Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

33. Расстройства речи. Афазия, алалия, дизартрия, смазанная, разорванная речь, заикание, мутизм, эхолалия.




33. Расстройства речи. Афазия, алалия, дизартрия, смазанная, разорванная речь, заикание, мутизм, эхолалия.

Алалия потеря способности говорить.

Афазия — расстройство речи, при котором частично или пол­ностью утрачивается способность пользоваться словами для выра­жения своих мыслей при сохранности артикуляции речи. Моторная афазия — нарушение активной речи как устной, так и письменной. Сенсорная афазия — нарушение понимания чужой речи. Амнестическая афазия — забывание названий предметов, имен, при этом забытое название слов заменяется его описанием. На­пример, забыв слово «нож», больной говорит: «Это то, чем ре­жут». Парафазия вербальная — употребление вместо отдельных слов других, не имеющих отношение к смыслу речи. Парафазия литеральная — замена отдельных слогов или звуков другими, отсутствующими в данном слове, перестановка отдель­ных слогов, звуков в конкретном слове. Брадифазия — замедление речи, отмечается при заторможен­ности мышления в рамках депрессивного синдрома. Вербигерация — многократное повторение отдельных слов или фраз.

Дизартрия — неспособность к адекватной артикуляции речи, смазанная, запинающаяся, спотыкающаяся речь.

Заикание нарушение плавности речи в виде судорожного расстройства координации речевого акта, повторение отдельных слогов с выраженными трудностями в их произнесении. Косноязычие (дислалия) — расстройство речи, характеризующе­еся неправильным произношением отдельных звуков (пропуском, заменой другим звуком). Логоклония — спастическое, многократное повторение отдель­ных слогов произносимого слова. Повышение громкости речи (вплоть до крика) отмечается у боль­ных в маниакальном состоянии и при ажитированной депрессии, в результате перенапряжения голос становится сиплым или со­всем пропадает. Изменение модуляции речи выражается в напыщенности, пате­тичности или бесцветности, монотонности речи (утрата речевой мелодии). Олигофазия — чрезвычайное снижение количества используе­мых в речи слов, обеднение словарного запаса. Шизофазия — разорванная речь, бессмысленный набор отдель­ных слов, оформленных в грамматически правильное предложение. Инкогеренция — бессмысленный набор произносимых слов, не оформленный в грамматически правильное предложение. Символическая речь — придание словам и выражениям особо­го, отвлеченного, исключительного (понятного лишь самому боль­ному) смысла вместо общеупотребительного. Криптолалия — создание больным собственного языка или осо­бого шифра (криптография). Неологизмы — создание больным изобретенных им слов (часто символического значения), смысл которых понятен толко само­му больному. Логорея — очень быстрая, практически непрерывная много­словная речь с преобладанием в содержании ассоциаций по со­звучию или по контрасту. Эхолалия — повторение услышанных слов по типу стереотипии. Мутизм — активный и пассивный отказ от речи (молчание). Наблюдается в картине ступора, а также как изолированное пси­хическое расстройство у детей (элективный мутизм).

34. Дизграфия и дизлексия у детей

Дисграфия и дислексия – это резкое затруднение в овладении графической формой речи, связанное чаще всего с общим недоразвитием речи у детей.
Некоторые дети школьного возраста при нормальном слухе и нормальных умственных способностях не овладевают грамотой или читают и пишут с большими ошибками, которые проявляются чаще всего в общем искажении звукового состава слов и замене букв (дисграфия, дислексия). Такие нарушения письма и чтения часто являются причиной школьной неуспеваемости.
Степень нарушения письма и чтения при дисграфии и дислексии обычно соответствует степени общего недоразвития речи, однако нередко встречаются отклонения в усвоении письма и чтения при нарушении только произносительной стороны речи. В этом случае существует связь между нарушениями в усвоении письма и чтения и отклонением в развитии произношения, которое предшествовало или сопутствовало обучению грамоте.
Неправильное произношение звуков может мешать развитию четкого слухового их восприятия, что затрудняет овладение звуковым составом слова. При дисграфии и дислексии у детей нет достаточно четкого представления о том, из каких звуко-буквенных элементов состоит слово, поэтому у них появляются трудности в формировании навыков анализа и синтеза звукового состава слова, нарушается усвоение письма и чтения. Например, ученик, страдающий резковыраженным косноязычием, предложение: «у Киры косы» читает: «У Кы.. … и.. …ры…ы…Киры…кы…с…кА…ко-ш…ки…кошки». Тот же ученик предложение: «Кругом трещали кузнечики» записывает следующим образом: «Клуги трачаи кзнезк».
Отклонения в усвоении письма и чтения при дисграфии и дислексии нередко ошибочно считаются следствием нарушений зрительного восприятия и не связываются с особенностями развития речи детей. При таких взглядах не причину этих нарушений методы преодоления сводятся по преимуществу к механической тренировке в зрительном запоминании начертании букв, списывании, обводке, штриховке, вырезывании букв и т. п., что не приводит, однако, к цели.
Новый подход к рассмотрению нарушений письма и чтения при дисграфии и дислексии как явления, обусловленного аномальным развитием речи, дает возможность разработать и научно обосновать иные, более действенные методы преодоления и предупреждения таких нарушений. Эти методы основаны на восполнении имеющихся в развитии детей пробелов фономатического слуха и произношения. Процесс письма в норме осуществляется на основе достаточного уровня сформированности определенных речевых и неречевых функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, языкового анализа и синтеза, сформированности лексико-грамматической стороны речи, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений. Несформированность какой-либо из указанных функций может вызвать нарушение процесса овладения письмом, дисграфию. Дисграфия обусловлена недоразвитием (распадом) высших психических функций, осуществляющих процесс письма в норме.

Выделяют три вида дисграфий: акустическую, оптическую, моторную. При акустической дисграфии отмечается недефференцированность слухового восприятия, недостаточное развитие звукового анализа и синтеза. Частыми являются смешения и пропуски, замены букв, обозначающих звуки, сходные по артикуляции и звучанию, а также отражение неправильного звукопроизношения на письме.
Оптическая дисграфия обусловлена неустойчивостью зрительных впечатлений и представлений. Отдельные буквы не узнаются, не соотносятся с определенными звуками. В различные моменты буква воспринимается по-разному. Вследствие неточности зрительного восприятия они смешиваются на письме. Наиболее часто наблюдаются смешения следующих рукописных букв: п-н, п-и, у-и, ц-щ, ш-и, м-л, б-д, п-т, н-к. В тяжелых случаях оптической дисграфии письмо слов невозможно. Ребенок пишет только отдельные буквы. В ряде случаев, особенно у левшей, имеет место зеркальное письмо, когда слова, буквы, элементы пишутся справа налево.
Моторная дисграфия – для нее характерны трудности движения руки во время письма, нарушение связи моторных образов слов с их звуковыми и зрительными образами.
мозга. Симптоматика дисграфии. Симптоматика дисграфии проявляется в стойких и повторяющихся ошибках в процессе письма, которые можно сгруппировать следующим образом: искажения и замены букв, искажения звукослоговой структуры слова; нарушения слитности написания отдельных слов в предложении; аграмматизмы на письме. Дисграфия может сопровождаться и неречевой симптоматикой (неврологическими нарушениями, нарушением познавательной деятельности, восприятия, памяти, внимания, психическими нарушениями). Неречевые симптомы определяются в этих случаях не характером дисграфии и в связи с этим не включаются в ее симптоматику, а совместно с нарушениями письма входят в структуру нервно-психических и речевых расстройств (при алалии, дизартрии, нарушениях речи при умственной отсталости и др. ).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...