Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие культуры в современной науке




Учебно-методический комплекс по Истории мировой культуры

Для студентов вечерне-заочного факультета

Лекционные занятия

Номер раздела тематического плана Тема Количество час.
1. История культуры как раздел культурологии  
2. Структура культуры. Понятие культуры в современной науке  
3. Историческая типология культуры  

Всего – 6 час.

Семинар: Культура на современном этапе развития – 4 час.

Содержание лекционных занятий

История культуры как раздел культурологии

Само название «культурология» появилось сравнительно недавно: в к. 19 – нач. 20 вв. Его стали использовать многие исследователи. Значительная роль в обосновании и закреплении этой науки принадлежит английскому антропологу Уайту.

 

Он использовал понятие культурологии для науки, изучающей класс явлений, имеющих наряду с функциональным ещё и ценностное, символическое значение. Различные материальные предметы, будь то орудия труда, домашняя утварь, книги или картины, существуют как символы и ценности, которые необходимы человеку. Особая способность человека – символизация - позволяет создавать класс явлений, именуемых культурой и изучаемых наукой культурологией.

 

Культурология формировалась как интегративное знание о культуре в обществе и человеке как культурном существе. На протяжении 20 в. возрастал интерес к проблемам культуры, обусловленный следующими причинами:

· Разрастанием процессов социокультурного развития из региональных в глобальные.[1]

· Становлением информационного общества, основанного на развитии электронных средств коммуникации и стремительном развитии науки.

· Изменением характера взаимоотношений человеческой личности с обществом, поиском средств культурной адаптации[2] человека к достижениям техногенного мира[3] и информационной цивилизации.

· Всё возрастающей ролью личности, личных качеств в повседневной, профессиональной деятельности человека. Современный мир предъявляет новые требования к интеллектуальной, духовно-нравственной культуре личности.

Культурология раскрывает сущность культуры в качестве основного содержания социальной истории и духовности как основе развития человека и общества. Предметом изучения становятся закономерности мирового и национального культурного процессов; памятники и явления материальной, духовной культуры; факторы и предпосылки, управляющие формированием и развитием культурных интересов и потребностей людей, их участием в приумножении, сохрании и передаче культурных ценностей.

Культурология выявляет культурные аспекты различных областей общественной жизни (культура труда, политическая культура, повседневная бытовая культура, культура проведения досуга, культура общения); анализирует тенденции и процессы, происходящие в современной социокультурной среде.

Во внимание истории культуры находится реальный процесс преемственности культурного развития различных эпох, стран, народов. Она даёт богатый материал, касающийся многообразия культурных достижений и ценностей, вклада народов в мировую культуру, трудностей и противоречий культурно-исторического процесса, судеб великих цивилизаций Европы, Азии, Индии, России, Китая, Америки, Африки, и др. регионов мира.

 

История культуры тесно связана со всеобщей историей, этнологией и этнографией, а также с историей отдельных сфер: техники, науки, нравов, искусства, права, религии, политики, семьи.

В понимании сущности культуры огромное значение имеет изучение исторических форм ментальности (менталитета).

 

Ментальность (менталитет) – мышление, образ мысли, душевный склад; общая духовная настроенность, относительно целостная совокупность мыслей, верований, навыков духа, которые создают картину мира и скрепляют единство культурной традиции какого-либо сообщества.

 

Таким образом, история культуры как раздел культурологии – это история становления человека и человечности, история борьбы человека за свои идеалы. Речь идет не о событийной истории, но об истории, которая пытается объединить и описать жизнь человечества с точки зрения духовных ценностей и развития, воплощения человеком высших, общечеловеческих идеалов. История культуры пытается понять сущность исторических явлений и событий.

 

Понятие культуры в современной науке

Культура относится к числу вечных слагаемых исторического бытия человечества, поэтому она не поддаётся точному и однозначному определению. Культура невыразима посредством одного короткого определения, точно так же как невыразима жизнь или сущность человека. Потому следует указывать на некоторые главные, структурные свойства культуры, влияющие на её роль и характер в истории человечества. Следует задуматься над тем, как эти общие и более или менее неизменные свойства преобразуются на каждом этапе исторического развития, принимают тот или иной облик в атмосфере данного общества.

