Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Типы учреждений для детей-инвалидов

Лекция 2

Тема 3. Система социальных учреждений для детей-инвалидов в Украине.

План

1. Зарождение специализированных учреждений.

2. Типы учреждений для детей-инвалидов.

3. Особенности работы данных служб.

 

Литература

1. Воронина Г. А., Шептенко П. А. Методика и технология работы социального педагога. - М., 2001.

2. Социально-педагогическая работа с детьми и молодежью с функциональными ограничениями (учебное пособие) - К.. 2003.

3. Программа деятельности центров ССМ по социальной работе с детьми и молодежью с особыми потребностями.// И. Б. Иванова.- К., 1997.

 

1. С 20-х годов начинается развитие дефектологической науки как части общей педагогики. Организуются специальные учебные учреждения для изучения аномальных детей. Создается Экспериментальный институт, преобразованный позднее в Научно-практический институт школ и детских домов и далее реорганизованный в НИИ дефектологии Академии пед наук.(1934).

В 1918 г. принимается декрет Совнаркома, по которому все аномальные дети передаются в ведения Наркомсобеса. В этом же году ведение Наркомпроса переходит одно из первых учебно-воспитательных учреждений России – Школа-санаторий для дефектных детей В.П. Кащенко, на базе которого был создан Дом изучения ребенка. Основная задача спец. школы формулировалась как наиболее полная подготовка ее выпускников к самостоятельной жизни и посильному труду.

В 1926 г. после постановления Совнаркома РСФСР «Об учреждениях для глухонемых, слепых и умственно отсталых детей и подростков» впервые организационно оформляются следующие типы спец. учреждений:

- детские дома для аномальных дошкольников;

- школы с интернатами и без них для детей школьного возраста;

- школы с интернатами и без них с профессионально-техническим уклоном для подростков;

- школы с интернатами и без них для детей смешанного возраста;

- вспомогательные группы для детей и подростков при общеобразовательных школах.

Обучение длилось 5 лет.

(Занков, Выготский)

К 1930г. спец. школы как по содержанию образования, так и организационно выделялись в общий тип специализированных учеб. заведений.

16 июля 1947 г. Министерство просвещения приказ «О мероприятиях по улучшению работы специальных школ».

1951 г. введен послевоенный план

 

В дальнейшем происходит становление системы социально-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями.

Во многих современных образовательных учреждениях созда­ются социальные службы, призванные организовать совместную деятельность администрации, учеников (воспитанников) и их ро­дителей, педагогического коллектива, представителей обществен­ных структур, сотрудничающих с образовательным учреждением для педагогизации среды жизнедеятельности учащихся (воспи­танников) и оказания квалифицированной и своевременной со­циальной поддержки и помощи.

Социальная служба — система государственных и негосу­дарственных структур, осуществляющих социальную работу и имеющих в своем составе специализированные учреждения для оказания социальных услуг и органы управления ими.

 

Социальная служба должна вы­полнять следующие функции:

- выступать поручителем, обеспечивать социальные гарантии
каждому члену школьного коллектива;

- охранять и защищать личность, ее права, интересы и труд;

- создавать условия для безопасной, комфортной творческой жизни учащихся;

- оказывать помощь и поддержку нуждающимся учащимся и учителям;

- налаживать взаимоотношения в коллективе, препятствовать
психическому насилию над личностью;

- изучать общественное мнение в школьном коллективе;

- организовывать социально-психологическую и правовую консультации для учащихся, педагогов, школьной администрации,
родителей;

- организовывать работу школьного телефона доверия;

- способствовать здоровому образу жизни членов коллектива.

Типы учреждений для детей-инвалидов

Система специальных коррекционных учебно-воспитательных учре­ждений создана с тем, чтобы осуществлять обучение, воспитание и лечение детей и подростков с различными отклонениями психофи­зического здоровья. Данная система ­ основа института специаль­ного образования детей и подростков с ограниченными возможно­стями. Реализация его функций (абилитационно-реабилитационная, корригирующая, компенсирующая, социально-бытовая, профессио­нально-трудовая) происходит как деятельность специальных коррекционно-реабилитационных учреждений. Выделяют следующие типы учреждений:

• дома ребенка;

• детские дома;

• дома-интернаты;

• специальные детские сады и группы;

• школы и школы-интернаты;

• реабилитационные центры;

• профессионально-технические училища.

 

1. Специальные общеобразовательные школы и школы-интернаты для слабослышащих и поздно оглохших детей осуществляют воспитание, общеобразовательную и трудовую подготовку, преодоление по­ следствий снижения слуха и речевого недоразвития данной категории детей. Применяемые методы должны максимально стимулировать к активной речевой деятельности, развитию слухового восприятия и формированию навыков чтения с губ, чтения с лица.

При обоих типах учреждений возможно создание классов для де­тей с дефектами опорно-двигательного аппарата и интеллекта.

