Обратите внимание на значение следующих слов и словосочетаний: античность, крито-микенская культура, эллинизм, Одиссея, Илиада, полисы, колонии, агон, лирика, ордер, этика, эпикурейство, стоицизм, Олимпийские игры, Законы 12 таблиц, Колизей, Пантеон, амфитеатр, гладиаторские бои, христианство, мессия, евангелия.
Понятие «Античность»
Понятие «античная культура» охватывает культуру Древней Греции и Древнего Рима. Слова «античная», «античность» является производным от латинского слова «антик», что означает древность, предмет старины. Оно было введено в оборот в эпоху Возрождения гуманистами - археологами-любителями и коллекционерами. Поскольку в Европе находили и собирали предметы греко-римской старины, то поэтому за понятием «античность» и закрепилась культура Древних Греции и Рима.
Исторический обзор античной культуры
Итак, античная культура – понятие двухчастное. Исходным ее компонентом является культура Древней Греции. Она пережила несколько этапов своего развития. Ранний этап, так называемая, крито-микенская культура, охватывает конец 3 – конец 2 тысячелетия до н.э. Эта самобытная культура имела немало общего с древними культурами Египта, Восточного Средиземноморья (Финикия, Палестина), образуя с ними один цивилизационный круг. После нескольких столетий культурного упадка (11-8 века до н.э.), связанных с приходом более архаичных греческих племен (дорийцев), наступает период развития собственно античной греческой культуры. Именно в это время складываются те великие черты греческой культуры, которые определили все последующее развитие античной культуры в целом и стали началом многих традиций в философии, этике, науке, литературе и искусстве нынешней европейской культуры. Этот период разбит на ранний (7-6 века до н.э.), классический полисный (5 век до н.э.) этапы, этап кризиса греческих полисов (4 век до н.э.). Во 2-й половине 4 в. до н.э. Греция была завоевана царем культурно близкой соседней Македонии Филиппом II. Его сын Александр Македонский, величайший из полководцев древней истории, во главе греко-македонского войска покорил Египет и всю юго-западную Азию вплоть до Индии, основав грандиозную империю. Которая, впрочем, распалась после его смерти на ряд независимых государств. Это событие имело громадное культурно-историческое значение. В завоеванных греками и македонцами странах возникла ситуация синтеза греческой и местных культур Древнего Востока. Она вылилась в расцвет новой «евразийской» культуры приведенной под эгидой и влиянием греческой культуры к некоему «общему знаменателю. Эта эпоха получила название «эллинизм» («эллины» - это самоназвание греков).
Во II-I вв. до н.э. Греция и эллинистические страны Ближнего Востока были завоеваны Древним Римом. Знакомство римлян с греческой культурой произошло еще раньше во времена завоевания греческих городов-колоний на Аппенинском (Итальянском) полуострове и в Сицилии (IV-III вв. до н.э.). С этих двух актов греко-римского «знакомства» начинается новый великий синтез культур, и мы говорим об окончательном сложении античной культуры.
Собственно римская история начинается с основания Рима в 713 г. до н.э. братьями Ромулом и Ремом. Долгое время римской народ испытывал этрусское политическое и культурное влияние. А также культурное влияние соседних италийских племен. До завоевания Греции Рим переживает царский (8-6 вв. до н.э.) и республиканский периоды. Если политически Рим подчинил Грецию, то в культурном отношении произошло нечто обратное: Греция завоевала Рим, о чем признался еще в 1 в. до н.э. римский поэт Гораций. Римляне без устали копировали и перенимали образцы греческой мысли, искусства, науки, так и не сумев превзойти в этих областях своих учителей. Копилку общей античной европейской культуры римляне пополнили достижениями в тех сферах, которые мало интересовали греков: юриспруденция, техника, гражданская и инженерная архитектура. С 1 века до н.э. римская история вступает в имперский этап. Величайшее значение в истории всей античности имеет зарождение в первых веках нашей эры в восточных пределах римской империи христианства. Мы полагаем, что появление и распространение этого учения стало возможным благодаря тому культурному взаимовлиянию, которое установилось еще в предыдущую эллинистическую эпоху, и которое было поддержано римлянами. В V веке н.э. одряхлевшая Западная Римская империя рухнула под натиском германских варварских племен. К тому времени христианство получило уже полное признание, и империя стала христианской. С ее гибелью заканчивается этап истории и культуры античности. Восточная Римская империя, именуемая далее как Византийская, пережила гибель Рима еще на тысячу лет, став богатейшей наследницей античных традиций. Но необратимые культурные перемены коснулись и ее, и историки рассматривают ее в контексте средневековой христианской культуры.
Значение античной культуры
Такова вкратце история культуры Греции и Рима. Обратимся теперь к значению этой культуры для будущего Европы и Мира. В каждую последующую эпоху европейцы видели смысл античного наследия по-разному. В средние века ценили рождение в лоне римской империи христианства. Кроме того, безусловным авторитетом пользовались работы древних философов, не противоречащие христианской этике (например, логика Аристотеля). В эпоху Возрождения и в Новое Время в центре внимания были художественные и гуманистические идеалы античности. Само слово «возрождение» подразумевало именно возрождение античных традиций. В Новейшее Время (19-20 века) историки культуры к названным смыслам добавили значение греко-римской культуры, состоящее в основании европейских философии, наук и искусств, в формировании европейского политического (демократического и республиканского) опыта, в основании собственно европейской культуры. До этого мы не вправе говорить о существовании на европейском континенте единой культуры. И наконец, величайший смысл античного наследия был найден в формировании самого типа европейского человека, человека европейской цивилизации. Истоки индивидуализма-эгоцентризма европейского человека-героя, его социальной активности, напряженной во вне себя, в общество, были рождены именно в Греции и Риме.
Греция
Крито-микенский или минойский период в истории Древней Греции был начат с возникновением в конце III тыс. до н.э. государства на острове Крит. Здесь в Кноссе находился огромный царский дворец, бывший одновременно и культовым и хозяйственным центром всей страны. Царь выполнял также и верховные жреческие функции и был обожествлен. Государство, таким образом, представляло собой теократию. В 1990 г. хранителем Оксфордского музея Р.Эвансом были начаты раскопки этого дворца. Дворец был позднее соотнесен с мифическим лабиринтом Минотавра – чудовищного быка, пожиравшего ежегодно 7 девушек, присылавшихся ежегодно из Афин, и убитого сыном афинского царя Тезеем. Раскопки открыли взору археологов огромный дворцовый комплекс из сотен беспорядочно настроенных помещений, расположенных в два-три этажа, имеющих тем не менее единую канализационную систему. Во дворце оказалось большое количество украшений, домашней утвари, керамических ваз; стены изобиловали богатыми фресковыми росписями. Все это красноречиво свидетельствовало о высокой художественной культуре критского государства.
В XV в. до н.э. с севера балканского полуострова на Крит пришло новое население – греки-ахейцы. Они не разрушили старую цивилизацию, а смогли воспринять ее и стать ее продолжателями. Помимо государства на Крите появились первые города-государства на Балканском полуострове – собственно в Греции. Наиболее известен из них город Микены. В отличие от раннеминойского периода эти города были укреплены. Стены состояли из огромных каменных блоков, стоящих друг на друге без всякой связки. Несколько веков спустя греки считали, что их строили гиганты-циклопы. Гробницы царей Микен имели шахтную конструкцию. Наиболее известна из них гробница легендарного царя Агамемнона, возглавлявшего поход на Трою, раскопанная первооткрывателем этого города Г.Шлиманом. найденных золотых веще оказалось так много, что ни один музей мира в тот момент не был в состоянии купить их.
Минойцы и греки-ахейцы имели собственную письменность, получившую название Линейное письмо А и Линейное письмо Б. Первое из них до сих пор не расшифровано. После того же, когда расшифровали Линейное письмо Б, оказалось, что на нем писали по-гречески. Изобразительное искусство, достигнув высокого совершенства, было исполнено в гораздо более реалистичной манере, нежели чем сюжеты изображений в современных им Египте и Месопотамии. Наиболее популярными темами фресковых изображений и вазописи были бытовые дворцовые сценки и морской животный мир.
Около 1200 г. до н.э. цивилизация была разрушена греками-дорийцами, пришедшими с севера. Они были более примитивны, их социальные отношения находились еще в догосударственном состоянии разложения первобытно-общинного строя. Многие достижения предшествовавшей культуры были забыты. Но дорийцы принесли с собой технологии изготовления орудий из железа. На рубеже смены двух эпох в истории Древней Греции произошла легендарная Троянская война., нашедшая отражение в поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея». Они рассказывают о происходившей в конце 13 века до н.э. Троянской войне (Илиада) и возвращении одного из главных героев – Одиссея – домой после войны (Одиссея). Сами поэмы смешивают в своем сюжете черты обоих эпох – войну, относящуюся к крито-микенской эпохе, и общественный уклад греков, характерный для последующего периода культурного упадка.
Начиная с 8 века до н.э. развивается классическая античная греческая культура. Греки не создали единого государства. Вместо этого возникают, так называемые, полисы – города-государства, объединяющие земледельческие общины. Население таких полисов обладало гражданскими правами, активно участвовало в общественной жизни. В полисах успешно развивались ремесла и торговля. Наиболее известными из них являются Афины, Спарта, Коринф, Аргос, Фивы и другие. Избыток их населения направлялся в дочерние города- колонии, разбросанные по всему Средиземноморью. Греческие полисы имели разны формы правления – тиранию, аристократию, демократию. Государством с наиболее развитой демократией были Афины. Период их расцвета в 5 веке до н.э., приведший к невиданному расцвету культуры, получил наименование классического в истории Древней Греции.
Греки, несмотря на отсутствие политического единства, несомненно в культурном отношении были едины. Они сохранили единую религию. Начиная с 8 века до н.э. греки осваивают новый алфавит, заимствованный у финикийцев. Достижения философии, науки, литературы, искусства имели общегреческое значение. Существовали общегреческие праздники, состязания. Во время спортивных Олимпийских игр, проводившихся раз в 4 года с 8 века до н.э., прекращались всякие войны. Их победители становились общенациональными героями.
Общественная активность, гражданская сознательность греков были характернейшей приметой классического периода. Важнейшим этическим мотивом их поведения является личный успех во благо государства. Поприщами для героической активности являлись не только война, но и государственная деятельность, спорт, литература, музыка, театр, наука и прочее. Наградой победителю была слава. Состязание (по-гречески «агон») было характерно, таким образом, для всех сфер общественной жизни. Такой тип отношений вырабатывал и соответствующий характер бесстрашного, мужественного, гармонично развитого человека-героя. Этот идеал находил поддержку и в греческой мифологии и религии.
Религия греков была пантеистической, т.е. имела множество богов, состоящих между собой в сложных отношениях родства, вражды. Находящиеся у власти боги не были первым поколением. Они победили в результате длительной борьбы – титаномахии – с другими богами. Местом их обитания была гора Олимп. Старшим среди богов был громовержец Зевс. Его братья Посейдон и Аид были богами морского и подземного царства. Аполлон, сын Зевса, был богом света и поэзии. Другие дети Зевса: Афродита – богиня красоты, Арес – бог войны, Афина – богиня мудрости. Боги имели разные, часто далеко не добродетельные характеры. Они ссорились, изменяли, строили козни друг другу. И в этом смысле отношения между богами у греков подобны человеческим отношениям. Рожденные от связей богов с земными женщинами полубоги-полулюди герои активно вступали в борьбу с богами и, в конечном счете, с судьбой. Одним из любимых греческих героев был Геракл, которому посвящен цикл мифов.
Греция была родиной европейской философии. Сущность греческой философии заключалась в попытке построения единого знания, объясняющего все вопросы происхождения мира, человека, души, способов познания. Важнейшей ее особенностью была ведущая роль разума, с помощью которого греки пытались ответить на все свои вопросы. Философия греков имела немного общего с религией, и главным образом, что отличало, было упование, прежде всего на роль собственного разума и ощущений, нежели чем на авторитет религии (как это было в Средние века). Греческая философия, глубоко рационалистичная по своей сути, была значительно близка науке, многие из философов (Пифагор, Фалес, Аристотель) одновременно были и учеными. Среди греков появились первые философы-материалисты, не признававшие иных (божественных) кроме материальных причин существования мира (Анаксимен, Анаксагор, Гераклит, Фалес, Демокрит). Так, Демокрит, живший в 5 веке до н.э., полагал, что материя состоит из мельчайших частиц – атомов. Грекам принадлежит идея диалектики – развития всего существующего. Величайшими философами Греции, получившими настоящее духовное бессмертие, стали жившие в Афинах в конце 5-4 веках до н.э. Платон и Аристотель.
Платон был автором первой утопии – проекта идеального государства. Последнее должно состоять из трех неизменных сословий – мудрецов, воинов и простолюдинов. Высшие сословия мудрецов и воинов, по замыслу, должны не иметь собственности и семьи. В области философии Платон разработал учение об эйдосах – идеях – понятиях (значениях), присущих каждой вещи. Мир был разделен Платоном на мир материальных вещей и идеальный мир присущих каждой из них идей. Идеей идей или автором их является бог. Душа человека до его рождения пребывала в мире идей, и мудрость человеческая и познание есть ничто иное как воспоминание об этих идеях.
Его ученик и, кстати говоря, учитель Александра Македонского, Аристотель был великим систематизатором знаний в различных областях науки и искусства. Аристотель же является родоначальником формальной логики. Его достижения в этой области столь велики, что, видимо, не потеряют своего значения уже никогда. В области философии, в частности, в метафизике – теории устройства мира, Аристотелю принадлежит учение о форме и материи. Всякая материя стремится обрести свою законченную форму. И в этом обретении лежит объяснение всяких изменений и движений в природе. Достигшая полной завершенности в форме материя успокаивается. Это состояние Аристотель назвал энтелехией. Душа человека (псюхе) является формой для своего материального тела.
Учения Платона об идеях и Аристотеля о форме и материи оказались бессмертными во времени. Спустя много столетий философы каждый раз в своем культурно-историческом контексте вновь и вновь обращаются к ним.
В области науки греки стали основателями целого ряда направлений: Геродот и Фукидид – в истории, Гиппоктрат и Асклепий (Эскулап) – медицины, Пифагор, Фалес – математики, Евклид – геометрии.
Греки – родоначальники европейской поэзии– лирики (Гесиод) и театра. С развитием демократии в полисах театр стал любимым общественным зрелищем, а одним из важнейших жанров в литературе стала драматургия. Эсхил и Софокл были первооткрывателями жанра трагедии, Еврипид – психологической драмы, Аристофан – комедии. Лейтмотивом трагических и драматических произведений греков был неотвратимый рок судьбы и борьба человеческой воли, страстей, рассудка.
В области изобразительного искусства особое место занимает скульптура. В архаическй период наиболее излюбленными темами были обнаженный юноша-Аполлон (курос) и женщина (кора) в задрапированной одежде, с характерной, так называемой, блуждающей улыбкой. В классический период скульптура достигает расцвета в лице работ скульпторов Мирона, Фидия, Поликлета. Мастерство в изображении человеческого тела достигает совершенства. Однако скульпторы не искали портретного сходства с изображаемыми людьми. Подчеркнуто физически прекрасные фигуры лишены индивидуальности. Причины тому кроются в общем характере массового сознания того времени: внимание уделялось более гражданской добродетели и общественной идее героя. Чем личности с ее духовными переживаниями, все это появится в греческом искусстве позднее.
В архитектуре выработан классический канон в сооружении храмов – ордер (определенное сочетание несущих и несомых частей архитектурной конструкции) в двух его вариантах – дорическом и ионическом. Наиболее известным архитектурным комплексом является афинский акрополь, выполненный одновременно и как кремль и как мемориал в честь победы над персами.
Особо следует отметить и искусство греков в вазописи – живописном оформлении керамики.
В последующие периоды кризиса полисов и эллинизма изменяется характер массового сознания – духовных ценностей, меняется и содержание философии, искусства, трансформируется религия.
Политический кризис полисов приводит к кризису гражданских ценностей. На поверхность выносятся личности авантюристов, тщеславных и эгоистичных героев. Слава, триумф и победа становятся нужны греку для него самого, а не для блага государства. Эгоцентризм, индивидуализм античного человека усиливаются. В столь же большой мере как и самонадеянность растут и чувства обреченности, одиночества, брошенности обществом перед лицом судьбы, космополитизма – отсутствия родины. Образование огромного эллинистического мира только способствовало последнему.
