Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ПЕРСОНАЛИИ по обществознанию

Аристотель (384-322 гг. до н. э.) — древнегреческий философ, ученый-экономист, ученик Платона. Он впервые в истории человечества исследовал экономические явления и процессы, пытаясь выявить общие закономерности, ввел в употребление термин «экономия» и производный от него «экономика». Ранее словом «экономия» (что тогда означало «домоводство») озаглавил свое сочинение известный греческий философ Ксенофонт. Аристотель является основателем социологии, ее научных основ. Аристотелем были высказаны идеи о функциях денег, их превращении в капитал, приносящий собственнику новые дополнительные деньги. Аристотель развивал идеи правового управления государством, считал, что прогрессивная форма государственного устройства — монархия, а наихудшая — олигархия, тирания.

Вебер Макс (1864-1920) — немецкий социолог, философ, историк, экономист. «Идеальный, воображаемый тип» у Вебера — социальный тип, тип власти или общественной системы. «Идеальными типами» Вебер считал также рынок, капитализм, город, церковь. Рациональность, по Веберу, —судьба цивилизации, а бюрократия — основа рационального господства.

Герцен Александр Иванович (1812-1870) — русский философ, писатель, публицист. Основные работы: «Письма об изучении природы», «Дилетантизм в науке», «Былое и думы». Предмет исследований — роль личности в обществе, смысл нравственного идеала.

Гоббс Томас (1588-1679) — английский философ. Сторонник теории «естественного права» — права человека отстаивать, защищать свою жизнь и благосостояние, поскольку природа создала людей равными; один из авторов «общественного договора», доказывающего необходимость перехода к стабильному гражданскому состоянию общества.

Дюркгейм Эмиль (1858-1917) — французский философ и социолог, ввел понятие «реальности социальных фактов», составляющих систему социальной действительности, социального сознания; выделял морфологические («материальный субстрат») и духовные представления в сознании. Термин «аномия», введенный Дюр-кгеймом, дает объяснение поведению, отклоняющемуся от принятых норм и правил.

Кант Иммануил (1724-1804) — немецкий философ, основоположник классической философии. Основные произведения: «Критика чистого разума», «Критика способности суждения». Всякое знание, считал Кант, начинается с опыта, но не сводится к нему. Этика Канта основана на представлении о человеке как о свободном существе и высшей цели мироздания. Высшая моральная заповедь («категорический императив») Кант сформулировал так: «Поступай так, чтобы максима твоего поведения на основе твоей воли могла стать общим естественным законом». Отстаивал необходимость вечного мира между народами.

Кейнс Джон Мейнард (1883-1946) — английский ученый-экономист, лорд, один из наиболее выдающихся экономистов XX века. Разработал теорию денег, изложенную в его главной книге «Общая теория занятости, процента и денег». В пору «великой депрессии» им была рассмотрена типичная для современной экономики ситуация, в которой суммарный спрос и суммарное предложение находятся в равновесии, а полная занятость при этом не достигается. Безработица сохраняется неопределенно долго, и требуются особые правительственные меры по увеличению совокупного спроса и уменьшению безработицы либо по снижению спроса, что соответственно подавляет рост цен и инфляцию. Кейнс известен и как видный политик, участвовавший в международных переговорах как после Первой мировой, так и второй мировой войны.

Конт Огюст (1798-1857) — французский философ, социолог, популяризатор науки. Общество рассматривал как эволюционирующий организм, образуемый связями между людьми. Сформулированный им «Закон трех стадий» гласит: все мысли человека проходят три сменяющих друг друга состояния —теологическое (где господствует религия), метафизическое (где преобладают абстрактные сущности — дух, эфир) и позитивное (основанное на точной оценке окружающей реальности и строгой логике). Социологию рассматривал как науку о преобразовании общества на основе культа человечества.

