Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 1. Понятие о педагогической психологии: предмете, объекте, специфических методах и истории. Психология учебной деятельности. Психология игры в учебном процессе. Психология обучения и воспитания.

 

Педагогическая психология – прикладная отрасль психологической науки, изучающая закономерности процесса усвоения человеком социального опыта в условиях учебно-воспитательной (образовательной) деятельности.

Предмет педагогической психологии

(На предмет чего мы изучаем?)

Таким образом, педагогические психологи изучают различные закономерности процесса усвоения учащимся социального опыта (выраженного в знаниях, умениях, навыках, компетенциях) в условиях образовательной деятельности.

Примеры таких закономерностей:

· Экспериментально доказано, что эффективнее работа над одной-двумя ошибками, чем над всеми ошибками, которые совершил учащийся в контрольной работе.

· Для подростков мотивация к учебной деятельности напрямую связана с тем, насколько учитель помогает ему реализовать свою ведущую деятельность: общение со сверстниками с целью самопознания.

· Ж. Пиаже экспериментально доказал, что только то знание остается на всю жизнь, которое ребенок создал сам при определенных организованных взрослым условиях.

Объект педагогической психологии

(Что мы изучаем?)

Из определения мы может сделать вывод, что педагогическая психология изучает процесс усвоения человеком социального опыта в условиях учебно-воспитательной (образовательной) деятельности.

 

Пример объектов педагогической психологии

 

· Изучение процесса запоминания научных понятий.

· Изучение процесса развития нравственных ценностей.

· Изучение процесса взаимодействия с трудными школьниками.

 

Связь с другими отраслями психологии

Таким образом, мы можем сделать вывод, что педагогическая психология неразрывно связана с такими отраслями психологии, как общая психология, социальная психология, возрастная психология, психология развития, психология личности, психология профессиональной деятельности и др. Из каждой области эта наука берет какие-то факты и закономерности и преломляет их на педагогическую деятельность. Например, из общей психологии – закономерности развития волевых процессов; из социальной психологии – закономерности формирования группы, лидерства; из психологии профессиональной деятельности – закономерности психологической адаптации молодого специалиста в организации и т.д.

Вместе с этими науками педагогическая психология является психологической основой педагогики и частных методик.

 

 

Методы педагогической психологии

 

Педагогическая психология использует те же методы, что и другие отрасли психологии, но – учитывая специфику образования – специалисты чаще выбирают эмпирические, диагностические и развивающие методы.

 

I. Эмпирические методы.

I.1. Наблюдение – целенаправленное специально организованное восприятие фактов психической реальности. Пример: «Учитель ставит перед собой цель выявить индивидуальный способ работы с информацией, присущий каждому учащемуся. Он готовит специальные бланки, дает детям задание, а затем – фиксирует свои наблюдения».

I.2. Анализ продуктов деятельности. Пример: «Учитель решил выяснить, в чем причина плохого поведения учащегося и для этого попросил его нарисовать рисунок «Я в школе». На рисунке учащийся изобразил себя во весь лист. Это говорит о стремлении ученика доминировать, привлекать к себе внимание. Учитель стал больше уделять невербального внимания этому учащемуся, привлекать его к несложным заданиям перед классом. Таким образом, количество случаев нарушения поведения со стороны этого ученика снизилось».

I.3. Эксперимент – специально организованная проверка некоей гипотезы относительно образовательной деятельности учащихся. Пример: «Учитель решил примирить две враждующие микрогруппы в своем классе. Он предположил, что их может примирить совместная значимая деятельность против общего соперника, в которой они должны быть выгодны друг другу. Включив эти две микрогруппы в деятельность по подготовке презентации класса, количество ссор в классе сократилось».

I.4. Анкета (опросник, вопросный лист, вопросник) – метод целенаправленного сбора информации по фактам психической жизни школьника. Пример: «Учитель составил анкету для родителей школьников с целью выяснения стиля выполнения домашних заданий. Полученная информация помогла ему скорректировать формулировки некоторых заданий и точнее планировать занятия по предмету». Анкеты бывают структурированными (когда структура вопросов четко определена) и неструктурированными (когда по ситуации последовательность и содержание вопросов можно менять). К анкетным методам, например, относится и социометрия, посредством которой можно определить структуру лидерства в классе.

I.5. Беседа. Метод целенаправленного получения информации на основе вербальной коммуникации (частный случай беседы: интервью). В педагогической психологии беседу используют для выявления индивидуального стиля учебной деятельности учащегося, некоторых его установок, фактов биографии.

 

II.Диагностические методы в педагогической психологии.

 

В такой отрасли психологии как психодиагностике разработано множество различных методик: тестов, диагностических анкет, диагностических бесед. Для большинства из них требуется специальная психологическая подготовка. Но есть методики, которыми при незначительной подготовке может пользоваться и педагог без психологического образования. Например, с помощью методики на определения уровня обученности можно заранее определить, какие возможны проблемы с некоторыми из учащихся и что нужно предпринять, чтобы их избежать. К методикам, полезным для использования учителем можно также отнести: методику для определения уровня и содержания мотивации к учебной деятельности, методику определения индивидуального стиля деятельности, методику определения готовности к обучению в средней школе.

