Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ранние предания о возникновении священных изображений в Церкви.

Ранние предания о возникновении священных изображений в Церкви.

В отношении образа Господа Иисуса Христа можно сказать, что он слагался и по преданиям, и по непосредственным откровениям, и чудесным образом.

Предания об облике Христа появились в древнейшие времена и, несомненно, восходят к рассказам «самовидцев». Некоторые нашли св. отражение в письменности. Известно, например, так наз. «Письмо» проконсула Публия Лентула Тиверию или римскому сенату (1-я треть Iв.), в кот. содержится описание Его внешнего вида. Однако письмо это обнаружилось в XIVв., на Западе и, можно думать, представляет собой подложный документ. Более авторитетным западным свидетельством является описания Антонина из Пьяченцы, посетившего Святую Землю в 570 г. Из свидетельств Православной церкви следует упомянуть сказания Феодора летописца (VIв), Андрея Критского (VIII в), патриарха Германа (VIII в), послание Церкви к императору-иконоборцу Феофилу (836 г).

Церковное предание повествует о явлении Нерукотворного Образа Спасителя (Спас на Убрусе). Правитель Эдессы, Авгарь VУхама, страдавший проказой, и, прослышав о чудесных исцелениях, совершаемых Христом, послал к Нему своего придворного Ханнана (Ананию). Анания, отыскав Христа, не смог к Нему приблизиться и, остановившись неподалеку, стал Его рисовать. Увидев это, Господь попросил принести плат и, умывшись, отер им лицо. Тотчас на плате появился отпечаток Его лика, кот. и получил название Нерукотворного Образа, был вручен Ханнаану и доставлен им в Эдессу, где его поместили в квадратную нишу, предварительно наложив на доску. При Авгаре Эдесса стала христианской, но один из его ближайших потомков снова вернулся к языческим культам, и образ вынужденно сокрыли в стене, замуровав в нише с зажженной лампадой. В 544\545 к Эдессе подступила персидская армия под предводительством Хосроя I, и город готов был пасть. В критический момент к еп. Евлалию явилась Богоматерь, кот. напомнила о Нерукотворной иконе и указала место ее сокрытия. Вновь обретенная икона предотвратила захват города. Древнейшее известное нам упоминание об этом образе находится в памятнике «Учение Аддаи», епископа Эдессы (+541), что объясняется, по-видимому, тем, что образ оставался еще замурованным, местонахождение его не было известно, и о нем забыли. Древнейший - известный нам – писатель, авторство которого считается неоспоримым, кот. говорит о Нерукотворном образе, посланным Авгарю, - Евагрий (VI в). В своей «Церковной истории» он называет этот образ «богозданной иконой». Во времена иконоборчества на Образ ссылается преп. Иоанн Дамаскин, в 787 г. Отцы Седьмого Вселенского Собора упоминают его несколько раз..В 944 г. виз. императоры Константин Багрянородный и Роман Iкупили его у Эдессы, он был торжественно перенесен в Константинополь и помещен в храме Богоматери, называемом Фарос. После разгрома Константинополя крестоносцами в 1204 г. следы иконы теряются.

Спас «Мокрая брада», строго говоря, явился одним из вариантов Нерукотворного Спаса. Наименование введено рус. иконописцами по клинообразной форме бороды, с острым кончиком, прямым или загнутым на сторону. Н.П. Кондаков упоминает о якобы эдесской иконе «Нерукотворного Спаса» с «мокрой брадой», хранившейся в ц. Св. Варфоломея армянского монастыря в Генуе. Спас «На чрепии» (Святая Керамида, Керамидион) полностью повторяющий «Нерукотворного» за исключением коричневатого, кирпичного оттенка, что объясняется его происходением. Оно было обнаружено на черепице, или кирпичах, скрывающих нишу с ик. Нерукотворного Образа в Эдессе, кот. чудесным образом проступил на них. По др. легенде, живописец и скороход, несшие Нерукотворный образ к Авгарю, остановились на ночлег близ г. Иераполиса, в доме гончара, и для безопасности икона была спрятана между 2-мя кирпичами, где ночью над этим местом в небе возник огненный столб. Когда чудесный образ достали из тайника, то на одном из кирпичей увидели его отпечаток. Он был оставлен в Иераполисе. С меньшей вероятностью можно доверять рассказу Льва Диакона, согласно которому ап. Фаддей, несший плат с ликом Христа, на ночлеге у стен Эдессы, спрятал святыню среди черепицы.

 

Ранние предания о возникновении священных изображений в Церкви.

 

Иконография Плата Вероники сложилась на основе зап. легенды о нерукотворном образе Вероники. Вероника – кровоточивая жена, получившая исцеление прикосновением к одеждам Господа. Евсевий Памфил оставил описание статуи Христа, кот. сделала Вероника в память о своем чудесном исцелении и которая была разбита во времена Юлиана Отступника (361-363 гг). Статуя упоминается и у И. Дамаскина (VIIIв), в Деяниях Седьмого Всел. Собора и в др. источниках. Существует несколько вариантов сказания. В первом говорится об образе на лоскуте одежды, кот. исцелился имп. Тиверий (Iв). По второму варианту Вероника заказала икону евангелисту Луке. Лука несколько раз безуспешно брался за дело, и, видя это, Христос Сам пришел к Веронике на вечерю, умылся и, вытерев лицо, оставил отпечаток на плате. В римских «Acta Sanctorium» рассказывается о том, как Вероника, сопровождая Христа на Голгофу, подала Ему полотно, чтобы утереть пот и кровь. В знак любви Христос возвратил его с отпечатком Своего лика.

Если икона Христа – основа христианского боготворчества – передает черты Бога, ставшего человеком, то в иконе Богоматери мы имеем образ первого человека, осуществившего цель воплощения, - обожение человека. Первые иконы Божией Матери приписывают евангелисту Луке, кот. после Пятидесятницы написал их три: «Умиление», «Одигитрия» и третья, по-видимому, изображала Богоматерь без Младенца. Данные о ней крайне запутаны, вероятнее всего, она походила на изображение Богоматери в Деисисе, т.е. обращенной ко Христу с молитвой. В наше время в Русской Ц. насчитывается ок 10 икон, приписываемых евангелисту Луке, кроме того, на Афоне и на Западе их существует 21, из кот. 8 – в Риме. Конечно, авторство евангелиста, св. Луки, нужно пониматьв том смысле, что иконы эти являются списками со списков с икон, писанных им когда-то. Предание следует здесь так же, как в отношении апостольских правил или апостольской литургии. Они восходят к апостолам не потому, что сами апостолы их написали, а потому, что носят ап. характер и облечены ап. авторитетом.

Предание говорит о том, что Лука первым написал иконы Божией Матери, и передается это текстами богослужения в дни празднования нек. икон, в кот. сообщается, что Богоматерь не только одобрила Свою икону, но и сообщила ей благодать Свою и силу. Церковь подчеркивает преемство благодати и силы, присущее всем спискам этих икон, как воспроизводящим подлинные черты Богоматери, запечатленные евангелистом Лукой. По преданию Лука написал эти иконы воском - способом энкаустики (инок Григорий).

Кроме икон, написанных Лукой, Предание говорит еще о нерукотворном, явленном образе Богоматери. Его происхождение вкратце описывается в службе «Казанской иконы Божией Матери». Богоматерь повелела ап. Петру и Иону построить храм в Лидде, водрузив там Ее образ. В VIIIв. св. Герман, будущий патриарх Константинопольский сделал с этой иконы копию, кот. впоследствии, во время иконоборчества послал в Рим. После победы над иконоборчеством икона вернулась в Константинополь. С этого времени образ Лиддской Богоматери именуется также Римским.

Что касается исторических свидетельств, виз. историк Феодор Чтец (VI в) также говорит об отправке в 450 г. иконы Божией Матери, писанной евангелистом Лукой, из Иерусалима в Константинополь императрицей Евдокией, женой имп. Феодосия II, своей сестре, св. Пульхерии. В VIIIв. св. Андрей Критский и св. патриарх Герман также говорят об иконе Богоматери Одигитрии, приписываемой Луке, но находящейся в Риме. Икона была написана при жизни Богоматери и послана в Рим Феофилу, о кот. говорится в Деяниях и во вступлении к Евангелию от Луки. Др. предание говорит, что эта икона была отправлена Феофилу, но не в Рим, а в Антиохию.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...