Конфуций (Кун Цзы) (551-479 гг. до н.э.) — древнекитайский педагог, философ, основатель конфуцианства. Создал учение о благородном муже — идеальном человеке, развившем в себе гуманность, любовь к людям, справедливость. Конфуций считал, что основа гуманности —уважение к предкам, старшим вообще. Особое внимание уделял этикету, правилам поведения человека в различных жизненных ситуациях.

Локк Джон (1632-1704) —английский философ и политический мыслитель. Теория познания Локка основана на отрицании существования врожденных идей и принципов: «душа — чистый лист бумаги и лишь опыт заполняет его письменами». «Основа всякого познания — ощущение», — утверждал Локк. Идеи, полученные на основе внешнего опыта, Локк разделял на первичные (масса, объем и др.) и вторичные (цвет, запах, вкус) качества; вторичные существуют как бы только благодаря человеческому сознанию.

Мальтус Томас Роберт (1766-1834) — английский экономист. Главная книга «Опыт о законе народонаселения» содержала скандально известную идею о том, что значительная часть населения планеты обречена жить в нищете, поскольку рост численности жителей в мире намного превышает возможности обеспечения их ресурсами продовольствия. Принцип ограниченности ресурсов является основой экономической науки, однако далеко идущие выводы Мальтуса, к счастью, не нашли своего развития: реальная статистика о приоритетном росте народонаселения по сравнению с национальным богатством была характерна лишь применительно к определенным историческим отрезкам времени в ряде стран. Идеи Мальтуса частично перекликаются с учением Ч. Дарвина о естественном отборе.

Маркс Карл (1818-1883) — немецкий мыслитель-энциклопедист, автор теории научного коммунизма. Совместно с Ф. Энгельсом написал «Манифест Коммунистической партии» (1848), в котором ратовал за отмену частной собственности на землю и средства производства, централизацию капитала в руках государства, всеобщую обязанность труда для всех. Именно в этом манифесте впервые увидела свет ставшая знаменитой фраза: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» Согласно воззрениям Маркса, история общества—это не цепь случайных событий или божественного проявления, а история развития экономики и общества, средств производства, производительных сил. Маркс считал, что противоречия между собственниками средств производства и наемными рабочими, между производственными отношениями и производительными силами являются экономической причиной социальных революций. Главный труд К. Маркса «Капитал» (1867) стали называть «библией рабочего класса». Несмотря на то что отдельные мысли Маркса оказались ошибочными, он по праву считается одним из классиков политической экономии. Учение К. Маркса положено в основу коммунистических воззрений и коммунистического движения.

Мор Томас (1478-1535) — английский гуманист, государственный деятель и писатель. Его труд «Утопия», написанная в форме диалога, содержит критику общественного устройства того времени и описывает жизнь на вымышленном острове, где царит равенство потребления и труд обязателен для каждого члена общества.

Оуэн Роберт (1771-1858) — английский утопический социалист; личный эксперимент по созданию коммун для эффективного производства на принадлежавшей ему текстильной фабрике описал в книге «Новый взгляд на общество». Утверждал, что «человек есть продукт обстоятельств, а зло в нем порождается несправедливым общественным устройством». Изменить психическую природу человека можно, по словам Оуэна, «предлагая ему с детства все по потребностям», создавая изобилие жизненных благ.

Платон (наст, имя Аристокл) (427-347 гг. до н.э.) — древнегреческий философ, ученик Сократа, создатель античной политической утопии. Его «идеальное государство» представляет сообщество трех социальных групп: философов, стражей и работников. Главный труд — «Диалоги», в которых Сократ беседует с учениками. Платон утверждал, что «воспринимаемый мир является иллюзорным, кажущимся, а каждая вещь — результат соединения идеи с бесформенной материей. Идеи вечны и существуют вне пространства и времени».

Руссо Жан Жак (1712-1778) — французский философ. Главная идея в его трудах — устранение социального неравенства. Отстаивал нравственные ценности, бичевал фальшь и лживость в своих литературных произведениях. Его лозунг «Назад к природе!» был призывом к тому идеалу, к которому можно лишь вернуться, а не прийти в будущем. В том идеальном обществе все равны и свободны, нет частной собственности. Руссо считался предвестником Великой французской революции.

