Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Требования к результатам освоения содержания дисциплины

Кафедра Педагогики

 

 

  Утверждаю Проректор по учебной работе   (подпись, расшифровка подписи) “____”______________20.… г  

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

«Технологии самообразования»

050100_62-09-1-2362 «Педагогическое образование»

(код и наименование направления подготовки)

 

Направление подготовки

(код и наименование направления подготовки)

050100_62-09-1-2362 «Педагогическое образование»

(код и наименование направления подготовки)

 

Профиль подготовки

___________________________________________

(наименование профиля подготовки)

 

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

 

 

Форма обучения

очная

 

 

Тобольск 2011


Рецензент

 

 

Рабочая программа дисциплины «Технологии самообразования» /сост. Г.Н.Лицман – Тобольск: ТГСПА им. Д.И.Менделеева, 2011. 18 с.

 

Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативного компонента цикла гуманитарных и социально-экономических дисциплин (рассматривается как курс по выбору) студентам очной формы обучения по направлению подготовки 050100_62-09-1-2362 «Педагогическое образование»во 1 семестре.

Рабочая программа составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100_62-09-1-2362 «Педагогическое образование», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от "___" ______ 200__ г. № ____.

 

Составитель ____________________ Г.Н.Лицман

25.06.2011 г. (подпись)

 

 

  ã Петров К.С., 2011
  ã ТГСПА им. Д.И. Менделеева,2011

 

Содержание

    с.
  Цели и задачи освоения дисциплины.  
  Место дисциплины в структуре ООП ВПО  
  Требования к результатам освоения содержания дисциплины  
  Содержание и структура дисциплины (модуля)  
4.1 Содержание разделов дисциплины  
4.2 Структура дисциплины.  
4.3 Лабораторные работы.  
4.4 Практические занятия (семинары)  
4.5 Курсовой проект (курсовая работа)  
4.6 Самостоятельное изучение разделов дисциплины…….......................  
  Образовательные технологии.........................................................................  
5.1 Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях  
  Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации...............................................................................  
  Учебно-методическое обеспечение дисциплины (модуля)......…………….  
7.1 Основная литература…………………………….....................  
7.2 Дополнительная литература……………………………….....................  
7.3 Периодические издания.………………………………………......................  
7.4 Интернет-ресурсы...........................................................................................  
7.5 Методические указания к лабораторным занятиям ……………………..  
7.6 Методические указания к практическим занятиям.........................................  
  Методические указания к курсовому проектированию и другим видам самостоятельной работы...................................................................................  
7.7 Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий............................................................  
  Материально-техническое обеспечение дисциплины……………………....  
  Лист согласования рабочей программы дисциплины…..…………………....................  
  Дополнения и изменения в рабочей программе дисциплины ……………....................  

 


 

Цели и задачи освоения дисциплины

Цели освоения дисциплины (модуля):

сформировать у студентов представления о высшем профессиональном образовании, о себе как развивающейся личности, содействовать развитию профессиональной культуры;

освоение технологий самообразования и создание условий для успешного овладения студентами знаниями, умениями и ценностными ориентациями в области освоения высшего профессионального образования.

 

Задачи:

- создать представления о специфике вузовской системы обучения;

- сформировать у студентов общие представления о технологиях самообразования;

- сформировать знания об основных формах и технологиях обучения в вузе;

- способствовать успешной адаптации первокурсников к условиям обучения в вузе;

- сформировать знания о сущности самообразования;

- обеспечить формирование у студентов способности ориентироваться в информационно-библиотечном пространстве; готовности использовать навыки работы с литературой в учебной, научной и профессиональной деятельности;

- сформировать умения работать с различными источниками информации (текстами, электронными источниками и др.).

Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина «Технологии самообразования» относится к вариативному компоненту цикла гуманитарных и социально-экономических дисциплин и рассматривается как курс по выбору.

Дисциплина относится к дисциплинам по выбору вариативной части учебного цикла – Б3 Профессиональный цикл.

Дисциплина«Технологии самообразования» имеет практико-ориентированный характер и является основой для успешной адаптации студентов к условиям и требованиям обучения в вузе, переориентации студентов с технологий обучения, практикуемых в рамках классно-урочной системы, на вузовский характер образования.

