Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Исторические типы культуры

Понятие культуры

Культурология - сравнительно молодая наука. Она начала выделяться в особую область знаний с XVIII века и приобрела статус самостоятельной научной дисциплины фактически лишь в XX столетии. Культурология возникает на стыке истории, философии, антропологии, этнографии, искусствоведения, синтезируя и систематизируя данные этих наук. Многие проблемы культурологии остаются дискуссионными, а многочисленные учебники по этой дисциплине демонстрируют разнообразие подходов к структуре курса, его основным проблемам, самому пониманию культуры, предмета культурологии.

Настоящее методическое пособие по культурологии призвано помочь студенту разобраться в том, что такое культура, какова ее сущность, природа, ее роль в жизни человека, общества.

Культура - основное, центральное понятие культурологии, всего гуманитарного знания, сложное и многозначное. Хотя культурология - наука молодая, понятие «культура» существует давно, ему посвящено много трудов и размышлений. Римский автор Катон (234-149гг. до н.э.) в трактате о земледелии «Агрикультура» противопоставил нетронутую, девственную землю возделанной, обработанной человеком. С тех пор существует противопоставление культуры - природе, натуре, искусственного естественному, созданного человеком - существующему независимо от него. Римский оратор Цицерон (106-43гг. до н.э.) включил в понятие культуры «возделывание» ума и души человека; «Как плодородное поле без возделывания не даст урожая, так и душа. А возделывание души это и есть философия». Таким образом, мыслители Древнего Рима ввели в оборот термин «культура» и сформулировали свое понимание этого феномена.

Более глубокое осмысление культуры произошло в XVIII веке, в эпоху Просвещения. Один из представителей этой эпохи, немецкий философ Гердер попытался посмотреть на человеческий мир как на культуру. Культура, по Гердеру, создается в процессе человеческой практики, преобразования природного и социального мира. Создавая культуру человек одновременно создает самого себя. В этом смысле генезис человека есть генезис культуры, и наоборот. Культура прочно связана с просвещенностью, образованностью и воспитанностью человека.

Подлинный взрыв интереса к культуре связан с XX веком, когда и была «узаконена» культурология как самостоятельная наука. XX век стал временем коренных изменений во всех сферах бытия, перемен, затронувших основы человеческого существования. Он же стал временем поворота лицом к культуре, интенсивным исследованием культуры представителями гуманитарных наук. В представления о культуре были внесены существенные коррективы. Стало невозможно противопоставлять культуру природе, отожествлять все социальное с культурой, выносить все неблагополучие в человеческой жизни за пределы культуры, списывать на варварство.

Оказалось, сама культура чревата варварством, развитие культуры от варварства не гарантирует. Мировые войны, экологический кризис, разгул терроризма свидетельствуют об этом. Потребовалось уточнить понятие культуры, соотнести его с понятием цивилизации.

Начало дискуссии о соотношении цивилизации и культуры положил О.Шпенглер в работе «Закат Европы». Рассматривая культуру как единый живой организм, который проходит циклы: рождение, расцвет, смерть, он понимал умирание культуры как превращение ее в цивилизацию. Столь радикальная позиция Шпенглера не была поддержана другими мыслителями, но убеждение, что в современном обществе цивилизация теснит, ограничивает культуру, развивается в ущерб культуре, стало всеобщим. Так, русский философ Н.А.Бердяев считал, что цивилизация - явление материальное, коллективное, тиражированное, общедоступное; культура же - духовное, индивидуальное, аристократическое. Общепринятым стало понимание цивилизации как массового производства и потребления, совокупности материальных благ, а культуры - как внутреннего духовного содержания цивилизации. Действительно, цивилизация - скорее стандарт, культура -творчество; цивилизация - массовое производство и потребление; культура -создание уникального, оригинального, неповторимого. Но при этом цивилизация и культура неразделимы, взаимозависимы и взаимообусловлены. Цивилизация с ее прагматическими установками может теснить культуру, культура может влиять на цивилизацию посредством ее гуманизации.

