Типы учреждений для детей-инвалидов
Лекция 2 Тема 3. Система социальных учреждений для детей-инвалидов в Украине. План 1. Зарождение специализированных учреждений. 2. Типы учреждений для детей-инвалидов. 3. Особенности работы данных служб.
Литература 1. Воронина Г. А., Шептенко П. А. Методика и технология работы социального педагога. - М., 2001. 2. Социально-педагогическая работа с детьми и молодежью с функциональными ограничениями (учебное пособие) - К.. 2003. 3. Программа деятельности центров ССМ по социальной работе с детьми и молодежью с особыми потребностями.// И. Б. Иванова.- К., 1997.
1. С 20-х годов начинается развитие дефектологической науки как части общей педагогики. Организуются специальные учебные учреждения для изучения аномальных детей. Создается Экспериментальный институт, преобразованный позднее в Научно-практический институт школ и детских домов и далее реорганизованный в НИИ дефектологии Академии пед наук.(1934). В 1918 г. принимается декрет Совнаркома, по которому все аномальные дети передаются в ведения Наркомсобеса. В этом же году ведение Наркомпроса переходит одно из первых учебно-воспитательных учреждений России – Школа-санаторий для дефектных детей В.П. Кащенко, на базе которого был создан Дом изучения ребенка. Основная задача спец. школы формулировалась как наиболее полная подготовка ее выпускников к самостоятельной жизни и посильному труду. В 1926 г. после постановления Совнаркома РСФСР «Об учреждениях для глухонемых, слепых и умственно отсталых детей и подростков» впервые организационно оформляются следующие типы спец. учреждений: - детские дома для аномальных дошкольников; - школы с интернатами и без них для детей школьного возраста;
- школы с интернатами и без них с профессионально-техническим уклоном для подростков; - школы с интернатами и без них для детей смешанного возраста; - вспомогательные группы для детей и подростков при общеобразовательных школах. Обучение длилось 5 лет. (Занков, Выготский) К 1930г. спец. школы как по содержанию образования, так и организационно выделялись в общий тип специализированных учеб. заведений. 16 июля 1947 г. Министерство просвещения приказ «О мероприятиях по улучшению работы специальных школ». 1951 г. введен послевоенный план
В дальнейшем происходит становление системы социально-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями. Во многих современных образовательных учреждениях создаются социальные службы, призванные организовать совместную деятельность администрации, учеников (воспитанников) и их родителей, педагогического коллектива, представителей общественных структур, сотрудничающих с образовательным учреждением для педагогизации среды жизнедеятельности учащихся (воспитанников) и оказания квалифицированной и своевременной социальной поддержки и помощи. Социальная служба — система государственных и негосударственных структур, осуществляющих социальную работу и имеющих в своем составе специализированные учреждения для оказания социальных услуг и органы управления ими.
Социальная служба должна выполнять следующие функции: - выступать поручителем, обеспечивать социальные гарантии - охранять и защищать личность, ее права, интересы и труд; - создавать условия для безопасной, комфортной творческой жизни учащихся; - оказывать помощь и поддержку нуждающимся учащимся и учителям; - налаживать взаимоотношения в коллективе, препятствовать - изучать общественное мнение в школьном коллективе;
- организовывать социально-психологическую и правовую консультации для учащихся, педагогов, школьной администрации, - организовывать работу школьного телефона доверия; - способствовать здоровому образу жизни членов коллектива. Типы учреждений для детей-инвалидов Система специальных коррекционных учебно-воспитательных учреждений создана с тем, чтобы осуществлять обучение, воспитание и лечение детей и подростков с различными отклонениями психофизического здоровья. Данная система основа института специального образования детей и подростков с ограниченными возможностями. Реализация его функций (абилитационно-реабилитационная, корригирующая, компенсирующая, социально-бытовая, профессионально-трудовая) происходит как деятельность специальных коррекционно-реабилитационных учреждений. Выделяют следующие типы учреждений: • дома ребенка; • детские дома; • дома-интернаты; • специальные детские сады и группы; • школы и школы-интернаты; • реабилитационные центры; • профессионально-технические училища.