Дополнение религии египетским и ближневосточным влиянием привело к возникновению мистических культов судьбы, культов монархов.
В философии интерес смещается к вопросам человеческого поведения – этике. Были выработаны два прямо противоположных друг другу учения – эпикурейство и стоицизм. Автор эпикурейства Эпикур из Афин (рубеж 4-3 вв. до н.э.) утверждал, что наивысшей ценностью для человека является личное блаженство, наслаждение и душевный покой. Автором стоицизма был его современник Зенон с острова Крит. Высшей нормой поведения стоиков являлась апатия, бесстрастность чувств, аскетизм в быту.
Кризис полисной идеологи не привел к упадку художественной культуры и науки. Наоборот поворот внимания к человеческой душе, личным чувствам и индивидуальности, а с утверждением эллинистических монархий приобщение к новым культурам стали новым мощным импульсом в развитии греческой культуры.
Среди выдающихся скульпторов следует назвать Праксителя, Скопаса, Лисиппа, среди драматургов – Каллимаха, Феокрита, Менандра. В архитектуре разработан новый пышный коринфский ордер. Отстроены выдающиеся сооружения, вошедшие в число семи чудес света – Колосс Родосский, Мавзолей Галикарнакский, храм Артемиды в Эфесе, маятник в Александрии. Возникли новые центры эллинистической культуры – Александрия Египетская и другие. Со времен Платона развивается традиция учебно-образовательных центров: Академия Платона, Ликей Аристотеля, Сад Эпикура в Афинах, Мусейон в Александрии. Растет общий уровень образования в городах.
Древний Рим
Древнейшей цивилизацией на территории Аппенинского полуострова считается этрусская цивилизация. В 1 тыс. до н.э. на территории Средней и Северной Италии этрусски создали федерацию городов-государств. Археологические раскопки позволили обнаружить многочисленные гробницы, украшенные многоцветными росписями со сценами из повседневной жизни и религиозными мотивами. Этрусски стали первыми строить здания с купольными сводами. Для изобразительного искусства характерен реализм. Именно благодаря этрусскому влиянию римский портрет достиг впоследствии совершенства. От этруссков римляне унаследовали ремесленную и строительную технику, письменность, так называемые, римские цифры, одеяние римлян – тогу, архитектуру домов с атрием – внутренним двориком и многое другое.
В 4 веке до н.э. главным образом среди высших слоев римского общества распространяется греческий язык, некоторые греческие обычаи, в частности, бритье бород, стрижка волос. Происходит замена этрусского алфавита на греческий. Вводится монета по греческому образцу.
Римская религия была анимистической, т.е. признавала существование всевозможных духов. Ей были присущи элементы тотемизма, выразившиеся, например, в почитании капитолийской волчицы, вскормившей братьев Ромула и Рема, основателей города. С 3 века до н.э. особое влияние на римскую религию оказывает греческая. Римские боги отождествляются с греческими: Юпитер – с Зевсом, Нептун – с Посейдоном, Марс – с Аресом, Минерва – с Афиной.
Греческая литература оказала сильное воздействие на римскую литературу. Первыми произведенями по-латыни были переводы с греческого Ливия Андроника. Произведения первых авторов Плавта, Теренция в значительной мере являлись подражанием греческим комедиям. В период расцвета римской культуры в 1 веке до н.э. – 2 веке н.э., блистательно развиваясь, литература римлян нашла сове собственное неповторимое лицо. Особое место занимают поэты Лукреций, Катулл, Вергилий, Гораций, Овидий, мастера прозы Варрон, Цицерон, Апулей, Ювенал. Вергилий прославился как автор «Энеиды», ставшей римским национальным эпосом (эпос – художественная литература повествовательного характера, существующая в устной или письменной форме). Сюжет «Энеиды» повествует о троянце Энее, пришедшем после падения Трои в Лаций и ставшем основателем римского государства. Появляется в Риме и собственная историография в лице работ по истории Цезаря, Тита Ливия, Иосифа Флавия, Тацита.
