Тема 2-01-05. Развитие представлений о движении
Эволюция научного метода и естественнонаучной картины мира Тема 2-01-01. Научный метод познания
Методология Свойства научного знания: - объективность - достоверность - точность - системность Эмпирическое познание (происходит накопление эмпирического материала (научные факты, эмпирические обобщения), преобладает чувственное познание) и теоретическое познание (на этом уровне происходит выявление законов, преобладает рациональное познание. Формы теоретического знания: проблема, гипотеза, теория) Методы научного познания: - наблюдение (чувственное отражение явлений) - измерение (определение количественных значений свойств объектов с помощью приборов) - индукция (получение общего вывода на основе частных посылок) - дедукция (получение частных выводов на основе общих положений) - анализ (разделение объекта на части) - синтез (соединение частей объекта, познание его в единстве и взаимосвязи частей) - абстрагирование (мысленное отвлечение от несущественных свойств объекта) - моделирование (изучение с помощью модели) - эксперимент (активное, строго контролируемое воздействие исследователя на объект) Гипотеза Требования к научным гипотезам: - соответствие эмпирическим фактам - проверяемость (принципы верификации (эмпирическая подтверждаемость) и фальсификации (эмпирическая опровергаемость)) Научная теория (система законов, объясняющая явления в определенной области действительности) Область применимости теории Принцип соответствия (новая научная теория содержит в себе в качестве частного случая старую теорию, справедливость которой установлена экспериментально)
Тема 2-01-02. Естественнонаучная и гуманитарная культуры
Естествознание как комплекс наук о природе (естественных наук (физика, химия, биология, астрономия, география, геология, экология) Дифференциация наук (разделение наук на отдельные дисциплины) Интеграция наук (объединение наук) Гуманитарные науки (науки об обществе и человеке) Гуманитарно-художественная культура, её основные отличия от научно-технической: - субъективность знания - нестрогий образный язык - интерес к индивидуальным свойствам изучаемых предметов - сложность (или невозможность) верификации и фальсификации Математика как язык естествознания Псевдонаука как имитация научной деятельности (астрология, уфология, парапсихология, биоэнергетика) Отличительные признаки псевдонауки: - фрагментарность - некритический подход к исходным данным - невосприимчивость к критике - отсутствие общих законов - неверифицируемость и/или нефальсифицируемость псевдонаучных данных
Тема 2-01-03. Развитие научных исследовательских программ и картин мира (история естествознания, тенденции развития) Научная (исследовательская) программа (серия сменяющих друг друга теорий, объединенных основополагающими принципами) Древняя Греция: появление программы рационального объяснения мира Принцип причинности в первоначальной форме (каждое событие имеет естественную причину) и его позднейшее уточнение (причина должна предшествовать следствию) Атомистическая исследовательская программа Левкиппа и Демокрита: всё состоит из дискретных атомов; всё сводится к перемещению атомов в пустоте Континуальная исследовательская программа Аристотеля: всё формируется из непрерывной бесконечно делимой материи, не оставляющей места пустоте Взаимодополнительность атомистической и континуальной исследовательских программ Научная (или натурфилософская) картина мира как образно-философское обобщение достижений естественных наук
Фундаментальные вопросы, на которые отвечает научная (или натурфилософская) картина мира: - о материи - о движении - о взаимодействии - о пространстве и времени - о причинности, закономерности и случайности - о космологии (общем устройстве и происхождении мира) Натурфилософская картина мира Аристотеля (геоцентризм) Научные картины мира: механическая (17 в.), электромагнитная (19 в.), неклассическая (1-я половина XX в.), современная эволюционная Тема 2-01-04. Развитие представлений о материи
Фалес: проблема поиска первоначала (Фалес: первоначалом всего сущего является вода) Абстракция материи (материя – объективная реальность) Механическая картина мира: единственная форма материи – вещество, состоящее из дискретных корпускул Материальная точка — основная абстракция классической механики (тело, обладающее массой, размерами которого в данной задаче можно пренебречь) Атомно-молекулярное учение Учение о составе — первый уровень научного химического знания Учение о строении — второй уровень научного химического знания Электромагнитная картина мира: две формы материи — вещество и непрерывное электромагнитное поле Волна как распространяющееся возмущение физического поля Длина волны Спектр электромагнитных волн (по мере уменьшения длины волны: радиоволны, инфракрасное излучение, видимый свет, ультрафиолетовое излучение, рентгеновское излучение, гамма-излучение) Эффект Доплера: зависимость измеряемой длины волны от взаимного движения наблюдателя и источника волн (если источник отдаляется от наблюдателя, то измеряемая длина волны увеличивается) Современная научная картина мира: три формы материи — вещество, физическое поле, физический вакуум
Тема 2-01-05. Развитие представлений о движении Гераклит: идея безостановочной изменчивости вещей Учение Аристотеля о движении как атрибуте материи и разнообразии форм движения Механическая картина мира: единственная форма движения — механическое перемещение Описание механического движения материальной точки: координаты, скорость, траектория Система отсчёта, её основные элементы: тело отсчета, система координат («линейка»), часы
Первый закон Ньютона (закон инерции): сохранение скорости тела в отсутствие воздействий на него Второй закон Ньютона: воздействие на тело вызывает изменение его скорости (ускорение) F = ma Электромагнитная картина мира: движение — не только перемещение зарядов, но и изменение поля (распространение волн) Волновые процессы: интерференция и дифракция (огибание волнами препятствий) Понятие состояния системы как совокупности данных, позволяющих предсказать её дальнейшее поведение Движение как изменение состояния Химическая форма движения: химический процесс Учение о закономерностях химических процессов — третий уровень научного химического знания Биологическая форма движения: процессы жизнедеятельности, эволюция живой природы Эволюционная химия — четвёртый уровень научного химического знания Современная научная картина мира: эволюция как универсальная форма движения материи Многообразие форм движения, их качественные различия и несводимость друг к другу
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|