес-процессов компании, позволит реагировать на изменение внешних условий и экономической среды, определять и поддерживать оптимальную численность персонала и эффективное распределение имеющихся ресурсов. Для любого типа предприятия оптимальной будет та организационная структура, при которой поставленные цели достигаются при наименьших финансовых и временных затратах. Одним из ключевых принципов при этом является распределение ответственности за принятие решений таким образом, чтобы не происходило дублирования функций и не оставалось непокрытых участков деятельности. В общем виде наиболее типичные виды организационных структур можно представить следующим образом (Рис. 1).
Рис. 1. Обобщенная классификация организационных структур фирмы Наиболее классические организационные структуры, такие как бюрократические и дивизиональные больше подходят для предприятий традиционной формы и в недостаточной степени способны реагировать на применяемые нововведения и приспосабливаться к новому, подверженному изменениям на начальном уровне технологическому процессу.
Что касается разновидностей дивизиональных структур, возможно их применение с некоторыми модификациями и изменениями. Особенно это касается продуктовой структуры, которая в целом отражает принцип малого инновационного предприятия, основанного на разработке и освоении конкретного нового продукта. Такая структура подходит и для крупных компаний, которые решили разработать инновационный продукт. При подобной организации все полномочия за освоение и реализацию данного продукта будут переданы одному руководителю, что позволит сконцентрировать внимание и усилия. Для инновационных предприятий оптимальны принципиально новые, активно развивающиеся в последнее десятилетие программно-целевые структуры, как, например, разновидности адаптивных структур и структуры, ориентированные на нововведения. Сам принцип адаптивных структур заключается в возможности быстро реагировать на различные изменения как внешней среды, так и внутренних процессов фирмы, что крайне важно для инновационных организаций, с новыми, неопробованными технологиями, без сложившихся рынков сбыта. Из адаптивных структур особо стоит отметить проектную, подходящую для крупных и средних компаний, нацеленных на достаточно быстрое отражение потребностей рынка и регулярно обновляющих свою продукцию. Проектные структуры наиболее приспособлены для предприятий с отдельно действующими функциональными подразделениями НИОКР, а также для выделения работ по созданию и апробации инновационных продуктов в качестве отдельных проектов. Возможны две формы организации труда персонала, осуществляющего разработку, реализацию и внедрение инновационных проектов в управлении персоналом: - отдельно от текущей деятельности, инновационной командой, а не функциональным отделом;
- в рамках функциональной деятельности, когда сочетается выполнение текущих функций и участие в инновационном проекте. Проектная форма организации труда, временные целевые группы — самые перспективные организационные формы осуществления нововведений в организации. Некоторые организации насыщены сквозными проектами, которые проходят через все подразделения, но на временной основе. Тогда нововведения могут реализовываться фактически на ходу. Отличительными чертами проектного управления являются: - усложнение процесса развития организации как единого целого; - увеличение количества звеньев в организационной структуре предприятия; - сведение к минимуму или полное упразднение иерархических отношений между участниками работы над проектом; - поощрение инновационной активности участников работы над проектом; - необходимость высокой оперативности принятия решений; - управленческие решения принимаются в обстановке значительной неопределенности; - организационная структура, непосредственно работающая над проектом, должна быть непостоянной и гибкой, легко изменяемой; - управление проектами предполагает высокие риски неудачи. При работе над проектом процессы концентрации ресурсов и управления сконцентрированными ресурсами должны быть более эффективными, чем при линейно-функциональном управлении. В рамках линейно-функционального управления, требующего строго определенного иерархического и функционального различия между сотрудниками, процесс сбора информации, подготовки и принятия решений, связанных с разработкой и реализацией такого сложного и уникального комплекса мероприятий, как проект, затруднен, излишне формализован и медлителен. Поэтому переход к проектному управлению требует создания в организации особых коллективов — проектных групп (проектных команд). В литературе используется как выражение «проектная группа», так и выражения «проектная команда», «команда проекта». Четкого разграничения понятий «проектная команда» и «проектная группа» не существует. Определения понятий «проектная команда» и «проектная группа», предлагаемые различными авторами, практически идентичны, что позволяет использовать эти понятия как синонимы.
Исходя из определений понятия «проектная группа», предлагаемых отечественными и зарубежными специалистами, и практики работы проектных групп, можно сказать, что проектная группа, или проектная команда — организованный для разработки и (или) реализации какого-либо проекта коллектив, обладающий определенными характеристиками (таблица 1). Таблица 1 Отличительные характеристики проектной группы
Основное достоинство командной работы над проектами — возможность в условиях команды объединять общие усилия в интеллектуальном труде и получать синергетический эффект. Наиболее подходящими для инновационных предприятий являются не так давно появившиеся структуры, ориентированные на нововведения. Данная организационная структура отвечает потребностям предприятия, ориентированного на нововведения, и представляет собой синтез программно-целевой и дивизионально-продуктовой структур. Инициация инновации поручается самостоятельным творческим подразделениям (creative departments). Штатные подразделения, такие как проектно-исследовательское, инженерное, дизайнерское, системно-аналитическое, подготавливают почву для практической реализации изменений. Творческие подразделения имеют органическую структуру, способствующую порождению новых идей и техник. Подразделения, использующие эти инновации, имеют механистическую структуру, более подходящую для эффективного производства. Сходный тип творческих подразделений — инкубатор идей (idea incubator), который приобретает все большую популярность. Инкубатор идей аккумулирует идеи сотрудников всей организации, и здесь они могут развиваться без вмешательства администрации. Инкубатор идей дает сотрудникам возможность действовать по всей организации, а не выносить ее за ворота в надежде, что кто-то обратит на нее внимание. Венчурные команды – команды риска. Одна из разновидностей венчурных команд называется «кабинет скунса». «Кабинет скунса» (skunkworks) — это отдельная небольшая, неформальная, высоко автономная и зачастую секретная группа, которая разрабатывает идеи, способные привести к крупным техническим достижениям в бизнесе. Суть метода сводится к тому, чтобы предоставить высокоталантливым людям время и свободу для творчества. Вариантом венчурных команд стали венчурные фонды новых предприятий (new-venture fund), оказывающие поддержку сотрудникам, которые разрабатывают новые идеи, продукты или виды бизнеса. 1.4. Изменения в управлении персоналом как разновидность управленческих инноваций Управленческие (организационно-управленческие) иннова- ции — инновации в сфере менеджмента. Управленческие инновации — целенаправленное измене-
ние состава функций, организационных структур, технологии и организации процесса управления, методов работы системы управления, ориентированное на замену элементов системы управления или системы управления в целом с целью ускорения или улучшения решения поставленных перед предприятием за- дач на основе выявления закономерностей и факторов развития инновационных процессов на всех стадиях жизненного цикла продуктов, технологий и предприятия в целом1. До недавнего прошлого главным показателем инновацион- ного развития являлось количество технических изобретений, об управленческих инновациях вообще не шла речь. Однако имен- но управленческие инновации способствуют ускорению научно- технического прогресса, реализации новейших технологий. Управленческие инновации трансформируют способ функцио- нирования организаций. Управленческие инновации создали наиболее сильные кон- курентные преимущества современного бизнеса. «Gentral Elec- tric» стала успешной компанией, поскольку умело использовала самое известное изобретение Томаса Эдисона: промышленную исследовательскую лабораторию. Компания ввела дисциплину и порядок в сферу научных исследований, получив при этом до- ступ к огромному числу патентов и технологий. А. Г. Латкин приводит данные востребованности организа- циями управленческих нововведений: порядка 80 % организа- ций заказывают консалтинговым фирмам новую организацион- ную структуру управления; на втором месте находится мотива- ция; на третьем — спрос на стратегию; на четвертом — грамот- ное определение служебных функций персонала; на пятом ме- сте — подходы к разрешению внутриорганизационных кон- фликтов2. Управленческие инновации предполагают прежде всего ре- структуризацию компаний, т. е. изменение всей организацион- ной структуры или отдельных ее элементов в целях оптимиза- ции хозяйственной деятельности. Сюда же следует отнести но- вовведения в формах, принципах и методах оплаты и регламен- тации труда. Немаловажное значение придают внедрению но- вых концепций развития корпоративной культуры. Таким обра- зом, управленческие нововведения в значительной мере пред- ставляют собой нововведения в сфере управления персоналом. Управление персоналом в инновационной организации по своей направленности функций, содержанию и характеру отли- чается от традиционной (табл. 2).
Таким образом, в инновационной организации все функции управления персоналом настраиваются на инновационное раз- витие. Инновационная деятельность предъявляет дополнитель- ные требования к отбору персонала, учитывающему его творче- ские качества, а особенности работы в инновационной органи- зации повышают внимание проблеме адаптации персонала. В инновационной организации возрастает роль мотивации и сти- мулирования сотрудников, при этом акцент делается на предо- ставление возможности самореализации, саморазвитии, само- оценки, признании личных заслуг. Обучение персонала ориен- тировано на развитие инновационного потенциала, а само обу- чение становится предметно ориентированным. Особого внима- ния заслуживает развитие организационной культуры, которое заключается в формировании инновационного климата. Любая современная организация, которая стремится конку- рировать в рыночной среде, должна реализовывать инновацион- ные подходы в управлении персоналом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|