Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Становление специальности “Государственное и муниципальное управление” в рамках высшего профессионального образования




Становление специальности “Государственное и муниципальное управление” в рамках высшего профессионального образования оторвано от становления системы дополнительного профессионального образования для государственных и муниципальных служащих.

Это обстоятельство мало заметно для тех, кто не ведет в сколько-нибудь значительных масштабах работу по повышению квалификации и переподготовке государственных и муниципальных служащих. Такое положение сложилось не случайно, а вследствие объективных обстоятельств.

Во-первых, не существует государственного регулирования системы дополнительного профессионального образования в целом, за исключением нескольких нормативных актов Минобразования РФ.

Во-вторых, специально регулируется (приказами Минобразования, утверждающими государственный образовательный стандарт) только система дополнительного профессионального образования федеральных государственных служащих. Для этой же категории государственных служащих установлены требования на профессиональную переподготовку, в частности в Указе Президента РФ от 3.09.1997 “О дополнительных мерах по подготовке государственных служащих” отмечено, что необходимо ежегодно составлять планы подготовки государственных служащих, имея в виду, что “обязательную профессиональную переподготовку лиц, впервые назначенных на государственные должности федеральной государственной службы не ниже заместителя начальника отдела (далее именуются «руководящие должности»), в течение первого года работы в указанных должностях ”.

В этом Указе, кстати, нет никаких поручений органу управления образованием в РФ в части определения содержания образования. Есть лишь рекомендация субъектам Федерации также составлять планы подготовки госслужащих субъектов Федерации и муниципальных служащих. В результате дополнительное профессиональное образование двух последних категорий вообще никак не регулируется. И, как говорят, “по умолчанию” для работы с ними принимаются требования государственного образовательного стандарта на дополнительное профессиональное образование федеральных государственных служащих. Согласитесь, такой подход вряд ли можно признать правомерным.

Есть и еще одно обстоятельство, на которое хотелось бы обратить внимание. Последняя редакция ГОСа на дополнительное профессиональное образование федеральных государственных служащих (приказ Минобразования № 2370 от 31.07.2000 года) обязывает руководителей образовательных учреждений, осуществляющих повышение квалификации и переподготовку федеральных государственных служащих, привести учебные планы и программы в соответствие с требованиями настоящего стандарта, а также с квалификационными требованиями (характеристиками) по государственным должностям федеральных государственных служащих. Сам же стандарт предусматривает, что “Конкретное направление дополнительного профессионального образования федерального государственного служащего выбирается из перечня направлений с учетом:

— вида профессиональной деятельности государственного служащего (управленческая, организационная, экономическая, планово-финансовая, маркетинговая, информационно-аналитическая, проектно-исследовательская, диагностическая, инновационная, методическая);

— квалификационных требований к конкретной должности;

— конкретных целей обучения;

— региональных и отраслевых особенностей и специфики государственного органа, направляющего федерального государственного служащего на учебу”.

При этом составители стандарта, характеризуя виды профессиональной деятельности государственного служащего, руководствовались видами деятельности, взятыми из отмененного ГОСа по специальности 061000 (в редакции 1995 года), которые, в свою очередь, практически совпадали с перечнем видов деятельности для менеджера, подготовленного по другой специальности – 061100 “Менеджмент”, и остались в новом стандарте по специальности “Менеджмент организации”.

Возникает вполне естественный вопрос — насколько правомерен такой подход? Действительно ли содержание деятельности государственного служащего совпадает с содержанием деятельности менеджера? Если исходить из того, что в новой системе образовательных стандартов мы видим существенные различия между стандартами по специальностям 061000 и 061100 (которая даже переименована в “Менеджмент организации”), — очевидно, что нет.

А фактически,

— при отсутствии четко определенных квалификационных требований к конкретным должностям,

— при несовпадении реально складывающихся в системе государственной службы видов деятельности и определенных в стандарте,

— при не только текстуальном несовпадении видов деятельности государственных служащих, перечисляемых в ГОСах высшего профессионального образования образца 1995 и 2000 годов,

реализовать требование о приведении в соответствие учебных планов и программ ГОСу на дополнительное профессиональное образование невозможно, поскольку в этом стандарте есть пункт 5.2, который гласит, что “образовательные программы дополнительного профессионального образования должны обеспечивать его преемственность по отношению к государственным образовательным стандартам высшего и среднего профессионального образования соответствующего направления обучения”.

Чтобы в этом убедиться, достаточно взглянуть на перечень направлений обучения по программам дополнительного профессионального образования, утвержденный этим ГОСом.

В этом стандарте есть и такая новация, как “образование, дополнительное к высшему”. При отсутствии такого типа образовательных программ в документах, определяющих требования к государственным служащим, она просто “зависает”.

Становление специальности 061000 оторвано от реальной кадровой ситуации и реальностей, сложившихся в организации работы с кадрами в системе государственной и муниципальной службы.

Немного это обстоятельство уже было затронуто, когда речь шла о возможностях для выпускников вузов занятия должностей государственных и муниципальных служащих.

В дополнение надо упомянуть и такие моменты, которые имеют отношение, в первую очередь, к регионам с небольшой плотностью населения и неразвитой сетью образовательных учреждений. Разной плотности населения сопутствует и различный уровень образования соответствующих категорий служащих.

Сравним, например, Центральный и Сибирский федеральные округа. Первый имеет площадь около 680 тыс.кв.км, население около 38 млн. чел. Второй занимает площадь почти 7 млн.кв.км, население — немногим более 21 млн.чел. Очевидно, что подходы к организации образовательной деятельности в этих регионах должны быть едины, но не однообразны.