С развитием общественной жизни связано ораторское искусство (риторика), в котором особую роль сыграл Цицерон.
В философии римляне не создали собственных учений, наиболее популярными были греческие эпикурейство и стоицизм.
С завоеванием Греции произведения ее искусства наводнили Рим. Массовое копирование ее шедевров тормозило развитие собственно римской скульптуры. Свой вклад римляне смогли внести только в области реалистического скульптурного портрета. Греческие города Афины, Коринф, Александрия продолжали играть роль культурных и образовательных центров античного мира.
Характерной чертой римлян был практицизм, любовь к прикладным наукам. Большое развитие получила юриспруденция – наука о праве. Одно из величайших достижений – римское право, впервые зафиксированное в, так называемых, «Законах 12-ти таблиц» в 5 веке до н.э., послужило основой для европейского правоведения вплоть до наших дней.
К 1-2 векам н.э. относится сооружение двух самых известных римских архитектурных памятников: Колизея, самого большого амфитеатра античного мира, вмещавшего 50 тыс. зрителей, и Пантеона, храма во имя всех богов. Главная часть пантеона представляла собой греческий круглый храм, завершенный куполом, через отверстия которого свет проникает во внутреннюю часть храма, поражающую величием и простотой отделки. Собственно римскими нововведениями в архитектуре были триумфальные арки, акведуки, мосты. Знамениты римские дороги. Римляне изобрели бетон. Появляются новые типы зданий – базилики, цирки, амфитеатры, термы. Стены, потолки и полы общественных зданий, а также дворцов императоров и богатых домов частных лиц украшались росписью или мозаикой. Прекрасные образцы римской живописи сохранились в Помпеях, Геркулануме и Стабиях, засыпанных пеплом во время извержения вулкана Везувия в 79 г. н.э.
По общему признанию народные нравы, образ мышления римлян не были столь возвышенными и поэтичными как у греков, их отличает большая приземленность, практицизм и, даже, в какой-то мере грубость. Среди театральных жанров наибольшей популярностью пользовалась комедия. Столь любимые греками трагедии не нашли подобного отклика в душах римлян. Вместо театра и спортивных состязаний, бывших любимыми общественными развлечениями у греков, наибольшей популярностью у римлян пользуются гладиаторские бои. Лицезрение лика смерти, лишенное нравственных начал, - характерная примета римской культуры.
Начиная с 3 века н.э., проявляются признаки кризиса античной культуры – низкий уровень грамотности, падение нравов, пессимизм, широкое распространение христианства.
Христианство
Христианство возникает в условиях кризиса античных культурных ценностей, на основе распространенной в восточных провинциях Римской империи идеи ожидания мессии – спасителя. Выросшая на основе иудаизма, эта идея в дальнейшем воспринимает элементы восточных религий и культов, эллинистических философий. Безусловно положительными чертами христианства, способствовавшими быстрому его распространению, являлось отсутствие социальных и национальных отличий, делавших религию космополитичной и доступной для каждого.
В центре христианской системы находилось убеждение, что в лице Иисуса Христа Сын Божий воплотился в человеке. Образ мессии Христа (гр. Christus – помазанник) первоначально упоминался в самой общей форме, и лишь несколько позже, в конце 1 века и в первой половине 2 века н.э. появились его жизнеописания – евангелия (евангелия от Луки, Матфея, Марка, Иоанна).
В 4 веке христианство превращается в государственную религию. Начинается разгром языческих храмов, запрещаются Олимпийские игры. Следует отметить, что торжество христианской церкви сопровождалось гибелью многих памятников античной культуры.
В 4 веке начинают строить христианские храмы – базилики. Форма и название были заимствованы от более ранних античных базилик, являвшихся административными и судебными зданиями.
Новые художественные черты яснее всего выступают в христианской живописи. В росписях римских катакомб (подземных помещений для погребений, в которых собирались ранние христиане) наглядность изображения сцены становится важнее, чем пропорциональная разработка фигур, соблюдение масштабности.
Западная Римская империя прекратила свое существование в 476 г., когда был низложен последний римский император. Этот год традиционно считается концом Древнего мира, античности, началом Средневековья.