С дискуссией о соотношении культуры и цивилизации связана проблема массовой культуры. Более или менее явное расслоение культуры на «культуру всех» и «культуру избранных» существовало всегда. Даже в первобытные времена шаманы и жрецы составляли культурную элиту, обладавшую особыми познаниями. С появлением письменности возникло различие между элитарной культурой образованных и фольклорной (народной) культурой. Объем информации, содержащейся в современной культуре, поистине необъятен. Наука - малопонятна для непосвященных. Сложным стало и современное искусство. Трудно без специальной подготовки понять произведения Джойса, Гессе, Борхеса, музыку Малера, Шнитке, живопись модернистов, фильмы Тарковского, Сокурова. Наряду с «высокой культурой» возникла «индустрия культуры», производство культурных ценностей для массового потребления, их тиражирование. Формируется массовая культура, которой присущи такие черты, как общедоступность, развлекательность, упрощенность. Массовая культура не требует от человека ни знаний, ни размышлений, она играет на примитивных чувствах людей вплоть до биологических (секс, агрессия) и в крайнем выражении порождает контркультуру и антикультуру (наркоманию, порнографию, преступность).

Прояснил суть массовой культуры, открыл «массового человека» испанский философ Ортега-и-Гассет. Его книга «Восстание масс» произвела после выхода в свет не меньший фурор, чем в свое время «Закат Европы» О.Шпенглера.

самоцель несет угрозы для природы, культуры, человечества. XX век это продемонстрировал. Атомная война, экологическая катастрофа, разрушение генофонда человечества - такими могут быть последствия развития науки и техники, если они не будут находиться под контролем гуманистических принципов, социальной и духовной культуры.

Выполняя служебную роль по отношению к другим областям культуры, технологическая культура оказывается всеобщим и необходимым условием всякой культурной деятельности. В любой деятельности есть своя технология (и в деятельности художника, архитектора, актера). Сложная и дорогая техника сегодня нужна и ученому, и художнику (в фотографии, кино). Но техника и технология в данном случае - лишь средства и способы решения наукой и искусством собственных задач.

Все свои практические проблемы люди решают сообща. В этой их совместной деятельности рождается система общественных отношений. Это сфера социальной культуры. Ее содержание - нормы, правила, законы, регулирующие поведение людей. Нормы эти многообразны, они регламентируют буквально все: еду, одежду, развлечения и т.д. Но основные формы регулирования поведения - нравственная, правовая, политическая. Самая древняя из них - нравственная. Нравственные нормы и правила поведения одновременно являются ценностями, следовать им нужно не ради пользы и выгоды, а ради них самих. Выполнение нравственных норм -самоцель. В каждом более или менее стабильном обществе есть общепризнанная система нравственных норм, которые обязательны для всех. История свидетельствует о том, что нравственная культура общества возрастает: нравы смягчаются, ценность человеческой жизни растет. Однако этот процесс противоречив, о чем писал Руссо в XVIII веке. Руссо утверждал, что с развитием цивилизации, ростом городов интенсивно развиваются наука, искусство, но страдает нравственность. Руссо одним из первых заметил пороки того общественного проекта, с которым выступило Просвещение, и выступил с предупреждением об опасности развития человечества по пути научной и технической рациональности.

Разные уровни нравственной культуры демонстрирует развитие личности. В процессе воспитания и самовоспитания человеком усваиваются нравственные нормы, они становятся внутренними убеждениями, глубоко входят в психику человека, структуру личности. На первом этапе у ребенка возникает элементарная нравственность, которая основана на послушании и подражании. Ребенок копирует поведение взрослых, выполняет их требования. Некоторые останавливаются на этом уровне в своем нравственном развитии и, став взрослыми, остаются инфальтильными и полностью зависят от среды или авторитетного для них человека. Второй этап - конвенциональная нравственность. Подросток, как правило, стремится поступать так, чтобы заслужить одобрение окружающих. При недостаточной самостоятельности собственного нравственного сознания такой человек ориентируется на общественное мнение. Для многих людей конвенциональная нравственность на всю жизнь остается главным регулятором их поведения. Они придерживаются норм морали, когда на виду, но втайне могут их нарушать. Вот почему для нравственной атмосферы в обществе так важно действенное общественное мнение.

