Вопрос 11.Понятие формы государства и соотношение ее элементов
Чиркин, Тихомиров, Степанов Сорокин Форма государства представляет собой внешнее проявление гос. власти воплощенное в её структуре и способах формирования. Форма государства определяется как способ образования и структурирования государства. Под содержанием государства можно понимать характеристику деятельности государства не имеющей структурного выражения – это гос. идеология, задачи, функции методы осуществления гос. власти. Таким образом форма характеризует структуру государства, его строение. А содержание – специфику его деятельности. Форма консервативнее содержания. Насыров Любому государству присущи общие признаки. Но при этом государства многообразны с точки зрения организации и осуществления государственной власти. Вопрос: возможно ли создать форму государства, которая подходила бы для всех государств. Форма государства определяется целым набором факторов и поэтому поставка вопроса о создании концепции идеальной формы государства научно некорректна. Этот вопрос надо решать как в пространственно-цивилизациооном, так и в хронологическом аспекте. Форма государство - способ осуществления и организации государственной власти. Многообразие факторов, влияющих на форму государства необходимо анализировать в 2-х аспектах: 1) статистический; 2) динамический. 1)-это своеобразие геополитического положения страны, история страны, традиции, ценности, менталитет. 2)- на форму государства влияет своеобразие того этапа, который переживает страна в данный момент (например, между тоталитаризмом и демократией допустим переходный период в виде конструктивного авторитаризма). Поэтому целесообразно в качестве особого элемента формы государства выделять гос-политическую динамику.
Она непосредственно связана с политическим режимом и учитывает эволюцию развития государства. Возможность использования этой категории при исследовании государства и его развития предпологает выделение переходного этапа истории государства и права (Сорокин В.В.) В 50-х гг. после смерти Сталина французский ученый Леви – Стросс указал на то, что критики советского режима неохотно признают или вообще не замечают отдельных элементов его либерализации. Современные исследователи позволяют выделить еще 1 элемент - пространство правления госу-ва в общественной жизни Сегрегация (США) – отдельное и разное: отдельные школы для негров. Была отменена в 60-х годах. Два вида тоталитаризма: - открытый - скрытый (бархатный тоталитаризм). Государственная власть может быть авторитарной, но при этом пространство его (гос-ва) правления м.б. ограничено, например, сфера политики, тогда как в личной жизни, экономике существует свобода. С другой стороны современные исследователи говорят об угрозе мягкого «бархатного тоталитаризма», когда гос-во активно использует демократические механизмы и процедуры и в такой же степени расширяет сферу своего присутствия в обществе. М.Фуко: «Современное государство активно внедряется в тело общества и при этом имеет формальный статус демократического государства». Первоначально форму государство отождествляли с формой правления. В античной политико-правовой мысли различали формы государства в зависимости от числа правящих (1-монархия, немного-аристократия, большинство-демократия). В период позднего средневековья при становлении современных национальных государств стали придавать значение способу тер. организации государства. Новые государства могли возникать, с одной стороны, в результате преодоления феодальной раздробленности и распространения центральной суверенной власти на всю территорию страны. Власть становилась единой – возникло понятие унитарного (единого) государства.
Реже, с другой стороны, государства возникли в результате объединения при сохранении участниками союза политической самостоятельности. Поэтому стали различать 2 основных способа тер. организации гос-ва: 1.унитерное гос-во 2. федерация. В процессе становления буржуазного государства и в рамках сохранившейся монархии стали формироваться парламентарные формы правления. Поэтому был сделан вывод о возможности существования в рамках различных форм правления тех или иных политических режимов. Окончательно 3-х элементная трактовка форм государства сложилась в 20 в и в отечественной государствоведении эту концепцию обосновал В.Е. Чиркин. В форме государства Чиркин предложил выделить 2 аспекта: 1) организационно-структурный, отражающий способ организации государственной власти. Проявляется через форму правления –способ организации верховной государственной власти и форму гос-тер. устройства. 2) аспект деятельностно-функциональный, который отражает сам стиль осуществления гос. власти.- выражается в политическом режиме. В отличии от формы правления и гос. устройства политический режим характеризует не только само государство, но и состояние всей политической системы общества. Политический режим – совокупность приемов и способов осуществления государственной власти, а также то итоговое и реальное состояние всей политической системы общества, возникшее в результате взаимодействия всех ее элементов. Некоторые ученые считают, что политический режим характеризует не форму гос-ва, а содержание. Все эти 3 элемента формы гос-ва связаны между собой и влияют друг на друга. Так, если в законодательных текстах государство провозглашено республикой и демократией, но при этом устанавливается авторитарный или тоталитарный режим, то республика становится формальной. Невозможно сочетание тоталитарного режима и федеративного гос. устройства. Окончательный вывод о форме гос-ва можно делать после анализа всех 3-х элементов. Еще пример, установление демократического политического режима в рамках монархической формы правления, предполагает, что монархия должна быть конституционной парламентской. Для справки: Режим Медведева – скрытый авторитаризм. Политика –игра, перед Западом изображают демократию, а внутри авторитарный режим.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|