1. Специальные общеобразовательные школы и школы-интернаты для слабослышащих и поздно оглохших детей осуществляют воспитание, общеобразовательную и трудовую подготовку, преодоление по следствий снижения слуха и речевого недоразвития данной категории детей. Применяемые методы должны максимально стимулировать к активной речевой деятельности, развитию слухового восприятия и формированию навыков чтения с губ, чтения с лица. При обоих типах учреждений возможно создание классов для детей с дефектами опорно-двигательного аппарата и интеллекта. 3. Специальные общеобразовательные школы-интернаты для слепых детей. В данных учреждениях воспитываются и обучаются абсолютно слепые дети или дети, имеющие минимальное остаточное зрение. Приоритетной задачей выступает сохранение и максимальное развитие остаточного зрения. Компенсация слепоты происходит благодаря сохранным анализаторам. Совершенно слепые дети пользуются в учебной работе тактильно-кинестетическим и слуховым способами восприятия учебного материала и ориентации в жизненном пространстве. Частично видящие дополнительно используют зрительный анализатор. Образовательные программы идентичны программам массовой школы, за исключением специальных программ по таким дисциплинам, как физвоспитание, производственная подготовка, рельефное рисование и черчение.
4. Специальные общеобразовательные школы и школы-интернаты для слабовидящих детей. Кардинальным отличием данного типа учреждений от предыдущего оказывается направленность работы на компенсацию зрительных нарушений и восстановление неполноценного зрения в условиях щадящего режима, когда это возможно. Успех обучения и воспитания слабовидящих детей зависит от условий В классах используются специальный учебный материал (наглядный рельефный), пригодный для бисенсорного восприятия (с использованием зрения и осязания;, аудиобиблиотеки (записи, например, художественных произведений или учебников на магнитных лентах, дисках), специальные оптические, технические средства («электронная лупа», преобразователи световых сигналов в звуковые и тактильные сигналы, телескопические очки), контактные линзы, диктофоны, «говорящие» калькуляторы. Применяются методы обучения, ориентированные на коррекцию искаженных зрительных представлений детей. Школьное оборудование также приспособлено к индивидуальным и типологическим особенностям развития учеников с учетом офтальмогигиенических требований: повышенное до 1500 люкс освещение, дозирование зрительных нагрузок, возможность наклона крышки парты, учебники массовой школы с увеличенным шрифтом, тетради с особой разлиновкой (выпуклые разделители линий-барьеры). Наполняемость класса 12 человек. При данных видах учреждений возможно открытие одно-, двух или трехгодичных дошкольных отделений. 5. Логопедические учреждения для детей с речевыми нарушениями
6. Специальные учреждения для детей с умственной отсталостью относятся к системе образования, здравоохранения и социальной защиты населения. В дошкольные учреждения (детские дома и сады) принимаются дети с диагнозом «олигофрения в степени дебильности неосложненной формы», в возрасте от 4 до 8 лет. Основная цель этих учреждений — физическое, умственное и нравственное развитие, а также подготовка к обучению в специальной образовательной Вся коррекционно-компенсаторная работа направлена на преодоление и превенцию вторичных дефектов развития. Дети-дошкольники, с глубокой степенью умственной отсталости (имбецильность), а также с умственной отсталостью, осложненной детским церебральным параличом, психопатией, болезнью Дауна, шизофренией, направляются в учреждения системы социального обеспечения — специальные интернаты, дома-интернаты или в учреждения системы здравоохранения — специальные ясли, психоневрологические сана тории для детей с поражением ЦНС. Для детей с умственной отсталостью школьного возраста открыты специальные образовательные коррекционные школы и школы-интернаты, где они за 8-9 лет могут освоить учебную программу, соответствующую по отдельным предметам 5-6-му классу массовой школы, а также получить доступную специальность. Трудовое обучение занимает главное место в учебном плане и представляет собой раздел работы по социально-бытовой подготовке детей к самостоятельной жизни. Параллельно реализации процессов воспитания и обучения ведется лечебно-оздоровительная работа квалифицированными специалистами-медиками. Для детей с выраженными формами умственной отсталости (имбецильность, идиотия) в системе социального обеспечения существуют детские дома, где воспитанники находятся с 4 до 18 лет. Дети с I психическими заболеваниями, в зависимости от состояния, помещается в детские психоневрологические стационары или отделения психиатрических больниц. 7. Специальные общеобразовательные школы и школы-интернаты для детей с задержкой психического развития. Обучение осуществляется в объеме восьмилетней массовой школы. Имеется подготовительный (диагностический) класс. Наполняемость классов — 18—20 человек. Помимо учебно-воспитательной работы проводятся комплексная лечебно-восстановительная, санитарно-гигиеническая и профилактическая работа, а также коррекционные групповые и индивидуальные занятия, чтобы преодолеть недостатки психофизического развития, вызывающие неуспеваемость в массовой школе. На основе данных психолого-педагогического и клинического изучения детей реализуется принцип дифференцированного подхода. В конце каждого учебного года решается вопрос о возможности перевода в иной тип учебного учреждения каждого ребенка.