Для системы региональных академий государственной службы, за каждой из которых закреплено несколько (для Сибирской академии государственной службы — 14) субъектов Федерации, этот аспект имеет принципиальное значение.

Всем академиям приходится думать над тем, как организовать образовательную деятельность вне места своего расположения с минимальными затратами времени и финансовых ресурсов со стороны соответствующих бюджетов.

Например, величина накладных расходов для слушателей из Республики Бурятия (стоимость проезда до Новосибирска, проживания в период обучения) в четыре раза превышает стоимость собственно обучения на заочных отделениях. А в Сибирском федеральном округе потребность в обучении велика: только чуть более половины федеральных государственных служащих имеет высшее образование, хотя Законом предусмотрено обязательное наличие высшего образования. Сейчас единственная для нас возможность иметь территориально обособленные подразделения — это создание филиалов.

Практика работы показала, что нормативные акты, регулирующие создание филиалов, преследуют цель сделать процесс более поддающимся регулированию, и это необходимо, но в то же время специфика работы с государственными и муниципальными служащими на обширных территориях, с неразвитой образовательной инфраструктурой, не учитывается. В частности, никто не может ответить на такие вопросы:

- почему для создания филиала образовательного учреждения требуется согласие руководства субъекта Федерации, которого не интересует, как будет решаться кадровый вопрос для федеральных государственных служащих, работающих в данном субъекте Федерации;

- почему необходимо согласие на открытие филиала со стороны службы занятости в данном субъекте Федерации, которая, чаще всего, не имеет приемлемого представления о потребностях в кадрах соответствующих структур. Видимо, поэтому так легко они дают свои положительные заключения на просьбы об открытии филиалов;

- каким образом обеспечить соответствие требований к государственным служащим в различных субъектах Федерации, без которого (соответствия) затрудняются процессы обмена кадрами между территориями и разными управленческими структурами.

Если учесть наличие множества вузов, осуществляющих подготовку специалистов по государственному и муниципальному управлению, в учебных планах которых много таких дисциплин, где нет устоявшихся (общепринятых) положений, можно смело предположить наличие концептуально различных моделей государственного и муниципального управления, которые внедряются в сознание обучающихся, а это не может не привести к возникновению противоречий между служащими, исповедующими разные научные школы.

Кстати, этот момент подчеркивает исключительность специальности “Государственное и муниципальное управление” в системе специальностей высшего образования, недооцениваемую в практике работы Министерства образования.

Поэтому необходимо так организовывать образовательную деятельность по подготовке и переподготовке государственных и муниципальных служащих, чтобы она служила укреплению российской государственности, единства России. Одним из назревших моментов, на мой взгляд, является повышение жесткости регулирования содержания образования государственных и муниципальных служащих. Академические свободы должны в первую очередь касаться методик обучения и только после этого — содержания обучения.

В решении поставленных вопросов требуется развивать диалог и совместную работу органов государственной власти и местного самоуправления, с одной стороны, и специализированных учебных заведений — с другой.

Перспективным выглядит развитие деловых отношений региональных академий государственной службы с полномочными представителями Президента в федеральных округах, ибо подготовка, повышение квалификации и переподготовка государственных служащих является составной частью кадровой политики, в том числе и для проведения которой был создан институт представителей Президента.

Исходя из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

1. Государственная кадровая политика только начинает складываться, нет системы в привлечении, закреплении и использовании на государственной службе высококвалифицированных специалистов, в работе по подготовке, переподготовке и повышению квалификации управленческих кадров.

2. Работа с кадрами фактически, в реальной практике (а не на уровне деклараций) пока не принадлежит к числу приоритетных направлений деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

3. Формирование нормативно-правовой базы профессионального образования государственных и муниципальных служащих отстает от реальных потребностей практики.

4. Значительная часть управленческих кадров в течение многих лет не повышала квалификацию, не проходила профессиональную переподготовку.

5. Во многих администрациях отсутствует непосредственная связь между процессом продвижения по службе и подготовкой кадров.

6. Органы власти и управления мало влияют на содержание обучения своих кадров, практически не участвуют в разработке учебных планов и программ.

В целях обеспечения органов государственной власти и местного самоуправления высококвалифицированными кадрами, формирования целостной кадровой политики в масштабах РФ и субъектов Федерации.

 


3. Требования к подготовке специалиста и его виды деятельности

Университетский характер подготовки специалистов позволяет им не замыкаться в узких рамках специализаций и работать во многих сферах экономики, заниматься разными видами деятельности. В частности, выпускники по специальности «Государственное и муниципальное управление» получат фундаментальные знания в вопросах экономики, права, социологии, менеджмента, финансов, системного анализа, управления городским хозяйством и социальной сферой и др. Преимущественными объектами профессиональной деятельности выпускника по специальности «Государственное и муниципальное управление» могут быть государственные и муниципальные органы представительной, исполнительной и судебной власти, иные государственные и муниципальные органы, организации и учреждения. Другой сферой могут быть различные предприятия городского хозяйства и социальной сферы, требующие квалифицированного управления. Типичные должности: специалист в структурном подразделении администрации города или городского совета по экономическому анализу и планированию, промышленной политике муниципалитета, управлению имуществом, земельными ресурсами, жилищно-коммунальным хозяйством города, транспортным обслуживанием

населения, кадровой политикой, планированию деятельности самих органов местной власти, контрольной работе и др.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...