Содержание курса направлено на формирование у будущих учителей представлений о процессах самообразования, самовоспитания, самоактуализации, а также знаний и умений по развитию у себя потребности в личностном и профессиональном совершенствовании.

Освоение данной дисциплины (модуля) необходимо для написания рефератов, курсовых и дипломных работ.

 

Требования к результатам освоения содержания дисциплины

В соответствии с ФГОС и ООП ВПО процесс изучения данной дисциплины направлен на формирование у обучающегося элементов следующих компетенций:

а) общекультурных (ОК):

- способен последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, владеет русским литературным языком, навыками устной и письменной речи (ОК-5);

- способен выступать публично и работать с научными текстами (ОК-5);

- владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-6);

- готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией(ОК-8);

- способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9);

 

б) общепрофессиональных (ПК):

- способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);

- владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);

- способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-6);

В результате освоения дисциплины«Технологии самообразования» будущий специалист должен:

Знать:

- основные понятия и категории дисциплины;

- о процессах самообразования, самовоспитания, саморазвития;

- о структуре информационных ресурсов общества;

- о видах, системах, формах и технологиях обучения в высшей школе:

- об организации самостоятельной работы в вузе;

- о библиотеке, ее справочном аппарате, об основах библиографии.

- о технологиях самообразования;

- о видах и формах самостоятельной работы;

- о способах и приемах работы с разными источниками информации;

- о способах чтения;

- о стенографии;

- о методике поиска информации.

Уметь:

- работать с электронным каталогом, составления библиографии;

- использовать справочно-информационный фонд библиотеки, справочно-поисковый аппарат библиотеки (каталоги, как традиционные, так и электронные);

- выявлять нужные информационные и библиографические источники и пользоваться ими;

- составлять библиографические списки к рефератам, докладам, курсовым и выпускным квалификационным работам;

- планировать и распределять свое время;

- работать с книгой, справочной литературой, устным словом, газетными материалами, графическими источниками информации, компьютерными сетями;

- оформлять результаты учебного труда в виде презентаций;

Владеть:

- навыками самостоятельной работы с информационными и библиографическими источниками по конкретной тематике;

- приемами организации и ведения личных библиографических картотек или баз данных.

Приобрести опыт самообразовательной деятельности: написание рефератов, эссе, сочинений, проектов, курсовых работ

Содержание и структура дисциплины (модуля)