Третий, высший этап развития нравственной культуры - автономная нравственность. Нравственно развитый человек, выработавший свои принципы и убеждения, живет на основе саморегулирования. Он совершает благородные поступки, не рассчитывая на похвалы и награды, он просто не может поступить иначе. Регулятором поведения человека выступает совесть, ответственность перед самим собой. Немногие достигают этой стадии в полной мере, но именно они становятся нравственными ориентирами для всех людей (вспомните А. Швейцера, мать Терезу, А.Д. Сахарова, Д.С. Лихачева).

Еще один вид социальной культуры - правовая. Право вырабатывает нормы, на основе которых строятся взаимоотношения людей и организаций. Правовые нормы облекаются в законы, принятые властью, государством.

Право - продукт истории. Оно возникло с появлением классов и государства и прошло долгий путь развития от идеи талиона (наказание должно быть равно преступлению; «око за око, зуб за зуб») до принципов современной правовой культуры (социальной справедливости, равноправия, презумпции невиновности и др.). Правовая культура определяет реальную практику поведения и поступков людей. И правопорядок, и его нарушения обусловлены уровнем правовой культуры. Неразвитое правосознание не склонно признавать законы, считаться с ними. Для него закон - внешнее препятствие, которое надо как-то обойти.

Современная правовая культура воплощается и в концепции «правового государства», в котором власть подчинена закону, ограничена им. Этот идеал правового государства в полной мере не осуществлен нигде, а наша страна пока весьма далека от него. Правовая культура населения у нас тоже достаточно низка, не отвечает современным требованиям. Это проявляется в неуважении к закону, недостаточном знании законов и даже в неумении отстаивать свои права. Правовой нигилизм - давняя традиция русской жизни. Движение к современному уровню правовой культуре началось, но идет медленно и болезненно. Но оно совершенно необходимо.

Разновидностью социальной культуры является политическая. Как и правовая, она является продуктом исторического развития и формируется под воздействием особенностей национальной культуры, социально-экономического развития страны. Политическая культура - это совокупность норм и правил, определяющих участие людей в политической жизни. Она формирует отношение людей к существующей власти, обусловливает политическую организацию общества, создает атмосферу, в которой возникают политические партии. От политической культуры обществу зависят методы и средства осуществления политической власти, политическая активность населения.

В соответствии с уровнем политической культуры можно выделить три разных типа политической власти: 1) традиционная, основанная на вере в ее священность (монархия); 2). харизматическая, основой которой является убежденность людей в особых выдающихся качествах правителей (харизме); 3) легальная, опирающаяся на систему правовых норм, демократические порядки, подконтрольность властей населению. Политическая культура людей далеко не одинакова. Ее уровень позволяет нам выделить три категории: 1) политики «по случаю», - те, кто ходит на выборы, иногда на митинг или демонстрацию, и этим их участие в политике ограничивается; 2) политики «по совместительству» - более или менее активные члены политических партий, те, кто политикой занимается, но она не становится главным делом жизни; 3) профессиональные политики, люди, для которых политическая деятельность составляет основное жизненное занятие. Это представители государственной власти, лидеры политических партий. Именно для них характерно развитое политическое сознание, политическая культура.

Итак, содержание социальной культуры, основных ее форм -нравственной, правовой, политической - нормы й правила, регулирующие поведение людей, их взаимодействие. Но не только. Социальная культура включает в себя и ценности. Нравственный идеал, правопорядок, правовое государство, демократия - это ценности общественной жизни, к которым стремятся люди. Ценностные аспекты социальной культуры сближают ее с духовной. Духовная культура человечества - подлинный мир ценностей. Она неутилитарна, бескорыстна. Ее краеугольные камни - не польза и выгода, а «радости духа», Красота, Знание, Мудрость. Они нужны людям сами по себе. Но между ценностями социальной и духовной культуры есть существенные различия: ценности социальной культуры не могут достигаться в одиночку, они реализуются благодаря совместной деятельности, общим усилиям людей. К ценностям духовной культуры человек может    идти в одиночку, самостоятельно, работая над собой, достигая новых высот в своем развитии.