Помимо специальных школ для данной категории детей созданы 1 классы коррекции, выравнивания при массовых школах, куда ребенок может переводиться на срок от 6 месяцев до 1 года, чтобы повторно изучить, «наверстать» неусвоенный учебный материал. 8. Специальные детские сады и школы-интернаты для детей с на рушениями опорно-двигательного аппарата. Это одновременно и образовательные, и лечебно-оздоровительные, учреждения. Они делятся на девятилетние с подготовительным классом (учебная программа охватывает объем неполной средней школы) и одиннадцатилетней с подготовительным классом (учебная программа — в объеме средней школы). Обучение и воспитание ведется с учетом функционального состояния здоровья детей, их двигательных возможностей и медицинских рекомендаций. Лечебно-оздоровительную и реабилитационную работу осуществляют врачи: ортопед, психоневролог, педиатр, физиотерапевт, а также инструктор лечебной физкультуры, массажист, логопед. Наполняемость классов — до 16 человек. Для умственно отсталых детей с ДЦП при школе организуются специальные классы. 9. Социально-реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями осуществляют комплексную медикаментозную и физиотерапевтическую помощь, психолого-педагогическую и социокультурную реабилитацию, в первую очередь детей-инвалидов от 3 до 18 лет. В штате имеются врачи, учителя и воспитатели, социальные педагоги, психологи, социальные работники. Проводится правовое консультирование родителей, имеющих детей-инвалидов. Одно из приоритетных направлений деятельности — работа с Структура центров, имеющих статус опорно-экспериментальных учреждений Министерства труда и социального развития, чаще всего представлена следующими отделами: • диагностика и разработка программ социальной реабилитации; • медицинская реабилитация; • психолого-педагогическая помощь; • правовая защита; • социально-педагогическое подразделение; • организационно-методический отдел. Таким образом, эти учреждения многофункциональны. Они включают не только диагностические, развивающие, коррекционные и оздоровительные комплексы, но и творческие мастерские, направленные на развитие способностей «особых детей» в области ремесел, искусства, музыки, любви к природе, умения понимать окружающий мир и найти в нем место для себя. 10. Специальные группы при профессиональных училищах и техникумах кия детей с умственной отсталостью, нарушениями в области отдельных анализаторов, опорно-двигательного аппарата, детей-сирот. Основная задача деятельности таких училищ состоит в профориентации подростков с ограниченными возможностями, помощь в овладении ими определенной доступной специальностью. Помимо представленных выше учреждений существуют сугубо частные центры, школы, функционирующие на спонсорские деньги и ставящие своей целью максимальное для каждого ребенка Всестороннее развитие психофизических способностей и формирование навыков самообслуживания, а также оказание социокультурной помощи детям со сложными дефектами. Особенность таких объединений — внедрение инновационных психолого-педагогических технологий реабилитационного процесса.
Для обучения, воспитания и социальной адаптации детей и подростков со сложными, с тяжелыми нарушениями в развитии, с сопутствующими заболеваниями, а также для оказания им комплексной помощи создаются реабилитационные центры различных профилей. Это могут быть центры: - психолого-медико-педагогической реабилитации и коррекции; - социально-трудовой адаптации и профориентации; - психолого-педагогической и социальной помощи; - социальной помощи семье и детям, оставшимся без попечения родителей и др. Задачей таких центров является: - оказание коррекцион-но-педагогической, психологической и профориентационной помощи; - формирование навыков самообслуживания и общения, социального взаимодействия, трудовых навыков у детей с тяжелыми и множественными нарушениями. В ряде центров ведется специальная образовательная деятельность. Занятия в реабилитационных центрах строятся по программам индивидуального или группового воспитания и обучения. Нередко центры оказывают консультативно-диагностическую и методическую помощь родителям детей с особыми образовательными потребностями, в том числе информационную и правовую поддержку. Реабилитационные центры оказывают также социальную и психологическую помощь бывшим воспитанникам образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Реабилитационные центры помогают образовательным учреждениям массового назначения, если там обучаются и воспитываются дети с особыми образовательными потребностями: ведут коррекционно-педагогическую работу и консультирование. Для оказания логопедической помощи детям дошкольного и школьного возраста, имеющим отклонения в развитии речи и обучающимся в образовательных учреждениях общего назначения, работает логопедическая служба. Это может быть введение н штат образовательного учреждения должности учителя-логопеда, создание в структуре органа управления образованием логопедического кабинета или создание логопедического центра. Наиболее широко распространенной формой стал логопедический пункт при общеобразовательном учреждении. Основными задачами его деятельности являются: коррекция нарушений устной и письменной речи; своевременное предупреждение неуспеваемости, обусловленной речевыми нарушениями; распространение основных логопедических знаний среди педагогов и родителей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|