Содержание разделов дисциплины

№ раздела Наименование раздела Содержание раздела Форма текущего контроля
       
  Технологии самообразования
  1.Особенности системы обучения в вузе. Характеристика форм обучения. Цели и задачи высшего педагогического образования. Моно- и многоуровневая подготовка. Вступление России в «Болонский» процесс. Системные изменения в модернизации образования. Изменение роли обучающихся в условиях высшего образования. Характеристика основных форм обучения в вузе: лекций, семинаров, практических занятий, спецсеминаров и спецпрактикумов, лабораторных работ. Характеристика форм контроля в вузе: экзамены, зачеты, коллоквиумы, портфолио и др. Новые технологии обучения: модульно-рейтинговая, индивидуальных образовательных траекторий и др. Кредитная система. ДЗ
  2. Сущность, источники, функции самообразования. Характеристика терминологического гнезда: самообразование, самообучение, самосозидание, саморазвитие, самоорганизация, саморегуляция, самовоспитание, самопознание, самосознание, самосовершенствование. Самообразование как механизм превращения репродуктивной деятельности человека в продуктивную, творческую. Функции самообразования: экстенсивная, ориентировочная, компенсаторная, методологическая, коммуникативная, саморазвития, сотворческая и др. Мотивы обращения к самообразованию. Умение учиться и умение общаться. Типы самообразования: систематическое и ситуативное. Источники самообразования: книги, периодическая печать, средства массовой информации, Интернет, исследовательская деятельность, обучение на разных курсах, работа, окружающая действительность, увлечения. Карьера педагога.  
1. 3. Организация самостоятельной работы студентов в вузе. Роль самостоятельной работы в процессе подготовки специалистов. Типы самостоятельных работ: воспроизводящие, реконструктивные, эвристические, исследовательские. Требования к различным типам самостоятельных работ. Виды самостоятельной работы в зависимости от специальности и специализации. Формы, способы и приемы организации самостоятельной работы. Формы контроля самостоятельной работы в вузе. Умение планировать учебную работу. Умение распределять время для самостоятельной работы. Р
1. 4. Технологии подготовки к занятиям. Понятие технологии. Технология работы студентов с лекцией. Способы записи лекций. Возможные сокращения. Психо-физиологические требования к записи лекций. Явление интериоризации. Работа с лекцией дома. Подготовка к семинарскому занятию. Умение организовать свое время, планировать и контролировать свою деятельность, находить необходимую информацию, способность принять решение относительно собственного процесса учения, способность к самомотивации  
  5.Технологии работы с различными источниками информации. Работа с книгой. Умение читать. Чтение-просмотр, выборочное чтение, полное (сплошное) чтение, чтение с проработкой материала. Цель чтения. Метод динамического (быстрого) чтения. Приемы работы с текстом: конспектирование, тезирование, планирование, цитирование, реферирование, рецензирование, справка, формально-логическая модель, аннотирование, матрица идей, микротезаурус. Метод внеконтекстных операций с понятиями. Работа со справочной литературой. Словари, энциклопедии, справочники. Работа с устным словом. Работа с газетным материалом. Работа с графическими источниками информации. Работа с компьютерными сетями. Р, К
1. 6. Технологии подготовки и презентации результатов учебного труда. Виды представления знаний: сообщение (устный ответ), доклад, сочинение, эссе, реферат, проект, тест, экзамен, резюме, портфолио, итоговая (выпускная) работа. Требования к каждому виду представления знаний, их структурные элементы, технологии подготовки. Э,Р, РК
  Раздел 2. Информационно-библиографическая культура
2. 7. Система научной информации. Библиотека вуза как центр информационного обеспечения учебной и научной деятельности. Понятие термина "информационно-библиографическая культура". Система научной информации. Библиотека вуза как центр информационного обеспечения учебной и научной деятельности. Мировые информационные ресурсы. Общероссийские информационные центры и их издания: Всероссийский институт научной и технической информации (ВИНИТИ), Российская книжная палата (РКП), Институт научной и общественной информации Российской академии Наук (ИНИОН РАН). Электронные библиотеки и Интернет. Источники научной информации. Первичные документы: учебники и учебные пособия, справочные издания, периодические издания, научные издания - монографии, сборники статей, материалы научных конференций, диссертации и авторефераты диссертаций, депонированные рукописи, нормативно-техническая литература и документация. Электронный документ. Вторичные документы: реферативные, информационные и библиографические издания, дайджесты. Библиотеки России: крупнейшие библиотеки, библиотеки города Тобольска. Библиотека вуза – центр учебной и научной информации. Библиотека Тобольского государственного педагогического института им. Д.И. Менделеева.  
2. 8. Работа с библиотечными каталогами.   Традиционныебиблиотечные каталоги. Алфавитный каталог, его назначение, структура и принцип организации. Систематический каталог, его назначение, структура и принцип организации. Библиотечные классификации. Расстановка карточек внутри систематического каталога. Алфавитно-предметный указатель (АПУ) к систематическому каталогу. Полочный шифр издания. Оформление требования на издание. Электронный каталог. Поиск информации в базах данных (БД) электронного каталога: «Книги», «Электронные ресурсы», «Диссертации», «Периодика», «Статьи». Методика поиска и отбора литературы по темам рефератов, докладов: информационные потребности и адекватное отражение их в формулировке запроса, алгоритмы поиска информации в традиционных каталогах и ЭК. Поиск информации в электронном каталоге. Составление списка отобранной литературы.  
2. 9.Методика поиска информации в корпоративной и глобальной сети. Методика библиографического оформления научной работы.   Доступ к удаленным ресурсам Интернет. Новые доступы к полнотекстовым базам данных, электронные журналы, электронные библиотеки в Интернет. Правила библиографического оформления списка литературы к научной работе в соответствии с ГОСТом 7.1-2003«Библиографическая запись. Библиографическое описание.Общие требования и правила составления». Расположение информации в списке. Т, РК

В графе 4 приводятся планируемые формы текущего контроля: защита лабораторной работы (ЛР), выполнение курсового проекта (КП), курсовой работы (КР), расчетно-графического задания (РГЗ), домашнего задания (ДЗ) написание реферата (Р), эссе (Э), коллоквиум (К), рубежный контроль (РК), тестирование (Т) и т.д.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...