IV. Работа над новым материалом.
План I. Постановка учебной задачи
- Сегодня на уроке мы будем учиться определять склонения имен существительных и совершим небольшое путешествие. А куда, вы узнаете, если аккуратно выполните "минутку чистописания". Те дети, которые будут хорошо работать на уроке - получат снежинку. П. Минутка чистописания: Лл (одна строка) Из каких элементов состоит эта буква? Лес (вторая строка) Так куда мы с вами пойдем? (В лес) (открываю картинку леса).
Какое время года на картинке? Почему так решили? Скажем хором: Здравствуй, лес! Волшебный лес! Полный сказок и чудес! III. Актуализация знаний
Подбор и запись слов с корнем - лес. лесок, лесная, перелесок, лесник. -Какая орфограмма во всех этих словах? Какое слово является проверочным? - Определите часть речи каждого слова. Назовите существительные. Докажите. 1) Повторение изученного об имени существительном по опоре. 2) Разбор слов по составу (2 слова - коллективно, 1 слово - на индивидуальной доске) лесок перелесок лесная 3) Проверка индивидуальной работы. 4) Игра "Конкурс предложений" Составьте предложение по картине с прилагательным — лесная. Ребята идут по лесной дороге. В каких словах спрятались орфограммы? 5) Разбор предложения по членам (1 ученик с места). 6) Коррекция здоровья - зарядка для рук. IV. Работа над новым материалом.
1) Распознавание типа склонения имен существительных. Шли мы по лесной дороге и вышли на поляну. На ней зашифрованы слова(на доске карточки со схемами слов) Попробуйте не отгадывая слов, определить на какие группы разделены эти слова? (По склонениям)
б_ _ _ _ а к _ _ н е _ ь о _ _ _ а т _ _ _ _ ь с _ _ _ _ ь
с _ _ _ а я _ _ _ ь я _ _ _ _ я д _ б
- Почему так решили? -Что нужно сделать, чтобы определить склонение имени существительного? - Какие существительные относятся к I склонению? Ко второму? К третьему?
(Таблица)
Здесь зашифрованы слова, обозначающие растения. Назовите их. (Береза, осина, сосна, яблоня, клен, тополь, ясень, дуб, ель, сирень). Переворачиваю карточки, на которых слова записаны полностью. -Какое из растений является национальной гордостью России? (Береза). -Береза украшает наши леса. Именно березе посвятили свои стихи многие поэты. -Какая орфограмма в этом слове? - Написание ещё какого слова надо запомнить? (Осина). 2) Убираю карточки со словами. Учащиеся записывают слова в тетради под диктовку учителя по склонениям. Учитель диктует слова в разброс. 3) Проверка. Выставляются карточки со словами. 4) Коррекция здоровья. · Физминутка с музыкальным сопровождением. · Зарядка для глаз. 5) Распознавание склонения имен существительных одного и того же рода. А теперь закройте глаза, представьте, что падает снег. Подставьте ладошки. (На доске появляется 7 снежинок: три пары одинаковых и 1 без пары). -Сколько пар одинаковых снежинок? Найдите их. (С обратной стороны снежинок написаны слова: снег — снежинка, ночь — ночка, ладонь — ладошка). -Определите, какого рода имена существительные? -Какого склонения могут быть существительные женского рода? (1-го или 3-го). -От чего это зависит? (От окончания в именительном падеже). -Из каждой пары я уберу по 1 снежинке (1 слову), а вы запишите все эти слова по памяти, распределяя по склонениям. Проверка. Учитель называет слово, учащиеся - склонение. 6) Найдите "лишнюю" снежинку. (На ней написано слово - банка). -Наверное кто-то в лесу оставил мусор. Хотите быть волшебниками? Переставьте в слове буквы и вы получите слово, обозначающее обитателя леса (кабан). (Иллюстрация)
- Определите склонение. 7) Развитие речи. Распознавание склонения имен существительных, имеющих одинаковые окончания. -А теперь перейдем на другую полянку, понаблюдаем за другими обитателями леса. Вставьте подходящие по смыслу существительные. Запись на доске: Уснул до весны в своей берлоге........(медведь). Веточками деревьев питается......(лось). Осторожно крадется........ (рысь). (Дети записывают предложение, вставляя подходящие по смыслу слова) — Чем сходны эти имена существительные лось - рысь? (По написанию?) (ь на конце). - Что обозначает - ь в этих словах? - К какому склонению могут относиться существительные с мягким знаком на конце слова в начальной форме? (2,3). Списать текст, озаглавив его, указать склонение существительных V. Итог урока -Как узнать склонение имени существительного? Объясните на своих примерах. -Могут ли существительные одного и того же рода относиться к разным склонениям? -Могут ли существительные разных родов относиться к одному и тому же склонению?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|