Духовная культура общества многообразна и многолика, но основные ее проявления - религия, искусство и философия. Религия неразрывно связана с культурой. Русский философ Н.А.Бердяев считал, что корни и исток культуры надо искать в культе. Недаром у этих слов один и тот же корень. Религиозный мыслитель А. Мень писал: «То, что религия и в наши дни оказывается связанной с наиболее значительными духовными движениями современности, лишний раз напоминает об укорененности культуры в почве веры. Ведь формы культуры определяются в первую очередь тем, как воспринимает человек окружающий мир, что он думает о себе, о жизни, о Высшем, какие этические принципы руководят его поступками, какие идеалы вдохновляют его творчество. Словом, культура в конечном счете рождается в недрах того, что можно назвать религией в широком смысле слова».

То, что культура связана с религией, культом, факт, не вызывающий сомнения. Если бросить взгляд в прошлое, можно убедиться, что на протяжении веков культура, особенно искусство, в котором выражается квинтэссенция культуры, развивалась в лоне церкви. Достаточно вспомнить, Микеланджело, написавшего фрески Сикстинской капеллы, Браманте, создавшего собор Св.Петра в Риме, Андрея Рублева и его «Троицу». Однако это вовсе не означает, что культ выступает первоосновой культуры, что именно религия является ее животворящим источником. Исследования антропологов, этнографов, историков религии опровергают такой подход. Однако религия, действительно, влияет на характер культуры. В отдельные эпохи, например, в средние века в Европе, это влияние является определяющим.

Религия - самая доступная форма духовного развития людей. Далеко не все имеют возможности углубиться в занятия наукой, философией, искусством. Нужна серьезная подготовка, достаточное образование и много времени. Религия понятна и доступна всем. Религиозные истины преподносятся в виде афоризмов, легенд и притч, которые понятны каждому, независимо от уровня образования.

Развитие общества прошло разные этапы в отношении к религии. То господствовало религиозное сознание и свободомыслие, атеизм подвергались гонениям, то господствовал воинствующий атеизм и беспощадно боролся с религией и церковью. Все это в прошлом. Современная культура относится к религии как к «делу совести», делу свободного личного выбора.

Ценностное отношение к миру, характерное для духовной культуры, сфокусировано в искусстве, как в зеркале. Это магическое зеркало, в котором человек может увидеть и.себя, и всю Вселенную. Искусство обладает огромной силой воздействия на людей, потому что оно обращено к их эмоциям* чувствам. Искусство многогранно. В нем богатейший мир образов, полет фантазии, концентрация творческих сил человека. Сфера искусства - это совершенство античных статуй, грандиозность средневековой готики, прекрасные образы ренессансных мадонн. Это великие творения Данте, Шекспира, Пушкина, музыка Баха, Моцарта, Чайковского, фильмы Феллини, Тарковского. Искусство - это «образ», образ мира и человека, переработанный художником и выраженный им в звуках, красках, формах. Искусство в художественных образах отражает культуру нации, страны, эпохи. Знакомство с национальным искусством - лучшее средство узнать культуру народа, понять ее особенности. Искусство заслуженно считают способом самовыражения и самосознания человека и человечества.

Если искусство - это самосознание культуры, то философия - сознание культуры. Она выводит' на уровень сознания исходные смыслы, основания мышления и поведения людей, анализирует и объясняет его. Философское мышление - не удел избранных. В большей или меньшей мере с философскими проблемами сталкиваются все, так как важнейшими предметами философских размышлений являются высшие жизненные ценности и идеалы: добро, красота, свобода, смысл жизни. Научиться критически анализировать то, что кажется само собой разумеющимся, выходить за рамки привычных, шаблонных представлений - значить научиться свободно, творчески, философски мыслить. Философские размышления - не чужие, а свои, собственные, т.к. каждая личность уникальна и неповторима, - помогают выработать комплекс высших жизненных ценностей и идеалов. Они должны быть выношены, а то и выстраданы каждым самостоятельно, заимствовать их, как совесть, или любовь к поэзии, невозможно.

