33. Расстройства речи. Афазия, алалия, дизартрия, смазанная, разорванная речь, заикание, мутизм, эхолалия.
33. Расстройства речи. Афазия, алалия, дизартрия, смазанная, разорванная речь, заикание, мутизм, эхолалия.
Алалия — потеря способности говорить.
Афазия — расстройство речи, при котором частично или полностью утрачивается способность пользоваться словами для выражения своих мыслей при сохранности артикуляции речи. Моторная афазия — нарушение активной речи как устной, так и письменной. Сенсорная афазия — нарушение понимания чужой речи. Амнестическая афазия — забывание названий предметов, имен, при этом забытое название слов заменяется его описанием. Например, забыв слово «нож», больной говорит: «Это то, чем режут». Парафазия вербальная — употребление вместо отдельных слов других, не имеющих отношение к смыслу речи. Парафазия литеральная — замена отдельных слогов или звуков другими, отсутствующими в данном слове, перестановка отдельных слогов, звуков в конкретном слове. Брадифазия — замедление речи, отмечается при заторможенности мышления в рамках депрессивного синдрома. Вербигерация — многократное повторение отдельных слов или фраз.
Дизартрия — неспособность к адекватной артикуляции речи, смазанная, запинающаяся, спотыкающаяся речь.
Заикание — нарушение плавности речи в виде судорожного расстройства координации речевого акта, повторение отдельных слогов с выраженными трудностями в их произнесении. Косноязычие (дислалия) — расстройство речи, характеризующееся неправильным произношением отдельных звуков (пропуском, заменой другим звуком). Логоклония — спастическое, многократное повторение отдельных слогов произносимого слова. Повышение громкости речи (вплоть до крика) отмечается у больных в маниакальном состоянии и при ажитированной депрессии, в результате перенапряжения голос становится сиплым или совсем пропадает. Изменение модуляции речи выражается в напыщенности, патетичности или бесцветности, монотонности речи (утрата речевой мелодии). Олигофазия — чрезвычайное снижение количества используемых в речи слов, обеднение словарного запаса. Шизофазия — разорванная речь, бессмысленный набор отдельных слов, оформленных в грамматически правильное предложение. Инкогеренция — бессмысленный набор произносимых слов, не оформленный в грамматически правильное предложение. Символическая речь — придание словам и выражениям особого, отвлеченного, исключительного (понятного лишь самому больному) смысла вместо общеупотребительного. Криптолалия — создание больным собственного языка или особого шифра (криптография). Неологизмы — создание больным изобретенных им слов (часто символического значения), смысл которых понятен толко самому больному. Логорея — очень быстрая, практически непрерывная многословная речь с преобладанием в содержании ассоциаций по созвучию или по контрасту. Эхолалия — повторение услышанных слов по типу стереотипии. Мутизм — активный и пассивный отказ от речи (молчание). Наблюдается в картине ступора, а также как изолированное психическое расстройство у детей (элективный мутизм).
34. Дизграфия и дизлексия у детей
Дисграфия и дислексия – это резкое затруднение в овладении графической формой речи, связанное чаще всего с общим недоразвитием речи у детей.
Некоторые дети школьного возраста при нормальном слухе и нормальных умственных способностях не овладевают грамотой или читают и пишут с большими ошибками, которые проявляются чаще всего в общем искажении звукового состава слов и замене букв (дисграфия, дислексия). Такие нарушения письма и чтения часто являются причиной школьной неуспеваемости.
Степень нарушения письма и чтения при дисграфии и дислексии обычно соответствует степени общего недоразвития речи, однако нередко встречаются отклонения в усвоении письма и чтения при нарушении только произносительной стороны речи. В этом случае существует связь между нарушениями в усвоении письма и чтения и отклонением в развитии произношения, которое предшествовало или сопутствовало обучению грамоте.
Неправильное произношение звуков может мешать развитию четкого слухового их восприятия, что затрудняет овладение звуковым составом слова. При дисграфии и дислексии у детей нет достаточно четкого представления о том, из каких звуко-буквенных элементов состоит слово, поэтому у них появляются трудности в формировании навыков анализа и синтеза звукового состава слова, нарушается усвоение письма и чтения. Например, ученик, страдающий резковыраженным косноязычием, предложение: «у Киры косы» читает: «У Кы.. … и.. …ры…ы…Киры…кы…с…кА…ко-ш…ки…кошки». Тот же ученик предложение: «Кругом трещали кузнечики» записывает следующим образом: «Клуги трачаи кзнезк».
Отклонения в усвоении письма и чтения при дисграфии и дислексии нередко ошибочно считаются следствием нарушений зрительного восприятия и не связываются с особенностями развития речи детей. При таких взглядах не причину этих нарушений методы преодоления сводятся по преимуществу к механической тренировке в зрительном запоминании начертании букв, списывании, обводке, штриховке, вырезывании букв и т. п., что не приводит, однако, к цели.
Новый подход к рассмотрению нарушений письма и чтения при дисграфии и дислексии как явления, обусловленного аномальным развитием речи, дает возможность разработать и научно обосновать иные, более действенные методы преодоления и предупреждения таких нарушений. Эти методы основаны на восполнении имеющихся в развитии детей пробелов фономатического слуха и произношения. Процесс письма в норме осуществляется на основе достаточного уровня сформированности определенных речевых и неречевых функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, языкового анализа и синтеза, сформированности лексико-грамматической стороны речи, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений. Несформированность какой-либо из указанных функций может вызвать нарушение процесса овладения письмом, дисграфию. Дисграфия обусловлена недоразвитием (распадом) высших психических функций, осуществляющих процесс письма в норме.
Выделяют три вида дисграфий: акустическую, оптическую, моторную. При акустической дисграфии отмечается недефференцированность слухового восприятия, недостаточное развитие звукового анализа и синтеза. Частыми являются смешения и пропуски, замены букв, обозначающих звуки, сходные по артикуляции и звучанию, а также отражение неправильного звукопроизношения на письме.
Оптическая дисграфия обусловлена неустойчивостью зрительных впечатлений и представлений. Отдельные буквы не узнаются, не соотносятся с определенными звуками. В различные моменты буква воспринимается по-разному. Вследствие неточности зрительного восприятия они смешиваются на письме. Наиболее часто наблюдаются смешения следующих рукописных букв: п-н, п-и, у-и, ц-щ, ш-и, м-л, б-д, п-т, н-к. В тяжелых случаях оптической дисграфии письмо слов невозможно. Ребенок пишет только отдельные буквы. В ряде случаев, особенно у левшей, имеет место зеркальное письмо, когда слова, буквы, элементы пишутся справа налево.
Моторная дисграфия – для нее характерны трудности движения руки во время письма, нарушение связи моторных образов слов с их звуковыми и зрительными образами.
мозга. Симптоматика дисграфии. Симптоматика дисграфии проявляется в стойких и повторяющихся ошибках в процессе письма, которые можно сгруппировать следующим образом: искажения и замены букв, искажения звукослоговой структуры слова; нарушения слитности написания отдельных слов в предложении; аграмматизмы на письме. Дисграфия может сопровождаться и неречевой симптоматикой (неврологическими нарушениями, нарушением познавательной деятельности, восприятия, памяти, внимания, психическими нарушениями). Неречевые симптомы определяются в этих случаях не характером дисграфии и в связи с этим не включаются в ее симптоматику, а совместно с нарушениями письма входят в структуру нервно-психических и речевых расстройств (при алалии, дизартрии, нарушениях речи при умственной отсталости и др. ).
Воспользуйтесь поиском по сайту: