Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Кадровая политика и стратегическое управление персоналом организации




Под кадровой политикой обычно понимают систему теоретических взглядов, идей, требований, принципов, оп­ределяющих основные направления работы с персоналом, ее формы и методы. Она определяет генеральное направле­ние на длительную перспективу, общие и специфические требования к кадрам. Разрабатывается собственниками орга­низации, кадровыми службами. В крупных компаниях кад­ровая политика как философия компании обычно офици­ально декларируется и подробно фиксируется в докумен­тах. В небольших фирмах она, как правило, специально не разрабатывается, а существует как система неофициальных установок владельцев.

Кадровая политика организации определяется рядом факторов, которые можно разделить на внутренние и вне­шние. К внешним относятся: национальное трудовое за­конодательство; взаимоотношения с профсоюзами; состо­яние экономики; перспективы рынка труда. Внутренними факторами выступают: структура и цели организации; территориальное размещение; применяемые технологии; организационная культура; морально-психологический климат в коллективе.

В настоящее время складывается комплексное поня­тие «кадровой политики» как единства взаимосвязанных направлений:

• обеспечение всех участков производства необходимой рабочей силой;

• создание условий, настраивающих работника на эф­фективный высокопроизводительный труд.

Термин «кадровая политика» имеет широкое толкова­ние: система правил и норм (которые должны быть осозна­ны и определенным образом сформулированы), приводящих человеческий ресурс в соответствие со стратегией фирмы (отсюда следует, что все мероприятия по работе с кадрами — отбор, составление штатного расписания, аттестация, обу­чение, продвижение — заранее планируются и согласовыва­ются с общим пониманием целей и задач организации).

В практике передовых предприятий существует ряд принципов кадровой политики: 1) демократизм управле­ния и готовность к сотрудничеству; 2) знание отдельных людей и их потребностей, учет интересов индивида и со­циальной группы; 3) справедливость, соблюдение равен­ства и последовательность.

Кадровая политика фирмы дифференцируется на со­ставляющие ее элементы.

1. Политика занятости — обеспечение высококвали­фицированным персоналом и создание привлекательных условий труда и обеспечение его безопасности, а также возможностей для продвижения работников с целью по­вышения степени их удовлетворенности работой.

2. Политика обучения — формирование соответствую­щей базы обучения, чтобы работники могли повысить ква­лификационный уровень и тем самым получить возмож­ность своего профессионального продвижения.

3. Политика оплаты труда - предоставление более высокой заработной платы, чем в других фирмах, в соот­ветствии со способностями, опытом, ответственностью ра­ботника.

4. Политика благосостояния — обеспечение более ши­рокого набора услуг и льгот, чем у других нанимателей; социальные условия должны быть привлекательны для работников и взаимовыгодны для них и фирмы.

5. Политика трудовых отношений — установление оп­ределенных процедур для разрешения трудовых конфлик­тов.

Средством реализации кадровой политики выступа­ет управление персоналом.

Кадровая политика — это совокупность способов воз­действия на персонал для достижения целей организации, позволяющих внести эффективный вклад в осуществление стратегии предприятия и привить персоналу социальную ответственность перед предприятием и обществом. Она яв­ляется продолжением и внешним проявлением стратегии предприятия в области управления персоналом. Стратеги­ческое управление организацией является исходной пред­посылкой стратегического управления ее персоналом.

Стратегия в области персонала строится на системати­ческом анализе внешней и внутренней среды и отражает общую концепцию развития персонала и предприятия в целом.

Стратегическое управление — это такое управление орга­низацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, гибко реагирует на вызов со сто­роны внешнего окружения, проводит своевременные из­менения в организации, позволяющие добиться конкурен­тных преимуществ, ориентируясь в своей деятельности на потребности покупателей, что в совокупности дает воз­можность организации выживать в долгосрочной перспек­тиве, достигая при этом своих целей.

Выбор миссии и целей организации является первым и самым ответственным решением при стратегическом пла­нировании.

Организация должна искать свою миссию во внешнем окружении, так как только постоянное поддерживание со­циальной значимости обеспечивает ей выживание и эф­фективное функционирование в будущем.

Прибыль никогда не может провозглашаться главной целью организации, потому что прибыль — сугубо внут­ренняя проблема, хотя и очень важная.

Хозяйственные цели устанавливаются в рамках мис­сии. Миссия фирмы заключается в реализации удовлет­ворения тех или иных значимых потребностей населения или государства, ибо только в этом случае выпускаемые товары и услуги будут пользоваться спросом.

При разработке планов стратегического управления организацией и ее персоналом учитывают следующие фак­торы внешней среды:

— политические (торговые соглашения между страна­ми, таможенная политика, нормативные акты местных органов власти и центрального правительства и т. д.);

— рыночные (спрос на товары, доходы населения, уро­вень конкуренции в отрасли, емкость рынка и т. п.);

— технологические (изменения в технологии производ­ства, появление новых технологий, новых товаров и т. п.);

— конкурентные (что делают конкуренты, что могут сделать, каковы их цели, стратегии, перспективы, силь­ные и слабые стороны);

—социальные (изменения общественных ожиданий, ценностей, нравов, отношений);

— международные (анализ международного рынка, по­литики правительств других стран по защите националь­ного рынка или отдельных отраслей и т. п.).

Анализ внешней среды следует заканчивать составле­нием перечня внешних опасностей и возможностей, с ко­торыми фирма сталкивается или столкнется в будущем.

Факторы возможностей и факторы угроз ранжируются по значимости, по степени воздействия на организацию.

Анализ сильных и слабых сторон организации предпо­лагает изучение текущего состояния фирмы, ее внутрен­них возможностей, недостатков, слабостей. Обычно обсле­дуют пять функциональных зон — маркетинг, финансы (бухгалтерский учет), производство, персонал, а также ор­ганизационную культуру и имидж организации. Все полу­ченные данные необходимо проанализировать.

 

8. Кадровое планирование: оперативный план работы с персоналом, планирование потребности в персонале.

Для разработки оперативного плана работы с персоналом необходимо с помощью специально разработанных анкет собрать следующую информацию:

  • сведения о постоянном составе персонала (имя, отчество, фамилия, место жительства, время поступления на работу и т. д.);
  • данные о структуре персонала (квалификационная, половозрастная, национальная структура; удельный вес инвалидов, удельный вес рабочих, служащих, квалифицированных рабочих и т. д.);
  • текучесть кадров;
  • потери времени в результате простоев, по болезни;
  • данные о продолжительности рабочего дня (полностью или частично занятые, работающие в одну, несколько или ночную смену, продолжительность отпусков);
  • заработная плата рабочих и служащих (ее структура, дополнительная заработная плата, надбавки, оплата по тарифу и сверх тарифа);
  • данные об услугах социального характера, предоставляемых государством и правовыми организациями (расходы на социальные нужды, выделяемые в соответствии с законами, тарифными договорами, добровольно).

Анкеты следует составлять таким образом, чтобы наряду с производственными целями они могли служить и кадровому планированию.

Информация о персонале представляет собой совокупность всех оперативных сведений, а также процессов их обработки для кадрового планирования.

Информация о персонале должна отвечать следующим требованиям:

  • простоты - это значит, что информация нее должна содержать столько данных и только в том объеме, сколько необходимо в данном конкретном случае;
  • наглядности - сведения должны быть представлены таким образом, чтобы можно было быстро определить главное, избежать многословия. Для этого нужно использовать таблицы, графики, цветное оформление материала;
  • однозначности - сведения не должны быть не ясными, в их толкование следует следить за семантической, синтаксической и логической однозначностью материала;
  • сопоставимости - сведения должны приводиться в сопоставимых единицах и относиться к поддающимся сравнению объектам как внутри организации, так и вне ее;
  • преемственности - сведения о кадрах, подаваемых за разные временные периоды, должны иметь одну методику подсчетов и одинаковые формы представления;
  • актуальности - сведения должны быть свежими, оперативными и своевременными, т. е. представляться без опозданий.

Планирование потребностей в персонале является начальной ступенью процесса кадрового планирования и базируется на данных об имеющихся и запланированных рабочих местах, плане проведения организационно-технических мероприятий, штатном расписании и плане замещения вакантных должностей. При определении потребности в персонале в каждом конкретном случае рекомендуется участие руководителей соответствующих подразделений.

Стратегия управления персоналом создается на основе общей стратегии развития организации и представляет собой способы действий в отношении персонала по достижению целей организации. Требования к планированию персонала - численность и качество персонала должны быть рассчитано так, чтобы обеспечить долгосрочное выполнение задач предприятия.

Цель планирования персонала состоит в том, чтобы определить то, когда, где, сколько, какой квалификации и с какими затратами организации потребуются работники для решения ее задач.

Какие факторы необходимо учитывать при планировании персонала?

Необходимо учитывать как внутриорганизационные, так и внешние факторы (табл. 9).

Таблица 9

Основные факторы, влияющие на потребность в персонале организации

Внутриорганизационные факторы Внешние факторы
1. Цели (стратегические задачи, бизнес-планы): · выпуск новой продукции; · освоение новых рынков; · ликвидация отдельных сегментов рынка. 1. Состояние экономики в целом: · темпы экономического роста; · уровень инфляции; · уровень безработицы; · ситуация на рынке труда.
2. Движение персонала: · увольнения по собственному желанию; · выходы на пенсию; · декретные отпуска; · временная нетрудоспособность; · смерть. 2. Политические изменения: · изменения КЗоТ; · налоговый режим; · система социального страхования.
3. Финансовое состояние, традиции. 1. Развитие техники и технологии.
  4. Конкуренция и рыночная динамика

Можно выделить следующие основные этапы планирования.

1. Анализ внешней среды с точки зрения тенденций изменения ситуации на местном рынке рабочей силы.

2. Анализ внутренних ресурсов организации с точки зрения удовлетворения будущих потребностей организации (для достижения планируемых организацией целей).

Здесь важна грамотно организованная статистика персонала:

· структура и динамика рабочей силы организации по категориям занятых (производственный, непроизводственный, административный персонал);

· возрастная и образовательная структура персонала;

· текучесть персонала;

· издержки на рабочую силу;

· квалификация персонала и статистика профессионального обучения.

3. Прогноз ситуации на планируемый период на основе анализа.

4. Анализ конкретных потребностей организации ( когда, сколько, какой квалификации работники потребуются на планируемый период).

На данном этапе основным подспорьем является детально проработанный перспективный план развития организации.

5. Анализ возможностей удовлетворения конкретных потребностей организации за счет существующего персонала.

6. Принятие решения о необходимости привлечения дополнительных ресурсов, удовлетворения будущих потребностей организации за счет существующего персонала или о частичном сокращении персонала.

 

 

9. Набор персонала

 

