Требования к результатам освоения содержания дисциплины
Кафедра Педагогики
| Утверждаю
Проректор по учебной работе
(подпись, расшифровка подписи)
“____”______________20.… г
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Технологии самообразования»
050100_62-09-1-2362 «Педагогическое образование»
(код и наименование направления подготовки)
Направление подготовки
(код и наименование направления подготовки)
050100_62-09-1-2362 «Педагогическое образование»
(код и наименование направления подготовки)
Профиль подготовки
___________________________________________
(наименование профиля подготовки)
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
очная
Тобольск 2011
Рецензент
Рабочая программа дисциплины «Технологии самообразования» /сост. Г.Н.Лицман – Тобольск: ТГСПА им. Д.И.Менделеева, 2011. 18 с.
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативного компонента цикла гуманитарных и социально-экономических дисциплин (рассматривается как курс по выбору) студентам очной формы обучения по направлению подготовки 050100_62-09-1-2362 «Педагогическое образование»во 1 семестре.
Рабочая программа составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100_62-09-1-2362 «Педагогическое образование», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от "___" ______ 200__ г. № ____.
Составитель ____________________ Г.Н.Лицман
25.06.2011 г. (подпись)
| ã Петров К.С., 2011
|
| ã ТГСПА им. Д.И. Менделеева,2011
|
Содержание
|
| с.
|
| Цели и задачи освоения дисциплины.
|
|
| Место дисциплины в структуре ООП ВПО
|
|
| Требования к результатам освоения содержания дисциплины
|
|
| Содержание и структура дисциплины (модуля)
|
|
4.1
| Содержание разделов дисциплины
|
|
4.2
| Структура дисциплины.
|
|
4.3
| Лабораторные работы.
|
|
4.4
| Практические занятия (семинары)
|
|
4.5
| Курсовой проект (курсовая работа)
|
|
4.6
| Самостоятельное изучение разделов дисциплины…….......................
|
|
| Образовательные технологии.........................................................................
|
|
5.1
| Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях
|
|
| Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации...............................................................................
|
|
| Учебно-методическое обеспечение дисциплины (модуля)......…………….
|
|
7.1
| Основная литература…………………………….....................
|
|
7.2
| Дополнительная литература……………………………….....................
|
|
7.3
| Периодические издания.………………………………………......................
|
|
7.4
| Интернет-ресурсы...........................................................................................
|
|
7.5
| Методические указания к лабораторным занятиям ……………………..
|
|
7.6
| Методические указания к практическим занятиям.........................................
|
|
| Методические указания к курсовому проектированию и другим видам самостоятельной работы...................................................................................
|
|
7.7
| Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий............................................................
|
|
| Материально-техническое обеспечение дисциплины……………………....
|
|
| Лист согласования рабочей программы дисциплины…..…………………....................
|
|
| Дополнения и изменения в рабочей программе дисциплины ……………....................
|
|
Цели и задачи освоения дисциплины
Цели освоения дисциплины (модуля):
сформировать у студентов представления о высшем профессиональном образовании, о себе как развивающейся личности, содействовать развитию профессиональной культуры;
освоение технологий самообразования и создание условий для успешного овладения студентами знаниями, умениями и ценностными ориентациями в области освоения высшего профессионального образования.
Задачи:
- создать представления о специфике вузовской системы обучения;
- сформировать у студентов общие представления о технологиях самообразования;
- сформировать знания об основных формах и технологиях обучения в вузе;
- способствовать успешной адаптации первокурсников к условиям обучения в вузе;
- сформировать знания о сущности самообразования;
- обеспечить формирование у студентов способности ориентироваться в информационно-библиотечном пространстве; готовности использовать навыки работы с литературой в учебной, научной и профессиональной деятельности;
- сформировать умения работать с различными источниками информации (текстами, электронными источниками и др.).
Место дисциплины в структуре ООП ВПО
Дисциплина «Технологии самообразования» относится к вариативному компоненту цикла гуманитарных и социально-экономических дисциплин и рассматривается как курс по выбору.
Дисциплина относится к дисциплинам по выбору вариативной части учебного цикла – Б3 Профессиональный цикл.
Дисциплина«Технологии самообразования» имеет практико-ориентированный характер и является основой для успешной адаптации студентов к условиям и требованиям обучения в вузе, переориентации студентов с технологий обучения, практикуемых в рамках классно-урочной системы, на вузовский характер образования.
Содержание курса направлено на формирование у будущих учителей представлений о процессах самообразования, самовоспитания, самоактуализации, а также знаний и умений по развитию у себя потребности в личностном и профессиональном совершенствовании.
Освоение данной дисциплины (модуля) необходимо для написания рефератов, курсовых и дипломных работ.
Требования к результатам освоения содержания дисциплины
В соответствии с ФГОС и ООП ВПО процесс изучения данной дисциплины направлен на формирование у обучающегося элементов следующих компетенций:
а) общекультурных (ОК):
- способен последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, владеет русским литературным языком, навыками устной и письменной речи (ОК-5);
- способен выступать публично и работать с научными текстами (ОК-5);
- владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-6);
- готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией(ОК-8);
- способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9);
б) общепрофессиональных (ПК):
- способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);
- владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);
- способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-6);
В результате освоения дисциплины«Технологии самообразования» будущий специалист должен:
Знать:
- основные понятия и категории дисциплины;
- о процессах самообразования, самовоспитания, саморазвития;
- о структуре информационных ресурсов общества;
- о видах, системах, формах и технологиях обучения в высшей школе:
- об организации самостоятельной работы в вузе;
- о библиотеке, ее справочном аппарате, об основах библиографии.
- о технологиях самообразования;
- о видах и формах самостоятельной работы;
- о способах и приемах работы с разными источниками информации;
- о способах чтения;
- о стенографии;
- о методике поиска информации.
Уметь:
- работать с электронным каталогом, составления библиографии;
- использовать справочно-информационный фонд библиотеки, справочно-поисковый аппарат библиотеки (каталоги, как традиционные, так и электронные);
- выявлять нужные информационные и библиографические источники и пользоваться ими;
- составлять библиографические списки к рефератам, докладам, курсовым и выпускным квалификационным работам;
- планировать и распределять свое время;
- работать с книгой, справочной литературой, устным словом, газетными материалами, графическими источниками информации, компьютерными сетями;
- оформлять результаты учебного труда в виде презентаций;
Владеть:
- навыками самостоятельной работы с информационными и библиографическими источниками по конкретной тематике;
- приемами организации и ведения личных библиографических картотек или баз данных.
Приобрести опыт самообразовательной деятельности: написание рефератов, эссе, сочинений, проектов, курсовых работ
Содержание и структура дисциплины (модуля)
Содержание разделов дисциплины
№ раздела
| Наименование раздела
| Содержание раздела
| Форма текущего контроля
|
|
|
|
|
| Технологии самообразования
|
| 1.Особенности системы обучения в вузе. Характеристика форм обучения.
| Цели и задачи высшего педагогического образования. Моно- и многоуровневая подготовка. Вступление России в «Болонский» процесс. Системные изменения в модернизации образования. Изменение роли обучающихся в условиях высшего образования. Характеристика основных форм обучения в вузе: лекций, семинаров, практических занятий, спецсеминаров и спецпрактикумов, лабораторных работ. Характеристика форм контроля в вузе: экзамены, зачеты, коллоквиумы, портфолио и др. Новые технологии обучения: модульно-рейтинговая, индивидуальных образовательных траекторий и др. Кредитная система.
| ДЗ
|
| 2. Сущность, источники, функции самообразования.
| Характеристика терминологического гнезда: самообразование, самообучение, самосозидание, саморазвитие, самоорганизация, саморегуляция, самовоспитание, самопознание, самосознание, самосовершенствование. Самообразование как механизм превращения репродуктивной деятельности человека в продуктивную, творческую. Функции самообразования: экстенсивная, ориентировочная, компенсаторная, методологическая, коммуникативная, саморазвития, сотворческая и др. Мотивы обращения к самообразованию. Умение учиться и умение общаться. Типы самообразования: систематическое и ситуативное. Источники самообразования: книги, периодическая печать, средства массовой информации, Интернет, исследовательская деятельность, обучение на разных курсах, работа, окружающая действительность, увлечения. Карьера педагога.
| |
1.
| 3. Организация самостоятельной работы студентов в вузе.
| Роль самостоятельной работы в процессе подготовки специалистов. Типы самостоятельных работ: воспроизводящие, реконструктивные, эвристические, исследовательские. Требования к различным типам самостоятельных работ. Виды самостоятельной работы в зависимости от специальности и специализации. Формы, способы и приемы организации самостоятельной работы. Формы контроля самостоятельной работы в вузе. Умение планировать учебную работу. Умение распределять время для самостоятельной работы.
