Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Расчет в системе отверстия

Цель работы

Целью данной работы является знакомство с основными понятиями взаимозаменяемости гладких цилиндрических соединений, приобретение навыков в работе со стандартами и справочниками единой системы допусков и посадок (ЕСДП).

Для обеспечения взаимозаменяемости деталей, узлов, механизмов необходимо сначала установить (нормировать), а затем и обеспечить параметры, определяющие нормальное функционирование этих деталей в узле, узла – в механизме, механизма – в технической системе.

Весьма важную роль в правильном функционировании изделий играет соблюдение точностных требований к их геометрическим параметрам.

Точность деталей определяется точностью размеров, точностью формы поверхностей, точностью расположения и волнистостью поверхностей.

Для обеспечения точностью размеров в России действует Единая система допусков и посадок (ЕСДП) и Основные нормы взаимозаменяемости, которые созданы на основе системы ИСО и базируются на стандартах и рекомендациях ИСО.

ЕСДП распространяется на допуски и размеры гладких элементов деталей, на посадки образуемые при соединении этих деталей.

В работе рассчитаем параметры и характеристики гладкого цилиндрического соединения по системе отверстия после чего переведем и пересчитаем по этим же данным, но в системе вала.


Порядок выполнения работы.

В работе для данного соединения вала и втулки Ø55, выполненного по определенной посадке, необходимо:

1) определить по ГОСТ 25347-82 величины верхних и нижних отклонений соответственно для вала и отверстия (es, ei, ES, El);

2) рассчитать предельные размеры (dmax, dmin, Dmax, Dmin и допуски вала Td и отверстия TD;

3) определить характер посадки (с зазором, с натягом, переходная): для посадки с зазором определить Smax, Smin; для посадки с натягом – Nmax, Nmin; для переходных Smax, Nmax;

4) определить допуск посадки;

5) построить схему полей допусков, все расчеты выполнить как в системе отверстия, так и в системе вала.

6) все расчетные данные свести в таблицу.

 

Для расчета параметров и характеристик гладкого цилиндрического соединения используются следующие основные формулы:

 

1) расчет предельных размеров отверстий и валов

 

, (1)

, (2)

, (3)

; (4)

 

2) расчет допусков отверстий и валов

 

, (5)

; (6)

 

3) расчет зазоров и натягов

 

, (7)

, (8)

, (9)

, (10)

, (11)

; (12)

 

4) расчет допусков посадок

 

, (13)

, (14)

. (15)

Для всех типов посадок допуск посадки численно равен сумме допуска отверстия и вала

 

(16)

 

Расчет в системе отверстия

 

Дано соединение вала и втулки с номинальным диаметром Ø55 мм, выполненное по посадке Н7/s6.

 

Определить:

1) величины верхних и нижних отклонений;

2) предельные размеры вала и отверстия;

3) допуски вала и отверстия;

4) характер посадки;

5) допуск посадки;

6) построить схемы полей допуска данной посади в обеих системах, на эскизах соединения и отдельных деталей (вала и втулки), входящих в сопряжение, дать обозначение полей допусков и посадок.

Расчеты выполнить как в системе отверстия, так и в системе вала.

 

Посадка выполнена в системе отверстия, так как в числителе дано поле допуска основного отверстия Н.

Номинальный размер является общим для вала и отверстия. Он равен: d = D = 55 мм.

 

Величины предельных отклонений определяются по ГОСТ 25347 – 82, так как вал выполнен с полем допуска s6, то величины отклонения нужно взять из таблицы 7 стандарта для квалитета 6, на пересечении интервала размером свыше 50 до 65 мм (строка) и поле допуска вала s6 (столбец), отклонения равны es = +72 мкм; ei = +53 мкм. Предельные отклонения отверстия, выполненного с полем допуска Н7, определяются из таблицы 8 этого же стандарта для квалитета 7 аналогично. Они равны: ES = 30 мкм; EI = 0.

Для определения предельных размеров воспользуемся формулами (1), (2), так как значение номинального диаметра дано в миллиметрах, переведем предельные отклонения в миллиметры. Подставляя численные значения d, es, ei, в формулы (1), (2) вычисляется

d =55+0,072=55,072 мм,

d =55+0,053=55,053 мм.

По аналогичным формулам (3), (4) определяются предельные размеры отверстия

D =55+0,030=55,030,

D =55+0=55.

Допуск вала и отверстия соответственно находится по формулам (5) и (6)

Td=72-53=19 мкм,

TD=30-0=30 мкм.

 

Данное соединение выполнено по посадке с натягом (размеры вала больше чем размеры отверстия). Поэтому необходимо по формулам (10), (11) определить Nmax, Nmin.

 

N = 72-0 = 72 мкм,

N = 53-30 = 23 мкм.

6.1.6 Допуск посадки TN по формуле (14) равен

 

ТN = 72-23 = 49 мкм

Проверяется правильность выполненного расчета, используя формулу (16):

Td = 19 мкм TD = 30 мкм,

TN= TD+Td = 30+19 = 49 мкм

 

Расчет выполнен верно.

 

6.1.7 Для построения схемы полей допусков данной посадки, задаем нулевую линию (0 – 0), расположенную горизонтально. От нее в выбранном масштабе строим в виде прямоугольников поля допусков вала и отверстия. Положение прямоугольников по отношению к нулевой линии определяется величинами основных отклонений (EI = 0 для отверстия, ei = +53 для вала).

Высота прямоугольника должна равняться допуску, ширина выбирается произвольно (Td = 19 мкм – для вала, TD = 30 мкм - для отверстия).

На схеме полей допусков проставляются величины предельных отклонений и допусков в мкм (без указания размерности).

Предельные номинальные размеры, а также зазоры и натяги проставляются в мм (с указанием размерности) – рисунок 1.

+ O —
Рисунок 1 – Схема полей допусков посадки Ø 55 H7/s6 (в системе отверстия)

 

 

Расчет в системе вала

При переводе посадок из системы отверстия в систему вала пользуются следующим правилом: при переводе квалитет точности вала и отверстия сохраняются, меняются основные отклонения - неосновной вал становится основным валом h, а основное отверстие Н заменяется неосновным отверстием.

В соответствии с этим правилом, в нашем примере, посадка в систему вала будет переведена следующим образом: Ø55 S7/h6.

Все предыдущие расчеты повторим для системы вала.

Номинальные диаметры вала и отверстия:

D=d=55 мм

 

Предельные отклонения вала с полем допуска h6 найдем по таблице 7 ГОСТ 125347 – 82 для квалитета 6 (для интервала размером свыше 50 до 65 мм):

es = 0; ei = -19 мкм

 

Предельные отклонения отверстия S7 найдем аналогично в таблице 8 ГОСТ 125347 – 82 они равны:

 

ES = -42 мкм; EI = -72 мкм

 

Определим предельные размеры вала и отверстия:

 

d =55+0=55 мм,

d =55-0,019=54,981 мм,

D =55-0,042=54,958 мм,

D =55-0,072=54,928 мм.

 

Находим допуск вала и отверстия:

 

Td=0-(-19)=19 мкм,

TD=-42-(-72)=30 мкм.

 

Определим характер посадки, так как размеры вала больше, чем размеры отверстия, то в соединении образуется натяг, находим Nmax, Nmin. Они равны

 

N =55-54,928=0,072 мм=72 мкм

N =54,981-54,958=0,023 мм=23 мкм

Допуск посадки равен

 

ТN=72-23=49мкм

Проверка: TN=Td+TD=19+30=49мкм

 

Расчет выполнен верно.

Расчеты показали, что при переводе посадки из системы отверстия в систему вала, допуски вала и отверстия, а также характер посадки не изменяются.

Аналогично строим схему расположения полей допусков посадки Ø55 S7/h6 рисунок 2.


Рисунок 2 – Схема полей допусков посадки Ø 55 S7/h6 (в системе вала)


Результаты расчетов

Таблица 1 - Параметры и характеристики гладкого цилиндрического соединения

 

Наименование определяемой величины Условное обозначение Размерность СО(СН) СВ(ch)
Номинальный размер вала d мм    
Номинальный размер отверстия D мм    
Условное обозначение Вала -      
Отклонение вала: Верхнее Нижнее es мкм +72  
ei мкм +53 -19
Условное обозначение отверстия        
Отклонение отверстия: Верхнее Нижнее ES мкм +30 -42
EI мкм   -72
Предельные размеры вала dmax мм 55,072    
dmin мм 55,053 54,981
Предельные размеры Отверстия Dmax мм 55,030 54,958
Dmin мм   54,928
Допуск вала Td мкм    
Допуск отверстия TD мкм    
Зазор наибольший Smax мм    
Зазор наименьший Smin мм    
Натяг наибольший Nmax мм    
Натяг наименьший Nmin мм    
Допуск посадки TS мкм    
TN мкм    
TS(N) мкм    

 

Диаметр 55, посадка H7/s6

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...