Сен-Симон Анри Клод (1760-1825) — французский мыслитель, социолог, социалист-утопист. В своем труде «Письма Женевского обывателя» дал проект переустройства общества, веря в «золотой век» на основе смены религиозных и научных идей и внедрения индустрии. Связь науки с производством могут, по его мнению, сделать «труд достоянием каждого члена общества и гармонизировать социальные отношения». Он также развил представления о роли личности, выступал с лозунгом «Все люди —братья».

Смит Адам (1723-1790) — великий английский, шотландский ученый, который изданием одного произведения «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) произвел переворот в представлениях современников и придал новое направление экономической мысли. Эту книгу считали вершиной экономической науки, а ее автора —основоположником, «отцом» теоретической экономики. «Чтобы поднять государство с самой низкой ступени варварства до высшей степени благосостояния, нужны лишь мир, легкие налоги и терпимость в управлении. Все остальное сделает естественный ход вещей», — писал Смит. Он был сторонником саморегулирования на основе свободных цен, складывающихся в зависимости от спроса и предложения, называя эти рыночные регуляторы «невидимой рукой», дополняющей государственное регулирование и заменяющей его. Его считают также основателем трудовой теории стоимости, развитой затем Д. Рикардо и К. Марксом.

Спенсер Герберт (1820-1903) — английский философ и социолог. Предложил идею эволюции в социологии, считал, что в основе общественного развития лежат принципы постепенного перехода от однородности к разнородности социальной системы. В главном труде «Основания социологии» провел аналогию между биологическим и социальным организмами, показывая их общность и различие. В обществе выделял три «системы органов»: поддерживающую (материальную), распределительную (связанную с разделением труда) и регулятивную (воплощенную в государственном управлении); назвал эти органы «социальными институтами», проследил их эволюцию.

Фрейд Зигмунд (1856-1939) — австрийский врач, основоположник психоанализа; использовал метод лечения неврозов в создании своей концепции. Основной конфликт личности Фрейд видел в противостоянии между сознанием и бессознательным. Специальную роль отводил сексуальности, которая, по его мнению, «представляет собой энергетический фонд личности, трансформируясь в различные формы человеческого поведения». Сформулировал структурную концепцию личности, согласно которой сознательное «Я» выступает как поле борьбы влечений и желаний с требованиями общества и условиями культурной среды.

Фурье Франсуа Мари Шарль (1772-1837) — французский утопический социалист. В своих работах доказывал необходимость вывести человеческий род из социального хаоса, искоренить нищету и преступления, установить строй социальной гармонии. Острие критики направлял на капиталистическую цивилизацию, видя главное противоречие в несоответствии между огромными достижениями науки и индустрии и закостенелостью социальной жизни и организации производства, призывал к «социальной гармонии, распределению доходов соразмерно труду и таланту».

 

Августин Аврелий, Блаженный Августин (354— 430) — христианский мыслитель, богослов. Родился в семье язычника и христианки. Духовные поиски истины через изучение философии приводят его к христианству. Был епископом североафриканского г. Гиппона. Главные произведения: «Исповедь», «О Троице», «О граде Божьем», в которых он борется с языческой философией, осуждает скептицизм и еретические христианские учения. Философско-религиозное учение Августина определяет характер и содержание западного богословия в Средние века, становится каноном для христианской философии. Традиционные философские проблемы Августин рассматривал с позиции тео-центризма (от греч. theos — Бог). Его учение основано на фундаментальных христианских догматах. Бог — высшая абсолютная сущность, из первич-ности Бога следует превосходство души над телом, воли и чувств над разумом. Бессмертная душа божественна, предметом ее забот является познание Бога как бесконечного бытия и любовь к нему как к божественной личности. Познание Бога осуществляется преимущественно посредством веры. Разум и вера, дополняя друг друга, являются ориентирами человека в жизни. Для защиты христианских догматов Августин сформулировал доказательство бытия Бога, обосновывая это идеей его абсолютного совершенства. Бог не только сотворил мир, но и творит его непрерывно. В работе «О граде Божьем» он развивает теологическое учение об обществе, рассматривая историю как продукт божественного участия. Общественную жизнь трактует как борьбу двух противоположных ценностных ориентаций (града Божьего и града Земного), воплощенных в церкви и государстве. Несмотря на критику государства и признание авторитета власти духовной, учение Августина стало обоснованием и утверждением необходимости государственной власти. В творчестве Августина, так же как и в его биографии, отразилась сложная историческая эпоха перехода к новым ценностно-мировоззренческим ориентирам, от античности к христианству.

