Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

учета основных средств и начисленной амортизации

Формы бухгалтерского учета

Под формами бухгалтерского учета понимается совокупность регистров, используемых в определенной последовательности и взаимосвязи для ведения учета способом двойной записи. Отличительными признаками форм бухгалтерского учета является количество применяемых учетных регистров, их назначение, содержание, форма, внешний вид; последовательность и способ записей в учетные регистры; взаимосвязь регистров синтетического и аналитического учета.

В данное время на предприятиях Украины применяются следующие формы бухгалтерского учета: мемориально-ордерная, журнально-ордерная, упрощенная форма (для предприятий с небольшим количеством хозяйственных операций), таблично-автоматизированная, диалого-автоматизированная с использованием АРМ бухгалтера.

При мемориально-ордерной форме учета основным учетным регистром служат мемориальные ордера, назначение которых состоит в том, чтобы оформить бухгалтерские записи по корреспондирующим счетам (то есть составить бухгалтерские проводки). Мемориальные ордера составляются по мере осуществления хозяйственных операций на основании первичных оправдательных документов или документов на основании сгруппированных сведений, где отражаются однородные хозяйственные операции предприятия нарастающим итогом за весь отчетный период. Рекомендуется закрепить постоянный номер за каждым мемориальным ордером, на котором будут постоянно отражаться отдельные хозяйственные процессы, например:

· мемориальный ордер №1 – для учета кассовых операций.

· мемориальный ордер №2 – для учета операций по текущему счету.

· мемориальный ордер №3 – для учета операций по другим счетам в банке.

· мемориальный ордер №4 – для учета операций по оплате труда и связанных с ней операций.

· мемориальный ордер №5 – для учета расчетных операций с поставщиками, подотчетными лицами и другими расчетами.

· мемориальный ордер №6 – для учета движения основных средств, начисления амортизации (износа).

· мемориальный ордер №7 – для учета затрат на производство.

· мемориальный ордер №8 – для учета отгрузки и реализации продукции, работ, услуг.

· мемориальный ордер №9 – для других операций и т.п.

Однако это не запрещает отдельным предприятиям в соответствии со своей спецификой использовать и другие мемориальные ордера для отражения специфических процессов и хозяйственных операций.

Пример формы мемориального ордера приведен в табл. 8.1.

Таблица 8.1

Мемориальный ордер №1 по учету кассовых

Операций (счет 30 «Касса»)

Содержание операции Корреспондирующий счет Сумма, единиц
дебет кредит
       
Поступило в кассу: -за реализованную продукцию -по чеку наличные деньги с текущего счета ВСЕГО по приходу            
Выдано из кассы: -заработная плата -подотчет на командировку -поступило из кассы на текущий счет ВСЕГО по расходу            
ВСЕГО      

Систематическая запись ведется непосредственно на бухгалтерских счетах, необходимое количество которых должно быть предусмотрено в Журнал-Главной (табл. 8.2)

Книга Журнал – Главная начинается с записей сумм остатков по счетам на начало периода. Записи в ней делаются на основании мемориальных ордеров. Сумма оборотов по дебетам всех счетов каждого мемориального ордера должна равняться сумме оборотов по кредитам всех счетов этого ордера, а также итогу графы «сумма по ордеру». После подсчета оборотов выводится остаток по всем счетам и на основании этих остатков составляется баланс.

Таблица 8.2

Журнал-Главная за ________месяц

Мемориальный ордер (проводка) №… Всего сумма, грн. Бухгалтерские счета
          и др.
Д К Д К Д К Д К Д К Д К
Сальдо на ___20__г.                          
МО №1 Касса                          
МО №2 Текущий счет                          
МО №3 Другие счета                          
МО №4 Оплата труда                          
МО №5 Расчеты                          
МО №6 Основные средства                          
МО №7 Производство                          
МО №8 Реализация                          
МО №9 Другие                          
и др.                          
Оборот за месяц                          
Сальдо на ____20__г.                          

Преимущества этой формы – своевременная сверка данных синтетического и аналитического учета, ежемесячная сверка итоговых данных регистрационного журнала и счетов главной книги – дают возможность составлению шахматной оборотной ведомости.

Недостатки данной формы: отставание аналитического учета от синтетического учета, слабая приспособленность аналитического учета к оперативной работе, к анализу хозяйственной деятельности.

Наибольшее распространение при ручной обработке информации получила журнально-ордерная форма учета. Она применяется, как правило, на крупных предприятиях с большим объемом производства; требует высокой квалификации учетного персонала и четкого разделения труда в учетно-вычислительном процессе.

