Политическая деятельность Александра Невского
Г. В. Вернадский так охарактеризовал деяния князя Александра: «Два подвига Александра Невского, подвиг брани на Западе и подвиг смирения на Востоке, имели единую цель: сбережение православия как источника нравственности и политической силы народа». Когда-то ещё дядя Александра Невского, великий князь Владимирский Юрий II, незадолго до своей гибели запретил доминиканским монахам проповедовать язычникам католичество и изгнал их за пределы своего княжества. Как отмечено в русских летописях, после побед над западными агрессорами на Неве и Чудском озере князь Александр обратил на себя внимание папы Римского Иннокентия IV. Тот посылал двух своих кардиналов — Гальта и Гемонта, чтобы уговорить русского князя принять католичество, и тогда Запад поможет победить татар. Предложение это было категорически отвергнуто. Не было таких сил и на Западе, чтобы победить Орду, да и не поверил он в искренность папы Римского, в его желание помочь Руси. И цена была слишком велика — отступиться от православия и попасть в зависимость от западных «хозяев». После митрополита Иосифа Грека, прибывшего из Царьграда и вскоре пропавшего без вести во время взятия татарами Киева, управление Русской митрополией в 1243 г. принял на себя игуменч {89} Кирилл. И хотя новый митрополит был из южных земель Руси, князья которых после нападения Батыя ориентировались на Запад, он твёрдо встал на позицию Александра Невского как в церковных делах, так и в политике. Древний историк отмечает: в 1246 г. Александр Невский в Новгороде получил известие о смерти отца и поспешил во Владимир, чтобы «оплакать с родными сию потерю и вместе принять меры для государственного порядка».
Тогда же Батый прислал к Александру Невскому гонцов с предложением явиться к нему в шатёр с поклоном. Великий полководец, похоронив отца, прибыл к хану. Батый из уважения к Александру не подверг его унизительной для христианина процедуре языческих обрядов. (Были случаи, когда русские князья отказывались совершать их и погибали от рук монголов в страшных муках, например князь Михаил Черниговский.) Затем был путь к великому хану, который также принял его с уважением к его полководческому таланту. Хан утвердил Александра великим князем Владимирским, отдав ему в подчинение всю Южную Русь и Киев. Александр Невский примет титул не только великого князя Владимирского, но и осторожную, гибкую политику по отношению к Орде, начатую его отцом. Мирные отношения с ханом были необходимы. Это давало возможность выжить и русской государственности, и русской культуре. Не один раз придётся отважному воину, талантливому полководцу бывать в Орде. Пришлось становиться ему и дипломатом. Александру удалось договориться с ханом, что его чиновники будут заниматься только данью. А всё управление государством останется в руках русских князей. Им же принадлежало право решать вопросы войны и мира без ведома хана, и суд совершался по русским законам. Александр отстаивал неприкосновенность христианской веры, церковного устройства. Русская церковь справедливо считает Александра Невского защитником православия. Не менее справедливы светские историки, утверждающие, что он умелой дипломатией хоть в какой-то мере ослабил тяготы монголо-татарского ига. Но можно только догадываться, каких душевных мук стоила эта дипломатия бесстрашному воину. Ему приходилось наказывать соотечественников: карать изменников, тяготевших к Западу, отчаянных сопротивленцев хану, провоцировавших нападения татарских войск на русские земли, в то время как достаточных сил для отражения врага не было. Это любят припоминать сегодняшние либералы и упрекать его в жестокости.
Александр пытался оградить русских людей от поголовной татарской переписи. Возможно, частично это удалось. Но он не смог отстоять Новгород от уплаты дани. Новгородцы взбунтовались. Пришлось их усмирять. Восстали суздальцы против татарских баскаков, собиравших дань, и изгнали их из города. Потом они опомнились и просили Александра умилостивить дарами хана Берке (Батый уже умер). И Александр отправился в столицу Орды — Сарай. Очевидно, тогда же Александр уговорил хана не требовать русских людей для вспомогательного монгольского войска. Есть разные предположения по поводу причин смерти Александра Невского. Возможно, его отравили в Орде. В ноябре 1236 г. он почувствовал себя плохо по дороге домой из ханской ставки, А может быть, этот сорокачетырехлетний красивый, умный, отважный князь, безусловно обладавший исторической интуицией, много сделавший не только для защиты страны, но и для ее духовности, просто надорвался, как считал Л. Н. Гумилёв, под бременем дипломатической деятельности. Тогда решалась судьба Руси: быть ей или не быть на карте мира со своими национальными особенностями, своей культурой, своей духовностью. 14 ноября 1263 г. за несколько часов до смерти князь Александр Невский принял постриг. Он принял высший монашеский чин — схиму. Митрополит Кирилл, сообщая народу о смерти Александра Невского, сказал: «Дети мои, зашло солнце Русской земли!» Современник отмечал: «Стояли вопль и крик, все тужили, как никогда прежде. Так, что и земля сотряслась». 23 ноября тело Александра Невского было похоронено в монастыре Богородицы во Владимире.
Память
В честь Александра Невского Петром I на берегу Невы был сооружён монастырь — Александро-Нев-ская лавра. Туда и перенесли мощи Александра. Пётр I встречал их из Владимира в устье Ижоры, где когда-то впервые прославился молодой князь. Император сам правил рулём галеры, на которой перевозили останки Александра Невского в новую столицу России. На веслах были высокопоставленные вельможи императора. Пётр I и его генералы на руках перенесли раку {90} с мощами святого благоверного великого князя в церковь нового монастыря. Тогда же было постановлено праздновать память Александра Невского 30 августа, в день заключения Петром Ништадтского мира со шведами, — это кроме того, что Церковь поминает его 23 ноября, в день погребения во Владимире. А после смерти Петра I его вдова, императрица Екатерина I, учредила орден в честь Александра Невского и в память о делах своего великого супруга {91}.
В силу воспитания и образования, типичным западником стал любимый внук императрицы Екатерины II — император Александр I. Но и он с молитвой преклонил колени в Лавре перед прахом Александра Невского, когда с Запада пришла опасность для России в лице Наполеона Бонапарта — завоевателя Европы. В годы Великой Отечественной войны 1941-45 гг., когда в очередной раз решалась судьба страны, был учреждён боевой орден Александра Невского, которым награждались офицеры за героизм, проявленный в боях с немецко-фашистскими захватчиками. Таким образом, Александр Невский отмечен в русской истории не только своими победами над шведами и немецкими рыцарями. Он ослабил на какое-то время тяготы монгольского ига. Александр Невский, заключая союз с Батыем, стал побратимом его сына Сартака. Сегодня появился ещё один аспект видения Александра Невского как исторической фигуры. Его называют родоначальником идей Евразии — экономического, политического, культурного союза Европы и Азии. Естественно, термина такого князь Александр не знал и не произносил. Создателями теории евразийства были учёные, высланные советским правительством из России в 1921 г. Евразийцы понимали территорию России (территорию — до развала СССР) как особый исторический и географический мир, не принадлежащий ни Европе, ни Азии, как неповторимую историческую и географическую индивидуальность. В этой связи особо стоит отметить работы русского историка-эмигранта Г. В. Вернадского, книги которого в силу определённых политических причин не были известны в СССР. Он ещё до Л. Н. Гумилёва изучал взаимоотношения монголов и Руси. Л. Н. Гумилёв — его единомышленник. И сегодня существует не только развивающаяся историко-политическая теория евразийства, сторонниками которой были Вернадский, Гумилёв, но и практическая деятельность современных евразийцев.
Л. Н. Гумилёв обращал особое внимание на то, что папа Римский объявлял крестовый поход не только против схизматиков (православных), но и против монголо-татар одновременно. Это послужило созданию военно-политического союза Руси и Золотой Орды. Интуиция Александра Невского подсказала ему верный, хотя и тернистый путь. Даже после его кончины монгольская конница помогала в борьбе русских дружин с ливонскими рыцарями в 1269 г. А на нижней Волге, опять же совместно с татарами, пресекались вторжения азиатских кочевников. Л. Н. Гумилёв отмечал: «...Там, где князья просили помощи у татар, там выросла великая держава Россия. Там, где они согласились на подчинение Западу — в Галиции, например, — там они превратились в крепостных мужиков и ни на что уже способны не были». Не все принимают эту концепцию истории взаимоотношений монголо-татар и русских княжеств. Но Л. Н. Гумилёв указывал на те исторические факты, которые раньше не вызывали особого интереса у исследователей или служили основой для выводов, не схожих с его выводами. Л. Н. Гумилёв явно расшатывал традиционные, застывшие концепции, заставлял по-новому относиться к подбору и оценке определённого исторического факта, находя новый ракурс его видения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|