 

Аристотель (384—322 до н.э.) —- древнегреческий философ, ученик Платона, родился в Стагире (Македония) в семье придворного врача. С 17-летнего возраста в течение 20 лет пребывал в Академии Платона, покинув которую, путешествовал, был учителем Александра Македонского. После долголетних странствий возвратился в Афины, где организовал собственную философскую школу — Ли-кей. Им были созданы новые научные направления, разработаны основы формальной логики, произведена классификация наук, определены их предмет и методы. Основные произведения Аристотеля: «Метафизика», «Органон», «Никомахова этика», «Эвдемова этика», «Политика». В учении Аристотеля исследуется онтологическая (учение о бытии), гносеологическая (учение о познании), этическая, социально-политическая и естественнонаучная про-блематика. Метафизика Аристотеля формируется в полемике с учением Платона об идеях в качестве объяснительного принципа существования конкретных вещей. Для Аристотеля конкретные, единичные вещи есть единство (неразделенность) материи и формы. Форма — это присущий самой вещи «вид» материала, из которого данная вещь сделана. В познании Аристотель различал «диалек-тическое» знание (недостоверное) и. «аподиктическое» (достоверное). Этическое учение Аристотеля построено на утверждении приоритета теоретической деятельности над практической, требующей физических усилий и ограничивающей человека специализации. Поэтому высшими добродетелями являются плоды разума, а созерцание — высшая форма добродетельной жизни. В силу этого этические добродетели представляют собой знание «среднего пути» между крайностями — пороками. Этический выбор, таким образом, является актом свободной деятельности человека и его ответственности. Наиболее разработанной областью философии Аристотеля являются политические отношения. Управление обществом возлагается им на зажиточные, лично-свободные слои населения. Рабовладельческое устройство общества Аристотель рассматривал в качестве вечного, а деление на рабов и рабовладельцев — соответствующим самой природе человека раб тот, кто не способен управлять собой. Государство, с точки зрения Аристотеля, наиболее развитое состояние общества, которое сменяет другие естественные формы общения людей: семью и поселение. Человек как «животное политическое» не может жить вне государства. Формами организации государства являются монархия, аристократия и «полития» (власть среднего класса) — «правильные» формы. Им противостоят «испорченные» формы: тирания, олигархия, демократия. Критерием их различения Аристотель считал цель правления. В «правильных» формах политическая власть используется для блага государства, в «испорченных» формах власть используется в интересах правителей. Лучшая форма правления — «полития», худшая — демокра-тия, неизбежное вырождение которой приводит к тирании. Для наиболее эффективной организации общественной жизни сами государства должны быть небольшими, а его граждане обязаны принимать активное участие в политической деятельности. Основой этой теории стала изученная им реальная история политики античных полисов (городов-государств), устройство которых Аристотель пытался рационализировать с позиции сформулированных им политических принципов. Аристотель занимался исследованием экономических процессов с целью обнаружения в них общих закономерностей: «Никомахова этика», «Политика». Он полагал, что целью экономики является приобретение потребительных стоимостей, необходимых для жизни домашнего хозяйства и для государственных нужд. Экономическая деятельность обусловлена естественными причинами. Однако он осуждал способы обогащения путем торговли, относя их к неестественным способам, не сообразующимся с законами природы. Таким образом, экономика выделяется у Аристотеля в самостоятельную сферу деятельности. Аристотель внес значительный вклад в понимание и анализ форм стоимости вещей как их ценности с позиции потребления и денежной стоимости. Выявил экономическую сущность обмена, предложил трактовку цены как денежной меры стоимости. Им были высказаны соображения о происхождении, сущности и функциях денег, об их превращении в капитал как особую форму денег, приносящих новые деньги.