Структуру культуры можно рассматривать по другому основанию, по носителям культуры. Человечество в целом - носитель, субъект мировой культуры. Мировая культура не существовала изначально, она - результат, итог и в какой то степени цель исторического развития. У истоков культуры у каждого племени она своя, особая: свой язык, свои обычаи, свои мифы и ритуалы. Постепенно нарастает единство человечества, укрепляются экономические и культурные связи между народами. Складывается мировая культура, свой вклад в которую вносит каждый народ, и внесли все поколения людей, живших на Земле.

Культура мировая состоит из культур региональных - европейской, азиатской, африканской и т.д. Культура региональная - это культура некоторого конкретного, исторически определенного общества со своими специфическими особенностями. Эти особенности объясняются природными условиями региона, характером исторического развития и относительной обособленностью их друг от друга. Очевидны различия в культуре Запада и Востока, Европы и Азии, которые активно обсуждались русскими мыслителями (вспомните славянофилов и западников). Для Европы характерны такие черты культуры, как активность, либеральность, утилитаризм; для Востока - созерцательность, консерватизм, аскетизм. Эти различия иногда абсолютизируют и считают непреодолимыми. Английский поэт Р.Киплинг писал: Запад есть Запад, Восток - есть Восток, и вместе им не сойтись». Гете, напротив, надеялся на союз и сближение культур: «Мысли мудрой быстрым током свяжем Запад мы с Востоком». Современная Япония, которая успешно осваивает западный опыт, бережно сохраняя свои национальные традиции, является примером соединения, взаимодействия восточной и западной культур.

Регион, континент включает множество стран, народов, и каждый народ, каждая нация обладает своими особенностями. Так, Европа, объединяющаяся у нас на глазах, имеющая общие черты в европейской культуре, состоит из стран со своей национальной культурой. Англия, Италия, Испания - каждая обладает спецификой, изюминкой. В 1932 году появилось исследование испанского автора С. Мадариаги «Англичане, испанцы, французы», в котором анализируются основные компоненты национального характера, которые выражаются в культуре народа. Замечательной работой на эту тему стала книга отечественного культуролога и философа Г. Гачева «Ментальное™ народов мира. Сходства и отличия».- М., 2003. Гачев утверждает, что у каждого народа, каждой культурной целостности есть свой особый строй мышления, который и предопределяет картину мира, сообразуясь с которой и развивается история страны, и ведет себя человек. Народы - как музыкальные инструменты, с особыми тембрами: один - скрипка, другой - гобой, третий - орган. Все музыканты, но тембр разный. Интересное соображение Гачева: национальное есть итог исторического развития народа. Человек современный более национально своеобразен, чем древний, Достоевский - более русский, чем князь Игорь, Г.Форд более американец, чем Д.Вашингтон, генерал де-Голль более француз, чем рыцарь Роланд. В этом проявляется общая закономерность развития культуры: она - итог, результат долгого, многовекового развития, истории, всесторонней и разнообразной деятельности людей. Национальная культура - целостность, включающая в себя различия. Культура верхов всегда отличается от культуры низов (например, дворянская и крестьянская). В культуре XX века выделяют культуру элитарную и массовую. Возникает культура отдельных групп населения. Так, в современном мире существует особая молодежная культура. Ей свойственны черты, присущие молодому человеку: дух противоречия, повышенная эмоциональность, романтические устремления, категоричность суждений. Молодежная культура породила движение хиппи, битников, панков, рокеров и многие другие. Она может превратиться в контркультуру, если ее содержанием становится протест против господствующей культуры, если она становится оппозиционной. Наконец, носителем, творцом и потребителем культуры является человек. Культура и человек - одно целое. Человек - кристалл культуры, ее концентрированное выражение. Человек - творец культуры, ее живительное начало. Развитие культуры и человека - единый процесс. Лишь в мире культуры человек осознает себя, обретает свое лицо, призвание и смысл жизни.

 


Исторические типы культуры

Теория культуры - определение, анализ ее структуры - смысловое ядро культурологии. Вокруг. этого смыслового ядра располагается история культуры. История культуры - это практически необозримая территория, неисчислимые богатства, накопленные человечеством за всю историю существования. Историческая культурология изучает культуру как процесс - во времени и пространстве, начиная от истоков, в его развертывании и устремленности в будущее.