 

III. Развивающие методы в педагогической психологии.

К развивающим методам в педагогической психологии относятся: психологические игры, тренинги, игротренинги, психологические беседы, уроки самопознания, уроки психологии. Развивающие методы – это методы целенаправленных изменений в психической и личностной сфере школьника. Учитель, использующий их на уроке, не только повышает мотивацию к учебной деятельности учащихся, но и развивает и познавательную и личностную сферы.

 

Есть еще интерпретационные и организационные методы, но они используются только учителями, специально занимающимися научно-экспериментальной работой.

Краткая история педагогической психологии

Этап выделения предмета педагогической психологии

Педагогическая психология возникла в середине XIX века. В России ее основоположником считается К. Д. Ушинский, который сформулировал первый психолого-педагогический тезис о том, что если мы хотим развивать ребенка во всех отношениях, то нам нужно его узнать во всех отношениях. Им были разработаны многие методы управления познавательной деятельностью учащихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Самый известный его психолого-педагогический труд «Человек как предмет воспитания».

 

Экспериментальный этап

В конце 19-го в начале 20 века российские психологи активно стали внедрять в педагогику экспериментальные методы исследования: тесты, анкеты, листы наблюдения. Одним из основных ученых этого направления был А.П. Нечаев.

Нечаев А.П. был сторонником объективного подхода в психологии. Был страстным экспериментатором, напрочь отрицавшим любую теорию в психологии и педагогике. Считается одним из основателей отечественной педагогической психологии. Полагал, что процесс преподавания не доступен сугубо теоретическому исследованию – в счет идет только эксперимент и анализ практических действий. Параллельно с французскими психологами стал одним из первых стал внедрять в школу тесты, пытался организовывать психологические службы. Одну из первых батарей тестов, направленных на исследование детей, создал сотрудник Нечаева, врач-клиницист Россолимо. Внес вклад как систематизатор психолого-педагогических фактов. Все научные работы Нечаева – описание каких-то экспериментов.

Его основные заслуги:

· Внедрение в педагогическую практику объективных методов исследования.

· Развитие психологии как практической отрасли.

· Организация в 1901 году (в Петербурге) первой в России лаборатории экспериментальной педагогики.

· Организация съездов психологов в 1906 и 1909 годах.

 

После революции 1917 года психология в Советской России переживала подъем вплоть до 1930-х годов. Собственно педагогическая психология развивалась в то время в русле педологии.

Этап педологии

 

Организатором этого направления был А.Б. Залкин (1888 – 1936). До революции он увлекался психоанализом и частично его практиковал. С восторгом приняв революцию, Залкин стал заниматься психологическим консультированием партийного актива («верхушки» партии большевиков). В первые годы советской власти пробовал создать марксистский психоанализ. Описал синдром партработника (повышенная невротизация, вялый обмен веществ и хроническая усталость). Написал психоаналитическую брошюру «О язвах РКП». Особую известность в то время получила его работа «12 заповедей партийца», в которой (как и подобает психоаналитику) он особо рассмотрел половой вопрос. Тогда была популярна идея о том, что энергия пролетариата не должна отвлекаться на ненужные половые связи. Отсюда – главная заповедь партийной работы: «Класс во имя революционной целесообразности имеет право вмешаться в половую жизнь своих членов». В неявной форме эта мысль реально существовала в жизни партработников вплоть до событий начала 90-х годов ХХ века.

В 1924 году Залкин впервые выступает со своей программой формирования педологии на Втором психоневрологическом съезде (на котором присутствовало 906 делегатов – из них – только 429 специалистов, а остальные – просто делегаты). Педология – это наука о ребенка, сочетающая в себе психологию, физиологию, анатомию, педагогику и социологию ребенка. Эта программа называлась «Биомарксистская теория практики». В 1927 году он организовал Первый Педологический съезд (где присутствовали 2.5 тысячи участников). В то же время А.Б. Залкин становится главным редактором журнала «Педология». В рамках этого направления было сделано много полезных практических дел, проведено много психологических исследований. Многие психологи, уцелевшие после репрессий, начинали, как педологи.

Гибель направления началась с 1930 года, когда А.Б. Залкин активно начинает выступать с критикой психоневрологии, тем самым вызывая «огонь на себя». Сам он отрекается от своего научного прошлого, опубликовав статью-самобичевание. В 1932 году журнал «Познание марксизма» называет Залкина меньшевистским эклектиком. А в 1936 году, узнав о постановлении ЦК «О педологических извращениях в системе Наркомпроса», А.Б. Залкин умирает от инфаркта. К сожалению, закрытие педологии затормозило процесс комплексного изучения ребенка в нашей стране на двадцать-тридцать лет.

 

Этап педагогической психологии

Еще в 1926 году Л.С. Выготский написал свой фундаментальный труд «Педагогическая психология», где сформулировал на современном уровне предмет этой науки, теорию зон развития и проблему соотношения обучения и развития (определяющая роль обучения в развитии, т.е. если обучение не развивает человека как личность, то оно и не является обучением в полном смысле этого слова).

Последователи Выготского Л.С. развивают положения, сформулированные им в этой книге уже более 80-ти лет.

Сейчас определена структура педагогической психологии:

· Психология обучения (состоящая из психологии учебной деятельности, психологии исследовательской деятельности, психологии педагогической деятельности)

· Психология воспитания (психология школьного коллектива, психология личности школьника, психология личности учителя, психология нравственного развития).

Эти элементы структуры педпсихологии взаимопересекаются и взаимодополняют друг друга.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...