 

Основные концепции культуры:

 

1. Культура как человеческая деятельность. Этот подход основан на разграничении сферы культуры и природы. Под природой понимается то, что существует объективно, независимо от человека. Культура – продукт человеческой деятельности, это создание человеком особой искусственной среды обитания. Данный подход восходит к античности: Демокрит определял культуру как вторую природу, которая творится человеком.

Деятельность является насущной потребностью человека, потребностью в преобразовании мира и себя самого. М. Каган выделил 3 основные сферы, в которые направлена человеческая деятельность:

· Преобразование природы начинается в момент, когда человек овладел огнём. Человек приспосабливал природу к своим потребностям, изготавливал орудия труда, развивал хозяйство от присваивающего к натуральному. В результате человеческой деятельности человек превратил биосферу в антропосферу – сферу жизни человека.

· Преобразование общественных отношений. Вся история человечества представляет собой развитие социальных связей. Первоначально существовало лишь человеческое стадо, затем племя, род, семья, в итоге формируются государства. Происходит развитие и в плане усложнения социальных структур общества: культура дробилась на множество субкультур, общество превращалось в сложный организм.

· Преобразование самого человека. История культуры – это история познания человека. И чем бы ни занимался человек, через призму своей деятельности он постигает себя. На протяжении истории культуры человек совершенствуется, возрастает человеческое в человеке.

 

- Культура – это способ бытия, присущий человеку и определяемый через деятельность по созданию искусственной среды жизни.

- Культура – это совокупная общественная и индивидуальная деятельность по реализации способностей и сил, заложенных в человеке.

2. Культура как творчество. Деятельность животных запрограммирована инстинктом, биологической программой. Только человеку присущ спонтанный, свободный вид творчества, преодолевающий биологическую закреплённость. В своей способности к творчеству человек проявляет себя не только как часть общества, но и как самостоятельную личность. Основание человеческой свободы коренится в разумном познании и преобразовании мира. Суть человеческой жизни в постоянном самосовершенствовании. Творчество – это особая деятельность, тиражирование или получение известного результата не является творчеством. Усиление творческого аспекта культуры определяет её прогресс.

 

Культура – способ реализации творческих возможностей человека.

 

3. Культура как традиция. Творчество – лишь одна сторона культуры. Культура может существовать при условии, что наряду с обновлением в ней существуют механизмы, уже давно достигнутые. Традиция наряду с творчеством составляют фундамент человеческого общества.

Культура вбирает в себя колоссальный опыт, накопленный множеством поколений и воплощённый в научно-технических открытиях. Чтобы совершать открытия, нужны годы, а чтобы понять его сущность – несколько часов. Культура позволяет человеку осваивать опыт наиболее эффективным образом. Она увеличивает ёмкость отпущенного нам времени, благодаря тому, что расширяет индивидуальный опыт опытом прошлого.

 

Культура – это способ передачи социального опыта, это совокупность материально-духовных достижений человечества.

Культура – это наследие прошлого, критически воспринимаемое и используемое в соответствии с задачами современности.

 

4. Культура - способ удовлетворения человеческих потребностей. Человек есть существо природное и общественное, телесное и духовное. У него есть потребности витальные – необходимые для жизни как таковой (в пище, одежде, отдыхе) и потребности духовные (познание мира, потребность в красоте, потребность в творчестве, признании, общении). Культура характеризуется с одной стороны, тем, каков уровень человеческих потребностей, с другой, - как, каким образом, он стремится их удовлетворить. Если человеческие потребности можно подразделить на природные и духовные, то способ их удовлетворения раскрывает человека как нечто целостное, неразрывность в нём природного и духовного.

 

Культура – это способ выработки и селекции определённых способов поведения и интеллектуальной деятельности по удовлетворению интересов и потребностей людей. Этот механизм закрепляет в сознании и привычках наиболее приемлемые технологии существования, сохраняющие общество в консолидирующем согласии.

 

4. Культура как ценность. Деятельность человека не всегда направлена на создание вещей, которые идут во благо человечеству. Ценностью в культуре является лишь то, что отвечает человеческим идеалам, что способствует гармонизации человеческих отношений.

 

Ценности – это выработанные в истории человечества и наиболее значимые для людей человеческие качества.