Истоки культуры мы находим на заре истории человечества, в первобытном обществе. Зарождающаяся культура еще не осознается людьми как некая внеприродиая, противостоящая ей сила. Напротив, изначально люди ощущают себя органической частью природы. Человек еще не отделяет себя от природы, растворен в ней практически и духовно. Этот тип отношений культуры и природы отчетливо выражается в магии. В ней проявляется слабость человека, выпрашивающего у природы успех в охоте, дождь, и его убеждение в способности воздействовать на природу, добиться от нее того, что ему нужно.

Культура первобытного общества - мифологическая. Человеку психологически неуютно в непонятном мире. Он интуитивно ищет целостного мироощущения и находит его в мифе. Мифология стала подлинным фундаментом культуры. Миф выполняет мировоззренческие, воспитательные и культовые функции. Каждое племя, каждый человеческий коллектив создавал свои мифы, что позволяло человеку чувствовать себя уютно и естественно в своей культуре и не уютно, не естественно - в чужой.

Важную роль в первобытной культуре играет ритуал. Ритуалами пронизана вся деятельность людей этой эпохи. Ритуальными были: трудовая деятельность, война, прием пищи, ее приготовление и т.д. Ритуал - это жизнь, бытие. Если его не совершать, небо упадет на землю, нарушится существующий порядок. Каждый ритуал созидал, творил мир, создавал Космос из Хаоса. Для первобытного человека быт и бытие не разделены, они едины, слиты. Долгое время к первобытной культуре относились как к примитивной, «варварской». Но чем больше о ней узнают, тем более высоко оценивают вклад той далекой эпохи в культуру человечества. Именно в те далекие времена зарождались нравственные нормы (в виде табу, запретов), первобытные верования (тотемизм, фетишизм), появились первые произведения искусства. Впервые увидев настенную живопись, люди XIX века не сразу поверили, что такие яркие, жизненные изображения животных могли быть созданы первобытными художниками.

Особенно замечательных свершений в культуре достигли люди в эпоху античности (VIIIb. до н.э. - Vb. н.э.). Все, что было создано в Древней Греции, так поразило потомков, что его назвали «греческим чудом». Величайшей заслугой этого маленького народа стало рождение рациональной культуры, философии и науки. Философия, любовь к мудрости, начала искать рациональные ответы на те же вопросы, что и мифология; каково происхождение и устройство мира; что такое человек; как познается мир; в чем смысл жизни; что такое Истина, Добро и Красота. В области философии греки достигли поразительных успехов, достаточно вспомнить имена Демокрита, Сократа, Платона. Рациональное начало развивается не в ущерб эмоциональному. В искусстве греки - великие мастера. Шедевры возникают в архитектуре, скульптуре, литературе, театре. Но скульптура, пластика выделяется на первый план, занимает особое место. Скульптура для греков - не просто один из видов искусства, но общий метод создания художественного образа, будь то архитектура, литература, театр. Скульптура стала самым выдающимся достижением античности, и это не случайно. Для греков человек был олицетворением всего сущего и почти единственной темой искусства. Скульпторы создают идеальный образ гармонически развитого человека в его величавой завершенности. Греческая пластика остается непревзойденной и сегодня.

Особым типом европейской культуры является средневековье. Особенности этой культуры связаны с религией. Победившее христианство пронизывает собой всю духовную жизнь общества, определяет образ Жизни людей, их мировоззрение. На смену античности с ее культом разума приходит убеждение в приоритете веры над разумом. Философия превращается в служанку богословия. Ее главная задача - доказательство бытия Бога. Чтение и толкования священных текстов породило схоластику, особый метод мышления, никак не связанный с жизнью, реальностью. Ссылка на Библию была самым надежным аргументом. Все произведения искусства пронизаны религиозным содержанием (храмы, иконы, статуи святых).