 

Белл Даниел (род. 1919) —• американский философ, социолог, политолог, публицист, сторонник технологического детерминизма. Основные работы: «Конец идеологии», «Грядущее постиндустриальное общество», «Культурные противоречия капитализма». Белл — один из авторов концепции деидеологизации, предполагающей исчезновение в современном обществе идеологии как выражения ограниченного классового интереса и замену ее компетентными разработками специалистов. Для определения направления развития общества, критерия его оценки им используется понятие «осевой принцип». Если в качестве осевого принципа избрана смена форм собственности, то исторический процесс будет рассматриваться как смена общественно-экономических формаций: феодализма, капитализма, социализма. Если же осевым принципом для исследователя является статус человеческих знаний в обществе, то в истории человечества выделяются стадии: доиндустриальная, индустриальная и постиндустриальная. Осевой принцип позволяет исследователю конструировать различные типы сосуществующих или сменяющих друг друга социальных систем. Свою теорию Белл &читал «постмарксистской». С позиции этой концепции социальные революции заменяются научно-технической революцией. Посредством НТР капиталистическое общество превращается в новую социальную систему, где доминирующее положение приобретают научные организации, а политическая власть находится в руках научных специалистов. Кризисные явления современного общества Белл объясняет разрывом между прагматической, рациональной ориентацией экономической сферы общества и гуманистически ориентированной культурой. Он утверждает, что ведущая роль знаний не стирает противоречий современного общества, но существует возможность уменьшить их негативные последствия на путях возрождения религиозного мировоззрения.

Бердяев Николай Александрович (1874—1948) — русский религиозный мыслитель, создатель философии свободы и творчества. Наиболее важные произведения: «Философия свободы», «Смысл творчества», «Философия неравенства», «Смысл истории», «Новое Средневековье», «О назначении человека». Бердяев считал, что для конкретного человека главной проблемой является собственное существование, поиск смысла жизни. Он пытается найти оправдание временного присутствия человека в мире, связав это с постоянным его совершенство-ванием, преодолением культурной ограниченноети. Человек сам должен найти те ценности, на фун-даменте которых будет организован мир, построить для себя шкалу высших ценностей. Эта неимоверно трудная задача обрекает человека на одиночество, неотделимое от страха и страдания. Однако этот постоянный прорыв человека к истине, добру, красоте есть цель существования земного мира.

 

Булгаков Сергей Николаевич (1871 —1944) — русский религиозный философ, публицист, общественный деятель. Увлекался марксизмом, но духовный кризис привел его к необходимости дать современному сознанию «целостное и последовательно развитое христианское миросозерцание». Основные труды: «От марксизма к идеализму», «Два града», «Философия хозяйства», «Трагедия философии». Под влиянием идей В: Соловьева пытался осуществить синтез науки, философии и религии. Булгаков придерживался идеи, на основании которой человек является центром мироздания. В процессе трудовой деятельности человека природа осознает себя, т.е. «очеловечивается». Булгаков утверждал, что подлинным субъектом исторического действия являются не личности, не отдельные народы, а человечество в целом. История, с его точки зрения, должна закончиться «всемирно-исторической катастрофой и мировым пожаром». Булгаков считал, что все происходящее в этом мире в области хозяйства, права, культуры, политического устройства имеет значение лишь в связи с тем, что совершается в недрах мира между человеком и Богом.