3. Специальные общеобразовательные школы-интернаты для сле­пых детей. В данных учреждениях воспитываются и обучаются абсо­лютно слепые дети или дети, имеющие минимальное остаточное зре­ние. Приоритетной задачей выступает сохранение и максимальное развитие остаточного зрения. Компенсация слепоты происходит благодаря сохранным анализаторам. Совершенно слепые дети поль­зуются в учебной работе тактильно-кинестетическим и слуховым способами восприятия учебного материала и ориентации в жизнен­ном пространстве. Частично видящие дополнительно используют зрительный анализатор. Образовательные программы идентичны программам массовой школы, за исключением специальных про­грамм по таким дисциплинам, как физвоспитание, производствен­ная подготовка, рельефное рисование и черчение.

4. Специальные общеобразовательные школы и школы-интернаты для слабовидящих детей. Кардинальным отличием данного типа уч­реждений от предыдущего оказывается направленность работы на компенсацию зрительных нарушений и восстановление неполноцен­ного зрения в условиях щадящего режима, когда это возможно. Ус­пех обучения и воспитания слабовидящих детей зависит от условий
зрительной работы.

В классах используются специальный учебный материал (нагляд­ный рельефный), пригодный для бисенсорного восприятия (с использованием зрения и осязания;, аудиобиблиотеки (записи, например, художественных произведений или учебников на магнитных лентах, дисках), специальные оптические, технические средства («электрон­ная лупа», преобразователи световых сигналов в звуковые и так­тильные сигналы, телескопические очки), контактные линзы, дикто­фоны, «говорящие» калькуляторы. Применяются методы обучения, ориентированные на коррекцию искаженных зрительных представ­лений детей.

Школьное оборудование также приспособлено к индивидуаль­ным и типологическим особенностям развития учеников с учетом офтальмогигиенических требований: повышенное до 1500 люкс ос­вещение, дозирование зрительных нагрузок, возможность наклона крышки парты, учебники массовой школы с увеличенным шрифтом, тетради с особой разлиновкой (выпуклые разделители линий-барьеры). Наполняемость класса ­ 12 человек. При данных видах учреж­дений возможно открытие одно-, двух или трехгодичных дошколь­ных отделений.

5. Логопедические учреждения для детей с речевыми нарушениями
относятся к системе образования или здравоохранения.
В поликли­никах организованы слухоречевые и логопедические кабинеты, об­служивающие детей дошкольного возраста и взрослых. Различные нарушения речи устраняются логопедами.

6. Специальные учреждения для детей с умственной отсталостью относятся к системе образования, здравоохранения и социальной за­щиты населения. В дошкольные учреждения (детские дома и сады) принимаются дети с диагнозом «олигофрения в степени дебильности неосложненной формы», в возрасте от 4 до 8 лет. Основная цель этих учреждений — физическое, умственное и нравственное разви­тие, а также подготовка к обучению в специальной образовательной
коррекционной (вспомогательной) школе с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.

Вся коррекционно-компенсаторная работа направлена на преодо­ление и превенцию вторичных дефектов развития. Дети-дошкольники, с глубокой степенью умственной отсталости (имбецильность), а также с умственной отсталостью, осложненной детским церебраль­ным параличом, психопатией, болезнью Дауна, шизофренией, направляются в учреждения системы социального обеспечения — специальные интернаты, дома-интернаты или в учреждения системы здравоохранения — специальные ясли, психоневрологические сана­ тории для детей с поражением ЦНС.

Для детей с умственной отсталостью школьного возраста откры­ты специальные образовательные коррекционные школы и школы-интернаты, где они за 8-9 лет могут освоить учебную программу, со­ответствующую по отдельным предметам 5-6-му классу массовой школы, а также получить доступную специальность. Трудовое обу­чение занимает главное место в учебном плане и представляет собой раздел работы по социально-бытовой подготовке детей к самостоя­тельной жизни. Параллельно реализации процессов воспитания и обучения ведется лечебно-оздоровительная работа квалифицированными специалистами-медиками.

Для детей с выраженными формами умственной отсталости (имбецильность, идиотия) в системе социального обеспечения сущест­вуют детские дома, где воспитанники находятся с 4 до 18 лет. Дети с I психическими заболеваниями, в зависимости от состояния, помеща­ется в детские психоневрологические стационары или отделения психиатрических больниц.

7. Специальные общеобразовательные школы и школы-интернаты для детей с задержкой психического развития. Обучение осуществляется в объеме восьмилетней массовой школы. Имеется подготови­тельный (диагностический) класс. Наполняемость классов — 18—20 че­ловек. Помимо учебно-воспитательной работы проводятся ком­плексная лечебно-восстановительная, санитарно-гигиеническая и профилактическая работа, а также коррекционные групповые и индивидуальные занятия, чтобы преодолеть недостатки психофизиче­ского развития, вызывающие неуспеваемость в массовой школе. На основе данных психолого-педагогического и клинического изучения детей реализуется принцип дифференцированного подхода. В конце каждого учебного года решается вопрос о возможности перевода в иной тип учебного учреждения каждого ребенка.

Помимо специальных школ для данной категории детей созданы 1 классы коррекции, выравнивания при массовых школах, куда ребе­нок может переводиться на срок от 6 месяцев до 1 года, чтобы по­вторно изучить, «наверстать» неусвоенный учебный материал.

8. Специальные детские сады и школы-интернаты для детей с на­ рушениями опорно-двигательного аппарата. Это одновременно и об­разовательные, и лечебно-оздоровительные, учреждения. Они делятся на девятилетние с подготовительным классом (учебная программа охватывает объем неполной средней школы) и одиннадцатилетней с подготовительным классом (учебная программа — в объеме средней школы). Обучение и воспитание ведется с учетом функционального состояния здоровья детей, их двигательных возможностей и меди­цинских рекомендаций. Лечебно-оздоровительную и реабилитаци­онную работу осуществляют врачи: ортопед, психоневролог, педи­атр, физиотерапевт, а также инструктор лечебной физкультуры, массажист, логопед.

Наполняемость классов — до 16 человек. Для умственно отста­лых детей с ДЦП при школе организуются специальные классы.

9. Социально-реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями осуществляют комплексную меди­каментозную и физиотерапевтическую помощь, психолого-педагогиче­скую и социокультурную реабилитацию, в первую очередь детей-инва­лидов от 3 до 18 лет. В штате имеются врачи, учителя и воспитатели, социальные педагоги, психологи, социальные работники. Проводит­ся правовое консультирование родителей, имеющих детей-инвали­дов. Одно из приоритетных направлений деятельности — работа с
семьей нетипичного ребенка, ее консультирование, проведение тренинговых, психотерапевтических занятий.

Структура центров, имеющих статус опорно-экспериментальных учреждений Министерства труда и социального развития, чаще все­го представлена следующими отделами:

• диагностика и разработка программ социальной реабилитации;

• медицинская реабилитация;

• психолого-педагогическая помощь;

• правовая защита;

• социально-педагогическое подразделение;

• организационно-методический отдел.

Таким образом, эти учреждения многофункциональны. Они включают не только диагностические, развивающие, коррекционные и оздоровительные комплексы, но и творческие мастерские, направ­ленные на развитие способностей «особых детей» в области ремесел, искусства, музыки, любви к природе, умения понимать окружающий мир и найти в нем место для себя.

10. Специальные группы при профессиональных училищах и техни­кумах кия детей с умственной отсталостью, нарушениями в области

отдельных анализаторов, опорно-двигательного аппарата, детей-сирот. Основная задача деятельности таких училищ состоит в проф­ориентации подростков с ограниченными возможностями, помощь в овладении ими определенной доступной специальностью.

Помимо представленных выше учреждений существуют сугубо частные центры, школы, функционирующие на спонсорские деньги и ставящие своей целью максимальное для каждого ребенка Всесто­роннее развитие психофизических способностей и формирование навыков самообслуживания, а также оказание социокультурной по­мощи детям со сложными дефектами. Особенность таких объедине­ний — внедрение инновационных психолого-педагогических техно­логий реабилитационного процесса.

 

Для обучения, воспитания и социальной адаптации детей и под­ростков со сложными, с тяжелыми нарушениями в развитии, с со­путствующими заболеваниями, а также для оказания им комплекс­ной помощи создаются реабилитационные центры различных про­филей. Это могут быть центры:

- психолого-медико-педагогической реабилитации и коррекции;

- социально-трудовой адаптации и проф­ориентации;

- психолого-педагогической и социальной помощи;

- со­циальной помощи семье и детям, оставшимся без попечения роди­телей и др.

Задачей таких центров является:

- оказание коррекцион-но-педагогической, психологической и профориентационной помо­щи;

- формирование навыков самообслуживания и общения, социального взаимодействия, трудовых навыков у детей с тяже­лыми и множественными нарушениями.

В ряде центров ведется специальная образовательная деятельность. Занятия в реабилита­ционных центрах строятся по программам индивидуального или группового воспитания и обучения. Нередко центры оказывают консультативно-диагностическую и методическую помощь роди­телям детей с особыми образовательными потребностями, в том числе информационную и правовую поддержку. Реабилитацион­ные центры оказывают также социальную и психологическую по­мощь бывшим воспитанникам образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Реабилитационные центры помогают образовательным учреж­дениям массового назначения, если там обучаются и воспитыва­ются дети с особыми образовательными потребностями: ведут коррекционно-педагогическую работу и консультирование.

Для оказания логопедической помощи детям дошкольного и школьного возраста, имеющим отклонения в развитии речи и обучающимся в образовательных учреждениях общего назначе­ния, работает логопедическая служба. Это может быть введение н штат образовательного учреждения должности учителя-логопеда, создание в структуре органа управления образованием логопеди­ческого кабинета или создание логопедического центра. Наиболее широко распространенной формой стал логопедический пункт при общеобразовательном учреждении. Основными задачами его деятельности являются: коррекция нарушений устной и письмен­ной речи; своевременное предупреждение неуспеваемости, обу­словленной речевыми нарушениями; распространение основных логопедических знаний среди педагогов и родителей.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...