К средним векам в истории сложилось критическое отношение. Их. рассматривали как провал между яркой античной культурой и динамичным новым временем. Действительно, начало средневековья, три первых века были упадком, безвременьем. Однако это не относится ко всему тысячелетнему средневековью. Именно в этот период начали зарождаться существующие ныне европейские нации, языки и государства, появились многие черты европейского образа жизни. Достоинством культуры средневековья был ее народный характер. Свершения эпохи - великолепные готические храмы, эпос (легенды и сказания о подвигах рыцарей, баллады и песни бардов) - все это коллективное творчество безымянных авторов. В позднее средневековье, в XI-ХПвв., в связи с ростом городов возникли университеты, совершенно новые учебные заведения, существующие и сегодня.

Между средневековьем и Новым временем выделяют короткую (2-3 века), но выдающуюся для развития культуры эпоху Возрождения. Величие культуры Возрождения ярче всего проявилось в сфере искусства. Искусство - в особенности живопись, скульптура, архитектура - заняло в ней ведущее место и стало главной ареной ее творческих достижений. Художники стремились возродить традиции античной культуры. Содержанием их творений стал гуманизм. Гуманисты направили свои интересы не на божественные, а на человеческие дела. В центре их внимания - живая человеческая личность. Гуманисты восхищались духовной и телесной красотой человека, его разумом и волей, величием его творческих свершений. Они видели достоинство человека не в принадлежности к знатному роду, а в обладании культурой, многогранной светской образованности. Благородный человек - это гуманист, «аристократ духа». Этот новый, духовный аристократизм стал знаменем гуманистической культуры Возрождения. Культура Возрождения выражает саму сущность культуры, основную закономерность ее развития: соединение традиций, в основном античных, но и средневековых тоже, с новаторством, устремленностью в будущее. Эпоха Ренессанса оставила наследие, во многом обусловившее характер дальнейшего культурного развития Европы.

Культура Нового времени начинает складываться в XVII веке. Ее развитие продолжается в XVIII и XIX столетиях. За этот период культура менялась так существенно, что возникают сомнения, одна ли это эпоха. Экономическое, политическое и культурное развитие общества настолько ускорилось, что можно найти существенные различия в культуре XVII, XVIII, и XIX веков. Но есть и общие черты. Коренным образом меняется материальный базис культуры, все ее содержание. Культура Нового времени обращается не к небу и Богу, а к земле, обществу, человеку. Она становится светской. Европейская культура проникается духом рациональности, деловитости, практицизма. Природа отныне рассматривается как арена преобразующей деятельности человека, развивается чувство хозяина природы, потребительское отношение к ней. На небывалую высоту поднимается авторитет знания, добываемого наукой и философией. Образование становится массовым, грамотность - общей культурной нормой. В искусстве рождается много новых его видов: балет, оперетта, кино. Множество стилей и направлений быстро сменяют друг друга (барокко, классицизм, романтизм, реализм, импрессионизм).

Однако уже в серидине XIX века появляются признаки надвигающегося кризиса культуры. Подвергается критике рационализм, эта основа европейской культуры Нового времени (Ф.Ницше, З.Фрейд и др.), происходит разочарование в идеалах и ценностях буржуазного образа жизни. Популярными становятся суждения о сумерках культуры, упадке нравов, деградации искусства. Распространяется ощущение приближающегося распада и заката культуры.

XX век, ушедший в прошлое совсем недавно, стал новейшей историей человечества, принес много изменений во все стороны жизни людей, в культуру тоже. Общество развивается необычайно динамично. Бытовая техника заполнила человеческое жилье. Образование, в том числе и высшее, стало массовым. Наука углубилась в микромир и космос. Компьютеры и электронные средства связи произвели настоящую революцию, означающую переход к нхжому типу общества, которое называют по-разному: «постиндустриальное», «информационное», «электронное». И политическая история XX века чрезвычайно насыщеная: первая мировая война, революция в России, вторая мировая война, противостояние двух систем, а в конце века - распад и «лагеря социализма», и Советского Союза.