Набор персонала — одна из важнейших задач кадровой службы предприятия гостиничной индустрии. Набор рабочей силы заключается не только в комплектации штата, но и в создании резерва кандидатов на все рабочие места с учетом будущих изменений (уход сотрудников на пенсию, окончание сроков контрактов, декретные отпуска и так далее). Особую актуальность такой резерв потенциальных сотрудников приобретает в периоды высокой загрузки гостиницы, когда увольнение даже одного сотрудника службы приема может снизить показатели качества сервисного обслуживания на несколько пунктов. Набор персонала — одна из важнейших задач кадровой службы предприятия гостиничной индустрии. Набор рабочей силы заключается не только в комплектации штата, но и в создании резерва кандидатов на все рабочие места с учетом будущих изменений (уход сотрудников на пенсию, окончание сроков контрактов, декретные отпуска и так далее). Особую актуальность такой резерв потенциальных сотрудников приобретает в периоды высокой загрузки гостиницы, когда увольнение даже одного сотрудника службы приема может снизить показатели качества сервисного обслуживания на несколько пунктов. Набор персонала традиционно делится на внешний и внутренний. Внешний набор включает предложение населению подавать заявления о приеме на работу и сбор заявлений, уточнение рынка труда, публикации объявлений в газетах, журналах, обращение в агентства по трудоустройству и высшие и средние учебные заведения, специализирующиеся на подготовке кадров в области гостиничного бизнеса. Внутренний набор состоит в процессе продвижения сотрудника по иерархической лестнице. Внутренняя публикация вакансий на предприятии позволяет рассмотреть уже работающий персонал в качестве претендентов на открывшуюся позицию. И внешний, и внутренний набор персонала имеет свои преимущества и должен в обязательном порядке сочетаться в той пропорции, которая будет выгодна гостинице на данном этапе ее развития. обновить состав сотрудников того или иного отдела, пополнить его при необходимости специалистами более высокого класса (например, имеющими опыт работы в зарубежных гостиницах). Внутренний набор способствует развитию работающего персонала, повышает удовлетворенность трудом, сопровождается отсутствием необходимости адаптировать сотрудника к коллективу и специфике работы данного отеля, а потому, по мнению отдельных специалистов, требует меньших материальных затрат. Для внешнего набора персонала целесообразно постоянно анализировать существующие рынки рабочей силы Необходимо знать, где можно найти специалистов различной квалификации в соответствии с запросом гостиничного предприятия. Одной из форм внешнего набора рядового персонала, например, может стать привлечение студентов старших курсов колледжей и вузов, специализирующихся на подготовке специалистов для последующей работы в сфере гостиничного бизнеса, для прохождения учебно-производственной практики в тех подразделениях отеля, где существует острая потребность в новых или дополнительных кадрах. Эта форма сотрудничества с учебными заведениями выгодна обеим сторонам, так как, во-первых, вуз или колледж будет иметь возможность предоставить наряду с теоретическими знаниями и практическую базу приложения полученных знаний, что является обязательным пунктом любого учебного курса. А во-вторых, гостиница, принимающая на практику студентов, сможет провести определенный отбор соискателей и составить свой резерв кадров. Методы внутреннего набора также могут быть разнообразны. Многое здесь зависит от целей набора. Так, если его целью является просто замещение вакантной должности, а политика отеля такова, что «свой всегда лучше нового», тогда отдел персонала может проинформировать все подразделения об открывшихся вакансиях, доводя информацию до каждого из работающих, например, посредством публикации объявления во внутренней прессе (разумеется, если она на предприятии существует) или вывесив то же объявление в местах наибольшего скопления персонала (например, в рабочей столовой или возле служебного входа в отель, который используется только персоналом). Другой метод внутреннего набора характеризуется перераспределением работающего персонала по иерархической лестнице. Так, если сотрудник находился на определенной ступени пирамиды управления, то компенсировать его повышение по служебной лестнице можно за счет приглашения на эту позицию сотрудника более низкого уровня. Для грамотного решения такой задачи необходимо иметь, во-первых, точный профессиональный профиль данной должности и, во-вторых, резерв сотрудников, которые реально могут участвовать в конкурсе на замещение вакантной должности Чтобы отобрать кандидата на определенную должность, необходимо иметь достаточную информацию о работе, которую ему предстоит выполнять, а также о требованиях к нему и результатах, которых он должен достичь. В этой книге мы уже затрагивали вышеперечисленные вопросы, а потому сейчас обратимся непосредственно к этапу отбора персонала и постараемся рассмотреть конкретные методы, позволяющие максимально эффективно пройти этот этап. Чтобы определить, насколько деловые качества соискателя соответствуют предъявляемым к вакантной должности требованиям, необходимо провести особый анализ. Конечно, количество методов сбора информации о соискателе во многом зависит именно от той вакансии, на которую он претендует.

 

Новости
· 15 января По итогам 2012 года Мальдивы посетило большее количество российских путешественников · 15 января Специалисты туристической отрасли представили календарь путешественника на 2013 год · 15 января При окружной больнице в Шарье открылась социальная гостиница · 15 января Проект высотной гостиницы в центре Новосибирска вызвал очередные нарекания · 15 января В минувшие новогодние праздники Петербург посетило меньшее количество гостей, чем предполагалось · 15 января В 2012 году гостиницы Петербурга в среднем загружались на 68 процентов · 15 января В Эдинбурге открылась гостиница «Tune Hotel Haymarket»

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...