 

Материальные ценности облегчают жизнь человеку, духовные ценности обеспечивают нравственный рост человека, эстетические ценности связаны с идеалами красоты, гармонии.

В итоге ценности могут быть только духовными. Ценность – не предмет, а особый вид смысла, который усматривает в нем человек. Однако носителем ценности может стать любой материальный предмет. Ценность содержится не в самом предмете, а в тех особых (приятных, дорогих, возвышенных) чувствах и переживаниях, которые он вызывает. Автомобиль имеет ценность не потому, что у него высокая цена, а потому что он обеспечивает комфорт, престиж, удовольствие от вождения и т. д.

Общечеловеческие ценности появляются в христианскую эпоху (вера, надежда, любовь), в атеистические времена – истина, добро, красота. Истина – есть главная сущность: сущность бытия, смысл жизни, сущность человека, его предназначение в этом мире. Истина не есть завершённое знание, истина есть вечный процесс. Так, каждая историческая эпоха что-то добавляла в понимание человека. Добро – это Истина, явленная в поступках, а Красота – Истина, явленная в чувственной форме.

 

Культура – совокупность накопленных человечеством ценностей.

Структура культуры

 

Культура представляет собой целостную систему материальных и духовных элементов. Духовная культура включает в себя:

 

· художественную культуру, связанную с производством произведений искусства, в которых воплощаются представления общества об идеале Красоты, а также характер восприятие их обществом;

· нравственную культуру, связанную с представлениями о добре и зле;

· религиозную культуру как совокупность представлений того или иного общества о боге и божественном мире.

 

2. Культуру принято подразделять по её носителю.

 

Совокупность ценностей, верований, традиций, обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества, называется доминирующей культурой.

 

Однако каждая культура распадается на множество групп (национальных, демографических, социальных, профессиональных), постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т. е. система ценностей и правил поведения. Такие малые культурные миры называются субкультурами. Различия могут быть выражены сильно, тем не менее субкультура не противостоит доминирующей культуре.

 

Субкультура - группа людей, чей жизненный стиль отличается от стиля доминирующей культуры, и члены которых идентифицируют (отождествляют) себя с нормами, ценностями и взглядами именно этой группы.

 

Субкультура, которая не просто отличается от доминирующей, но противостоит ей, находится в конфликте с доминирующими ценностями – контркультура. Контркультура – культура молодёжи, противопоставившая себя официальной культуре в качестве альтернативной. Характерной чертой контркультуры является наличие неформального комплекса поведенческих установок, цель которого – бунт против идеологических и бытовых стереотипов. Это установка на шокирующую обывателя манеру мышления, на спонтанное, неразумное поведение.

 

Контркультура - группа, чьи нормы, взгляды, ценности и жизненный стиль вступают в конфликт или противостоят доминирующей культуре;

 

В зависимости от того, кто создаёт культуру и каков её уровень, выделяют: элитарную, массовую, народную культуру.

Самая древняя по происхождению, народная культура, создаётся анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Народную культуру называют также любительской (но не по уровню, а по происхождению), или коллективной. Она включает мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни, танцы (фольклор).

 

Народная культура - коллективное творчество, в котором самобытно выражаются присущие народу ценности.

 

Элитарная, или высокая культура, создается привилегированной частью общества либо по её заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку, литературу. Как правило, элитарная культура опережает уровень восприятия её среднеобразованным человеком.

 

Элитарная культура - специфическая сфера культуротворчества, связанная с профессиональным производством культурных текстов, приобретающих впоследствии статус культурных канонов.

 

Массовая культура – культура, превращённая в товар и рассчитанная на потребителя. Характеризуется как «рынок досуга», связывается с понятиями коммерции, бизнеса. Поскольку главные функции массовой культуры – это релаксация и развлечение, то её особенностями являются простота, иногда граничащая с примитивностью. Само производство художественных ценностей понимается по аналогии с поточно-конвейерной индустрией – в этом плане характерно наименование Голливуда как «фабрики киноискусства». Массовая культура немыслима без средств массовой информации, которые являются главным каналом её распространения. Массовая культура часто черпает образы, сюжеты из элитарной культуры.

 

Массовая культура - форма культуры, вызванная процессами массовизации общества, коммерциализации искусства, развитием технологий массовой коммуникации.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...