В художественном творчестве XX век двигался от сознания к подсознанию. Для него характерна тесная и глубокая связь с философией и психологией. Творчество Э.Хэмингуэя, У.Фолкнера пронизано проблемами экзистенциализма, живопись С.Дали - иллюстрация психоанализа З.Фрейда. Ведущим направлением художественной культуры XX века стал модернизм. Высшая ценность для модернизма - эстетический эксперимент, ничем не ограниченный поиск самовыражения. Живопись XX века похожа на быстро расширяющуюся вселенную. Направления стремительно сменяли друг друга (фовизм, кубизм, футуризм и т.д. Множились манифесты и программы, каждый мастер спешил обосновать свою оригинальность. В его творчестве демон разрушения и гений созидания сосуществуют как сиамские близнецы, всегда вместе. Каждый крупный художник - творец особого мира образов, своего индивидуального.живописного языка, рожденного невиданной прежде свободой творческого «я».

Модернизм столкнулся с пародоксом: искусство, принципиально создававшееся для всех, в действительности оказалось в высшей степени элитарным, сложным, непонятным широкой публике. Наряду с ним возникает массовая культура, культура для всех, доступная, понятная, не требующая усилий от зрителя, читателя, слушателя. Массовая культура ориентируется на эмоциональное восприятие и выполняет функцию развлечения людей. Средства массовой информации стали проводниками и популизаторами массовой культуры. Появилась возможность манипулировать сознанием людей, возникло потребительское отношение к культуре.

Грани между элитарной и массовой культурой стираются, когда в конце столетия модернизм перерастает в постмодернизм. Культура последних двух десятилетий XX века - это культура постмодернизма. Постмодернизм -это особый тип мировоззрения, представление о жизненном пространстве, в котором главными ценностями становятся свобода во всем, спонтанность деятельности человека, игровое начало в ней. Постмодернистское сознание направлено на отрицание всякого рода норм и традиций - этических, эстетических и всех прочих. Искусство постмодернизма ориентируется одновременно и на массу, и на элиту. Оно возводит в принцип размывание граней не только между высоким и низким в искусстве, но и между художественной и внехудожественной деятельностью, между искусством и жизнью. Крайнего выражения достигает возникшая еще в модернизме тенденция к освобождению подсознательных инстинктов. Современный живописец жаждет расширить пространственные границы своего видения, прорываясь в просторы космоса или погружаясь в неизведанный мир подсознания, чтобы своим творчеством проторить путь в царство иного бытия, иной духовности, иного человека.

Современный мир с его проблемами и противоречиями побуждает нас критически проанализировать пройденный путь и перспективы дальнейшего развития человечества.


Культура России

Культура России своеобразна. Она не укладывается в типологию и периодизацию западной культуры. Что обусловило специфику русской культуры?

Как известно, культура - воздельыание природы. На Руси культура тонет в природности. Киевская Русь Владимира имела население 1,5-2 млн. чел.(королевство Франков, меньше Руси по территории имело 5млн. чел.). В России ландшафт оставался практически чисто природным вплоть до второй половины XIX века. Не только деревня, но и город долго был деревянным. Культура себя от природы не отделяла. Русский человек - крестьянин, земледелец. На протяжении веков крестьянство составляло большинство населения. Крестьянин - от слова крест, крещеный, христианин.

Крещение Руси в 988г. во многом определило характер русской культуры. Приняв православие, князь Владимир совершил выбор, повлиявший на историческую судьбу Российского государства. Это - шаг к Западу, к цивилизации европейского типа. Но - и к независимости от католического мира, от папы римского. Русь оказалась в противостоянии не только с восточно-азиатским миром, но и с католической Западной Европой. Православие стало духовной силой, которая объединяла народ в противостоянии к Востоку и Западу. Православие составило ценностно-смысловое «ядро» всей древнерусской культуры. Архитектура и живопись, музыка и поэзия, история (летописи) и философия, экономический уклад и политическая организация общества - все было освящено христианской традицией, религиозными идеалами, авторитетом отцов церкви.

Особенностью русской истории, повлиявшей на характер развития культуры, стал катастрофизм ее. Татаро-монгольское нашествие в XIII веке, определившее 140 лет безвременья, стало первой катастрофой. Следы монгольского нашествия глубоко врезались в память народа.

Опричнин

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...