 

Бэкон Френсис (1561—1626) — английский философ, писатель, политический деятель. Занимал крупные государственные посты, однако, отстранившись от государственных дел, целиком посвятил себя научной и литературной деятельности. В произведениях Бэкона ярко проявилась духовная атмосфера Нового времени, эпоха становления промышленного капитализма, ориентированного на новую экспериментальную науку и политические преобразования. Свидетельством этой новой ми-ровоззренческой ориентации стал грандиозный проект Бэкона «Великое восстановление наук». Наиболее важной частью проекта была работа «Новый Органон, или Истинные указания для истолкования природы». Главной задачей научной философии, считал Бэкон, является «очищение» разума от «идолов» субъективности и ложных авторитетов, для чего следует выработать категории и принципы, необходимые для всех областей знания. Целью научного познания, с его точки зрения, является практическое преобразование природы. Он полагал, что наука автономна, научная истина («дочь времени») не зависит от религии. Целью религии является служение политическому и нравственному объединению людей. В своих социально-политических произведениях — «Опыты, или Наставления нравственные и политические1» и «Новая Атлантида» — Бэкон был идеологом просвещенной монархии, защищающей интересы обуржуазившейся аристократии. Социальная утопия Бэкона представляет собой своеобразную программу буржуазных социальных реформ. Развитая наука, техника и торговля, научно разработанная технология управления являются фундаментом процветающего государства. «Знание — сила» — лозунг Бэкона представляет мировоззрение кануна европейских буржуазных революций, дух новой европейской рациональности.

Вебер Макс (1864 —1920) — немецкий социолог, философ, историк. Его идеи оказали влияние на развитие социально-гуманитарных наук в XX в. Вебер внес вклад в исследование проблем методологии гуманитарного знания, в учение об обществе, разрабаты-вал проблемы философии и социологии политики, права, религии, этики, социального управления. Основные работы Вебера: «Хозяйство и общество», «О некоторых категориях понимающей социологии», «Основные социологические понятия», «Протестантская этика и дух капитализма», «Политика как призвание и профессия», «Наука как призвание и профессия». При изучении любого социального феномена Вебер стремился избегать субъективизма, искал объективные основания события и призывал сохранять «человеческий» смысл любого социального явления. Отказ от субъективной ограниченности, поиск теоретических комп-ромиссов, признание неокончательности любой социальной концепции опирались на выдвинутую Вебером идею социальной рациональности. Он выделил четыре типа человеческого поведения, которые позволяют реконструировать мотивы любого действия индивида, понять характер осознания им своего собственного поведения. Целерациональ-ное поведение — индивид ставит цель и осознанно применяет средства для ее достижения. Ценност-но-рациональное поведение — субъект осознанно строит свою жизнь в соответствии с высшими человеческими ценностями: добром, справедливостью, общественным благом и т.п. Аффективное поведение — поступок определяется не целью или ценностью, а душевным состоянием субъекта. Традиционное поведение — определяется традициями, привычками, но не сознательно избранным способом действий. Знание этих типов поведения, с точки зрения Вебера, позволяет найти различия между деятельностью ученого, политика, предпринимателя, обывателя. Вебер разграничил понятия «оценка» и «отнесение к ценности». Оценка — это продукт субъективно-личной позиции. Отнесение к ценности — процедура, которая проделывается ученым, исследующим мотивы поведения людей той или иной исторической эпохи, и предполагает беспристрастное выделение ведущих ценностей, на которые ориентировались люди. Отнесение к ценности помогает группировать события, классифицировать человеческие поступки. Вебер по-своему решил вопрос о влиянии ценностных ориентации ученого на его деятельность. Ученый, как и любой человек, имеет субъективные пристрастия. Однако они влияют только на выбор направления исследования и на оценку его общественной значимости, но не на его содержание. Вебер полагал, что при исследовании человеческой деятельности необходимо опираться на процедуру понимания, проник-новения в смысл поступка. Вместе с тем смысл того или иного поступка обусловлен определенным социальным воздействием. Следовательно, надо использовать и объяснение — выяснение причинной обусловленности социальных явлений. Ученый-обществовед должен применять различные методы в исследовании общества (объяснение и понимание), что обусловлено сложностью социально-исторической реальности, большим количеством случайностей. Можно говорить лишь о доминировании определенного типа поведения, но не о предвидении конкретных деталей общества будущего. Общесоциологическую концепцию Вебер назвал «понимающей социологией». Центральной ее категорией является «социальное действие», предполагающее соотнесенность субъективного смысла поступка с поведением другого человека. Совокупность человеческих действий порождает возникновение устойчивых смысловых связей в об-ществе. Устойчивая связь социальных действий рассматривается как социальное отношение. Социальные отношения, понимаемые индивидом как обязательные, обретают статус легитимности. Для исследования социальных отношений Вебер ввел понятие «идеальный тип» — определенную теоретическую конструкцию, помогающую выявить общие черты социальной целостности. Понятие идеального типа используется при анализе отдельных социально-исторических образований, Идеально-типическим, например, является понятие «западноевропейский город». В идеальном типе могут быть также выражены «абстрактные» элементы любой социально-исторической реальности. Например, «власть» как необходимый элемент жизни любого общества или «бюрократизация» как тенденция любой власти. Наконец, идеальный тип может стать основой классификации человеческого поведения (четыре типа поведения). Поиск идеально-типической структуры в любом человеческом поступке привел Вебера к выделению двух противоречивых мотивов в сфере морали: «этики убеждения» и «этики ответственности». Компромисс этих двух позиций — основа политической деятельности, «этика убеждения» и «этика ответственности» не абсолютные противоположности, а дополняющие друг друга ценностные ориентации, единство которых составляет целостного человека. В области философии хозяйства Вебер выдвинул идею двух типов экономического поведения: традиционного и целерационального. Преодоление традиционной модели открывает, с точки зрения Вебера, путь к развитию капиталистических отношений. Вебер выделяет абстрактные черты капиталистической деятельности: сопоставление дохода и издержек; наличие промышленного предприятия, организованного для получения прибыли с помощью рационально организованного свободного труда. В философии политики Вебер выделяет три типа легитимной власти: легальный, традиционный и харизматический. Последний основан на вере в святость, героизм и другие качества, возвышающие властителя. Важным элементом веберовской теории власти является учение о бюрократии. В философии и социологии религии Вебер большое внимание уделяет взаимовлиянию протестантской этики и целерационального принципа капиталистических отношений,

 

Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770,-1831) — представитель немецкой классической философии, создатель систематической теорий диалектики на основе объективного идеализма. Основные произведения: «Наука логики», «Феноменология духа», «Философия истории», «История философии», «Философия религии», «Философия права». Исходным понятием философии Гегеля является «абсолютная идея», которая раскрывается в ее всеобщем содержании в виде системы категорий: бытия, небытия, количества, качества, действительности, познания и др. Содержанием философии Гегеля становится проблема развития, постановка которой отразила эпоху революционного становления буржуазного общества. Внутренним импульсом развития является категория «противоречие». Механизм развития представлен триадой Гегеля: тезис, антитезис и синтез. Абсолютная идея у Гегеля имеет три формы: чистую логическую сущность (тезис), инобытие идеи — природа (антитезис) и различные формы духа (синтез). Гегель утверждал, что результат развития не может быть понят вне его истории (принцип историзма в познании). С этой позиции сознание человека он рассматривал в движении от чувственной достоверности к познанию разумной действительности. В процессе познания сознание возвышается от знания предметной реальности до познания своей общественной сущности и смысла истории. Важнейшим способом утверждения человека в истории является для Гегеля труд, человек предстает как результат его собственного труда. Посредством созданного диалектического метода Гегель переосмысливает суть и содержание современной ему культуры. Мировая культура рассматривается им как сфера проявления творческой силы «мирового разума», а история — как прогресс духа в сознании свободы. Объективный дух действует независимо от воли и желаний людей, используя их страсти для достижения своих целей. Конкретные индивиды и народы являются орудиям Мирового духа. Индивиды у Гегеля представлены двумя историческими типами. «Воспроизводящие» индивиды руководствуются частными целями и воспроизводят общее, не осознавая его смысла. Для «всемирно-исторических» индивидов историческая необходимость становится личной целью. Они подлинные герои духа и не подлежат оценкам толпы. Гегель выделяет следующие периоды истории: Восточный мир (Китай, Индия, Персия), Греческий мир, Римский мир, Германский мир. Наибольшая полнота свободы, с точки зрения Гегеля, достигается в христианском сознании германских народов. Общественное сознание он понимает как этапы саморазвития абсолютного духа: искусство, религия и философия. В искусстве оно предстает в форме созерцания, в религии — представления, в философии — в форме понятия. Философия для Гегеля — это высшая и последняя форма знания, которое является продуктом исторического развития. Идея прогресса в философии Гегеля представлена довольно абстрактно. Таким образом, философия Гегеля содержит в себе существенное противоречие между революционным диалектическим методом и консервативной философской системой. Хотя философия Гегеля и была подвергнута критике философами других теоретических позиций {марксизм, позитивизм, иррационализм), она тем не менее оказала огромное влияние на дальнейшее развитие всей европейской философии.

 

Гоббс Томас (1588—1679) — английский философ, идеолог буржуазных слоев английского общества. Основные работы: трилогия «Основы философии» («О теле», «О человеке», «О гражданине»), «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского». Гоббс утверждал, что основной задачей философии должна стать практическая польза, а главным предметом — об-щественная жизнь, изучать которую необходимо научными методами, Исследование государства, его сущности, социальных функций в обществе составляет важнейшую область научных интересов Гоббса. Мировоззренческой и методологической позицией анализа общественных явлений у Гоббса становится механистический материализм, который он распространил из области природы и теории познания в сферу социально-политической философии. Эта позиция была, несомненно, прогрессивной для своего времени, но исторически ограниченной, поскольку механицизм не мог объяснить все многообразие социальной жизни и познания. Государство Гоббс рассматривает, в отличие от природы («естественного тела»), как «искусственное тело», продукт и результат разумной деятельности человека. Способом создания государства является «общественный договор», по-средством которого из догосударственного «естественного состояния» «войны всех против всех» создается общество. Цель образования Государства — установление всеобщего мира и гарантированной безопасности для всех. Естественные права, которыми обладает каждый: свобода, равенство — по общественному договору отчуждаются и передаются государю или государственным органам. Обще-ственный договор, утверждает Гоббс, возможен лишь при наличии естественного равенства людей. Государство, которое Гоббс называет Левиафаном, заменяет законы природы общественными законами. Гражданское право, с точки зрения Гоббса, ограничивает естественные права. Основной функцией гражданского права является охрана мира и благоденствия государства, а благо народа — высшим законом его действия. Обязательность закона гарантируется государственной властью. Формы государства различаются по субъекту верховной власти: демократия (власть собрания, право голоса каждого), аристократия (власть некоторой части) и монархия (власть одного лица). Для того чтобы выполнить предназначенную ему задачу, государство должно быть мощным и абсолютным. Наилучшей формой организации государства, по мнению Гоббса, является монархия. Правитель должен заботиться о духовном и материальном достоинстве граждан, о развитии экономики, торговли и нравственности. На службу государственным интересам ставятся не только право, но и религия, мораль. Основой морали является «естественный закон», стремление человека к самосохранению и удовлетворению потребностей. Критерием добродетелей и пороков является их значимость для достижения данной цели, блага. Таким образом, гражданский долг совпадает с долгом нравственным, а право становится гарантом морали. Значимость религии также рассматривается Гоббсом в соизмерении с государственными целями и задачами. Гоббс высказывал идею создания «гражданской религии», которая, в отличие от религиозных предрассудков и суеверий, стоит на страже государственных инт

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...