Журнально-ордерная форма основана на использовании шахматного принципа регистрации хозяйственных операций и их накопления за каждый отчетный период в хронологическом и систематическом порядке одновременно. Этот принцип означает, что однородные (одинаковые по наименованиям) документы собираются в накопительных ведомостях. Разнородные, но связанные между собой документы обобщаются в группировочных ведомостях. Аналитический и синтетический учет осуществляется, как правило, в единой системе записи. Журнально-ордерная форма учета включает такие учетные регистры: журналы-ордера, ведомости, вспомогательные таблицы и Главную книгу.

Во всех журналах-ордерах и вспомогательных ведомостях записи проводятся по шахматному принципу, то есть корреспондирующие счета записываются по строкам и столбцам, запись суммы в определенной клеточке Журнала-ордера определяет бухгалтерскую проводку (то есть каждая клетка указывает счета, которые дебетуются и кредитуются). Журналы-ордера построены по кредитовому признаку. Схематично форма журнала-ордера может быть изображена таким образом (табл. 8.3).

Таблица 8.3

Журнал-ордер

по кредиту счета №____

Дата Номер документа Содержание записи В дебет счетов
и др.
             

Применяются журналы-ордера как для отдельного счета, так и для группы взаимосвязанных счетов. Вспомогательные ведомости применяются в тех случаях, когда необходимые аналитические показатели сложно рассчитать непосредственно в журналах-ордерах. В этих случаях группирование данных первичных документов предварительно осуществляется в ведомостях, итоги из которых переносятся в журналы-ордера. В отдельных случаях применяется дополнительное группирование данных первичных документов во вспомогательных таблицах.

Итоговые данные журналов-ордеров по синтетическим счетам переносятся в конце периода в Главную книгу, которая открывается, как правило, на один год. При этом кредитовый оборот из журнала-ордера переносится в Главную книгу общей суммой, а дебетовый оборот каждого счета Главной книги набирается с разных счетов по соответствующим журналам-ордерам. В Главной книге каждому счету отводится отдельная страница. В табл. 8.4 схематично приведена форма Главной книги.

Таблица 8.4

Главная книга. Счет №____

Месяц Оборот по дебету с кредита счетов Оборот по кредиту Сальдо
Счет №__ по ж/о №__ Счет №__ по ж/о №__   и др.   … Всего по дебету дебет кредит
                 

 

Журнально-ордерная форма учета может использоваться в двух вариантах:

- с полным набором регистров.

- по сокращенной журнально-ордерной форме (для небольших предприятий).

С целью выполнения Программы реформирования системы бухгалтерского учета с применением международных стандартов Министерство финансов Украины приказом от 29.12.2000г. №356 утвердило «Методические рекомендации по применению регистров бухгалтерского учета».

Методические рекомендации по применению новых регистров бухгалтерского учета направлены на обобщение в регистрах бухгалтерского учета (кроме регистра забалансового учета) методом двойной записи информации о наличии и движении активов, капитала, обязательств и фактов финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций и других юридических лиц (кроме банков и бюджетных учреждений), их филиалов, отделений, представительств независимо от форм собственности, организационно-правовых форм и видов деятельности, на накопление аналитических данных о содержании и движении активов, капитала и обязательств, доходов, затрат, финансовых результатов.

Методическими рекомендациями предусмотрено применение новых регистров бухгалтерского учета.

Упрощенная форма бухгалтерского учета на малых предприятиях.

Методология бухгалтерского учета на малых предприятиях предусматривает обеспечение следующих принципов:

- соблюдение в течение отчетного года принятой учетной политики (системы правил) в отражении хозяйственных операций и оценке имущества;

- отражение в учете всех хозяйственных операций, совершенных в отчетном периоде, а также результатов инвентаризации имущества предприятия и его обязательств;

- правильность отнесения расходов и соответствия их доходам за отчетный период;

- раздельный учет затрат на производство продукции и капитальные вложения.

Малые предприятия, которые осуществляют небольшое количество операций, могут вести учет всех операций путем их регистрации только в Книге учета хозяйственных операций по форме №К-1 (табл.8.5).

Книга учета хозяйственных операций выступает одновременно регистром синтетического им аналитического учета, на основании которого можно определить наличие ресурсов предприятия и их источников на определенную дату и составить бухгалтерскую отчетность. Книга является комбинированным регистром, который объединяет в себе хронологическую часть, где регистрируются все операции, и необходимое количество бухгалтерских счетов (субсчетов) для ведения систематической записи хозяйственных операций. При этом количество счетов и субсчетов в Книге должно быть достаточным для заполнения всех необходимых статей баланса. Предприятие, как правило, ведет Книгу в виде отдельных листов и вкладышей к ним, которые открываются на каждый месяц (квартал). Каждая запись Книги начинается с записи остатков на начало периода по каждому виду ресурсов и источников, которые переносятся из предыдущей записи.

По окончании периода подсчитываются итоговые суммы оборотов по дебету и кредиту всех счетов, и выводится сальдо по каждому виду ресурсов и источников их образования, которое служит основание для заполнения баланса.

Предприятия, имеющие простой процесс производства продукции, могут применять для учета хозяйственной деятельности следующие учетные регистры для отражения хозяйственных процессов:

- Ведомость учета основных средств и начисленной амортизации (износа).

- Ведомость учета производственных запасов и готовой продукции.

- Ведомость учета затрат на производство.

- Ведомость учета денежных средств.

- Ведомость учета расчетов.

- Ведомость учета реализации.

- Ведомость учета расчетов с поставщиками.

- Ведомость учета заработной платы и прочие.

Каждая из этих ведомостей используется, как правило, для учета операций по одному или нескольким бухгалтерским счетам. Пример ведомости приведен в табл. 8.6.

Таблица 8.6

ВЕДОМОСТЬ

учета основных средств и начисленной амортизации

№ п/п Вид осн. средств Шифр амортизации Остаток на_____ Движение основных средств Остаток на ____ Амортизация (износ) основных средств
дебет кредит   За месяц На___
                 

При этой форме ведения бухгалтерского учета каждая операция записывается в двух ведомостях одновременно: в одной в дебете счета с указанием кредитуемого счета, в другой – в кредите. Обобщение итогов хозяйственной деятельности предприятия, отраженных в ведомостях, осуществляется в шахматной ведомости (табл. 8.7), на основании которой составляется обычная оборотная ведомость по счетам синтетического учета и важнейшим субсчетам.

Из разных машинных форм учета в данное время наибольшее распространение получали диалого-автоматизированная с использованием автоматизированных рабочих мест бухгалтера (АРМ бухгалтера).

АРМ бухгалтера – это структурная составляющая АСУ, персональное средство для планирования, управления, обработки данных, подготовки и принятия решений учетным работником.

Ведение учета в условиях АРМ бухгалтера должно основываться на следующих основных принципах: персонификация введения информации и вычислений без бумажной технологии, рациональном объединении децентрализованной и централизованной обработки информации. при этом система обработки данных строится по функциональным признакам с выделением трех уровней:

1. Высшего (АРМ бухгалтера III категории – управления бухгалтерским учетом в целом);

2. Среднего (АРМ бухгалтера II категории – управления на уровне участков учета);

3. Низшего (АРМ бухгалтера I категории – непосредственное ведении учета на уровне цеха, отдела, склада и др.).

При определении перечня задач, которые подлежат разрешению на АРМ бухгалтера, необходимо учитывать отраслевые и производственные факторы, а также факторы, связанные с методическими вариантами организации бухгалтерского учета, контроля, анализа.

При формировании первичного документа на АРМ бухгалтера необходимо придерживаться следующих условий:

· отражение первичной информации на машинном носителе;

· предоставление машинному носителю юридической силы первичного документа;

· обеспечение возможности дальнейшего использования первичной информации;

· обеспечение достоверности первичной информации;

· обеспечение надежности бухгалтерского процесса, реализованного посредством вычислительной техники.

При работе АРМ бухгалтера должны быть созданы такие организационные условия, которые позволят:

- однозначно определить лиц, ответственных за санкционирование, осуществление и регистрацию отраженных в документах хозяйственных операций;

- предотвратить возможность оформления документов лицами, которые не наделены соответствующими полномочиями;

- своевременно выявлять незаконно проведенные и неправильно документированные хозяйственные операции;

- контролировать правильность информации документа в процессе его создания и исправлять ошибки;

- при необходимости восстанавливать информацию, отраженную в документах.

Исходной информацией АРМ бухгалтера являются учетные и отчетные показатели, необходимые для контроля и анализа производственно-хозяйственной деятельности предприятия, а также информация, которая используется для подтверждения достоверности учетной информации и контроля функционирования самого АРМ бухгалтера.

В случае составления и хранения первичных документов и регистров бухгалтерского учета на машинных носителях информации предприятие обязано за свой счет изготовить их копии на бумажных носителях по требованию других участников хозяйственного процесса, а также правоохранительных органов в рамках их полномочий, предусмотренных законами.

Предприятие также должно принять все необходимые меры для предупреждения несанкционированного и тайного исправления записей в первичных документах и регистрах бухгалтерского учета и обеспечить их надлежащее хранение на протяжении установленного срока.

Согласно Закону Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» предприятие самостоятельно избирает форму бухгалтерского учета как определенную систему регистров учета, порядка и способа регистрации и обобщения информации в них с соблюдением единых требований, установленных этим Законом, и с учетом особенностей своей деятельности и технологии обработки учетных данных.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...