| Р
|
1.
| 4. Технологии подготовки к занятиям.
| Понятие технологии. Технология работы студентов с лекцией. Способы записи лекций. Возможные сокращения. Психо-физиологические требования к записи лекций. Явление интериоризации. Работа с лекцией дома. Подготовка к семинарскому занятию. Умение организовать свое время, планировать и контролировать свою деятельность, находить необходимую информацию, способность принять решение относительно собственного процесса учения, способность к самомотивации
| |
| 5.Технологии работы с различными источниками информации.
| Работа с книгой. Умение читать. Чтение-просмотр, выборочное чтение, полное (сплошное) чтение, чтение с проработкой материала. Цель чтения. Метод динамического (быстрого) чтения. Приемы работы с текстом: конспектирование, тезирование, планирование, цитирование, реферирование, рецензирование, справка, формально-логическая модель, аннотирование, матрица идей, микротезаурус. Метод внеконтекстных операций с понятиями. Работа со справочной литературой. Словари, энциклопедии, справочники. Работа с устным словом. Работа с газетным материалом. Работа с графическими источниками информации. Работа с компьютерными сетями.
| Р, К
|
1.
| 6. Технологии подготовки и презентации результатов учебного труда.
| Виды представления знаний: сообщение (устный ответ), доклад, сочинение, эссе, реферат, проект, тест, экзамен, резюме, портфолио, итоговая (выпускная) работа. Требования к каждому виду представления знаний, их структурные элементы, технологии подготовки.
| Э,Р, РК
|
| Раздел 2. Информационно-библиографическая культура
|
2.
| 7. Система научной информации. Библиотека вуза как центр информационного обеспечения учебной и научной деятельности.
| Понятие термина "информационно-библиографическая культура". Система научной информации. Библиотека вуза как центр информационного обеспечения учебной и научной деятельности. Мировые информационные ресурсы. Общероссийские информационные центры и их издания: Всероссийский институт научной и технической информации (ВИНИТИ), Российская книжная палата (РКП), Институт научной и общественной информации Российской академии Наук (ИНИОН РАН). Электронные библиотеки и Интернет. Источники научной информации. Первичные документы: учебники и учебные пособия, справочные издания, периодические издания, научные издания - монографии, сборники статей, материалы научных конференций, диссертации и авторефераты диссертаций, депонированные рукописи, нормативно-техническая литература и документация. Электронный документ. Вторичные документы: реферативные, информационные и библиографические издания, дайджесты. Библиотеки России: крупнейшие библиотеки, библиотеки города Тобольска. Библиотека вуза – центр учебной и научной информации. Библиотека Тобольского государственного педагогического института им. Д.И. Менделеева.
| |
2.
| 8. Работа с библиотечными каталогами.
| Традиционныебиблиотечные каталоги. Алфавитный каталог, его назначение, структура и принцип организации. Систематический каталог, его назначение, структура и принцип организации. Библиотечные классификации. Расстановка карточек внутри систематического каталога. Алфавитно-предметный указатель (АПУ) к систематическому каталогу. Полочный шифр издания. Оформление требования на издание.
Электронный каталог. Поиск информации в базах данных (БД) электронного каталога: «Книги», «Электронные ресурсы», «Диссертации», «Периодика», «Статьи».
Методика поиска и отбора литературы по темам рефератов, докладов: информационные потребности и адекватное отражение их в формулировке запроса, алгоритмы поиска информации в традиционных каталогах и ЭК.
Поиск информации в электронном каталоге. Составление списка отобранной литературы.
| |
2.
| 9.Методика поиска информации в корпоративной и глобальной сети. Методика библиографического оформления научной работы.
| Доступ к удаленным ресурсам Интернет. Новые доступы к полнотекстовым базам данных, электронные журналы, электронные библиотеки в Интернет.
Правила библиографического оформления списка литературы к научной работе в соответствии с ГОСТом 7.1-2003«Библиографическая запись. Библиографическое описание.Общие требования и правила составления». Расположение информации в списке.
| Т, РК
|
В графе 4 приводятся планируемые формы текущего контроля: защита лабораторной работы (ЛР), выполнение курсового проекта (КП), курсовой работы (КР), расчетно-графического задания (РГЗ), домашнего задания (ДЗ) написание реферата (Р), эссе (Э), коллоквиум (К), рубежный контроль (РК), тестирование (Т) и т.д.
Воспользуйтесь поиском по сайту: